Литература
-
Урок литературы на тему "Анализ рассказа В.П.Астафьева "Четыре плиточки Жмыха" 2015
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством В.Астафьева. Анализ рассказа «Четыре плиточки жмыха» из сборника «Затеси» заставляет задуматься о назначении человека на земле и его нравственных устоях, формирует лингвистические и коммуникативные навыки учащихся, учит умению «видеть» и «слышать» писателя. В процессе работы идет повторение по теме «Причастие», совершенствуется практическая грамотность.
-
«Загадка А.С. Грибоедова». Мастерская построения первичных знаний о писателе. 9-й класс 2015
Цели урока: показать незаурядность личности А.С. Грибоедова, его мировоззрение, мироощущение, политические взгляды, творческую индивидуальность; опреде-лить связь личностных особенностей писателя и его творчества; развивать навыки работы с историческими документами; воспитывать на примере личности писателя чувство патриотизма, активную мировоззренческую позицию.
-
Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции» 2014
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии.
-
Урок-исследование. "Почему должен гибнуть человек?" (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри») 2014
Цели урока: рассмотреть образ главного героя, дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия главного героя, исследовать причины его гибели; обобщить сведения, которые получат учащиеся на уроке; воспитывать чувствующего чужую боль читателя, сопереживающего герою; уметь правильно и логично выражать свои мысли; пробуждать интерес к литературе, развивать внимание, выдержанность, дисциплинированность.
-
Кроссворд «Что за прелесть эти сказки…» (по сказкам Пушкина) 2014
Представлен кроссворд по сказкам А.С. Пушкина.
-
Урок литературного чтения "Великие русские писатели. Иван Андреевич Крылов "Слон и Моська" 2014
Урок литературного чтения знакомит с творчеством И.А. Крылова и с его басней «Слон и Моська». Происходит знакомство с особенностями басни, обращается внимание на лексику, изобразительно-выразительные средства языка, которые использует в своем творчестве И.А. Крылов. Урок способствует развитию творческих способностей обучающихся средствами литературы и театра.
-
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 8-й класс 2014
Урок предполагает осознание основных нравственных проблем в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», различение понятий чести и честолюбия. Ученики знакомятся с исторической эпохой Николая I, основными карточными терминами. Дети учатся анализировать героев повести, сопоставлять их, выявлять основные части композиции произведения, понимать роль эпиграфа.
-
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Философский, символический и экологический аспекты повести. 11-й класс 2014
На уроке учащиеся анализируют философские, символические, экологические аспекты повести, сопоставляют героев, учатся выявлять авторскую позицию, работать в группах, выявлять общность между образами произведения и фольклора.
-
Юный патриот Ваня Солнцев в произведении «Сын полка» В.П. Катаева 2014
Урок направлен на формирование концептуальных представлений учащихся о главном герое; умение определять основные качества характера Вани Солнцева; формирование таких личностных качеств, как сопереживание.
-
Урок татарской литературы "Творчество и биография Хасана Туфана" 2014
Урок-конференция составлен с учетом уже имеющихся у учащихся знаний в области творчества и биографии поэта Х.Туфана и направлен на развитие у детей способностей к научному анализу и систематизации изученного ранее материала, а также самостоятельному поиску новых фактов, касающихся изучаемой темы. В ходе урока изучается поэзия и жизненный путь выдающегося татарского поэта Хасана Туфана в историческом контексте эпохи
-
Открытый урок по творчеству М.Цветаевой "Моим стихам, написанным так рано…." 2014
Урок знакомит с биографией и творчеством поэтессы. Развивается художественная речь, изучаются языковые средства.
-
Урок литературы "Путешествие в мир писателя П.П.Бажова". 5-й класс 2014
Урок знакомит ребят с некоторыми фактами биографии П.П. Бажова, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта; проводится виртуальная экскурсия в дом-музей писателя; в лексикон детей вводится новый жанр для них – сказ, обращение к сказу «Каменный цветок».
-
Интегрированный театрализованный проект "Вернуться в Россию стихами" 2014
Интегрированный театрализованный проект посвящён творчеству поэтов, покинувших Россию и навеки сохранивших в своей душе любовь к Родине. Как жили они в далёких от Родины странах, вернулись ли они на Родину? Об этом данный проект. Цели: расширить рамки познания обучающихся в области литературы и мировой художественной культуры; привить подрастающему поколению чувство патриотизма и любви к Родине.
-
Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни» 2014
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо.
-
Урок литературы по теме «Добро и зло» (на материале цитат из Библии, притчи «Добрый Самарянин», высказываний Святых Отцов, басен поэта А.К. Пинаева «Бездушный», «Щенок и Ослик») 2014
Конспект урока по литературе в аспекте требований ФГОС ОО для 7–9-х классов на материале цитат из Библии, притчи «Добрый Самарянин», высказываний Святых Отцов, басен поэта Пинаева А.К. «Бездушный», «Щенок и Ослик». Цель урока: формирование представлений о добре и зле. Планируемые предметные результаты: способствовать правильному представлению учащихся о добре и зле; раскрыть христианское понимание основных категорий «добра» и «зла»; повышать общую культуру личности.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по жизни и творчеству А.С.Пушкина). 6–7-й классы 2014
Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 6–7-х классов «Умники и умницы» нацелена на развитие познавательного интереса учащихся к жизни и творчеству А.С. Пушкина и может быть использована учителями-словесниками не только как готовый сценарий для внеклассной работы, но и как источник информации для создания собственных методических материалов.
-
Законы стихосложения. Трехсложные размеры стиха. 6–й класс 2014
Урок-презентация знакомит шестиклассников с основными трёхсложными размерами стиха на примере изученных стихотворных произведений. Изучение ритма помогает понять внутреннее состояние поэта, почувствовать его интонации, уловить тончайшие оттенки настроения, вложенные автором в стихотворение.
-
И.А. Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне» 2014
Басни И.А. Крылова знают все. Читатели смеются над героями басен - потешными зверями, иногда хитрыми, иногда злыми, иногда глупыми. Но все хорошо понимают, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки: лень, зависть, невежество. Автор рассказывает так, что мы видим яркую, живую, поучительную сценку. Язык басен удивительно прост и ясен. Они звучат как живой, непринужденный разговор.
-
Значения слова маленький в повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 7-й класс 2014
Философская роль иносказания раскрывается на уроке через образы темы взросления, образы ключевого слова названия произведения. Актуализация личного опыта обучающихся активирует их внутренний и внешний диалог.
-
Жизнь и творчество А.П.Чехова 2014
Разработка предназначена для учащихся 8–11-х классов. С её помощью ученики продолжают знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова, повторяют ранее изученные произведения писателя, закрепляют навыки конспектирования на слух. Прилагаемая презентация помогает учащимся более наглядно «увидеть» представленный в лекции материал, познакомиться с отрывками из художественных фильмов, снятых по мотивам произведений А.П.Чехова.
-
Нам дороги эти позабыть нельзя…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2014
Бывают события, которые быстро стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть даты, значение которых не только не уменьшается от времени - напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К ним относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Главной целью урока Мужества является воспитание настоящих патриотов, достойных граждан великой державы России, защитников Отечества.
-
Урок литературы по теме "Гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"". 8-й класс 2014
Урок является итоговым в изучении данного произведения и проводится в форме семинарского занятия. Во время урока школьники учатся выделять проблему и доказывать её актуальность, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать, выполнять тестовые задания, развивать речевые навыки, воспитывать чуткость к образной стороне литературного произведения. В содержание урока входит блиц-опрос обучающихся, анализ эпизодов повести, краеведческий материал, связанный с биографией А.С. Пушкина, работа по теории литературы.
-
Открытый урок по литературе на тему«Басня И.А.Крылова "Свинья под дубом"» 2014
Цели урока: проверить знания учащимися басен И.А.Крылова; повторить жанровые особенности басни; закрепить знания понятий, характерных для басни; формировать умение отличать жанр басни от других жанров; учить пользоваться планом анализа произведения; находить и характеризовать персонажей; выразительно читать по ролям; учить понимать иносказательный смысл басни и ее мораль.
-
"Детство, опаленное войной" (технологическая карта урока). 5-й класс 2014
Урок направлен на формирование личностного восприятия учащимися тех событий, которые описываются в лирических произведениях Симонова и Твардовского. Изучаются характеристики героев в произведении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Учащиеся овладевают такими приёмами работы с текстом, как: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.
-
Тема урока: «В гостях у сказки…» 2014
Урок предназначен для проведения в 5-м классе после изучения темы «Сказки» с использованием сингапурской методики. Урок предполагает повторение особенностей сказок как одного из жанров народного творчества. Использование элементов сингапурской методики поможет более эффективно провести урок, расширяя познания учащихся в этом жанре, также поможет развить творческие способности детей.
-
Интегрированный урок литературы и истории по теме "Уникальное место – Архаринская писаница" 2014
Предлагается продуктивная и интересная форма организации интегрированного урока литературы и истории: составление экскурсионного маршрута «Уникальное место – Архаринская писаница». Работа двух групп: историков и литераторов позволит изучить историю Писанного камня, который расположен в верховьях реки Архара. Экскурсия состоит из 7 остановок: «Грибовка – село староверское», «Татаканское селище», «Дыды – горный хребет», «Голубой ключ», «Писаный камень – тайные письмена», «Привал у древнего дерева».
-
Внеклассное мероприятие "Час мужества" 2014
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся по литературе в системе работы учителя 2014
В статье описываются возможные варианты организации исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются творческие работы по различным предметам в учебное и внеучебное время, в том числе и по литературе, которые предполагают различные виды деятельности школьника и учителя.
-
Литературно-музыкальная композиция по произведениям М.Ю. Лермонтова «Прощание с Петербургом» (к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова) 2014
В нашем спектакле мы с ребятами предположили, как мог пройти последний день пребывания Лермонтова в Петербурге перед отъездом в ссылку на Кавказ. Ребята творчески подошли к воссозданию эпохи, а это было не просто, все-таки XIX век…
-
Урок-проект "Мои любимые русские народные сказки". 5-й класс 2014
Данный проект ориентирован на расширение знаний о русских народных сказках, воспитание любви к чтению. Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание и редактирование текстов, создание иллюстраций, придумывание рекламы, публичное выступление, подготовка фотографий. В подготовке проекта принимают участие все ученики класса без исключения.