Цели урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи.
Образовательная:
- закрепить знания учащихся по комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”;
- обсудить особенности жанра, обсудить проблематику комедии.
Развивающие:
- развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к литературе, к конкретному художественному произведению, развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению, воспитывать внимательное, бережное отношение к слову, друг к другу.
Тип урока: КВН, смотр знаний и творческих способностей.
Форма обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
Оборудование урока: текст, рабочие тетради, сценические костюмы, книжно-иллюстративная выставка, музыка.
Актуальность урока: приступив к изучению литературы в 8 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о творческих работах… Несомненно, формирование интереса к чтению – важная задача. И помогают выполнить ее нестандартные задания на уроке.
Ход урока
I этап. Орг.момент. Условия игры. 5 баллов – ответ верен; 3 балла – ответ с недочетами; 0 баллов – нет ответа.
Каждая команда получает свой вопрос и зарабатывает баллы. Если ответить не может, отвечают соперники и зарабатывают баллы. Жеребьевка.
II этап. Презентация команд. Команды представляют название, девиз, эмблему.
III этап. Творческая командировка “Отчет ревизора”. (По 2-3 человека от команды отправляются в творческую командировку писать отчет ревизора о положении дел в городе. Представим себе, что ревизор оказался честным человеком и раскрывает в своем деловом отчете картину российской действительности. Конкретные темы:
- произвол властей
- культурный и интеллектуальный уровень общества, нравственность и мораль высшего общества.
- суд, образование, медицина, социальные службы, права человека.
IV этап. Слово о писателе.
а) строки стихотворений, связанные с именем Гоголя (или любимые страницы из его произведений);
б) рассказ о сценической судьбе комедии.
V этап. Разминка. Зеркальный мир комедии (вопросы командам).
1. Дайте определение комедии (комедия – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, а также произведение, где высмеиваются отрицательные черты и свойства людей или общественные пороки).
1. Какой эпиграф предпослал автор своей комедии? Какую авторскую мысль она выражает? “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. В персонажах комедии отразилась российская жизнь в ее бюрократическом обличье. Жизнь николаевской России как в зеркале отразилась на сцене, в персонажах пьесы.
2. Кто и почему после премьеры “Ревизора” 19 апреля 1836 года в Александринском театре в Петербурге сказал: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!” (Царь Николай I, присутствующий на премьере. Т.к. и он, и зрители увидели в сцене “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”, вообще на Россию).
2. В первом варианте комедии их было 78, во втором – 45, в третьем – 32, в последнем – 15. Как вы думаете, о чем идет речь, и почему так произошло? (о количестве слов в начале комедии: “Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор”. Гоголь неустанно работал над текстом, изменял, сокращал, добиваясь идеальной емкости и выразительности. Мастер слова.)
3. Какой сон в предчувствии событий видел Городничий? (“Снились какие-то две необыкновенные крысы… черные, неестественной величины. Пришли, понюхали – пошли прочь”).
3. Как городничий узнал о возможном приезде ревизора? (Из письма кума Андрея Ивановича Чмыхова.)
4. Какую “тонкую политическую причину” ревизии предполагает судья? (“Россия хочет вести войну и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены”).
4. Кого разводят сторожа в присутственных местах? (Гусей с гусенками).
VI этап. Словарик (команды получают карточки со словами и должны объяснить лексическое значение слов, вышедших из употребления).
1. Богоугодные заведения – учреждения, созданные частными лицами, чтобы “угодить Богу”: больницы, приюты, дома престарелых.
1. Галантерейное обхождение – вежливое, деликатное, галантное поведение.
2. Габерсуп – овсяный суп
2. Лабардан – свежепросоленная треска
3. Подпустить турусы – нафантазировать, наврать
3. Инкогнито – тайно, скрываясь под вымышленным именем
4. Партикулярное платье – штатское
4. Обедать на шеромяжку – за чужой счет
VII этап. Театральный конкурс (инсценирование понравившегося эпизода).
VIII этап. Конкурс. “Капитаны. Капитаны…”.
1. Какие произведения перечислял Хлестаков, хвастаясь и выдавая их за свои собственные? (“Женитьба Фигаро”, “Роберт-дьявол”, “Норма”, “Фрегат надежды”, “Московский телеграф”, “Юрий Милославский”).
1. Что велено было давать больным в больнице? А чем их кормят? (Кормят квашеной капустой, а велено было давать габерсуп – овсяный суп).
2. О ком Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений, говорит, что “он хуже, чем якобинец”? (О Луке Лукиче Хлопове, смотрителе училищ)
2. Какой грех водился за квартальным Свестуновым? (Крадет серебряные ложки и прячет их в ботфорты)
3. В каком году происходит действие комедии? (В 1831 г., т.к. Амос Федорович служит с 1816 года, а прослужил уже 15 лет.)
3. находится город, в котором происходят события пьесы “Ревизор”? (Где-то между Пензой и Саратовом. Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губернию.
4. О чем говорит Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер: “Это преинтересное чтение”? (О чужих распечатанных письмах)
4. В какой особенный день Хлестаков прибыл в город? (В специально изобретенный ради этого Гоголем праздник - “На Василия Египтянина”. Несуществующий день – мифический ревизор).
5. Задание выполняется всей командой. Что вы можете сказать о внешности и характере Хлестакова? (Не лишне вспомнить мнение Осипа и его поведение с хозяином, а также письмо Хлестакова и характеристику Гоголя.)
5. Задание выполняется всей командой. Что можно сказать о Городничем и чиновниках города?
IX этап. “Отчет ревизора”.
X этап. Подведение итогов.
Материалы для учителя:
- Ю.Манн. Смелость изобретателя. М. 1979 г.
- Н.В.Гоголь. “Ревизор”. М. 1978 г.
- П.И.Чайковский. “Времена года”.
- Олимпиадные задания по литературе для 9-11 классов (в помощь учителю словеснику под редакцией А.И.Казаркина.). Составители В.А.Даманский, С.Г.Малярова. Томск, ТОИКПРО, 1998 г.
- Л.Л.Бельская. Литературные векторины. М. Просвещение. 2005 г.
- А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. 1996 г.
- И.Золотусский. Жизнь замечательных людей. Гоголь. М. “Молодая гвардия”, 1984 г.
Список литературы для учащихся:
- Н.В.Гоголь. “Ревизор”. М. 1978 г.
- Н.В.Гоголь. “Ревизор”. Комментарии Э.Л.Войтоловской. Л. 1971 г.
- Ю.Манн. Комедия Гоголя “Ревизор”. М. 1966 г.