И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк". Мастерство в изображении жизни народа

Разделы: Литература


Цели урока.

Обучающая - познакомиться с рассказом, мастерством писателя в описании природы, портретной характеристики, интерьера, выявить характерные приемы изображения человека, формировать умения выразительного чтение художественного произведения.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к литературе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование: портрет писателя, выписки из словаря: бирюк. Литературные понятия: пейзаж, портрет, интерьер, конфликт. Эпиграф.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- И.С.Тургенев был новатором, внесшим значительный вклад в разработку жанра рассказа. Небольшие сведения о Тургеневе (по статье учебника рассказывает подготовленный ученик) - 2 мин.

- Слово учителя о рассказе “ Бирюк”.

И.С. Тургенев открыл целую эпоху в истории отечественной прозы своими “Записками охотника” - циклом рассказов, которые изображают задавленных крепостничеством народных сил, безграничной талантливости, нравственной и духовной красоты народа. Основной темой “Записок охотника” были взаимоотношения помещиков и крестьян, поругание человеческого достоинства русского мужика, а также писатель выступил как непревзойденный мастер русского пейзажа.

Фаза “Вызова”

- Мы будем читать рассказ “Бирюк”.

- Что в названии вызывает удивление?

Обратите внимание на доску. (На доске словарная статья из “Толкового словаря” Ожегова:)

Бирюк -

1) Волк- одиночка.

2) Перен. Нелюдимый и угрюмый человек).

- О ком же наш рассказ? (Pаписываются на доске предположения учеников):

Зверь человек
волк нелюдимый
одиночка необщительный
угрюмый

(Слово бирюк обозначает одинокого волка, который живет вне стаи, а в переносном же значении оно применимо к нелюдимому человеку, который не может находиться в обществе).

- Прочитайте эпиграф к уроку (который был закрыт).

“И.С.Тургенев “зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил”. В.Г. Белинский.

- Что, как кажется учащимся, может произойти в рассказе с таким названием? На какие вопросы мы ждем ответы в рассказе?

Прием “Дерево предсказаний”

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

(Обобщаем, объединяем)

(Почему человек получил такое прозвище?

Может ли вызвать сочувствие человек, получивший прозвище Бирюк )

Фаза “Осмысления”

3. Чтение рассказа с остановками.

1) Первая остановка после слов: “…Посвети барину, - сказал он ей, - а я ваши дрожки под навес поставлю…”.

а) С чего начинается рассказ? Определите средства выразительности, которые использует И.С. Тургенев при описании природы?

(Олицетворение: “Гроза надвигалась”, “туча медленно поднималась”, “ракиты тревожно шевелились”, “ветер загудел”, “деревья забушевали”…

В дальнейшем при чтении обращаем внимание на описание природы, определяя выразительные средства:

Метафора: “Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака”.

Сравнение: “Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями”.

Эпитет: “…звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака”.

Антитеза: “Душный жар внезапно сменился влажным холодом”).

б) Почему появление Бирюка в рассказе происходит на фоне грозы и мрачного леса? Какую роль играет пейзаж в рассказе?

(Гроза – это стихия, неподвластная, непонятная человеку, но она не страшна герою, он сам ей подобен).

в) В чем, на ваш взгляд, причина “мрачного, невысказанного, затаенного” настроения лесника?

г) Что будет дальше?

2) Вторая остановка после слов: “…мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте”.

а) Найдите ключевые слова, характеризующее портрет лесника. (Молодец, “суровый”)

- Какие выразительные средства помогают понять характер героя?

(Эпитеты: “могучие мышцы”, “суровое мужественное лицо”, “глаза глядели смело”).

б) Какую избу лесника видит рассказчик? Почему он два раза рассматривает интерьер избы? Какое отношение вызывает у автора описание?

(Наверное, сама жизнь заставляет быть нелюдимым, грозным: он живет одиноко в лесу в низенькой, закоптелой избушке с двумя малолетними детьми, покинутыми матерью, сбежавшей с каким- то городским мещанином.

Автор прямо высказывает чувства, вызываемые у него этим интерьером: “сердце во мне заныло”, “ не весело ночью войти в крестьянскую избу”).

в) Что составляет главный стержень характера Бирюка: чувство долга или холопская преданность барину? Понимают ли это окружающие Бирюка люди?

(Быть лесником - это его единственный источник доходов, чтобы прокормить детей, “я человек подневольный”, и он боится потерять работу, вот потому так усердно служит.

Окружающие “боялись его как огня”, ненавидели. В вину ему ставилось и мастерство: “не бывало на свете такого мастера своего дела”, и его честность: “и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами”).

Работа в парах: нарисовать бедность - 2 мин.

г) Как будут дальше развиваться события?

3) Третья остановка после слов: “ …Я ждал, что будет”.

а) Между какими героями возникает конфликт в рассказе? Каким словом характеризуется речь Бирюка?

(“Загремел вдруг железный голос Бирюка”).

б) Чем вызваны озлобленность мужика-вора, его угрозы и ненависть к Бирюку?

(Описание мужика: “испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены”, “мужика подергивало”…Он пошел на воровство от голодухи”, от отчаяния, разорения ).

в) Какой конфликт зреет в душе лесника? К какому финалу он может привести?

Составляем “Дерево предсказаний” (работа в группах, у каждой группы листок с изображением дерева и вопросы: учащиеся записывают аргументы, которые объясняют их предположения, каждая группа оформляет по одной остановке, которая была при прочтении текста, из них составляем все “дерево”, заслушивая аргументы и предположения каждой группы).

Например:

  1. Каким же мы увидели лесника в начале рассказа?
  2. Что важно для Бирюка, чтобы прокормить свою семью?
  3. Почему мы считаем, что Бирюк накажет мужика?

г) Чем закончится рассказ?

4. Чтение рассказа до конца.

(Возвращение к “Дереву предсказаний”)

- Какое представление о Бирюке почти окончательно закрепляется у рассказчика и читателя в начале рассказа? Почему он получил прозвище Бирюк?

- Почему наше предсказание не оправдалось, так как Бирюк отпустил вора?

- Как можно охарактеризовать такой поступок лесника? Может ли человек, получивший прозвище Бирюк, вызвать сочувствие?

(И.С.Тургенев показал художественного героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться человеком.

Автор восхищается честностью, талантом лесника, его добротой. Ему горько и досадно, что такая жизнь выпала на долю его героев).

Фаза “Рефлексии”

1) Итак, мы прочитали рассказ И.С.Тургенева “Бирюк”.

Какие композиционные приемы помогли нам создать художественный образ героя рассказа? Давайте составим “Кластер” этих приемов (на доске пустые овалы, работа в группах, каждая группа предлагает свой вариант заполнения, обобщаем и получаем следующий “Кластер”:

2) “Вспомним ключевые слова, которые мы выделяли, используя данные приемы, и подведем итог о герое рассказа с помощью синквейна (работа в группах, затем каждая группа зачитывает свой синквейн, аргументируя подобранные слова).

Например:

- Кто? Грозный лесничий
- Какой он? Суровый, подневольный, загадочный
- Что делает? Не дает спуску, охраняет, бережет
- Фраза: “Удивил…: ты, я вижу, славный малый”
- Итог Бирюк

(И.С. Тургенев показал картину бедности, нищеты, отчаяния русского крестьянина под гнетом крепостного права, поэтому герой суровый, грозный, подневольный. Крепостное право виновато в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями (взяли фразу из текста “славный малый”), не может реализовать их на благо, а вынужден их использовать на угнетение ему подобных, и это зло делает человека одиноким, несчастным - бирюком).

3) Прочитайте эпиграф к нашему уроку, как он соотносится с синквейнами?

(В эпиграфе так же, как и в синквейнах, утверждается мысль о страданиях крепостного крестьянина. Рассказ проникнут глубокой верой в нравственную чистоту и могучую силу русского народа. Такой народ достоин свободы и счастья ).

4) Разговор о мастерстве И.С.Тургенева создавать яркие картины окружающего мира, о художественных образах, которые заставляют нас задуматься над жизненными проблемами мы продолжим с вами на следующем уроке.

5. Домашнее задание. (Задания выполняются на выбор)

1. Какое будущее главному герою рассказа И.С.Тургенева рисует литературовед С.М. Петров. (“ Ныне он грозный лесник , а завтра по своему характеру он может стать бунтарем, и мужики так же, как теперь барин, смогут положиться на него…”)? Согласны ли вы с ним? Допишите рассказ И.С.Тургенева о жизни Бирюка. Каково будущее этого героя?

2. Подготовьте художественный пересказ текста (описание портрета Бирюка или одного дня жизни лесника – выбор).

Список литературы:

1. Учебник литературы 7 класс в 2 частях. В.Я. Коровина, Москва, “Просвящение”, 2010 г.

2. Практикум по литературе 7 класс, О.Г. Черных, Москва, “ВАКО”, 2010 г..