Чтение – вот лучшее учение
А.С. Пушкин
Цели:
- привитие интереса учащихся к предмету литературы;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- расширение детского кругозора.
Оформление кабинета к празднику:
1. Парты расставить буквой П, за ними– стулья
для участников 5 класса «Г» и гостей–родителей
учащихся, учеников 2 класса «Б», 6 класса «В»-«Г»).
2. На классных металлических досках – рисунки
учащихся, иллюстрирующие литературные
произведения, выполненные в разные годы
обучения.
3. На интерактивной доске – первый слайд
презентации с названием литературного праздника
(слайд 1, Приложение 1).
4. Кабинет украсить разноцветными шарами.
5. Декорации для инсценировок.
Вступление
Звучат позывные литературного праздника – музыка Г.Свиридова (Вальс из кинофильма «Метель») в исполнении Канаева Ильи, ученика 10 класса «Б».
Учитель: Добрый день, дорогие участники и гости литературного праздника «Живые страницы». Сейчас прозвучали позывные, вы услышали музыку Г.Свиридова из кинофильма «Метель» в исполнении ученика 10 класса «Б» Ильи Канаева. Если прозвучали позывные, значит, наш праздник можно считать открытым, и я представляю вам старших ведущих – это мои выпускники, нынешние десятиклассники: Наталья Григорьева и Илья Канаев.
Наташа: Добрый день, дорогие гости и участники!
Илья: Здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по литературным произведениям.
Наташа: И страницы книг ОЖИВУТ!
Илья: Но сначала немного об истории литературных праздников, которые проводит наш учитель русского языка и литературы Бобринская Татьяна Ильинична (слайд 2).
Наташа: Только что вы услышали позывные нашего праздника в исполнении Ильи, а звучат они сегодня в 21 раз!
На интерактивной доске – фотоальбом всех предыдущих праздников (Приложение 3).
Илья: Мы с Наташей принимали активное участие в пяти последних праздниках.
Наташа: Мы читали наизусть и стихи, и прозу, разыгрывали сценки из литературных произведений…
Илья: Пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах, рисовали иллюстрации к художественным произведениям.
БЛОК «СКАЗКИ»
Наташа: Сегодня мы начинаем со сказок. Сказки любят читать все: от мала до велика. Ведь «сказка–ложь, да в ней намёк…». У нас в гостях Снегурочка. (Слайды 3, 4).
Снегурочка – Алина Кундакчан, ученица 2 класса «Б» поёт, танцует и рассказывает о трёх прочитанных сказках про Снегурочку: русская народная сказка, сказка В.И. Даля и сказка Братьев Гримм. (Музыка: песня – минус про ёлочку; на интерактивной доске после песни демонстрируется клип-сказка «Снегурочка». Текст песни «Елочка» из мультфильма "Новогодняя сказка")
Илья: Литературный праздник давно стал традиционным, но и внутри праздника тоже есть традиции. Одна из них – передача эстафеты новым ведущим. Мы приглашаем Аню Изюмову и Славу Эквиста. (Наташа и Илья надевают маленьким ведущим медальки с надписью: «Ведущий».)
Аня: Откроем страницы книги Самуила Яковлевича Маршака (Слайд 5).
Инсценировка литературной сказки-пьесы «Двенадцать месяцев». Фрагмент. (Музыка: Моцарт «Менуэт» – звучит в начале и в конце инсценировки).
Аня: Ганс Христиан Андерсен (Слайды 6, 7)
Инсценировка сказки «Снежная королева» (Звучит бой часов – 5раз. После инсценировки показать фрагмент фильма «Снежная королева» с 1ч.15 мин. до конца –2 мин.)
Наташа: Илья, а помнишь, когда мы учились в 5 классе, ставили сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»?
Аня и Слава (вместе): Наташа, Илья, а мы разыгрывали русскую народную сказку «Морозко» на фестивале сказок. (Слайд 8).
Наташа: Ребята, (обращаясь к классу) а какие роли вы исполняли в спектакле по сказке «Морозко»?
Дети отвечают:…
Илья: Вы, ребята, молодцы! А в каких ещё литературных конкурсах вы принимали участие? (Вопрос ко всем детям)
Альбина: Я сочиняла сказку о добре и красоте. (На интерактивной доске презентация сказки собственного сочинения). Альбина читает сказку (Приложение 2).
Наташа: Девочки из 6-х классов тоже принимали участие в этом конкурсе. (Слайд 9) Слово гостям из 6-х классов (учитель русского языка и литературы Козлова И.А.):
Алина Корж: Я сочинила сказку-быль «Подарок Мудрой Совы».
Нижеватова Анна: А я написала сказку-быль «Подвиг Грея».
Ширенкова Алина: Мне хочется прочитать вам небольшой фрагмент из моего конкурсного сочинения «Я думаю над словом доброта»…
Я часто думаю о том, что нужно сделать для того,
чтобы все люди были добры, чутки друг к другу…
Казалось бы, это так просто! Не отворачиваться от
ближнего своего, который находится рядом и
нуждается в чём-то. Помогать и в радости и в горе!
Поднять упавшего человека! Приласкать собаку!
Как будет счастлив твой пёс, почувствовав ласку
своего хозяина! Даже мимо сломанной ветки дерева
добрый человек вряд ли пройдёт. Возможно, он
перевяжет её марлей и, наверное, будет приходить
сюда каждый день.
Ф.М. Достоевский считал, что красота спасёт мир. Я
считаю, что именно красота человеческой души
спасёт нас. Получить эту красоту человеческой
души мы можем из великих произведений мировой
литературы…
БЛОК «БАСНИ» (Слайд 10)
Московенко Софья. Басня собственного сочинения «Кот и курица».
Андреева Валерия. Художественное чтение басни «Кот и повар».
Алина Корж. Басня собственного сочинения «Комод и шкаф».
Уж сколько раз твердили нам отцы,
Коль хочешь получить слона заместо мухи,
Молчи и «другу» ничего не говори,
Ты знаешь, уши могут слушать.
Однажды шкаф сказал комоду,
Что у него богатства очень много,
И наш комод совсем позеленел
От зависти, и стал трезвонить всем,
Что шкаф богатенький, богатенький такой
А воры в это время навострили уши.
Вошли и разложили бедный шкаф,
А там старьё, но, правда, очень много.
Богатство? Никому не нужный прах.
Молчи, и не придёт к тебе беда,
И цел останешься тогда.
Наташа: А я помню, как на уроке литературы Татьяна Ильинична проводила конкурс инсценированной басни.
Илья: И я тоже помню. Это было интересно и смешно.
Инсценирование басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Инсценирование басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». Муз. Рахманинова «Итальянская полька», звуки ГРОЗЫ.
Аня: Какой интересный предмет – литература! Когда читаешь, можно перенестись во времени и в пространстве куда угодно!
Слава: Недавно мы прочитали повесть Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», герой этой повести после кораблекрушения оказался на необитаемом острове. (Слайд 11).
Наташа: Вспомним один эпизод из этого произведения. Георгий Гладков. Проза наизусть.
ВОЕННЫЙ БЛОК (Слайд 12)
Наташа: Илья, какие мы уже взрослые!
Теперь читаем очень серьёзные произведения…
В следующем году мы окончим школу, у нас будет
выпускной бал, и мы пойдём поступать в
университет…
В 1941 году 22 июня юноши и девушки праздновали
окончание школы, мечтали о будущем, возвращаясь с
выпускного бала… (музыка «Война священная»)
Аня: Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз изменило планы выпускников 1941 года.
Слава: Юноши отправились на фронт защищать свою Родину, а девушки пошли на курсы медсестёр, чтобы помогать раненым.
Наташа: 1418 дней шла Великая Отечественная война. 26,6 млн. человек унесла она с собой!
Аня: Но русский народ выстоял, пережил блокаду Ленинграда, Сталинград, Курскую битву, Ржев…
Слава: Многим городам присвоено звание город – герой: Москва, Киев, Севастополь, Ленинград, Орёл…многие города носят звание города Воинской славы: Ржев, Тверь…
Наташа: Тяжёлые годы войны помогали пережить советскому народу писатели и поэты, которые вставали в ряды фронтовых корреспондентов; артисты, выступавшие с концертами перед фронтовиками и в госпиталях.
Канаев Илья исполняет на аккордеоне
музыкальную композицию «Синий платочек».
А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» (Читают
Эквист Вячеслав и Васильев Владимир).
Григорьева Наташа читает стихотворение Гайды
Лагздынь «Речки наши солнечные», посвящённое
девушкам, погибшим на войне.
Илья: Многие стихи были переложены на музыку и стали любимыми песнями для всех нас.
Все вместе поём песню «Катюша», аккомпанирует Канаев Илья. (На экране – фрагменты фильма «Однополчане» – документальные кадры. Демонстрируются без звука!)
Слава: Мы гордимся героями, павшими и живыми. Низкий поклон ветеранам Великой Отечественной войны. (Музыка «День Победы»). (Слайд 13)
Письмо ветерану Великой Отечественной войны. Читает Цветкова Людмила.
(В начале мая в 5 «Г» классе прошёл урок письма, на котором учащиеся писали письма ветеранам Великой Отечественной войны. 8 писем отправлены на конкурс «Лучший урок письма» в номинации «Победы родное лицо».)
Здравствуйте, дорогой ветеран, солдат –
победитель!
9 мая наша страна отмечает великий праздник –
День Победы над фашистской Германией. 69 лет
минуло с того времени, как закончилась Великая
Отечественная война. Всё дальше уходят в историю
её грозные, героические годы.
Я и все мои родные говорим Вам спасибо! Спасибо
за нашу мирную и радостную жизнь, за светлое небо,
яркое солнце, за улыбки на лицах людей, за покой и
счастье! Ваша стойкость, героизм, мужество,
отвага помогли вынести тяжёлое время войны,
выстоять в сражениях и победить. Низкий Вам
поклон за это и большое человеческое спасибо.
Ваши подвиги навсегда останутся в наших сердцах.
Крепкого Вам здоровья и долголетия, удачи и
благополучия!
С уважением, Цветкова Людмила, ученица 5 класса
«Г» МОУ СОШ № 43 города Тверь.
5 мая 2014 год.
Аня: Теперь мы можем спокойно учиться,
потому что в нашей стране нет войны. Мы можем
отдыхать, заниматься любимым делом, читать, учить
стихи, танцевать.
Русский танец исполняет Собранский Семён.
БИБЛИОТЕЧНАЯ СТРАНИЧКА
Учитель знакомит учащихся и гостей праздника
с небольшой выставкой книг из школьной
библиотеки.
Наташа читает конкурсную работу по книге
Г.Лагздынь «Старые дневники и пожелтевшие
фотографии» (Приложение 4).
БЛОК «СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ»
Наташа: Перевернем страницы лирических произведений. Читаем стихи!
Иван Бунин «Помню долгий зимний вечер…», Дмитрий Кедрин «Алёнушка», Сергей Есенин «Ночь», Николай Рубцов «Деревня Никола», Прокофьев «Алёнушка», Леткова Т.«Вивальди» (в сопровождении фонограммы музыки Вивальди), Андрей Дементьев «На Волге».
Звучат позывные праздника, затихая.
Наташа: Вот и подошёл к концу наш литературный праздник «Живые страницы».
Илья: Мы вновь перелистали страницы любимых книг.
Аня: И, действительно, страницы книг ожили!
Наташа: От всех присутствующих мы благодарим Татьяну Ильиничну за создание и проведение XXI литературного праздника.
Учитель: Наш праздник удался. Замечательно все поработали. Я благодарю участников и гостей праздника. А какой же праздник без подарков? А в подарок вы сегодня получите сладкие призы, благодарственные письма от администрации школы и, конечно же, книги, потому что чтение – лучшее учение. Слово гостям праздника.
Гости рассказывают о своих впечатлениях
Учитель: Есть ещё одна традиция внутри праздника – это общая фотография на память.