Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В этой связи особо актуальным на уроках литературы становится разговор о патриотизме, любви к Отечеству, мире и согласии в семье, в классе, в стране и во всём мире. Человек как личность не состоялся, если он не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя каждый. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Включение обсуждения проблем мира и войны, дружбы и солидарности в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание подростков в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг таких базовых национальных ценностей, как патриотизм, гражданственность, человечность, верность долгу.
Изучая со школьниками “Слово о полку Игореве” в 9 классе, я уделяю особое внимание анализу идеи (призыв к объединению, миру и согласию, что особо актуально в свете событий, происходящих на Украине в наше время).
Данная разработка урока с презентацией к нему поможет учителю организовать занятие, а ученикам погрузиться в эпоху, с большей конкретностью представить описанные в “Слове” события и образы, в итоге - понять идею автора.
Учебник: Литература. 9класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1. Авторы-составители: В. Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский. – Москва: Просвещение, 2013 г.
Название раздела темы: “Древнерусская литература”.
Урок 1: история открытия “Слова о полку Игореве”, герои и события.
Урок 2: “Духовно-нравственные уроки “Слова о полку Игореве”.
ЦЕЛЬ урока: сделать анализ “Слова о полку Игореве” с точки зрения идеи произведения (воспитание духовно-нравственных ценностей).
ЗАДАЧИ:
- совершенствовать навыки анализа текса,
- развивать универсальные учебные действия школьников.
- развивать творческие способности учащихся,
- воспитывать патриотизм и гуманность,
- обеспечивать межпредметные и внутрипредметные связи (ИЗО, музыка, русский язык, история).
Цели деятельности учителя:
- создать условия для рассуждений, предположений по вопросам: какие идеи высказывает автор “Слова”, актуальны ли они сегодня, почему “Слово о полку Игореве” стало источником вдохновения для создания картин, музыки, изучается по настоящее время;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма, формированию высоких ценностных ориентиров.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД: самоопределение, нравственная ориентация, способность к самооценке своих действий.
Предметные УУД: девятиклассники научатся анализировать прочитанный фрагмент текста, цитировать, слушать и комментировать выступление товарища, обобщать собранный материал, делать выводы.
Метапредметные УУД:
- познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
- регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: текст произведения, компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к “Слову”.
ХОД УРОКА
I. Постановка учебной задачи. Мотивация интереса (10 минут).
На доске слова Б.Рыбакова: “Автор “Слова о полку Игореве” - это Пушкин Х11 столетия”. Учитель обращает внимание учащихся на запись и предлагает высказать предположения, почему Б. Рыбаков такого мнения.
Выступления учащихся, получивших опережающие задания, они демонстрируют презентации на темы: “Опера Бородина “Князь Игорь” (слайды 8-12), “Слово о полку Игореве” в изобразительном искусстве” (слайды 13-18), “Слово о полку Игореве и А.С.Пушкин” (слайды 19-23).
Учитель предлагает высказать предположения о том, почему интерес к “Слову о полку Игореве” не угасает.
II. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач аналитического типа (25 минут).
Работа в группах.
1. Группа А (учащиеся с высоким уровнем интеллекта) - характеристика князя Игоря (цитирование обязательно).
2. Группа Б (учащиеся с повышенным уровнем интеллекта) - анализ “Золотого слова Святослава” (цитирование обязательно).
3. Группа В (учащиеся с базовым уровнем интеллекта) - анализ плача Ярославны (цитирование обязательно).
Деятельность учителя: наблюдает, не исправляет, но направляет к нужным выводам.
Выступления учащихся.
Группа А. Характеристика князя Игоря. Озвучивается подготовленная дома хронология похода (учащиеся демонстрируют схемы, например: выступление в поход --- солнечное затмение --- решение к.Игоря продолжить путь --- первый удачный бой --- сон --- второй бой --- плен --- жизнь у врагов --- побег--- возвращение в Путивль).
Выступающие отмечают самые яркие черты характера князя Игоря (цитирование обязательно) - любовь к Родине, смелость, решительность, чувство собственного достоинства.
Вывод: в образе князя Игоря воплощена идея любви к Родине, готовность отдать жизнь за свободу своего народа (учащиеся всего класса делают запись в тетрадях).
Рефлексия. Ребята из других групп высказывают своё мнение о сути выступлений.
Группа Б. Анализ “золотого слова” Святослава. Выборочное чтение монолога Святослава и комментарий к нему: гневная, эмоциональная речь (автор “Слова” употребляет множество восклицательных предложений и экспрессивно окрашенной лексики – цитирование) - осуждение разрозненности русских князей и страстный призыв к объединению.
Вывод: в монологе Святослава главная идея “Слова” (учащиеся всего класса делают запись в тетрадях).
Рефлексия. Ребята из других групп высказывают своё мнение о сути выступлений.
Группа В. Анализ плача Ярославны: выборочное чтение и комментарий, характеристика ( верная, любящая жена), учащиеся отмечают связь с фольклором (цитирование), эмоциональный тон Ярославны и средства его передачи (экспрессивная лексика, эпитеты, метафоры, олицетворения, восклицательные предложения).
Вывод: Ярославна – идеал русской женщины (объясняют почему).
Рефлексия. Ребята из других групп высказывают своё мнение о сути выступлений.
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности (10минут).
Учитель предлагает озвучить записанные выводы и обобщить, ответив на вопрос “Какие идеи несёт в себе “Слово о полку Игореве”?
Далее внимание обращается на высказывание Б.Рыбакова: “Автор “Слова о полку Игореве” - это Пушкин ХII столетия”; класс ещё раз рассуждает о том, почему Б.Рыбаков так сказал (А.С. Пушкин – великий гуманист, “чувства добрые ... лирой пробуждал”, автор слова своим произведением тоже пробуждает лучшие чувства: любовь к Родине, верность долгу, осуждение разрозненности князей) . Учащиеся сравнивают предположения, сделанные в начале урока.
Учитель напоминает ребятам о просмотренных презентациях и предлагает ответить на вопрос, почему интерес к “Слову о полку Игореве” не угасает
(это произведение и сегодня воспитывает высокий патриотизм, призывает к миру и согласию).
Учащиеся сравнивают предположения, сделанные в начале урока. В заключение отвечают на вопрос, актуальны ли проблемы и идеи “Слова...” в наши дни (да, актуальны, примеры из жизни).
ВЫВОД: проблемы и идеи “Слова о полку Игореве” актуальны и сегодня, потому что люди ещё не научились жить без раздоров, во взаимоотношениях между ними находится место для предательства, трусости, бесчестия, автор этого произведения призывает к единению, смелости, верности долгу, в этом суть духовно-нравственных уроков произведения (учащиеся делают запись в тетради).
Заключительный этап рефлексии: учитель предлагает сравнить тему урока и выводы, сделанные к окончанию занятия, цитирует высказывание Д.Лихачёва: “Слово о полку Игореве” - неиссякаемый источник, щедро одаряющий тех, кто припадает к его живой воде. Познание “Слова” носит у нас всенародный характер, являя собой прекрасное и волнующее, вечно живое явление отечественной культуры” (слайд 31).
Цель урока достигнута: учащимся сделали анализ “Слова о полку Игореве” с точки зрения идеи произведения (воспитание духовно-нравственных ценностей).
1V. Домашнее задание. Подготовить монологический ответ на тему “Нравственные уроки “Слова о полку Игореве”.
ПРИМЕЧАНИЕ: проекты, презентации которых представили ребята, в доработанном виде будут вынесены на районную научную конференцию в форме коллективного проекта с рабочим названием “Слово о полку Игореве” в творчестве художников, музыкантов, писателей”.
ИСТОЧНИКИ
1. Древнерусская литература. - М.: Дрофа: Вече, 2002 .
2. Лихачёв Д. “Слово о полку Игореве” - героический пролог русской литературы”. - Ленинград: “Художественная литература”, 1967.
3. “Слово о полку Игореве” в гравюрах В. А. Фаворского. - М.: Искусство, 1987 .
4. Третьякова М. “Русская музыка 19 века”. - М.: Просвещение, 1976г.