А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге". Образность как основа поэтической памяти народа

Разделы: Литература


Цели урока:

  • вспомнить жанровое определение баллады;
  • сопоставить балладу и летописный источник;
  • показать главное назначение образности – стать поэтической памятью народа;
  • развивать навыки анализа поэтического текста;
  • сопоставить балладу Пушкина с думой Рылеева «Олег Вещий» и поэмой Лермонтова «Олег»;
  • проанализировать стилистические особенности «Песни…» и черновика произведения;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • способствовать развитию творческих способностей учеников.

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина;
  • иллюстрации к балладе;
  • раздаточный материал: летописный источник («Повесть временных лет»), дума Рылеева «Олег вещий», поэма Лермонтова «Олег», черновики «Песни о вещем Олеге»;
  • презентация;
  • учебник Литературы 6 класс.

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…

1. Слово учителя

– Всем с детства знакомы эти пушкинские слова, которые стали эпиграфом к нашему уроку. Кстати, из какой поэмы они? («Руслан и Людмила».)Пушкина всегда интересовало прошлое нашей страны. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмысливая прошлое.

2. Словарная работа

– Давайте поработаем со словарем.
Слово образ  в искусстве – это обобщенное художественное отражение       действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления, а также в художественном произведении тип, характер.
Следующее в словообразовательной цепочке слово образный, оно обозначает изобразительный, яркий, живой.
Затем мы растолкуем слово образность. Что же оно обозначает? Мы будем говорить, учитывая отвлеченный суффикс – ость, об особом мире художественного произведения, в котором Пушкин не только воспроизводит исторический колорит эпохи, но и задает вечные философские вопросы. Все это связано со словом образность. Именно в поэтической (то есть творческой, художественной, эмоциональной) памяти народа, способной сохранять только лучшие литературные произведения, одно из самых почетных мест занимает баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

3. Работа по теории литературы

– Во вступительной статье к произведению А.С. Пушкина дано жанровое определение произведению. Какое? (Баллада – это лироэпическое произведение, небольшое стихотворение, имеющее сюжет, в котором автор передает свои чувства и переживания.)
Для баллады характерны:

  • историческое, героическое или фантастическое содержание;
  • трагический сюжет;
  • сочувствие автора героям;
  • диалог (в развитии сюжета);
  • романтический (необычный) пейзаж.

– Выберите из перечисленных особенностей те, которые относятся к определению баллады как жанра литературы (запись на доске).

1. Лирический жанр.
2. Написана ямбом.
3. Показано отношение автора.
4. Историческое или фантастическое содержание.
5.   Монолог.
1. Эпический жанр.
2. Диалог.
3. Часто трагическая концовка.
4. Речитатив (напевная речь в вокально-музыкальном произведении).
5. Необычный пейзаж.

Докажите справедливость своих выводов на примере произведения Пушкина.

Вопросы классу.

– Что роднит балладу Пушкина с эпическими произведениями Средневековья?
– Почему поэт называет свое произведение песнью?

Можно вспомнить «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» – народные  героико-эпические произведения. Пушкин подчеркивает связь своей баллады с эпосом Средневековья, т.к. называет ее «Песнью…», т.е. частью, главой народного эпоса, из летописи автор взял отдельный эпизод, т.е. одну песнь.

4. Чтение «Песни о вещем Олеге» наизусть. Инсценировка.

Вопросы классу.

– Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» – это произведение на историческую тему. Какая история легла в основу баллады?

В основу баллады Пушкина легла легенда о князе Олеге, описанная в летописи «Повесть временных лет».

5. История написания произведения

– Действительно, Пушкина поразила легенда, рассказанная в «Повести временных лет». Поэт часто бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. При чтении «Львовской летописи» Пушкин был до глубины души поражен эпизодом, рассказывающим о смерти князя Олега. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», – писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге», которая начинается с описания похода Олега на хазар.

6. Задание классу

– Сравните историю князя Олега из летописи и балладу Пушкина. Определите, в чем главное отличие. В каком из произведений диалог вам показался более эмоциональным? Почему?

В летописи четко перечисляются произошедшие события, хотя в центре повествования легенда. В историческом источнике мы не находим тех душевных переживаний князя, которые обнаруживаем  в балладе Пушкина. Диалог, естественно, более эмоционален в «Песни…», т.к. явно чувствуется авторское отношение к герою, присутствует образность в изображении героев. В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Прощание с конем становится одним из самых драматичных эпизодов.

– Итак, мы говорим о том, что баллада разительно отличается от своего летописного источника и причина этого в образности.
Не только Пушкин обращался к легенде о князе Олеге. Этот же образ мы находим у Кондратия Федоровича Рылеева и Михаила Юрьевича Лермонтова.

7.Вопросы к учащимся, получившим индивидуальные задания, – прочитать думу Рылеева «Олег Вещий» и поэму Лермонтова «Олег».

1) Сравните жанровые особенности думы (в русской поэзии XIX в. думой называли стихотворения философско-исторического содержания) Рылеева и баллады (лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай) Пушкина. Назовите главное отличие между этими произведениями. В каком из произведений, на ваш взгляд, художественный образ князя более эмоционален? С помощью какого приема достигается этот эффект?

В основе думы Рылеева – исторические события, которые рассказывают о подвигах князя Олега, легенды нет совсем. У Пушкина образ Олега более живой, ему сочувствуешь, сопереживаешь. С помощью диалога мы узнаем о переживаниях князя.

2) Сравните жанровые особенности поэмы (в русской поэзии XIX в. поэма – большое поэтическое произведение  с повествовательными или лирическим сюжетом, чаще всего – эпическое, кроме того, широкое развитие образа лирического героя) Лермонтова и баллады (лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай) Пушкина. Назовите главное отличие между этими произведениями. В каком из произведений, на ваш взгляд, художественный образ князя привлекательнее? Почему?

В основе поэмы Лермонтова рассказ о старости Олега, у князя все в прошлом. Ему покровительствует Стрибог. Поэма заканчивается вопросом. Нет ответа, почему так изменился князь, почему он не чувствует своей былой силы, ведь поэма не закончена. Поэтому князь в балладе Пушкина более живой, он показан в развитии, он и величественный, и страдающий.

8. Рассмотрим иллюстрации к балладе. Определите порядок эпизодов, соотнося их с композицией произведения. Какие цитаты вы можете подобрать к этим иллюстрациям?

А)   Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

Вопросы классу:

– Как разговаривает Олег с кудесником?

«Владыка» Олег разговаривает высокомерно, не слезая с коня, не желая беседовать на равных, это притом, что князь понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъехал к нему, и потому называет его «любимцем богов», и потому спрашивает о будущем. Но Олег обращается к кудеснику снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение: «В награду любого возьмешь ты коня».

– Что же в ответ обещает кудесник Олегу?

Смерть не от ран – это воину, не от болезни и старости – это правителю, а смерть от коня.

– Кого из героев баллады вы назвали бы вещим?

Олег имеет прозванье вещий, т.е. мудрый. Но по-настоящему вещим можно назвать только кудесника, т.к. он ведает будущее.

– Как же человек способен видеть будущее?

Это божий дар, вдохновение, откровение свыше.

– Что же воплощают в себе Олег и кудесник?

Олег – это земное начало, то, что тленно, он символ власти. Но,  оказывается, есть небесное, над ним не властвует земное. Кудесник – это символ творчества, свободный полет мысли, независимость.

– Как в этой ситуации проявилась горькая ирония?

Оказалось то, что Олег пообещал волхву («В награду любого возьмешь ты коня»), он не в силах сделать. Кудесник берет не любого коня, а отбирает самого любимого.

– Сравним черновик и окончательный вариант. Поэт мыслит образами, слово – это попытка воссоздать этот образ, значит, каждое слово несет важную смысловую нагрузку. Наша задача – определить, почему именно таков словесный выбор поэта.

      Черновой вариант баллады      Окончательный вариант баллады
Князь по полю едет на смирном коне. Князь по полю едет на верном коне.
(Это не послушание коня, а его верность)
Из темного леса навстречу ему
Идет престарелый кудесник.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник.
(Престарелый – это немощный, а кудесник наделен таинственной силой)
И к гордому старцу подъехал Олег.  И к мудрому старцу подъехал Олег.
(Независимость волхвов не надменна)
 Но знаю, но вижу паденье твое. (Кудесник будто угрожает князю)  Но вижу твой жребий на светлом челе. (Приговор князю отнесен в самый конец предсказанья, нет мстительности, кудесник говорит и о прошлом, и о будущем Олега, называя его чело светлым и прославляя его)
День смерти для многих таится во мгле. Грядущие годы таятся во мгле.
(Подчеркивается сила прозрения волхва, все будущее ему открыто)  

Б) Олег усмехнулся; однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай; уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся, да помни меня.

Вопросы классу:

– Почему для Олега так дорог этот конь?

Верный, послушный, подчиненный его воле, конь дает князю ощущение власти над самой жизнью. Поэтому слова кудесника прозвучали как приговор, поэтому Олег в первый момент даже не поверил ему.

– Сравним черновик и окончательный вариант.

Черновой вариант баллады

Окончательный вариант баллады

И молча, рукой опершись на седло. В молчаньи, рукой опершись на седло. (Более долгое раздумье над судьбой коня)
Служил ты мне долгое время… Расстаться настало нам время… (В слове расстаться больше категоричности, но в то же время больше страдания)
Вы, отроки, тотчас возьмите коня… (Олег не хочет тотчас расставаться со своим боевым другом) Вы, отроки-други, возьмите коня… (Скрытая просьба лучше ухаживать за конем)
В твое заслуженное стремя… В твое позлащенное стремя… (Это конь князя, предводителя, а не только воина)

В) Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Вопросы классу:

– Когда князь вспоминает о своем верном коне?

Во время пира, в минуту радости и мира, а не осенью, как в летописи.

– Сравним черновик и окончательный вариант.

Черновой вариант баллады

Окончательный вариант баллады

Над ветхой главою кургана…
Над гордой главою кургана…
Над славной главою кургана… (Курган – это захоронение, которое связано со славой прошлого)
Все тот же ль он бодрый, игривый? Все тот же ль он бурный, игривый? (Слово «бодрый» было прозаичнее, обыденнее)

– Какие чувства охватывают князя, когда он слышит о смерти коня?

«Могучий Олег головою поник», именно горе рождает в князе гнев и горечь. Герой Пушкина любит коня, как лучшего друга, над его чувствами не властны ни время, ни смерть коня. Он помнит его прежним, молодым.

– Почему вещий Олег обвиняет в своей ошибке кудесника?

У князя был выбор – верить волхву или поступить по-своему. Поверив «любимцу богов», он обрек себя и коня на разлуку и мирную смерть. Поэтому князю проще назвать кудесника «лживым, безумным стариком», чем обвинить себя.

– Как в этой ситуации проявилась горькая ирония? 

Стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, только он захотел видеть кости своего боевого товарища, только он вспомнил о старинном погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня – верного друга, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь».

– Что вызвало ваше удивление в этом эпизоде?

Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. Именно образность делает Олега лицом поэтическим.

– Так что же, смысл «Песни…» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели?

Может быть и так. Но у Пушкина есть последняя строфа,  в ней и свет, и преодоление горечи, и вечная слава жизни. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

9. – Итак, мы приходим к выводу:

  • главная черта литературного произведения – это образность, которая сосредоточена в поэтическом слове, в стиле произведения, в его идее;
  • именно образность становится основой поэтической памяти народа, помогая сохранить не только особенности сюжет, но и сделать переживания героев абсолютно живыми, близкими нам;
  • именно образность помогает по-разному толковать одно и то же литературное произведение.

10. Домашнее задание (на выбор):

  • составить словарик историзмов и архаизмов баллады Пушкина, помогающих воссоздать исторический колорит эпохи (можно в виде книжечки);
  • написать сочинение на тему: «Образ князя Олега в русской литературе и истории»;
  • написать балладу на историческую или фантастическую тему.

Приложение 1

Приложение 2