Цели урока:
Образовательные:
создать условия для
- знакомства учащихся с биографией писателя, с психологией его творчества;
- создания представления о мировоззрении, философских и эстетических взглядах писателя;
- наблюдения за тем, как личные переживания отразились на творческом процессе писателя.
Развивающие:
создать условия для
- развития навыка самостоятельного анализа текста литературного произведения;
- пробуждения интереса к исследовательской деятельности;
- творческого осмысления исторической действительности;
- формирования навыка участия в дискуссии.
Воспитательные:
создать условия для
- воспитания чувства патриотизма;
- воспитания самостоятельности, активности, умения сотрудничать.
Оборудование урока: Портрет И.А. Гончарова, раздаточный материал для каждого обучающегося.
Ход урока
I Организационный момент.
II Постановка целей урока.
III Самостоятельная работа с текстами.
Прежде чем мы начнем говорить о жизни и творчестве И.А.Гончарова. я бы хотела обратить ваше внимание на рассказ А.П.Чехова, который был написан всего 3 года спустя после смерти Гончарова.
Отрывок из рассказа А.П.Чехова “В усадьбе” (1894г):
“ - Тем, что у человечества есть хорошего, мы обязаны именно природе, правильному естественно-историческому, целесообразному ходу вещей, старательно, в продолжение веков обособлявшему белую кость от чёрной. Да, батенька мой! Не чумазый же, не кухаркин сын, дал нам литературу, науку, искусства, право, понятия о чести, долге... Всем этим человечество обязано исключительно белой кости, и в этом смысле, с точки зрения естественно-исторической, плохой Собакевич, только потому, что он белая кость, полезнее и выше, чем самый лучший купец, хотя бы этот последний построил пятнадцать музеев <...> Рашевич остановился, расчёсывая бороду обеими руками; остановилась на стене и его тень, похожая на ножницы.
— Возьмите вы нашу матушку-Расею, — продолжал он, заложив руки в карманы и становясь то на каблуки, то на носки. — Кто её лучшие люди? Возьмите наших первоклассных художников, литераторов, композиторов... Кто они? Всё это, дорогой мой, были представители белой кости. Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Толстой — не дьячковские дети-с!
— Гончаров был купец, — сказал Мейер.
— Что же! Исключения только подтверждают правило. Да и насчёт гениальности-то Гончарова можно ещё сильно поспорить”
Вопросы: Когда написан рассказ Чехова?. Какое место занимает Гончаров в русской литературе, с точки зрения героя чеховского рассказа? Почему недавно умерший Гончаров исключается им из гениев? Как бы вы оценили размышления героя рассказа? Прав ли он? Докажите свое согласие или несогласие с ним. Какое место занимает Гончаров в литературе того времени?
Ученики высказывают предположение о том, что герой рассказа является человеком малообразованным, бестолковым, обладающим самыми поверхностными взглядами о литературе, искусстве, науке. В качестве опровержения его точки зрения, вспоминаются биографии Ломоносова, Островского, самого Чехова. Десятиклассники обращают внимание на то, что даже такой дремучий человек, как Рашевич, называет имя Гончарова в одном ряду с лучшими представителями русской литературы, правда быстро отказывает ему в этом месте, узнав, что Гончаров происходил из купеческой семьи.
Вопросы: А как сам А.П.Чехов, внук крепостного мужика, тоже сын разорившегося купца и великий русский писатель-драматург воспринимает Гончарова?
Чтобы ответить на этот вопрос, ребятам предлагается ознакомиться с “Литературной табелью о рангах” Чехова. Она представлена полностью, для того, чтобы ученики получили представление о том, насколько высоко оценил сам А.П Чехов Гончарова из “всех живых русских литераторов, соответственно их талантам и заслугам”
“Литературная табель о рангах” (по мнению Чехова) (1886 г):
“Если всех живых русских литераторов, соответственно их талантам и заслугам, произвести в чины, то:
- Действительные тайные советники (вакансия).
- Тайные советники: Лев Толстой, Гончаров.
- Действительные статские советники: Салтыков-Щедрин, Григорович.
- Статские советники: Островский, Лесков, Полонский.
- Коллежские советники: Майков, Суворин, Гаршин, Буренин, Сергей Максимов, Глеб Успенский, Катков, Пыпин, Плещеев.”
- Надворные советники: Короленко, Скабичевский, Аверкиев, Боборыкин, Горбунов, гр. Салиас, Данилевский, Муравлин, Василевский, Надсон, Н. Михайловский.
- Коллежские асессоры: Минаев, Мордовцев, Авсеенко, Незлобин, А. Михайлов, Пальмин, Трефолев, Петр Вейнберг, Салов.
- Титулярные советники: Альбов, Баранцевич, Михневич, Златовратский, Шпажинский, Сергей Атава, Чуйко, Мещерский, Иванов-Классик, Вас. Немирович-Данченко.
- Коллежские секретари: Фруг, Апухтин, Вс. Соловьев, В. Крылов, Юрьев, Голенищев-Кутузов, Эртель, К. Случевский.
- Губернские секретари: Нотович, Максим Белинский, Невежин, Каразин, Венгеров, Нефедов.
- Коллежские регистраторы: Минский, Трофимов, Ф. Берг, Мясницкий, Линев, Засодимский, Бажин.
- Не имеющий чина: Окрейц.”
Ученики отмечают, что рядом был поставлен только Лев Толстой, выше – никто: место действительного тайного советника Чехов оставил вакантным*.
*Вакантное (место) - никем не занятое, пустующее.
IV Знакомство с фактами биографии И.А.Гончарова.
Далее ученикам раздаются информационные карточки с основными датами и фактами жизни И.А.Гончарова.
Хронологический план:
- 1812 г. – дата рождения писателя. Родился в г. Симбирске в купеческой семье.
- 1821 г. – смерть отца. Заботу о детях взял на себя Н. Н. Трегубов, бывший морской офицер, поселившийся в доме Гончаровых. Мать Авдотья Матвеевна вела торговые дела семьи.
- 1822–1830 гг. – учеба Гончарова в Московском коммерческом училище. Восьмилетняя учеба оставила у юного Гончарова неблагоприятное впечатление.
- 1831–1834 гг. – студент Московского университета словесного отделения. Его интересовали вопросы истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самое яркое впечатление – посещение университета Пушкиным. “Как велико было наше наслаждение – видеть и слышать нашего кумира”, – писал Гончаров.
- 1835 г. – начало службы в Петербурге в качестве переводчика в министерстве финансов. Внешне медлительный, неторопливый, среди друзей получает прозвище “де Лень”
- 1844–1847 гг. – работа над романом “Обыкновенная история”. Отзыв В. Г. Белинского: “Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный!”
- 1852–1854 гг. – кругосветное путешествие на фрегате “Паллада” под начальством вице-адмирала Е. В. Путятина. (Гончаров во время путешествия вел записи, характеризуя в них все увиденное в Европе, Африке, Азии. Результат – двухтомная книга “Фрегат “Паллада”.)
- 1856–1860 гг. – работа в должности цензора.
- 1859 г. – появление в печати романа “Обломов”. Успех выдающийся!
- 1869 г. – выход в свет романа “Обрыв”, над которым Гончаров трудился около двадцати лет.
- 1870–1891 гг. – замкнутая жизнь Гончарова в Петербурге. Появление в печати небольших статей и очерков: “В университете”, “На родине”, “Лучше поздно, чем никогда”, “Слуги старого времени”. Лучшая критическая статья о комедии Грибоедова “Горе от ума” – “Мильон терзаний” (1872).
- 1878 г. – умирает слуга Гончарова Карл Трейтут, после чего писатель принимает на себя попечение о его вдове и детях до конца собственной жизни.
Умер И. А. Гончаров в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры на краю обрыва.
Вопрос: Можем ли мы на основании отдельных фактов сделать предположение, каковы черты характера писателя, его пристрастия, увлечения?
Учениками отмечается, что Гончаров одновременно служил и создавал свои произведения, за всю жизнь написал три романа, имел прозвище “де Лень”, но побывал в кругосветном путешествии на фрегате “Паллада”, всю жизнь прожив без семьи, вдруг взял на себя заботу о семье своего слуги. Гончаров – человек неоднозначный, умеющий преодолевать трудности, добрый, сочувствующий другим, трудолюбивый.
V Работа с отрывками из писем И.А.Гончарова.
Для того, чтобы лучше понять внутренний мир такого необычного человека, обратимся к его письмам.
И.И.Льховскому (близкий друг Гончарова, литературный критик):
“... мне еще недели три пристальной работы осталось до окончания Обломова... Поэма изящной любви кончена вся: она взяла много времени и места... роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей и оставалось только записывать его. Я писал как будто по диктовке. И, право, многое явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне, что писать. Например, в программе у меня женщина намечена была страстная, а карандаш сделал первую черту совсем другую и пошел дорисовывать остальное уже согласно этой черте, и вышла иная фигура.”
Вопрос: Как вы понимаете слова автора “многое явилось бессознательно”. Что значит его замечание “роман выносился весь”?
Е.А и С.А. Никитенко (дочери друга Гончарова):
“Благодарю Вас за внимание и приветствия к моей работе: но вот она и кончилась, я застыл на шестнадцатом листе. Вы опять за упреки в лени, в хорошем аппетите в прочих несуществующих препятствиях. Нет, я не ленился, сидел по 6 часов, писал до дурноты третьего дня, а потом вдруг будто оборвалось, и вместо охоты явилось уныние, тяжесть, хандра... Потом вторая, но чуть ли не главная причина: я не знаю, что писать, я не умею писать, я не знаю, о чем хочу писать... Вон Тургенев страдает тем, что ему не из чего создавать, а если заведется у него материален, даже черпнет его откуда-нибудь — он уже не затрудняется строить. А я наоборот: страдаю от богатства материала и от неуменья распорядиться им...”
Вопрос: Как меняется настроение следующего письма? На какие особенности писательского труда вы обратили внимание в этих письмах? Можем ли мы принимать в буквальном смысле слова писателя “я не умею писать”?
Е.А. и М.А. Языковым (о путешествии):
“Вы, конечно, спросите, зачем это я делаю? Но если не поеду, ведь можно, пожалуй, спросить и так: зачем я остался? Поехал бы затем, чтоб видеть, знать всё то, что с детства читал как сказку, едва веря тому, что говорят. Я полагаю, что если б я запасся всеми впечатлениями такого путешествия, то, может быть, прожил бы остаток жизни повеселее. Потом, вероятно, написал бы книгу, которая во всяком случае была бы занимательна, если б я даже просто, без всяких претензий литературных, записывал только то, что увижу. Наконец, это очень выгодно по службе. Все удивились, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь - я, такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится этой решимости. Внезапные перемены составляют мой характер, я никогда не бываю одинаков двух недель сряду, а если наружно и кажусь постоянен и верен своим привычкам и склонностям, так это от неподвижности форм, в которых заключена моя жизнь”
Вопрос: Как сам Гончаров определяет сущность своего характера? Что нового мы узнаем о Гончарове как о писателе из этого отрывка?
- Была в жизни Гончарова и любовная страница. Будучи уже знаменитым писателем, он влюбляется в Елизавету Васильевну Толстую.
“Как благодарить Вас, изящнейший, нежнейший друг, за торопливую, милую весть о себе?... Заплакал бы от радости, да кругом все чиновники, я на службе был (когда пришло письмо)... Ваша дружба - как легкий, прохладный ветерок в летний день, нежит, щекочет нервы, приятно шевелит их, как струны, и производит музыку ...Зачем это Вы уехали отсюда? Здесь началась обыкновенная жизнь, какая была до Вас: да что в ней? Никуда и ничего не хочется. Я уж уклонился от нескольких вечеров и обедов. Теперь вечер: я не выходил, пишу и не скучаю. Этого со мной давно, да кажется, никогда, не случалось... Что за погода: дождь льет, слякоть. Это, право, оттого, что Вы уехали... При Вас у меня были какие-то крылья, которые отпали теперь.”
Вопрос: Какие еще неизвестные нам черты характера писателя открываются в письме, адресованном любимой?
VI Итоги урока.
VII Домашнее задание:
Для закрепления полученных знаний предлагается творческая работа на тему: “Можно ли назвать жизнь И.А.Гончарова “обыкновенной историей”?