Автор УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, 3-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2014.
Цели урока:
для учителя:
- познакомить учачихся с творчеством некоторых поэтов Кузбасса;
- сформировать навыки выразительного чтения поэтического текста;
- привить интерес к родному краю;
- показать красоту сибирской природы;
- прививать бережное отношение к природе.
для обучающихся:
- учиться выразительному чтению стихотворений, устному рисованию, развитию речи.
Ожидаемые результаты.
1) Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
2) Метапредметные:
А) Познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста.
Б) Регулятивные: формулирование вопроса по тексту, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности. целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
3) Предметные: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
4) Коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг.
Методическое обеспечение урока: презентация к уроку, учебники, тетради.
Список информационных источников:
1. Асланова. Л.А. Школьный толковый словарь (Текст)/Л.А.Асланова. -М.: Дом славянской книги, 2012. -489 с.
2. Черняев Ю.Д. Моя Россия. М.: Кузбассвузиздат, 1996.
3. Попрыга Г.П. Край неисчерпаемой любви. М.: Кемерово, 1998.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте! Я рада находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
2. Постановка учебной задачи.
Эпиграф к уроку. Слайд №1.
“Любоваться природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”. (К.Паустовский).
- Прочитаем эпиграф к уроку.
- О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Правильно, молодцы. Цель урока заключается в том, что мы с вами узнаем, какие стихотворения Кузбасских поэтов посвящены теме природы, какими чувствами и мыслями проникнуты данные произведения, познакомимся с изобразительными средствами, которые используют поэты для передачи своих чувств, мыслей.
3. Актуализация знаний.
Слайд №2. Тема: “Поэты Кузбасса о себе, природе и о Родине”.
Учитель: Ребята, еще раз посмотрите на тему урока. Почему слова ПРИРОДА и РОДИНА расположены рядом?
Работа в парах.
- Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Родина.
- Хорошо, молодцы. Слова природа и Родина неотделимые друг от друга понятия.
- Вот как дается понятие Родина в толковом словаре С.И.Ожегова.
Слайд №3.
Родина – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения чего-нибудь, кого-нибудь.
- Вы согласны с таким значением?
4. Работа над темой урока.
- Многие поэты Кузбасса в своём творчестве поднимают эту тему и уделяют ей значительное место.
- Рассмотрим выставку книг Кузбасских поэтов.
- Сегодня мы обратимся к творчеству Ю.Д.Черняева, Г.П.Попрыге и увидим, как в их творчестве отражается тема Родины и родной природы.
Слайд № 4.
- Посмотрите на слайд и прочитайте слова Ю.Д.Черняева.
“Тих и задумчив вечер -
Месяцем тонким смотрит в лужу.
Я очень рад нашей встрече -
И что я кому-то чуточку нужен”. Ю.Д.Черняев
- Ребята из нашего класса подготовили к уроку рассказ о поэте. Давайте дадим им слово и посмотрим презентацию.
- Вашему вниманию я предлагаю стихи этого замечательного человека.
Учитель читает стихотворение Ю.Д.Черняева “Детство быстроногое”.
***
Детство быстроногое -
Вешние цветы.
Как мне очень дороги
Все твои мечты.
Но сегодня вечером,
Лег я раньше спать,
Чтоб с тобой расстаться
И мужчиной стать.
Я с зарею выйду
За родной порог.
Что-то принесет мне
Мир больших дорог…
Но я не забуду
Край мой дорогой.
Низенькие ставни
И тебя, друг мой.
У плетня крапиву,
Синий дым костров
И в далеком поле
Звонкий стук подков.
- Нарисуйте словесную картину увиденного.
- Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?
- В чем признается автор читателям?
- Какие средства выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры) использует автор?
- Прослушайте еще одно стихотворение. “Люблю природы пробужденье”.
***
Люблю природы пробужденье,
Ее весенний птичий хор,
И трепет листьев в нетерпенье,
И их веселый разговор.
Смотри, как все благоухает,
Румянясь утренней зарей.
И воздух чистый опьяняет
Своей душистою струей.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- О каком времени года пишет автор?
- Какую картину рисует поэт?
- Какие средства выразительности (эпитеты, олицетворения, метафоры ) использует автор?
Слайд №
- Обратимся к творчеству нашего земляка Попрыге Геннадию Павловичу. Прослушаем сообщения ребят об этом замечательном поэте.
Край неисчерпаемой любви
За тропинкой, в поле уходящей,
Купоросно-матовая даль,
Изумрудно-ситцевые чащи,
Чистых рек сверкающий хрусталь.
С каждым днем понятнее и ближе
Уголок земли родной,
Не глазами всей душою вижу
И тянусь к красе земной.
Отчий край, сибирская глубинка!
Сколько б мне не выпало дорог,
Верю приведет меня тропинка
Вновь к тебе, заветный уголок.
Разве что-то быть на свете может
Больше чувства родины в груди?
…С каждым днем мне ближе и дороже
Край неисчерпаемой любви.
1. Понравилось ли вам стихотворение? О чем оно?
2. Попытайтесь нарисовать картину увиденного при чтении. (Тропинка, уходящая в поле, лес, реки, сибирская деревушка, окруженная лесами и т.д.)
3. Какие языковые средства использует автор в стихотворении?
4. Как автор называет свою малую родину? (Край неисчерпаемой любви, уголок земли родной, отчий край, сибирская глубинка, заветный уголок).
5. К чему стремится поэт? О чем мечтает? (Верю приведет меня тропинка к тебе, заветный уголок).
6. Что ценит автор стихотворения? (чувство родины в груди).
7. Как вы понимаете эти строки “Чувство родины в груди…”?
Утро
Разметалась Русь – страна бескрайняя,
Распрямила вольные крыла…
А заря, венчая утро раннее,
Как березка майская, светла.
Расходился звон росы над пашнями,
По- над речкой стелется туман.
Над кострами сонными, погасшими
Распахнулся синий океан.
А рябина – первая красавица
Молча наблюдает, как ручей
Непременно хочет ей понравиться
В радужной мозаике лучей.
Замирает сердце от волнения…
И, проснувшись тихо, как дитя,
Мне наполнит душу вдохновение
Музыкой влюбленного ручья.
1. Понравилось ли вам стихотворение?
2. Как изменилась природа с наступлением утра?
3. Попытайтесь нарисовать картину пробуждения природы.
4. Какие средства выразительности использует автор в своем стихотворении? (Страна бескрайняя, вольные крыла, сравнения – рябина –первая красавица, заря , как березка майская и др., олицетворения- рябина наблюдает).
5. Какие чувства испытывает автор? (Душа наполняется вдохновением…)
6. Что так благотворно влияет на поэта? (Природа родного края)
5. Рефлексия деятельности.
- Назовите поэтов Кузбасса, которые писали о природе и о своей Родине.
- Какие чувства поэты раскрывали через свои произведения?
Домашнее задание: Выучить наизусть понравившееся стихотворение по выбору Кузбасских поэтов.
Деятельность на уроке (Приложение)