Урок-КВН по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Задачи.

Образовательная:

- закрепить знания учащихся по комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”;

- обсудить особенности жанра, обсудить проблематику комедии.

Развивающие:

- развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к литературе, к конкретному художественному произведению, развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению, воспитывать внимательное, бережное отношение к слову, друг к другу.

Тип урока: КВН, смотр знаний и творческих способностей.

Форма обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

Оборудование урока: текст, рабочие тетради, сценические костюмы, книжно-иллюстративная выставка, музыка.

Актуальность урока: приступив к изучению литературы в 8 классе, учащиеся поняли, что самое сложное для них – тексты. Большое количество литературных произведений, без прочтения которых невозможно говорить об авторах, о творческих работах… Несомненно, формирование интереса к чтению – важная задача. И помогают выполнить ее нестандартные задания на уроке.

Ход урока

I этап. Орг.момент. Условия игры. 5 баллов – ответ верен; 3 балла – ответ с недочетами; 0 баллов – нет ответа.

Каждая команда получает свой вопрос и зарабатывает баллы. Если ответить не может, отвечают соперники и зарабатывают баллы. Жеребьевка.

II этап. Презентация команд. Команды представляют название, девиз, эмблему.

III этап. Творческая командировка “Отчет ревизора”. (По 2-3 человека от команды отправляются в творческую командировку писать отчет ревизора о положении дел в городе. Представим себе, что ревизор оказался честным человеком и раскрывает в своем деловом отчете картину российской действительности. Конкретные темы:

- произвол властей

- культурный и интеллектуальный уровень общества, нравственность и мораль высшего общества.

- суд, образование, медицина, социальные службы, права человека.

IV этап. Слово о писателе.

а) строки стихотворений, связанные с именем Гоголя (или любимые страницы из его произведений);

б) рассказ о сценической судьбе комедии.

V этап. Разминка. Зеркальный мир комедии (вопросы командам).

1. Дайте определение комедии (комедия – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, а также произведение, где высмеиваются отрицательные черты и свойства людей или общественные пороки).

1. Какой эпиграф предпослал автор своей комедии? Какую авторскую мысль она выражает? “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. В персонажах комедии отразилась российская жизнь в ее бюрократическом обличье. Жизнь николаевской России как в зеркале отразилась на сцене, в персонажах пьесы.

2. Кто и почему после премьеры “Ревизора” 19 апреля 1836 года в Александринском театре в Петербурге сказал: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!” (Царь Николай I, присутствующий на премьере. Т.к. и он, и зрители увидели в сцене “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”, вообще на Россию).

2. В первом варианте комедии их было 78, во втором – 45, в третьем – 32, в последнем – 15. Как вы думаете, о чем идет речь, и почему так произошло? (о количестве слов в начале комедии: “Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор”. Гоголь неустанно работал над текстом, изменял, сокращал, добиваясь идеальной емкости и выразительности. Мастер слова.)

3. Какой сон в предчувствии событий видел Городничий? (“Снились какие-то две необыкновенные крысы… черные, неестественной величины. Пришли, понюхали – пошли прочь”).

3. Как городничий узнал о возможном приезде ревизора? (Из письма кума Андрея Ивановича Чмыхова.)

4. Какую “тонкую политическую причину” ревизии предполагает судья? (“Россия хочет вести войну и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены”).

4. Кого разводят сторожа в присутственных местах? (Гусей с гусенками).

VI этап. Словарик (команды получают карточки со словами и должны объяснить лексическое значение слов, вышедших из употребления).

1. Богоугодные заведения – учреждения, созданные частными лицами, чтобы “угодить Богу”: больницы, приюты, дома престарелых.

1. Галантерейное обхождение – вежливое, деликатное, галантное поведение.

2. Габерсуп – овсяный суп

2. Лабардан – свежепросоленная треска

3. Подпустить турусы – нафантазировать, наврать

3. Инкогнито – тайно, скрываясь под вымышленным именем

4. Партикулярное платье – штатское

4. Обедать на шеромяжку – за чужой счет

VII этап. Театральный конкурс (инсценирование понравившегося эпизода).

VIII этап. Конкурс. “Капитаны. Капитаны…”.

1. Какие произведения перечислял Хлестаков, хвастаясь и выдавая их за свои собственные? (“Женитьба Фигаро”, “Роберт-дьявол”, “Норма”, “Фрегат надежды”, “Московский телеграф”, “Юрий Милославский”).

1. Что велено было давать больным в больнице? А чем их кормят? (Кормят квашеной капустой, а велено было давать габерсуп – овсяный суп).

2. О ком Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений, говорит, что “он хуже, чем якобинец”? (О Луке Лукиче Хлопове, смотрителе училищ)

2. Какой грех водился за квартальным Свестуновым? (Крадет серебряные ложки и прячет их в ботфорты)

3. В каком году происходит действие комедии? (В 1831 г., т.к. Амос Федорович служит с 1816 года, а прослужил уже 15 лет.)

3. находится город, в котором происходят события пьесы “Ревизор”? (Где-то между Пензой и Саратовом. Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губернию.

4. О чем говорит Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер: “Это преинтересное чтение”? (О чужих распечатанных письмах)

4. В какой особенный день Хлестаков прибыл в город? (В специально изобретенный ради этого Гоголем праздник - “На Василия Египтянина”. Несуществующий день – мифический ревизор).

5. Задание выполняется всей командой. Что вы можете сказать о внешности и характере Хлестакова? (Не лишне вспомнить мнение Осипа и его поведение с хозяином, а также письмо Хлестакова и характеристику Гоголя.)

5. Задание выполняется всей командой. Что можно сказать о Городничем и чиновниках города?

IX этап. “Отчет ревизора”.

X этап. Подведение итогов.

Материалы для учителя:

  1. Ю.Манн. Смелость изобретателя. М. 1979 г.
  2. Н.В.Гоголь. “Ревизор”. М. 1978 г.
  3. П.И.Чайковский. “Времена года”.
  4. Олимпиадные задания по литературе для 9-11 классов (в помощь учителю словеснику под редакцией А.И.Казаркина.). Составители В.А.Даманский, С.Г.Малярова. Томск, ТОИКПРО, 1998 г.
  5. Л.Л.Бельская. Литературные векторины. М. Просвещение. 2005 г.
  6. А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. 1996 г.
  7. И.Золотусский. Жизнь замечательных людей. Гоголь. М. “Молодая гвардия”, 1984 г.

Список литературы для учащихся:

  1. Н.В.Гоголь. “Ревизор”. М. 1978 г.
  2. Н.В.Гоголь. “Ревизор”. Комментарии Э.Л.Войтоловской. Л. 1971 г.
  3. Ю.Манн. Комедия Гоголя “Ревизор”. М. 1966 г.

Презентация