Цели и задачи:
Образовательные
- Познакомить учащихся с поэтическими и музыкальными произведениями.
- Учить приемам наблюдения над текстом и осознанного выразительного чтения.
Воспитательные
- Показать красоту и емкость слова и музыки.
- Раскрыть единство различных видов искусства.
Развивающие
- Совершенствовать и расширять метапредметные компетенции учащихся.
- Познакомить с терминами “литературный образ” и “музыкальный образ”.
Дидактические задачи:
- помочь осознанию роли и значения слова как главного средства создания художественного образа и музыкального;
- способствовать расширению читательского опыта учащихся;
- воспитать через эмоциональное восприятие литературного и музыкального произведений эстетический вкус у учащихся;
- развить навык работы со словом в его фонетическом и семантическом богатстве.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, тексты стихотворений, аудиозаписи, тетради.
Методические приемы: беседа с классом,
работа учащихся в группах, исследование текста,
выразительное чтение, слушание музыкальных
фрагментов, комментарии учителя.
Опорные понятия урок: лирика, эпитеты, метафора,
авторское видение, настроение лирического
произведения, музыкальный образ.
Слово учителя: Музыка и литература переплетены так крепко, что представить одно без другого просто невозможно. Произносим имя Александра Пушкина и рядом всегда музыка Петра Ильича Чайковского. Когда читаем стихи, то обязательно используем термины, которые нам знакомы по урокам музыки: созвучие, гармония, интонация ...
“Описывать — дело живописи, поэзия также может себя считать в этом отношении счастливой по сравнению с музыкой, ее область не так ограничена, как моя. Но зато моя простирается гораздо дальше в иные сферы, и на мои владения не так-то легко посягнуть. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия. Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка - народная потребность”. Людвиг Ван Бетховен. Давайте послушаем музыку П. И. Чайковского и познакомимся с теми стихами, которые нам предстоит сегодня анализировать.
Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает своё задание.
Тексты стихотворений после просмотра презентации выводятся на доску.
Александр Блок | Алесь Звонак |
Я никогда не понимал Искусства музыки священной, А ныне слух мой различал В ней чей-то голос сокровенный. Я полюбил в ней
ту мечту Под звуки прошлое встает |
Мир ярких звуков, трепетных
созвучий, Ты, к сожаленью, не подвластен мне, Но слух твоей мелодией зовущей Заворожен в звенящей тишине... Пусть не дано мне
гроз и грез Накалом чувств, дыханье затая, |
Беседа с классом.
1 группа.
• Если бы авторы не включили бы в свои стихотворения слово “музыка”, то по каким признакам вы бы поняли, что они описывают?
• Какой образ создает каждый из авторов?
• Каково настроение этих стихотворений? Что его создаёт?
Настроение -
Полюбил красоту мечта поет
веет прекрасным
Слух заворожен дыханье затая
принимаю, верю
2 группа - Можно ли понять по тексту отношение к музыке? Как нам помогают в этом сами авторы?
- Найдите, какие слова используют авторы, чтобы создать образ музыки?
- Глаголы меняют свою форму. Почему?
- Что делает стихотворения торжественными, но нисколько не трагичными.
- А как в стихотворениях поэтов музыка “звучит”?
3 группа Прочитайте еще раз стихи и выделите в них средства художественной изобразительности. Назовите слова, которые помогают поэтам, словно художнику, создать яркую картину?
• Внимательно прочитайте стихотворения и выделите в них звуковые средства художественной изобразительности.
• Найдите в произведениях другие средства изобразительности.
• Каковы особенности звуковой организации каждой части стихотворений?
4 группа
• Какие образы встречаются в каждом из приведенных стихотворений?
• Какой из лирических героев более открыт для мира, а какой более замкнут?
• Что необходимо знать, чтобы “искусство раздвинуло рамки обыденного, первичного восприятия?
Вывод (записать в тетради)
“Поэзия – высокий род искусства, по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Истинный поэт влагает в своё слово нераздельно с его внутренним смыслом и музыкальные звуки, и краски, и пластические формы” В.Соловьёв.
Домашнее задание. Написать сочинение “Тот, у кого нет музыки в душе, того не тронут сладкие созвучья...” (В.Шекспир)
Два стихотворения – два взгляда на музыку, два неповторимых героя. С каким героем интереснее? Какой из героев ближе и понятнее? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. А что для нас с вами музыка? Мир грез или реальность? Она уводит от проблем или сопровождает и даёт силы? Вслед за Платоном хочется воскликнуть: “Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.”