Контрольно-обобщающий урок «В удивительном мире русской литературы XIX века». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторение, обобщение и систематизация изученного; контроль знаний учащихся по разделу “ Произведения русских писателей 19 века”.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: приобщать к русской классической литературе.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать навыки самоконтроля; развивать умения: логически мыслить; аргументировать и доказывать; анализировать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Оборудование: презентация со слайдами, карточки с заданием, контрольный лист, кроссворд, реквизит, магнитофонная запись с отрывками из произведений, иллюстрации, книги с произведениями И.С. Тургенева, И. А. Бунина, А.П. Чехова.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На протяжении многих уроков мы вели разговор о русской литературе 19 века. Читали замечательные творения русских писателей и поэтов, знакомились с литературными героями, восхищались ими или осуждали их, одним словом, жили с ними их мыслями и чувствами, делами и поступками, а также изучали теорию литературы. Настало время подвести итоги этой работы, именно поэтому этот урок мы посвящаем русским писателям и поэтам 19 века.

2. Объявление темы и целей урока.

Тема записана на доске: “В удивительном мире русской литературы 19 века”. Слайд 1.

Цель нашего урока – не только вспомнить авторов, названия произведений, полюбившихся литературных героев, проверить свои знания, но и ещё раз соприкоснуться с творчеством русских писателей и поэтов, открыть для себя удивительный мир русской литературы 19 века. Слайд 2.

Ваша задача – показать хорошие знания, продемонстрировать умения и получить положительные эмоции. Помимо хорошей оценки, вы можете выиграть ещё и приз, если станете победителем игры. Но для того чтобы стать финалистом этой игры, вы должны набрать как можно больше баллов в контрольных отборочных турах. Их будет 3, в каждом- по два задания, в задании - по несколько вопросов. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Дополнительные задания принесут дополнительно по 1 баллу.

Оценивать результаты своей работы на уроке вы будете самостоятельно, заполняя в ходе урока контрольный лист.

Контрольный лист

Критерии оценки:

  • “5” - 32-34 балла;
  • “4” - 26-31 баллов;
  • “3” – 25-20 баллов.
Количество баллов
1 тур 2 тур 3 тур Дополнительные баллы Всего баллов Оценка
           

3. Игра “В удивительном мире русской литературы 19 века”.

3.1. 1-й отборочный тур “Знаете ли вы писателей и поэтов 19 века и их произведения?”

Задание 1. “Кто это?”. Назовите имена и фамилии писателей и поэтов 19 века. Запишите их под соответствующим номером. Слайд 3.

Показываются слайды 4-7 с портретами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Некрасова, М. Е.Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

Контроль: зачитываются фамилии, имена и отчества писателей и поэтов: 1.А. С. Пушкин, 2.М. Ю. Лермонтов, 3.Н. В. Гоголь, 4.И. С. Тургенев, 5.А. Н. Некрасов, 6.М. Е.Салтыков-Щедрин, 7.Л. Н. Толстой, 8.А. П. Чехов. Слайд 8.

Задание 2. “Кто автор этого произведения?”. Укажите автора каждого произведения с помощью стрелок. Работа по карточкам. Слайд 9.

  • А. С. Пушкин “Бежин луг”
  • М. Ю. Лермонтов “Дикий помещик”
  • Н. В. Гоголь “Детство”
  • И. С. Тургенев “Тарас Бульба”
  • А. Н. Некрасов “Хамелеон”
  • М. Е.Салтыков-Щедрин “Полтавский бой”
  • Л. Н. Толстой “Русские женщины”
  • А. П. Чехов “Песня про царя Ивана Васильевича...”

Контроль: зачитываются авторы и их произведения: А. С. Пушкин - “ Полтавский бой”;. М. Ю. Лермонтов - “ Песня про царя Ивана Васильевича ...”; Н. В. Гоголь - “Тарас Бульба”; И. С. Тургенев - “ Бежин луг”; А. Н. Некрасов - “Русские женщины”; М. Е. Салтыков-Щедрин - “Дикий помещик”; Л. Н. Толстой - “ Детство”; А. П.Чехов - “ Хамелеон”. Слайд 10.

Подведение итогов: подсчёт баллов, заполнение контрольного листа, выявление учащегося с наибольшим количеством баллов. В 1 туре можно набрать 16 баллов.

Дополнительное задание для учащихся, набравших равное количество баллов. Слайд 11.

- Назовите автора рассказа “Бирюк”.

- Назовите автора “Песни о вещем Олеге”.

- Назовите автора произведения “Верный Трезор”.

3.2. Игра “ Угадай слово”.

 Задание к зашифрованному слову: Назовите фамилию автора, который родился в 19 веке, был знаком с А. П. Чеховым, встречался с Л. Н. Толстым, прожил до середины 20 века, писал рассказы и стихи. Слайд 12.

Контроль: имя этого автора – Иван Алексеевич Бунин. Слайд 13.

3.3. Литературная пауза.

О Бунине чаще говорят как о прозаике, но сам И. А. Бунин говорил: “ Я поэт и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт” [1]. Слайд 14. Тема родной природы становится центральной темой бунинских стихов. Поэт А. Блок писал: “Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет” [2]. Слайд 15. А я бы ещё добавила: “ Слышать, видеть и понимать”. В подтверждение я хочу прочитать любимое стихотворение.

- Выразительное чтение наизусть стихотворения И. А. Бунина “Вечер”. Приложение 1. Слайд 16.

С творчеством Ивана Алексеевича Бунина мы будем знакомиться на следующем уроке.

3.4. 2-й отборочный тур. Кроссворд “Узнай литературного героя”.

Задание 1. “Кто это?”. Прослушайте отрывок из произведения, узнайте литературного героя и впишите его имя в кроссворд. Слайд 17.

1.

“Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе” [3]. Слайд 18.

2. “Первому, старшему изо всех, ..., вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы” [4]. Слайд 19.

3.

“... его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза” [5]. Слайд 20.

4. “Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости... ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его” [6]. Слайд 21.

5. “Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы” [7]. Слайд 22.

Контроль: В кроссворде есть стержневое слово “Герой”.

Имена литературных героев: Олег. 2. Федя. 3. Пётр. 4. Остап. 5. Андрий. Слайд 23.

 Задание 2. “Кому из литературных героев принадлежат эти вещи?”. Поочерёдно показываются предметы: узелок, орден, трубка, газета “Весть”, цепь. Слайд 24.

Контроль: Включается магнитофонная запись с отрывками из произведений:

1. “Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке” [8]. Слайд 25.

2. “Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил” [9]. Слайд 26.

3. “... вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: “Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!” И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях и на суше, и в походах, и дома” [10]. Слайд 27.

4. “ И был тот помещик глупый. Читал газету “Весть”, тело имел мягкое, белое и рассыпчатое” [11]. Слайд 28.

5. “ А купец Воротилов ... под самый Трезоркин праздник купил совсем новую, на диво выкованную цепь и сюрпризом приклепал её к Трезоркину ошейнику. Лай, Трезорка, лай!” [12]. Слайд 29.

Правильные ответы: Очумелов, генерал, Тарас Бульба, дикий помещик, верный Трезор.

Подведение итогов: подсчёт баллов, заполнение контрольного листа выявление учащегося с наибольшим количеством баллов. Во 2 туре можно набрать 10 баллов.

Дополнительное задание для учащихся с равным количеством баллов. Слайд 30.

- Объясните понятие “литературный герой”.

- Какое значение ещё имеет слово “герой”?

- Кого можно назвать и литературным героем, и настоящим героем? (Тарас Бульба, Остап).

3.5. Игра “ Угадай слово”. Слайд 31.

Задание к зашифрованному слову: Поэма Некрасова “Русские женщины” посвящена жёнам декабристов. Об одной из них, княгине Трубецкой, мы читали. А кому посвящена вторая часть поэмы Некрасова? Назовите фамилию этой княгини. А я вам покажу её портрет.

Контроль: имя этой княгини – Мария Волконская. Слайд 32.

3.6. Литературная пауза.

Среди произведений И. С. Тургенева есть стихотворение в прозе “Порог”. Послушайте его. Чтение учителем стихотворения “Порог”. Приложение 2.

- Можно ли княгиню Трубецкую и княгиню Волконскую назвать святыми? Почему?

- Что общего между поэмой Некрасова и стихотворением Тургенева? Слайд 33.

(Идея самопожертвования ради близкого человека).

3.7. 3-й отборочный тур “Знаете ли вы иллюстрации к произведениям?Слайд 34.

Задание 1. “К какому произведению относятся эти рисунки?”. Над этими иллюстрациями мы работали. Показываются иллюстрации художников: Е А. Кибрика “Тарас Бульба” <Рисунок2>, В. Васнецова “Песнь о вещем Олеге” <Рисунок3>, Н. Муратова “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” <Рисунок4>, Б. Кустодиева “Песня про купца Калашникова...” <Рисунок5>. Слайды 35-38.

Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 39.

Задание 2. “А к какому произведению относятся эти рисунки?”. Слайд 40. Над этими иллюстрациями мы не работали. Показываются иллюстрации к произведениям: Е. А. Кибрика “Тарас Бульба” <Рисунок6>, В. Васнецова “Песня про царя Ивана Васильевича...” <Рисунок7>, В. Е. Маковского “Бежин луг” <Рисунок8>, В. Васнецова “Песнь о вещем Олеге” <Рисунок9>. Слайды 41-44.

Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 45.

Подведение итогов: подсчёт баллов, заполнение контрольного листа, выявление учащегося с наибольшим количеством баллов. В 3-м туре можно набрать 8 баллов.

Дополнительное задание для учащихся с равным количеством баллов:

Читая произведения А.П. Чехова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, мы смеялись над их героями.

- А каким бывает смех? (Добрым и злым).

- Продолжите предложение:

  • Добрый смех - это...(юмор).
  • Злой смех – это ... (сатира). Слайд 46.

3.8. Игра “ Угадай слово”.

 Задание к зашифрованному слову: Назовите автора иллюстрации к рассказу А. П. Чехова “Хамелеон” <Рисунок10>.Слайд 47.

Контроль: авторы иллюстрации – Кукрыниксы. Слайд 48.

3.9. Литературная пауза.

Какое интересное слово! Кукрыниксы – так назвали свой творческий коллектив, сложившийся ещё в годы обучения в художественном вузе, три художника: Порфирий Никитич Крылов, Михаил Васильевич Куприянов и Николай Александрович Соколов.

Кукрыниксы известны как блестящие иллюстраторы. Вот их портрет. Слайд 49. Ими созданы иллюстрации к книгам Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”, М. Е. Салтыкова-Щедрина “Сказки”, М. Шолохова “Судьба человека” и др. Успешно выступали они и как живописцы. А в годы войны рисовали плакаты и карикатуры <Рисунок11>. Слайд 50.

- А теперь давайте перед финалом отдохнём, послушаем юмористический рассказ А. П. Чехова “С женой поссорился” и ещё раз улыбнёмся.

- Чтение рассказа учителем. Приложение 3.

3.10. Финальный тур игры “Угадай слово”.

Задание: Как можно назвать выдающегося, общепризнанного писателя или поэта являющегося образцом в литературе? Слайд 51.

Контроль: ответ – классик. Слайд 52.

4. Заключительное слово учителя.

Значит, все произведения, которые мы изучали на уроках, можно назвать классической литературой. Слайд 53.

Но в 8-10 классах вас ждут ещё новые встречи с русскими писателями и поэтами 19 века, с их интересными произведениями и героями. И я уверена, что эти встречи принесут вам открытия и доставят удовольствие. Ведь мир литературы так удивителен и чудесен.

5. Подведение итогов:

- Учащиеся подсчитывают баллы.

- Выставление оценок учащимся согласно критериям.

- Награждение финалиста-победителя.

6. Задание на дом: Написать мини-сочинение “Хочу сказать “спасибо” ...” (Какому писателю или поэту 19 века и за что?). Оформить работу. Слайд 54.

Литература.

1. И.А. Бунин. Стихотворения. / Сост. Предисл. и премич. В.Приходько. – М. “Детская литература”, 1989. С. 9.

2. И.А. Бунин. Стихотворения. / Сост. Предисл. и премич. В.Приходько. – М. “Детская литература”, 1989. С. 9.

3. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 81.

4. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 218.

5. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 7 класс. / Авт.- сост. В. Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2005. С. 58.

6. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 203.

7. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 196.

8. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 2. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 8.

9. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 263.

10. Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. 7 класс. Часть 1. / В.Я. Коровина. – М., “Просвещение”, 2007. С. 205.

11. Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки. / М. Е. Салтыков-Щедрин. – М., “Детская Литература”, 1982. С. 23.

12. Салтыков-Щедрин М. Е. Сказки. / М. Е. Салтыков-Щедрин. – М., “Детская Литература”, 1982. С.