Цели мероприятия:
- Обучающие: Продолжить обучение учащихся переводить понимание картины и эмоции, ею вызванные, в слово, в текст, в произведение смежного вида искусства – в произведение литературы;
- Развивающие: Дать представление о творчестве великого мастера эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи; развивать логическое и образное мышление учащихся; развивать связную речь учащихся.
- Воспитательная: воспитывать умение видеть и слышать красоту.
Методические приемы: комментарии учителя, рассказ учащихся, беседа по вопросам.
Формы работы: групповая, индивидуальная
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, музыкальное сопровождение: Альбинони “Адажио”; Бах И.С. “Прелюдия и фуга фа минор”, Ф. Шуберт “Аве Мария”
Ход урока
Звучит музыка.
Слайд 1
Учитель: Мы сегодня с вами поговорим об улыбках, о тайне, которая скрывается за ними.
Слайд 2
Цели урока.
Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова:
Слайд 3
“Твоя улыбка может даровать новую жизнь, надежду и отвагу сердцам усталых, обремененных, отчаявшихся людей, сердцам людей, искушаемых соблазнами, сердцам людей, утративших надежду”.
Р.Киплинг
Учитель: Люди улыбаются по – разному. Лучше всего об этом разнообразии человеческих улыбок могут рассказать картины.
Слайд 4
Учитель: Именно художникам в своих картинах часто удается запечатлеть красоту и неповторимость улыбки.
Слайд 5
Учитель: Не в улыбке ли чаще всего раскрывается человек? Не она ли лучше всего помогает почувствовать и понять душу? Может быть, поэтому так часто пишут художники улыбающихся людей.
Посмотрите, пожалуйста, на репродукции картин известных живописцев, изображающих улыбающихся людей.
Слайд 6-7
Учитель: У вас было домашнее задание, представить, что все картины “ожили”, и люди, изображенные на них, заговорили. О чем они разговаривали, а также о чем говорят вам улыбки людей на этих картинах?
Ответы учащихся.
Ученик рассказывает отрывок из рассказа К.Паустовского “Улыбка, полная тайны” (звучит музыка И.С.Баха “Прелюдия и фуга фа минор”)
... Есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться. Они не отпускают от себя. На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы.
Слайд 8
В чем причина этих непроливающихся слез? В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющие нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов.
Слайд 9
При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей земли, полуночного неба и слез, пролитых любовью, проникает в наше благородное сердце и навсегда завладевает им.
Не таким ли прекрасным является бессмертное творение Леонардо да Винчи “Портрет Моны Лизы Джоконды”, прославивший на столетия неповторимо – загадочную и таинственную улыбку – гимн совершенной красоте женщины!”
Слайд 10
Ученик знакомит присутствующих с краткими биографическими данными о жизни великого художника Леонардо да Винчи.
Слайд 11
Один из величайших художников итальянского Возрождения, выдающийся математик, механик и инженер Леонардо да Винчи Слайд 12-13 родился в 1452 году в окрестностях маленького городка Винчи, но уже в 14-летнем возрасте переехал во Флоренцию.
Слайд 14
Отец отдал Леонардо на обучение в художественную мастерскую Андреа Верроккио – живописца и выдающегося скульптора, работавшего также и в области архитектуры. Немало опыта приобрел Леонардо в мастерской Верроккио и скоро оставил далеко позади и своих соучеников, и своего учителя.
Откуда же почерпнул молодой художник эти знания, придавшие ему столько творческих сил?
Леонардо с юных лет не расставался с записной книжкой: дома, на улице, за городом он беспрестанно делал беглые наброски, зарисовывал холмы и поля, цветы, желуди, дерево, прекрасное девичье лицо, умывающуюся кошку, ноги коня, складки ткани.
Он изучал природу, не пренебрегая ничем, не останавливаясь ни перед какими трудностями. Это стремление и умение наблюдать позволили ему живо подмечать и изображать то, перед чем останавливались художники старшего поколения.
Слайд 15
Последние годы жизни Леонардо провел во Франции и умер в 1519 году в замке Клу близ города Амбуаза.
Много значительных полотен создано великим мастером.
Слайд 16-18
Среди них “Беатриче д ? Эсте”, “Святая Анна с Марией с младенцем Христом”, “Мадонна Литта”, “Мадонна Бенуа”, портрет Лукреции Кривелли .
Учитель: Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для своих моделей Леонардо да Винчи искал лишь темноватый фон. Как вы думаете, для чего?
(Чтобы ярче сияло лицо, чтобы обнажалась внутренняя жизнь человека.
Учитель читает рассказ Д.Мережковского “Улыбка Джоконды”. Звучит музыка Ф.Шуберта “Аве Мария”
Как вы поняли, сейчас мы поговорим о шедевре великого живописца, картине “Мона Лиза Джоконда”.
Слайд 19
Учитель: Какие чувства испытывал художник к Моне Лизе?
(удивление, подобное страху, как перед чем – то призрачным).
Учитель: Смог бы он написать свою великую картину, если бы не испытывал к ней чего – то таинственного и возвышенного?
Учитель: Как художник передает обаяние женщины?
Учитель: Опишите ее лицо, позу, обратите внимание на цветную гамму картины.
(Прозрачно-темная дымка, опущенная до середины лба. Убаюканная музыкой. Огражденная тишиною действительной жизни).
Учитель: Что вы могли бы сказать о ее характере, натуре, рассматривая портрет.
(Тихая, скромная, милосердная к бедным, добрая хозяйка, верная жена, нежная мать)
Учитель: Может ли человек, живя на земле, соединить в единое целое земную и божественную любовь, телесную и духовную?
(В портрете Джоконды Леонардо добился такой выразительности взгляда молодой женщины, так тонко написал ее чуть – чуть улыбающийся рот, что в выражении лица как будто отражаются сменяющиеся, противоречивые оттенки чувств и настроений – задумчивость, мечтательность, затаенная насмешка, подавленная печаль).
Учитель: Как вы думаете, чем так таинственна и необыкновенна улыбка Джоконды?
Учитель: Можно ли назвать портрет Моны Лизы творением всей жизни художника?
Учитель: Улыбка не стоит ничего, но дает так много. Она обогащает тех, кому мы ее дарим, не делая нас беднее.
Она отнимает у нас лишь мгновение, но память о ней остается навеки. Улыбка приносит счастье в дом, рождает дружбу между людьми. Она дает вдохновение слабому, бодрость отчаявшемуся, солнечный свет опечаленному.
И по природе своей она – лучшее противоядие от забот. Ее нельзя купить, выпросить, взять в долг или украсть, ибо она не имеет никакой ценности, если не дарована добровольно.
Некоторые люди слишком устали, чтобы подарить вам улыбку.
Подарите им свою, ибо никто не нуждается в улыбке так сильно, как те, кому нечего отдать, кроме нее.
Вновь обращаемся к эпиграфу.
Слайд 20
“Твоя улыбка может даровать новую жизнь, надежду и отвагу сердцам усталых, обремененных, отчаявшихся людей, сердцам людей, искушаемых соблазнами, сердцам людей, утративших надежду”. (Р.Киплинг)
Слайд 21 - 24
Сегодня мы живем в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда ваш взгляд падает на улыбающееся лицо, на душе становится теплее, хотя порой мы этого даже не замечаем. Постарайтесь сделать что-то, что поможет улучшить настроение вам, и окружающим вас людям, взирайте на мир радостно и по-доброму.