Цели урока:
- вспомнить жанровое определение баллады;
- сопоставить балладу и летописный источник;
- показать главное назначение образности – стать поэтической памятью народа;
- развивать навыки анализа поэтического текста;
- сопоставить балладу Пушкина с думой Рылеева «Олег Вещий» и поэмой Лермонтова «Олег»;
- проанализировать стилистические особенности «Песни…» и черновика произведения;
- развивать навыки выразительного чтения;
- способствовать развитию творческих способностей учеников.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина;
- иллюстрации к балладе;
- раздаточный материал: летописный источник («Повесть временных лет»), дума Рылеева «Олег вещий», поэма Лермонтова «Олег», черновики «Песни о вещем Олеге»;
- презентация;
- учебник Литературы 6 класс.
ХОД УРОКА
Эпиграф к уроку:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
1. Слово учителя
– Всем с детства знакомы эти пушкинские слова, которые стали эпиграфом к нашему уроку. Кстати, из какой поэмы они? («Руслан и Людмила».)Пушкина всегда интересовало прошлое нашей страны. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмысливая прошлое.
2. Словарная работа
– Давайте поработаем со словарем.
Слово образ в искусстве – это
обобщенное художественное
отражение действительности,
облеченное в форму конкретного индивидуального
явления, а также в художественном произведении
тип, характер.
Следующее в словообразовательной цепочке слово образный,
оно обозначает изобразительный, яркий, живой.
Затем мы растолкуем слово образность. Что
же оно обозначает? Мы будем говорить, учитывая
отвлеченный суффикс – ость, об особом мире
художественного произведения, в котором Пушкин
не только воспроизводит исторический колорит
эпохи, но и задает вечные философские вопросы.
Все это связано со словом образность.
Именно в поэтической (то есть
творческой, художественной, эмоциональной)
памяти народа, способной сохранять только лучшие
литературные произведения, одно из самых
почетных мест занимает баллада А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге».
3. Работа по теории литературы
– Во вступительной статье к произведению А.С.
Пушкина дано жанровое определение произведению.
Какое? (Баллада – это лироэпическое
произведение, небольшое стихотворение, имеющее
сюжет, в котором автор передает свои чувства и
переживания.)
Для баллады характерны:
- историческое, героическое или фантастическое содержание;
- трагический сюжет;
- сочувствие автора героям;
- диалог (в развитии сюжета);
- романтический (необычный) пейзаж.
– Выберите из перечисленных особенностей те, которые относятся к определению баллады как жанра литературы (запись на доске).
1. Лирический жанр. 2. Написана ямбом. 3. Показано отношение автора. 4. Историческое или фантастическое содержание. 5. Монолог. |
1. Эпический жанр. 2. Диалог. 3. Часто трагическая концовка. 4. Речитатив (напевная речь в вокально-музыкальном произведении). 5. Необычный пейзаж. |
Докажите справедливость своих выводов на примере произведения Пушкина.
Вопросы классу.
– Что роднит балладу Пушкина с эпическими
произведениями Средневековья?
– Почему поэт называет свое произведение песнью?
Можно вспомнить «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» – народные героико-эпические произведения. Пушкин подчеркивает связь своей баллады с эпосом Средневековья, т.к. называет ее «Песнью…», т.е. частью, главой народного эпоса, из летописи автор взял отдельный эпизод, т.е. одну песнь.
4. Чтение «Песни о вещем Олеге» наизусть. Инсценировка.
Вопросы классу.
– Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» – это произведение на историческую тему. Какая история легла в основу баллады?
В основу баллады Пушкина легла легенда о князе Олеге, описанная в летописи «Повесть временных лет».
5. История написания произведения
– Действительно, Пушкина поразила легенда, рассказанная в «Повести временных лет». Поэт часто бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. При чтении «Львовской летописи» Пушкин был до глубины души поражен эпизодом, рассказывающим о смерти князя Олега. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», – писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге», которая начинается с описания похода Олега на хазар.
6. Задание классу
– Сравните историю князя Олега из летописи и балладу Пушкина. Определите, в чем главное отличие. В каком из произведений диалог вам показался более эмоциональным? Почему?
В летописи четко перечисляются произошедшие события, хотя в центре повествования легенда. В историческом источнике мы не находим тех душевных переживаний князя, которые обнаруживаем в балладе Пушкина. Диалог, естественно, более эмоционален в «Песни…», т.к. явно чувствуется авторское отношение к герою, присутствует образность в изображении героев. В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Прощание с конем становится одним из самых драматичных эпизодов.
– Итак, мы говорим о том, что баллада
разительно отличается от своего летописного
источника и причина этого в образности.
Не только Пушкин обращался к легенде о князе
Олеге. Этот же образ мы находим у Кондратия
Федоровича Рылеева и Михаила Юрьевича
Лермонтова.
7.Вопросы к учащимся, получившим индивидуальные задания, – прочитать думу Рылеева «Олег Вещий» и поэму Лермонтова «Олег».
1) Сравните жанровые особенности думы (в русской поэзии XIX в. думой называли стихотворения философско-исторического содержания) Рылеева и баллады (лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай) Пушкина. Назовите главное отличие между этими произведениями. В каком из произведений, на ваш взгляд, художественный образ князя более эмоционален? С помощью какого приема достигается этот эффект?
В основе думы Рылеева – исторические события, которые рассказывают о подвигах князя Олега, легенды нет совсем. У Пушкина образ Олега более живой, ему сочувствуешь, сопереживаешь. С помощью диалога мы узнаем о переживаниях князя.
2) Сравните жанровые особенности поэмы (в русской поэзии XIX в. поэма – большое поэтическое произведение с повествовательными или лирическим сюжетом, чаще всего – эпическое, кроме того, широкое развитие образа лирического героя) Лермонтова и баллады (лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай) Пушкина. Назовите главное отличие между этими произведениями. В каком из произведений, на ваш взгляд, художественный образ князя привлекательнее? Почему?
В основе поэмы Лермонтова рассказ о старости Олега, у князя все в прошлом. Ему покровительствует Стрибог. Поэма заканчивается вопросом. Нет ответа, почему так изменился князь, почему он не чувствует своей былой силы, ведь поэма не закончена. Поэтому князь в балладе Пушкина более живой, он показан в развитии, он и величественный, и страдающий.
8. Рассмотрим иллюстрации к балладе. Определите порядок эпизодов, соотнося их с композицией произведения. Какие цитаты вы можете подобрать к этим иллюстрациям?
А) Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
Вопросы классу:
– Как разговаривает Олег с кудесником?
«Владыка» Олег разговаривает высокомерно, не слезая с коня, не желая беседовать на равных, это притом, что князь понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъехал к нему, и потому называет его «любимцем богов», и потому спрашивает о будущем. Но Олег обращается к кудеснику снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение: «В награду любого возьмешь ты коня».
– Что же в ответ обещает кудесник Олегу?
Смерть не от ран – это воину, не от болезни и старости – это правителю, а смерть от коня.
– Кого из героев баллады вы назвали бы вещим?
Олег имеет прозванье вещий, т.е. мудрый. Но по-настоящему вещим можно назвать только кудесника, т.к. он ведает будущее.
– Как же человек способен видеть будущее?
Это божий дар, вдохновение, откровение свыше.
– Что же воплощают в себе Олег и кудесник?
Олег – это земное начало, то, что тленно, он символ власти. Но, оказывается, есть небесное, над ним не властвует земное. Кудесник – это символ творчества, свободный полет мысли, независимость.
– Как в этой ситуации проявилась горькая ирония?
Оказалось то, что Олег пообещал волхву («В награду любого возьмешь ты коня»), он не в силах сделать. Кудесник берет не любого коня, а отбирает самого любимого.
– Сравним черновик и окончательный вариант. Поэт мыслит образами, слово – это попытка воссоздать этот образ, значит, каждое слово несет важную смысловую нагрузку. Наша задача – определить, почему именно таков словесный выбор поэта.
Черновой вариант баллады | Окончательный вариант баллады |
Князь по полю едет на смирном коне. | Князь по полю едет на верном коне. (Это не послушание коня, а его верность) |
Из темного леса навстречу ему Идет престарелый кудесник. |
Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник. (Престарелый – это немощный, а кудесник наделен таинственной силой) |
И к гордому старцу подъехал Олег. | И к мудрому старцу подъехал Олег. (Независимость волхвов не надменна) |
Но знаю, но вижу паденье твое. (Кудесник будто угрожает князю) | Но вижу твой жребий на светлом челе. (Приговор князю отнесен в самый конец предсказанья, нет мстительности, кудесник говорит и о прошлом, и о будущем Олега, называя его чело светлым и прославляя его) |
День смерти для многих таится во мгле. | Грядущие годы таятся во мгле. (Подчеркивается сила прозрения волхва, все будущее ему открыто) |
Б) Олег усмехнулся; однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай; уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся, да помни меня.
Вопросы классу:
– Почему для Олега так дорог этот конь?
Верный, послушный, подчиненный его воле, конь дает князю ощущение власти над самой жизнью. Поэтому слова кудесника прозвучали как приговор, поэтому Олег в первый момент даже не поверил ему.
– Сравним черновик и окончательный вариант.
Черновой вариант баллады |
Окончательный вариант баллады |
И молча, рукой опершись на седло. | В молчаньи, рукой опершись на седло. (Более долгое раздумье над судьбой коня) |
Служил ты мне долгое время… | Расстаться настало нам время… (В слове расстаться больше категоричности, но в то же время больше страдания) |
Вы, отроки, тотчас возьмите коня… (Олег не хочет тотчас расставаться со своим боевым другом) | Вы, отроки-други, возьмите коня… (Скрытая просьба лучше ухаживать за конем) |
В твое заслуженное стремя… | В твое позлащенное стремя… (Это конь князя, предводителя, а не только воина) |
В) Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Вопросы классу:
– Когда князь вспоминает о своем верном коне?
Во время пира, в минуту радости и мира, а не осенью, как в летописи.
– Сравним черновик и окончательный вариант.
Черновой вариант баллады |
Окончательный вариант баллады |
Над ветхой главою кургана… Над гордой главою кургана… |
Над славной главою кургана… (Курган – это захоронение, которое связано со славой прошлого) |
Все тот же ль он бодрый, игривый? | Все тот же ль он бурный, игривый? (Слово «бодрый» было прозаичнее, обыденнее) |
– Какие чувства охватывают князя, когда он слышит о смерти коня?
«Могучий Олег головою поник», именно горе рождает в князе гнев и горечь. Герой Пушкина любит коня, как лучшего друга, над его чувствами не властны ни время, ни смерть коня. Он помнит его прежним, молодым.
– Почему вещий Олег обвиняет в своей ошибке кудесника?
У князя был выбор – верить волхву или поступить по-своему. Поверив «любимцу богов», он обрек себя и коня на разлуку и мирную смерть. Поэтому князю проще назвать кудесника «лживым, безумным стариком», чем обвинить себя.
– Как в этой ситуации проявилась горькая ирония?
Стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, только он захотел видеть кости своего боевого товарища, только он вспомнил о старинном погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня – верного друга, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь».
– Что вызвало ваше удивление в этом эпизоде?
Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. Именно образность делает Олега лицом поэтическим.
– Так что же, смысл «Песни…» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели?
Может быть и так. Но у Пушкина есть последняя строфа, в ней и свет, и преодоление горечи, и вечная слава жизни. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.
9. – Итак, мы приходим к выводу:
- главная черта литературного произведения – это образность, которая сосредоточена в поэтическом слове, в стиле произведения, в его идее;
- именно образность становится основой поэтической памяти народа, помогая сохранить не только особенности сюжет, но и сделать переживания героев абсолютно живыми, близкими нам;
- именно образность помогает по-разному толковать одно и то же литературное произведение.
10. Домашнее задание (на выбор):
- составить словарик историзмов и архаизмов баллады Пушкина, помогающих воссоздать исторический колорит эпохи (можно в виде книжечки);
- написать сочинение на тему: «Образ князя Олега в русской литературе и истории»;
- написать балладу на историческую или фантастическую тему.