Идею составить эту викторину подсказала книга А.Б.Есина “Русская литература XIX века: Задачи, тесты, полезные игры”. В части III, “Черты художественного образа”, автор приводит подборку отрывков из произведений художественной литературы. Эти отрывки отнесены к нескольким разделам, например, “Чей портрет?”, “Кто где живёт?”, “Кто кому пишет?”, “Кому что снится?”. Учащиеся должны вспомнить имя литературного персонажа, название произведения, героем которого он является, а также имя автора произведения. Книга предназначена для работы со старшеклассниками. Викторина, описанная в данной статье, составлена для учеников, оканчивающих 6 класс.
Цели проведения игры:
а) повторение изученного материала по литературе за курс 5 и 6 классов;
б) развитие интереса к фольклору и русской и зарубежной классической литературе;
в) сплочение коллектива класса.
I. Начало викторины.
(Слайд 1). Приложение 1.
Учитель.Ребята, сегодня мы проводим викторину “Узнай героя фольклорного или литературного произведения”. Викторина покажет, кто из вас является внимательным читателем. Вы услышите отрывки из фольклорных и литературных произведений, которые изучали в 5 и 6 классах. Разделитесь на 2 команды. Капитаны команд, получите листы ответов для первого тура.
Чей портрет?
№ п/п Название произведения Автор Герой или героиня 1 2 3 4 5
Учитель. В первом туре вам надо будет узнать героя по описанию его внешности, а также назвать произведение, в котором мы встречаемся с этим героем, и автора. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, в сумме в первом туре можно набрать 15 баллов.
Отрывки для I тура.
1. За ореховой рамой в светлой пустоте отражённой комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешёвый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских образов, но их совокупность, стиль был совершенно оригинален – оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова “очарование”.
2. Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
3.
Как дитя, лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет её ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи тёмныя темней,
Заплетённые косой
Кудри чёрной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь, как свежий снег, бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен лёгкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки – чудо красотой.
4. Лицо третьего, (героя), было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапчонки, которую он обеими руками надвигал себе на уши. На нём были новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.
5.
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Учитель. Капитаны команд, сдайте жюри листы. Пока подводятся итоги первого тура, все могут увидеть на экране правильные ответы.
(Слайд 2).
Второй, третий и четвёртый туры проходят аналогично. Ниже даны материалы для их проведения.
II. II тур.
Кто где живёт?
№ п/п Название произведения Автор Герой или героиня 1 2 3 4 5
1. Дом, которого теперь – как уже вам сказывал – вы не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу... Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки, голландки, из которых каждой было более ста лет и которые своими глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали...
2. И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идёт – всё ей открыто. Как комнаты большие под землёй стали, а стены у них разные. То всё зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя...
И видит Степан огромадную комнату, а в ней постеля, столы, тубареточки – всё из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок тёмно-красный под чернетью, а на ём цветки медны.
3.
Но царевна молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя.
В ворота вошла она –
На подворье – тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно! –
Никого меж тем не видно.
4. Ему отвели под кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в углу стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам (герой), бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка (герой) всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.
5. После долгих поисков я нашёл наконец подходящий участок для постройки жилища. Это была небольшая гладкая полянка на скате высокого холма. От вершины до самой полянки холм спускался отвесной стеной, так что я мог не опасаться нападения сверху. В этой стене у самой полянки было небольшое углубление, как будто вход в пещеру, но никакой пещеры не было. Вот тут-то, прямо против этого углубления, на зелёной полянке, я и решил разбить палатку. Место это находилось на северо-западном склоне холма, так что почти до самого вечера оно оставалось в тени. А перед вечером его озаряло заходящее солнце.
(Слайд 3).
III. III тур.
Кто что ест?
№ п/п Название произведения Автор Герой или героиня 1 2 3 4 5
1. Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку – охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! (Герой) через силу глотал пресное мясо.
2. Житьё им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали их на вольный свет. Кидали им туда тесто непечёное, как собакам, да в кувшине воду спускали.
А на возвратном пути видел я их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.
Я сказал:
- Хлеб-соль, здравствуйте.
Они приветливо ответили:
- Доброго здоровья, милости просим!
Поляна спускалась к оврагу, открывая ещё светлый за зелёными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что они ели, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они засмеялись:
- Ничего, они сладкие, чистая курятина!
4. (Герой) помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а (герой) жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
5. Посреди огромной залы с полуразвалившимися, покрытыми копотью стенами и каменным полом пылал огонь. Дым подымался к потолку и сам должен был искать себе выхода. Над огнём кипел в огромном котле суп, а на вертелах жарились зайцы и кролики.
(Слайд 4).
IV. IV тур.
Кто танцует?
№ п/п Название произведения Автор Герой или героиня 1 2 3 4 5
1. Пошла (героиня) танцевать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди.
2. Ну, нечего сказать, танцевать-то он танцевал так, что хоть бы и с гетьманшею. Мы посторонились, и пошёл хрен вывёртывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошёл, однако ж, до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, - не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! Разогнался снова, дошёл до середины – не берёт! что хочь делай: не берёт, да и не берёт! ноги как деревянные стали! “Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!”
3. Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку (героиню) взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кадриль станцевала.
4. Около семичасов вечеранекоторые гости хотели ехать, но хозяин, развеселённый пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит. Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался. Хозяин и его приближённые сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь весёлостью молодёжи. Старушки играли в карты. Кавалеров, как и везде, где не квартирует какой-нибудь уланской бригады, было менее, нежели дам, все мужчины, годные на то, были завербованы. Учитель между всеми отличался, он танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним очень ловко вальсировать. Несколько раз кружился он с Марьей Кириловною, и барышни насмешливо за ними примечали. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы, приказал давать ужинать, а сам отправился спать.
5. Ветерок зашевелил своими хорошенькими крылышками, и над моей головою начались оживлённые танцы, сопровождаемые шуршанием веток и шелестом листьев, которые заменяли бубны и кастаньеты. От увлечения некоторые (героини) порвали свои бальные платья и осыпали своими лепестками мои волосы. Но это не мешало им плясать дальше, припевая:
- Да здравствует красавица роза, победившая своей кротостью сына царя бурь! Да здравствует добрый ветерок, оставшийся другом цветов!
(Слайд 5).
V. Подведение итогов викторины.
Литература.
- Есин А.Б. Русская литература XIXвека: Задачи, тесты, полезные игры. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта, 2000.
- Литература. 5 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 4-х ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2006.
- Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч.; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2011.