Цель:
1) познавательная (углубить знания учащихся по УНТ, закрепить понятия структурные элементы сказки, виды сказок, тема, “идея”, “герой”, сравнительная характеристика);
2) обучающая (комплексный анализ текста; сопоставительная характеристика литературных персонажей; уметь правильно определить идею сказки и ее воспитательное значение; обучение путем инновационных технологий; учиться развивать речь; совершенствовать навыки работы с текстом);
3) развивающая (развитие воображения, мышления и речи, креативные способности учащихся; совершенствовать слуховую, зрительную зоркость, память).
Задача: воспитательная (уметь отличать хорошее от плохого, стремление к самосовершенствованию, толерантному отношению к людям.
Наглядности: портрет поэта; эскизы учащихся, эпиграф к уроку; Пушкин в детстве, няня и поэт; иллюстрации к сказке; компьютерная интерактивная доска; портрет В.Даля, словарь В.Даля.
Метапредметная связь: русский язык, татарский язык, живопись.
Ход урока
I. Организационный момент.
- приветствие
- посещаемость учащихся
- цель урока
II. Вступительное слово учителя.
Эпиграф.
Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются
действительная жизнь и та, к которой мы стремимся.
Учитель: Волшебная страна сказок Пушкина. Где она?
Слайд №1 (иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина и рисунки учащихся к сказкам)
Учитель: Откуда она, эта загадочная страна?
Слайд №2 (няня и Пушкин)
III. Выразительное чтение четверостишия 1-м учеником:
Всё было мудро предназначено
Судьбой - и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
крепостной Арины.
2-й ученик:
- С малых лет няня полюбила Сашу. Благодаря ей он окунулся в мир волшебных народных сказок. Став поэтом, Пушкин написал свои сказки, которыми мы зачитываемся и сегодня.
Учитель: Все мы, люди, родом из детства. Через сказки мы учимся постигать жизнь, понимать, что такое хорошо, а что плохо. Пушкин создавал сказки уже в зрелом возрасте.
IV. Повторение о сказке.
- Чём отличается литературная сказка от народной?
- Какие виды сказок вы знаете?
- Как бы вы определили “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”?
- Как обычно начинаются сказки? (Жили-были...)
- В чём необычность “Сказки о мёртвой царевне...”?(Написана стихами)
- Почему грустит царица? Найти в тексте и зачитать этот эпизод.
- Назвать слова, которые вышли из современного русского языка. Объяснить их значение.
- Какой эпитет подобрал автор к слову заря? (Белая)
- Перевести на татарский язык.
- Бывают ли зори белыми? А какого цвета заря? (ответы)
- Вывод учителя: Для молодой царицы даже зори выцвели, так долго ждёт она возвращения любимого мужа. В этих строчках мы видим характер русской женщины. Рождается дочь, и царица умирает. Через некоторое время царь женится на другой.
V. Работа с интерактивной доской (параллельно работа с текстом).
Слайд №3 (Царица - 2-ая жена царя)
- Как вы определили, что это царевна? (Одежда, корона, трон)
Учитель: Найти в тексте и зачитать о ней (дети зачитывают).
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла...
Учитель: Соответствуют ли эти строчки портрету? (на интерактивной доске)
- Да (ответы учащихся).
Учитель: Можем ли мы по 2-м строчкам узнать всё о ней? (Нет).
Учитель: Это только видимая внешняя красота. Обратите внимание на то, как начинается 3-ья строка (с союза но). Это противительный союз. Зачитать 3-ю и 4-ю строки.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Учитель: 3-я и 4-я строки характеризуют, какая царица была на самом деле. Это характер человека.
- Называет ли автор хотя бы одно положительное качество? (Нет)
Учитель: Если сравнить с 1-ой женой царя, то не в пользу 2-ой жены окажется это сравнение.
Слайд №4 (Царица с зеркальцем)
- С кем она была лишь ласкова? (С зеркальцем).
- Какое свойство имело зеркальце? (Умело говорить)
- Найти и зачитать эти строки.
Дети зачитывают и говорят, что 2-я царица любила только саму себя и целыми днями (в отличие от 1-й царицы, любившей и ждавшей своего мужа) любовалась только собой.
Учитель: Эта черта её - эгоизм, самолюбие.
- Перевести на татарский язык.
- Эти строки тоже говорят не в пользу 2-ой царицы.
- Кто был лучше?
- Первая жена царя.
VI. Литература и другие виды искусства.
Слайд №5 (Портрет художника В.М.Конашевича)
Учитель: Сказки А.С. Пушкина с давних времен привлекали внимание многих художников. Среди интересных и талантливых иллюстраторов - Владимир Михайлович Конашевич.
Одной из лучших работ являются иллюстрации к “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях”. Сегодня мы с вами будем работать по его иллюстрациям.
Слайд №6 (Портрет молодой царевны). Зрительное восприятие учащихся
VII. Работа с текстом.
- Кто противопоставлен злой мачехе? (Молодая царевна)
- Найти в тексте и зачитать.
Но царевна молодая
Тихомолком расцветая
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого...
- Это внешние или внутренние качества? (Ответы учащихся)
- Подобрать синоним к прилагательному кроткий (Ответы учащихся).
- О чём узнала мачеха от зеркальца? (Подросла, похорошела молодая царевна).
- Как она на это отреагировала? Зачитать в тексте.
Как царица отпрыгнет
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!...
- Действия царицы характеризуют её с хорошей или плохой стороны? (С плохой).
Учитель: Глаголы, которые подобрал к ней автор, характеризуют её с отрицательной стороны.
- Красиво себя она ведёт? (Нет)
Учитель: Нужно всегда следить за тем, как вы себя ведёте.
Учитель: Обратите внимание на речь (зачитать):
Ах ты, мерзкое стекло...
Учитель: Почему зеркальце стало мерзким стеклом?
- Мерзким стеклом называет после того, как узнаёт, что есть моложе и красивее её.
Учитель: Зеркало отнимает у неё последнюю иллюзию. Красота исчезает.
- Зачитать следующие строки
Я в ней дурь-то успокою..
Учитель: Можно ли по речи определить, что мачеха - воспитанный культурный человек?
- Нет. Она грубая.
Учитель: По речи можно определить, что за человек. Речь мачехи – грубая. Перед нами - грубая гневная баба. - Следите за своей речью, если хотите в глазах окружающих выглядеть культурным человеком. Снова это сопоставление не в её пользу.
Учитель: Как вы понимаете выражение “чёрной зависти полна”?
Злая мачеха завидует красоте молодой царевны.
- Кого и для чего она позвала к себе? (Чернавку)
- Почему Чернавка написано с большой буквы? (Это имя девушки)
- Для чего она была нужна в доме? (Чтобы выполнять работу в доме)
Слайд №7 (Портрет В. Даля)
Учитель: В словаре В. Даля сенная девушка - это служанка.
- Что приказала сделать мачеха служанке?
- Отвести царицу в лес и оставить её на съедение волкам.
Слайд №8 (Иллюстрация “Царевна и Чернавка в лесу”)
Учитель: Подтвердите словами из текста, что у Пушкина в тексте есть и природа.
Ученик: Вот Чернавка в лес пошла
Учитель: И чувства?
Ученик:
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась.
Учитель: И разговор?
Ученик:
И взмолилась: “Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица...
Учитель: И действия?
Ученик:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала...
Учитель: Почему служанка отпустила царевну?
Ученик: Она служила её матери, любила молодую царевну.
Слова из текста: “А как буду я царицей...”
- Она обещала отблагодарить её.
Учитель: Божьи заповеди запрещают убивать человека. Значит, служанка была религиозна.
Учитель: Какую черту характера проявила Чернавка?
Ученик: Была доброй. Совершила хороший поступок.
Учитель: Она проявила милосердие. Какие поступки в жизни нужно совершать?
Ученик: Хорошие.
Учитель: Выполнила ли Чернавка “чёрное” поручение мачехи?
Ученик: Нет.
Учитель: Как вы понимаете выражение “Бог с тобой”? (Ответы учащихся)
Учитель: Это не только прощальное пожелание, чтобы Бог оберегал молодую царевну, но и просьба простить её саму.
Слайд №9 (иллюстрация “Царевна возле терема богатырей”)
VIII. Работа с текстом. Беседа по вопросам. Фронтальный опрос учащихся.
Учитель: Возле чего оказалась молодая царевна? (Возле терема богатырей)
- Кто её первый встретил? (Пёс)
- Почему он виляет хвостом? (Обрадовался. Почуял, что это добрая девушка, хороший человек.
- Почему царевна решила, что здесь живут добрые люди? (Не заперты двери у гостеприимных людей)
- Что сделала царевна в первую очередь? (Прибралась в доме)
- Как называется такая черта в человеке? (Трудолюбие)
Учитель: Царевна не только внешне красива, но у неё хорошие внутренние качества. Прибралась, как простая крестьянская девушка, а не вела себя как капризная царевна. Перечислим её хорошие качества.( Красивая, добрая, трудолюбивая, скромная)
Учитель: Это положительная героиня в отличие от кого? (От мачехи)
Учитель: Мачеха - это отрицательная героиня.
Слайд №10 (“Встреча царевны с богатырями”) Учитель: Чему удивились богатыри? ( Всё в доме прибрано)
- Как встретила их царевна?(Честь хозяевам отдала (поклонилась, поздоровалась первая с ними).
Учитель: Это признак уважения к старшим.
- Как нужно относиться к старшим? (Уважать)
Учитель: Как вела она себя за столом? ( Скромно)
Учитель: Это одна из хороших черт положительного героя
Учитель: Как проводили свои дни богатыри? (Всё в доме было сделано их руками)
Учитель: Как вы понимаете эпитет “золотые руки”?
Ученик: Человек, который может выполнять любую работу.
Учитель: В прямом или переносном значении употребляется эпитет? --- Бывают руки золотые, из золота? ( Нет. В переносном).
Учитель: Ещё чем занимались братья?( Ходили на охоту уток пострелять)
- Родную землю защищали. Значит, воины.
- Полюбили ли братья молодую царевну? (Да)
- Что они предложили ей? (Выйти замуж за одного их них)
Учитель: Выражение “Аль товар не по купцам?” - это сцена сватовства.
- Что ответила им царевна? (Не согласилась)
- Почему? (У неё был жених королевич Елисей. Они любили друг друга)
- На кого похожа царевна? (На свою маму. Она тоже верно ждала царя)
Слайд №11 (Рисунки учащихся “Королевич Елисей”)
Учитель: О чем узнала мачеха? 9Что молодая царевна жива)
Учитель: Мачеха решила наказать Чернавку рогаткой.
IX. Работа с Толковым словарем. Лексическая работа.
- Успокоилась ли мачеха? (Нет)
- Что она решила? (Сама пойти и убить молодую царевну)
- Какое дело она задумала: плохое или хорошее? (Плохое)
X. Работа с интерактивной доской.
Слайд №12 (Иллюстрация “Царевна и нищая черница”)
Учитель: Обратите внимание, что существительное черница написано с маленькой буквы, на одежду.- Действительно ли это была черница (люди, которые служат Богу)? (Нет, под одеждой скрывалась злая мачеха, она не та, за кого себя выдает.
- Как встретил пёс черницу? (Стал громко лаять, словно не хотел пускать её в дом)
- Значит, пёс почувствовал плохого человека. Зачитать, как он встретил молодую царевну.
- На этот раз он хотел спасти царевну.
Учитель: Этот эпизод является самым напряжённым -это кульминация.-Почему царевна встретила черницу приветливо? (Она подумала, что люди, которые служат Богу, не могут совершить зло. Она протянула ей хлеб)
- Что бросила черница? (Яблоко)
- Какое оно? Назвать в тексте имена прилагательные (Наливное, молодое, золотое, свежее, душистое, спелое.)
Учитель: Обратите внимание на обилие гласной О. Но какое оно было? (Отравленное)
Учитель: Обратите внимание на слово будто (стр.54). Значит, автор хочет сказать нам, что яблоко принесёт несчастье героине.
Учитель: Обратите внимание на то, как ушла черница. Найти в тексте и зачитать.
Поклонилась и пропала.
Учитель: Пропала, как нечистая сила. Этот приём называется сравнение. Её сравнивают с нечистой силой. Перевести на татарский язык.
- Куда упала царевна? (Под образа (икону))
- Икона- это символ надежды, веры, спасения. Автор надеется на её спасение.
- Как пёс встретил братьев? (Начал грозно выть Народная примета - не к добру)
- Что он сделал? (Проглотил яблоко и издох)
- Почему гибель царевны братья назвали “жертвой злобе” (Она оказалась жертвой злой мачехи)
XI. Работа с интерактивной доской
Слайд №13 (Елисей отправляется на поиски любимой)
- Все ли понимают его горе? (Нет. Одни смеются, другие отворачиваются)
Учитель: Люди бывают разные. Чёрствые люди- это люди безразличные к чужому горю. И только природа пытается помочь ему.
- К кому обратился за помощью Елисей в первый раз? (К Солнцу)
Слайд №14 (“Елисей обращается к Солнцу”)
Учитель: Как он называет Солнце?
Ученики: Свет наш, солнышко, Свет ты мой.
Учитель: Помогло солнышко? (Нет. Оно посоветовало обратиться к Месяцу)
Учитель: Подобрать синоним (Луна)
Учитель: Когда мы называем месяц, а когда луна?Луна (полная в конце), месяц - в начале месяца.
Учитель: С мольбой погнался Елисей к месяцу. Как он обращается к месяцу?
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок...
- Помог месяц? (Нет, он посоветовал обратиться за помощью к ветру)
- Как называет Елисей ветер? (Могучим)
- Он не просит, он взывает. Обратите внимание, как переживает Елисей. Подсказал ли ветер, где находится его любимая? (Да).
- С какого раза Елисею помогли? (С третьего).
- На Руси число 3 имело магическое свойство, т.е. волшебное.
- Где он посоветовал искать царевну? (В горе, в глубокой норе).
- Обратите внимание на то, что природа очеловечена. Она переживает, помогает подобно человеку. Это литературный прием - олицетворение.
- Каким образом Елисей спасает царевну?
Слайд №15 (рисунок ученика “Царевна просыпается”)
- Елисей ударился всей силой, и гроб разбился. Царевна ожила. Как в сказке.
- Что произошло со злой мачехой? (Она умерла)
- Обратите внимание на выражение “взяла и умерла”. От чего она умерла?
(От зависти, от злости).
- Каким не нужно быть? (Как мачеха).
Учитель: Золотое правило нравственности звучит так: “Не поступай с людьми так, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой”. Запомните эти слова.
- Любит ли мачеха кого-нибудь? (Только себя).
- Кого любит первая царица? (Царя)
- Любят ли Елисей и молодая царевна друг друга? (Да)
Учитель: Любовь - это и есть добро, которое победило зло.
- Как вы думаете, сопоставив три семейные пары, назвать семьями? (Можно первую и третью).
- Какой должна быть крепкая семья? (Ученики перечисляют).
-Можно ли это произведение назвать сказкой? (Да).
- Как закончилась сказка? (Как и полагается в сказке: добро победило зло)
XII. Работа в тетради. (Ученики записывают элементы сказки)
XIII. Вывод урока
XIV. Задание на дом.
1-я группа (слабые). Заполнить таблицу, подобрать прилагательные
Первая царица | Злая мачеха | Молодая царевна |
2-я группа. Написать мини-сочинение на тему “Какие качества ценил А.С. Пушкин”?
XV. Комментирование оценок.