Литература
-
Мастерская творческого письма (перед началом изучения лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова): «Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии». Д.Мережковский 2015
В ходе урока ученики сопоставляли стихи Пушкина и Лермонтова, создавали собственные поэтические и прозаические тексты. Мастерская помогла суворовцам глубже понять творчество двух светил русской поэзии. Работая в творческой мастерской, многим удалось по-новому взглянуть на известные строки поэтов, открыть новые грани таланта корифеев золотого века, проложить дорогу к собственному творчеству.
-
Литературный турнир «Муза радости и печали в творчестве Н.А. Некрасова» 2015
Цели урока: закрепить в памяти изученное по творчеству Н.А.Некрасова; научить детальному изучению текста; привить любовь к русской литературе, интерес к творчеству Н.А.Некрасова.
-
Олимпийские игры (по мифам Древней Греции) 2015
Урок проводится в игровой форме. Такая форма урока очень нравится школьникам и не вызывает у них чувство страха, опасности, а учителю дает возможность проверить знание многих учащихся. Цель урока: обобщить ранее изученный материал, приобщить учащихся к мифологии древних греков, повысить интерес учащихся к изучению истории и литературы, развить ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.
-
«Мы – братья, дети мы одной страны, Солдаты родины, ее сыны». Урок по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» 2015
Цель урока: воспитание чувства патриотизма, интернационализма и гуманизма у учащихся.
-
Бинарный урок (литература-история) "Первый этап Великой Отечественной войны в исторических фактах и в художественных произведениях" 2015
Данное бинарное занятие затрагивает первый этап Великой Отечественной войны, отраженный в исторических фактах и в художественных произведениях, как русских писателей, так и марийских писателей и поэтов. В ходе занятия раскрываются причины неудач действий Красной армии в первый период войны. Рассматриваются вопросы героической защиты Брестской крепости и битвы за Москву. Лекционный материал сопровождается показом презентации и фрагментами из документальных и художественных фильмов.
-
"Не в наши дни и не в нашем веке" (идейно-художественные особенности романа Д.Бойна "Мальчик в полосатой пижаме") 2015
Экономические и геополитические последствия современной социально-политической ситуации в мире будут проявляться еще многие десятилетия. Поэтому детская аудитория должна уже сегодня задумываться над вопросами своей истории и современности. Роман Д.Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» с его уникальной логикой построения, с его идейно-художественными особенностями будет интересен и познавателен для учащихся 11-го класса, пытливо ищущих ответы на самые злободневные вопросы современности.
-
Разработка урока по теме "И.А.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги"" по программе Г.С.Маркина.. 5-й класс 2015
В ходе урока школьники знакомятся с биографией писателя. Выявляют художественную идею стихотворения. В ходе урока происходит формирование навыков лексической работы, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы.
-
Городская литература Средневековья. Жанр фарса и его особенности 2015
Цель урока: развить навык анализа драматического произведения.
-
Урок литературы на тему "Трагическая судьба человека в "Колымских рассказах" В.Шаламова". 11-й класс 2015
Основной целью урока является знакомство с жизнью и творчеством В.Шаламова, историей нашей страны. В процессе работы формируются лингвистические и коммуникативные навыки учащихся, идет обучение анализу эпического произведения, умению «видеть» и «слышать» писателя.
-
Урок литературы на тему "Анализ рассказа В.П.Астафьева "Четыре плиточки Жмыха" 2015
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством В.Астафьева. Анализ рассказа «Четыре плиточки жмыха» из сборника «Затеси» заставляет задуматься о назначении человека на земле и его нравственных устоях, формирует лингвистические и коммуникативные навыки учащихся, учит умению «видеть» и «слышать» писателя. В процессе работы идет повторение по теме «Причастие», совершенствуется практическая грамотность.
-
«Загадка А.С. Грибоедова». Мастерская построения первичных знаний о писателе. 9-й класс 2015
Цели урока: показать незаурядность личности А.С. Грибоедова, его мировоззрение, мироощущение, политические взгляды, творческую индивидуальность; опреде-лить связь личностных особенностей писателя и его творчества; развивать навыки работы с историческими документами; воспитывать на примере личности писателя чувство патриотизма, активную мировоззренческую позицию.
-
Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции» 2014
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии.
-
Урок-исследование. "Почему должен гибнуть человек?" (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри») 2014
Цели урока: рассмотреть образ главного героя, дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия главного героя, исследовать причины его гибели; обобщить сведения, которые получат учащиеся на уроке; воспитывать чувствующего чужую боль читателя, сопереживающего герою; уметь правильно и логично выражать свои мысли; пробуждать интерес к литературе, развивать внимание, выдержанность, дисциплинированность.
-
Кроссворд «Что за прелесть эти сказки…» (по сказкам Пушкина) 2014
Представлен кроссворд по сказкам А.С. Пушкина.
-
Урок литературного чтения "Великие русские писатели. Иван Андреевич Крылов "Слон и Моська" 2014
Урок литературного чтения знакомит с творчеством И.А. Крылова и с его басней «Слон и Моська». Происходит знакомство с особенностями басни, обращается внимание на лексику, изобразительно-выразительные средства языка, которые использует в своем творчестве И.А. Крылов. Урок способствует развитию творческих способностей обучающихся средствами литературы и театра.
-
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 8-й класс 2014
Урок предполагает осознание основных нравственных проблем в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», различение понятий чести и честолюбия. Ученики знакомятся с исторической эпохой Николая I, основными карточными терминами. Дети учатся анализировать героев повести, сопоставлять их, выявлять основные части композиции произведения, понимать роль эпиграфа.
-
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Философский, символический и экологический аспекты повести. 11-й класс 2014
На уроке учащиеся анализируют философские, символические, экологические аспекты повести, сопоставляют героев, учатся выявлять авторскую позицию, работать в группах, выявлять общность между образами произведения и фольклора.
-
Юный патриот Ваня Солнцев в произведении «Сын полка» В.П. Катаева 2014
Урок направлен на формирование концептуальных представлений учащихся о главном герое; умение определять основные качества характера Вани Солнцева; формирование таких личностных качеств, как сопереживание.
-
Урок татарской литературы "Творчество и биография Хасана Туфана" 2014
Урок-конференция составлен с учетом уже имеющихся у учащихся знаний в области творчества и биографии поэта Х.Туфана и направлен на развитие у детей способностей к научному анализу и систематизации изученного ранее материала, а также самостоятельному поиску новых фактов, касающихся изучаемой темы. В ходе урока изучается поэзия и жизненный путь выдающегося татарского поэта Хасана Туфана в историческом контексте эпохи
-
Открытый урок по творчеству М.Цветаевой "Моим стихам, написанным так рано…." 2014
Урок знакомит с биографией и творчеством поэтессы. Развивается художественная речь, изучаются языковые средства.
-
Урок литературы "Путешествие в мир писателя П.П.Бажова". 5-й класс 2014
Урок знакомит ребят с некоторыми фактами биографии П.П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта; проводится виртуальная экскурсия в дом-музей писателя; в лексикон детей вводится новый жанр для них – сказ, обращение к сказу «Каменный цветок».
-
Интегрированный театрализованный проект "Вернуться в Россию стихами" 2014
Интегрированный театрализованный проект посвящён творчеству поэтов, покинувших Россию и навеки сохранивших в своей душе любовь к Родине. Как жили они в далёких от Родины странах, вернулись ли они на Родину? Об этом данный проект. Цели: расширить рамки познания обучающихся в области литературы и мировой художественной культуры; привить подрастающему поколению чувство патриотизма и любви к Родине.
-
Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни» 2014
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо.
-
Урок литературы по теме «Добро и зло» (на материале цитат из Библии, притчи «Добрый Самарянин», высказываний Святых Отцов, басен поэта А.К. Пинаева «Бездушный», «Щенок и Ослик») 2014
Конспект урока по литературе в аспекте требований ФГОС ОО для 7–9-х классов на материале цитат из Библии, притчи «Добрый Самарянин», высказываний Святых Отцов, басен поэта Пинаева А.К. «Бездушный», «Щенок и Ослик». Цель урока: формирование представлений о добре и зле. Планируемые предметные результаты: способствовать правильному представлению учащихся о добре и зле; раскрыть христианское понимание основных категорий «добра» и «зла»; повышать общую культуру личности.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по жизни и творчеству А.С.Пушкина). 6–7-й классы 2014
Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 6–7-х классов «Умники и умницы» нацелена на развитие познавательного интереса учащихся к жизни и творчеству А.С. Пушкина и может быть использована учителями-словесниками не только как готовый сценарий для внеклассной работы, но и как источник информации для создания собственных методических материалов.
-
Законы стихосложения. Трехсложные размеры стиха. 6–й класс 2014
Урок-презентация знакомит шестиклассников с основными трёхсложными размерами стиха на примере изученных стихотворных произведений. Изучение ритма помогает понять внутреннее состояние поэта, почувствовать его интонации, уловить тончайшие оттенки настроения, вложенные автором в стихотворение.
-
И.А. Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне» 2014
Басни И.А. Крылова знают все. Читатели смеются над героями басен - потешными зверями, иногда хитрыми, иногда злыми, иногда глупыми. Но все хорошо понимают, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки: лень, зависть, невежество. Автор рассказывает так, что мы видим яркую, живую, поучительную сценку. Язык басен удивительно прост и ясен. Они звучат как живой, непринужденный разговор.
-
Значения слова маленький в повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 7-й класс 2014
Философская роль иносказания раскрывается на уроке через образы темы взросления, образы ключевого слова названия произведения. Актуализация личного опыта обучающихся активирует их внутренний и внешний диалог.
-
Жизнь и творчество А.П.Чехова 2014
Разработка предназначена для учащихся 8–11-х классов. С её помощью ученики продолжают знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова, повторяют ранее изученные произведения писателя, закрепляют навыки конспектирования на слух. Прилагаемая презентация помогает учащимся более наглядно «увидеть» представленный в лекции материал, познакомиться с отрывками из художественных фильмов, снятых по мотивам произведений А.П.Чехова.
-
Нам дороги эти позабыть нельзя…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2014
Бывают события, которые быстро стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть даты, значение которых не только не уменьшается от времени - напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К ним относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Главной целью урока Мужества является воспитание настоящих патриотов, достойных граждан великой державы России, защитников Отечества.