В основе данного проблемно-развивающего урока лежит вопрос: «Есть ли что-то, что объединяет роман, признанный православной церковью еретическим, с Евангелие?» Идея, лежащая в основе «ершалаимских» глав и проповедуемая православием, и есть то открытие, которое делают учащиеся в результате исследования: человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия.
Идея урока и его цели реализуются за счет использования широкого перечня методических приемов, логично ведущих к решению поставленных задач: лекция учителя, реализация индивидуальных сообщений, исследовательская работа в группах с сопоставительной таблицей (активная форма обучения), эвристическая беседа, коллективный просмотр видеофрагмента и его обсуждение, комментарий учителя, выразительное чтение и чтение в лицах, коллективное прослушивание фонограммы песни. В урок включена коллективная, индивидуальная и групповая деятельность учащихся. Урок интегрированный, т.к. очевидно прослеживается связь с историей, географией, живописью, музыкой, киноискусством. Особую роль в реализации идеи играют материалы по методическому обеспечению педагогических технологий урока:
опорный конспект урока (раздаточный материал), сопоставительная таблица для исследования фактов текста романа и сравнения с Евангелие, презентация (14 слайдов), словарь-справочник читателя, репродукции картин, видеофрагмент, аудиофрагмент.
Программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной (базовый уровень) предполагает на изучение творчества М. А. Булгакова отвести 5 учебных часов. Предлагаются на выбор романы «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Как правило, учащиеся выбирают последний. Имея возможность варьировать программное содержание, я распределила его следующим образом:
- Вступительный. Интеллигенция начала 20-го века. Проблема писательского выбора. Булгаков и власть. История создания романа «Мастер и Маргарита». Булгаков о Доме и Боге.
- Философско-этические проблемы «ершалаимских» глав романа. Евангельская основа романа. Композиция, жанр.
- Тема любви в романе «Мастер и Маргарита»
- Сатира в «московских» главах романа.
- Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных».
Таким образом, все программное содержание логично организуется, а яркость «любовных» и «московских» глав изначально не заслоняет главного, серьезнейшего содержания «ершалаимских».
Методики, приемы и средства обучения на уроке отобраны с учетом темы, целей урока, возможностей учителя и учащихся, с учетом учебно-методической базы кабинета. По дидактической цели данный урок может быть признан комбинированным. Коммуникативный, исследовательский и дискуссионный принципы, осуществленные на данном уроке, позволяют говорить о нем как об уроке, направленном на развивающее обучение. В ходе урока реализуются все целевые установки. Урок, бесспорно, способствует формированию духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, и приближает учащихся к постижению одного из вершинных произведений отечественной литературы.
Урок способствует активному умственному росту, межличностному и межкультурному диалогу, реализует межпредметные связи, формирует навыки поиска нужной информации.
Цель урока: создать условия для исследования и осмысления философско-этических проблем «ершалаимских» глав романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Задачи урока:
- Образовательные:
- познакомить с композиционными и стилистическими особенностями романа;
- показать исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок.
- Развивающие:
- развитие мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы; овладение культурой ведения дискуссий.
- Воспитательные:
- воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг.
Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация к уроку; выставка «Библейские мотивы в живописи»; словарь-справочник (Приложение 7); опорный конспект и сопоставительная таблица (Приложение 2 – раздаточный материал)
ХОД УРОКА
1. Лекция учителя «Композиция романа. Три мира одного романа». Фронтальная беседа, направленная на выявление уровня восприятия романа. (Приложение 3. Слайд 1 – портрет М.Булгакова)
– Итак, роман, задуманный зимой 28-29 года,
вставки к которому Булгаков диктовал жене в
феврале 1940 г., за 3 недели до смерти, впервые был
напечатан только в журнале «Москва» №11 в 1966 и в №
1 в 1967 году, т.е.27 лет спустя после ухода
из жизни автора.
(Слайд № 2 – даты)
Сегодня мы попробуем с вами хоть немного
приблизиться к постижению «невозможного»
романа, сделав акцент в нашей работе на
«ершалаимских главах».
(Слайд № 3 – тема урока)
– Чем, по-вашему, интересна композиция романа
«Мастер и Маргарита»?
– Композиция сложна: присутствует хорошо
известный нам приём «роман в романе»,
равноправно существуют 3 сюжетные линии:
(Слайд № 4)
Композиция «роман в романе»
Эти линии сливаются в финале воедино, несмотря
даже на стилевые различия, ибо в центре романа
всё равно стоит тема Творца. Мастера.
Всего 32 главы с эпилогом, причём те 4 главы,
которые рассказывают историю П.П. и Иешуа и
показывают всего один день (пятницу перед
Пасхой), мастерски вплетены в
повествование: сначала это рассказ Воланда (гл.2),
потом сон Иванушки (гл.16), затем главы романа
Мастера, которые читает Маргарита (гл.25,26).) Но как
бы там ни было, мы знаем, что «ершалаимские главы»
– это роман Мастера, роман, вызвавший странные
улыбочки у чиновников от литературы.
План по «ершалаимским главам» мог бы выглядеть так:
Гл.2 – Рассказ Воланда Слайд № 5 | Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри. Разговор с Каифой |
Гл. 16 – Сон Ивана Бездомного Слайд № 6 | Казнь на Лысой горе. Левий Матвий свидетель казни |
Гл.25 – Маргарита читает Слайд №7 | Пилат дает задание Афранию относительно Иуды |
Гл.26 – Маргарита читает Слайд № 8 | Тоска Пилата. Доклад Афрания. Разговор Пилата с Левием Матвием |
Интересно, что действие и исторических, и современных событий приходится именно на Страстную неделю. Воланд со свитой появляется в среду, а в ночь на Святое Воскресенье, на Пасху, отбывает из Москвы. События же "ершалаимских глав", как уже говорилось, укладываются в пятницу на Страстной неделе. В году так много дней, а здесь – прямое наложение!
Трудно также не заметить сходность описания 2-х городов, разделённых тысячами километров и почти 2000 лет.
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете». А теперь другое описание: «Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Всё пропало, как будто этого никогда не было на свете».
Детали, ритм, интонация фраз совпадают.
«Вечные символы», силы природы: солнце, луна, гроза, туча, молния – присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Воланда и Мастера. Причём хронологически одинаково и в Ершалаиме, и в Москве они сменяют друг друга: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза. Это не может быть случайностью. Множество подобных параллелей связывают Ершалаим 30-х г. I века нашей эры и Москву 30-х г. XX века. Слайд № 9 (схема)
Таким образом, сюжет «ершалаимских глав» романа опирается на Евангелие. А что же такое Евангелие?
2. Реализация индивидуального сообщения «Евангелие и евангелисты». (Слайд № 10 – евангелисты)
3. Групповая работа – исследование текста с таблицей. Сопоставление фактов, данных в «ершалаимских» главах, со Святым Писанием. Третью графу учащиеся заполняют самостоятельно, опираясь на знание текста романа. (Приложение 1)
– В какой мере «ершалаимкие главы» повторяют Святое Писание? Попробуем сопоставить некоторые факты.
Заслушивание результатов исследований. Вывод.
– Что доказали мы данным сопоставлением? (переосмысление библейского текста, ибо в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата).
4. Реализация индивидуального сообщения «Понтий Пилат. (Приложение 5) Историческая справка». (Слайд № 11).
5. Лекция учителя с элементом беседы
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей
кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа
весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между
двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел
прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
– Какой образ видится нам при чтении
этой первой фразы? (Человек, наделённый
властью, не лишённый государственной мудрости,
вызывающий трепет, уважение).
– Совсем по-другому звучит следующая фраза:
«Более всего на свете прокуратор ненавидел запах
розового масла, и все теперь предвещало
нехороший день, так как запах начал преследовать
прокуратора с рассвета».Что дает она для
понимания характера Пилата? (Пропадает ореол
значительности, подчёркиваются земные слабости,
приземляя героя)
– Вот так на протяжении всего романа в образе
Пилата будут соединяться величественные черты
сильного и умного правителя и признаки
человеческой слабости, из которых самым ярким
будет самая скрываемая ото всех – трусость перед
более высокой властью.
– Прежде чем обратиться ко 2ой главе романа,
давайте вспомним первоисточник – Евангелие:
Первосвященник Кайфа отослал Иисуса к римскому
наместнику в Иудее – Понтию Пилату: только тот
имел право вынести смертный приговор. (Мф. 27: 3,5).
Призвав Иисуса, Пилат спросил его, что он сделал.
Иисус ответил Пилату знаменитыми словами: «Я на
то родился и на то пришел в мир, чтобы
свидетельствовать об истине; всякий, кто от
истины, слушает гласа Моего». «Что есть
истина?» (Ин. 18: 37-38) – спросил Пилат, не
понимая, что истина перед ним.
Пилат не нашел никакой вины Иисуса и хотел Его
отпустить. И жена его просила не причинять вреда
Праведнику. В праздник еврейской Пасхи Пилат по
обычаю мог отпустить одного из осуждённых на
казнь. Но народ потребовал отпустить разбойника
Варавву и осудить Иисуса. «Иудеи же кричали, если
отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий
себя царём, противник кесарю» (Ин. 19:12). Услышав
эти слова, Пилат испугался.
Он обратился к иудейскому пароду:
«Какое же зло сделал Он?» Но они ещё сильнее
кричали, да будет распят! <...> Пилат
<...> взял воды и умыл руки перед народом, и
сказал: невиновен я в крови Праведника Сего;
смотрите вы, И отвечая, весь народ сказал: кровь
Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25). Была
пятница. В этот день предали Христа на распятье.
– Заостряется ли в Евангелии вина Пилата? (Нет,
она переносится на народ иудейский).
6. Коллективный просмотр видеофрагмента «Суд Пилата над Иисусом» (фильм «Иисус» – экранизация Евангелие от Луки, режиссер Джон Хейман, 1979 год). (Приложение 8). Беседа.
– Подтвердилось ли и сейчас высказанное вами мнение о том, что Пилат не хотел отдавать приказ о казни «Праведника Сего»? Как это выразилось в фрагменте?
7. Беседа по содержанию 2-ой главы романа.
Обратимся к тексту гл. 2 «Понтий Пилат»,
проследим же теперь за поведением главного героя
романа Мастера в сцене допроса.
– Какие слова Иешуа следует считать завязкой
беседы? («Добрый человек»)
– Какую «новость» о людях узнаёт Пилат от Иешуа? («Злых
людей нет на свете».)
8. Выразительное чтение в лицах фрагмента 2-ой главы романа: «А теперь скажи мне…до… и первый, кто об этом позаботится, буду я»
9. Комментарий учителя
– Посмотрите, как библейский сюжет «пророс» в романе, как Булгаков интерпретирует его:
Евангелие от Иоанна:
Иисус у Анны (тестя Каифы)
«Анна спросил об учениках и об учении.
Иисус: Я говорил явно миру. Я учил в
синагоге и в храме и тайно не говорил ничего.
Спроси их, они знают, что говорил.
Тогда служитель ударил
Иисуса по щеке, сказав: «Так
отвечаешь ты первосвященнику!»
Иисус: Я сказал худо, покажи, что худо; а
если хорошо, что ты бьёшь Меня?»
Евангелие от Иоанна:
Иисус: «Я на то родился и на то пришёл в
мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий,
кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат: Что есть истина?
И вышел опять к иудеям».
10. Беседа по содержанию 2ой главы романа
– Высокие обязанности прокуратора заставляют
Пилата, мучающегося мигренью, вести допрос. В чем
Синедрион обвиняет Иешуа? (Подстрекательство к
разрушению ершалаимского храма)
– Что на это отвечает Иешуа? («Рухнет храм
старой веры и создастся новый храм истины»; вера
слепа, от веры к истине – такова история
человечества.)
– Как же Иешуа отвечает на вопрос о том, что такое
истина? И как нам понять его слова?
11. Выразительное чтение в лицах эпизода «Что есть истина?»: « Истина прежде всего в том…до…и тут говорящий позволил себе улыбнуться».
– Истина – человеческое понятие, конкретное,
она исходит от человека и замыкается на нем,
истина то, что со-страдание избавляет от
страдания.
– Многие живописцы не раз обращались к
евангельским сюжетам. Картина же Николая
Николаевича Гё носит название «Что есть истина?»
И мы не можем с вами сейчас пройти мимо этого
факта.
12. Реализация индивидуального сообщения «Николай Николаевич Гё и его картина «Что есть истина?». (Слайд № 12).
13. Комментарий учителя. Кто всем управляет?
– Вспомним разговор между Берлиозом, Бездомным
и Воландом (1 глава) о том, кто управляет «всем
вообще распорядком на земле». Вспомним
пошловатую фразу о кирпиче, который «ни с того ни
с сего никому и никогда на голову не свалится».
Во 2 главе Пилат предлагает Иешуа поклясться.
«– Ну, хотя бы жизнью твоей, ею клясться самое
время, т.к. она висит на волоске, знай это.
– Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон?
Если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
– Я могу перерезать этот волосок.
– И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и
заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, –
согласись, что перерезать волосок уже наверно
может лишь тот, кто подвесил?»
Евангелие от Иоанна:
П. Откуда ты?
Иисус не ответил.
П. Мне ли не отвечаешь? Не знаешь, что я
имею власть распять Тебя?
Иисус: Ты не имел бы надо Мною никакой
власти, если бы не было дано тебе свыше;
посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
Евангелие от Луки:
П. Я исследовал и не нашёл вины в Нем,
Ирод также. Ничего не найдено в Нем достойного
смерти. Наказав, отпущу.
– Смерть Ему! Отпусти Варавву!
П. возвысил голос, желая отпустить
Иисуса.
– Распни Его!
П. Какое же зло сделал Он? Я ничего
достойного смерти не нашёл в Нем. Итак, наказав
Его, отпущу.
– Распни Его!
«Они продолжали с великим криком
требовать, чтобы он был распят; и превозмог
крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по
прошению их. ...Иисуса предал в их волю».
14. Беседа по содержанию 2ой главы романа
– Итак, рушить храм подсудимый не собирается.
Обвинение снято.
«В светлой теперь и легкой голове прокуратора
сложилась формула. Она была такова: игемон
разобрал дело бродячего философа Иешуа, по
кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не
нашел». Но мечты Пилата рушатся доносом Иуды из
Кириафа.В чем состоял донос Иуды? («Власть есть
насилие», «Закон об оскорблении величества ...»)
– Какие детали очень психологично передают
состояние Пилата после прочтения доноса?
– Чей портрет представляется Пилату после
прочтения доноса Иуды? Чем примечательна эта
личность? (Император Тиберий)
(словарь-справочник – Приложение
7. Приложение 6.)
– Как Пилат пытается на допросе спасти Иешуа?
– Почему Иешуа не понимает его попыток?
– «Мысли понеслись короткие, бессвязные и
необыкновенные: «Погиб!... », потом:
«Погибли! ... » И какая-то совсем нелепая среди них
о каком-то бессмертии, причем бессмертие
почему-то вызвало нестерпимую тоску». Почему
«бессмертие», почему «тоска»?
– Почему к концу допроса Пилат сбивается на крик
«страшным голосом»?
– Зачем Пилату нужна была встреча с Каифой? (Последняя
попытка спасти)
– Почему же Пилат,
желая спасти
арестованного, всё же
приговаривает его к смерти? (Страх перед
вышестоящим, страх потерять комфорт, карьеру)
– Вот и получается, что бесстрашный на поле боя
всадник Золотое копьё на самом деле трус. И он
будет наказан за своё малодушие, за то, что пошёл
из страха против своей совести. Он попытается
задобрить совесть, расправившись с Иудой. Но это
не поможет. «Двенадцать тысяч лун за одну луну
когда-то», «бессмертие» и «тоска», бессонница и
тревога – это его бремя.
Булгаков уверен: трусость, подобная трусости
Пилата, есть главная причина социальных
подлостей на земле.
Совесть – это внутренний компас
человека, его моральный суд над собой, оценка
своих поступков. Совесть – искупление вины и
возможность внутреннего очищения через
страдание, через раскаяние. Может
быть, именно раскаяние,
пришедшее к Пилату, подарило сон,
радостный и спокойный.
15. Выразительное чтение. Сон Пилата (гл. 26): «Лишь только прокуратор…до…сейчас же помянут и тебя!» (Слайд № 13)
16. Слово учителя. Обобщение по «ершалаимским» главам романа.
– В романе, творчески переосмысливающем
евангельский сюжет, тем не менее, заложены вечные
ценности, вечные христианские истины.
«Ершалаимские главы» не входят в противоречие с
Библией, утверждая:
Не зло, а добро. Не вера, а истина. Не власть, а
свобода.
И само прощение Пилата в последней главе романа
есть исполнение христианской заповеди о
человечности и милосердии.
17. Реализация индивидуального задания. Выразительное чтение эпизода «Освобождение Пилата»: «Маргарита скоро разглядела… до … лунной дороге стремительно побежал и он» (Слайд № 14).
– Человек ответственен за каждый свой поступок, особенно человек, наделённый властью. Прислушивайтесь к голосу совести, живите по её законам, не допуская малодушия. Ибо душа должна быть не малой, но большой. И она не должна спать – подрёмывать. Она должна «работать».
18. Прослушивание духовной песни иерея Олега Скобля «Что ты дремлешь, душа?». (Приложение 4)
Литература, использованная учителем при подготовке к уроку:
- М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Избранные сочинения, том второй, Москва, «Литература», 2000г.
- Библия, Российское Библейское Общество, Москва, 2000г. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
- Библейская энциклопедия1990г. – 2-ое издание, репринтное, «Свято-Троицкая Сергиева Лавра»
- Б.В.Соколов «Булгаковская энциклопедия», Москва, «Миф», 1996г.
- Школьная энциклопедия. История Древнего мира. Москва, «Олма-пресс Образование», 2003г.
- Черкезова М.В. «Библейские мотивы в русской литературе. Дидактические материалы», «Литература в школе» – 1997, № 2.
- Л.Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова», Москва, 1983г.
- В.Лакшин «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый мир» – 1968г. №6.
- Л.Волынский «Лицо времени. Книга о русских художниках», Москва, «Детская литература», 1971г.