ЦЕЛЬ:
- познакомить учащихся с краткой исторической хроникой страны;
- помочь представить сложный исторический период 1 половины 20 века;
- проникнуть в поэтический мир поэтов и писателей, осознать их пророческий дар,
- предощущение будущей трагедии.
ОФОРМЛЕНИЕ:
- портреты репрессированных поэтов-писателей;
- выставка книг репрессированных поэтов-писателей;
- воспоминания, письма современников о репрессированных поэтах и писателях.
- Презентация Microcoft Office PowerPoint 2007, музыка к презентации
Выступления учащихся:
1 чтец:
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
(Н.Заболоцкий)
(Звучит музыка Шуберта “Аве, Мария”)
2 чтец:
--Мы к вам идем, в сегодняшний ваш день,
И в завтрашний ваш день, и в день грядущий,
--Мы к вам идем - куда ж нам друг без друга,
Мы память, что жестока и горька,
И мы её горчайшая строка,
Но в памяти -- грядущему порука,
Цена ж забвенья слишком высока.
(Ю. Левитанский)
3 чтец:
Есть три эпохи у воспоминаний.
И первая - как бы вчерашний день.
Душа под сводом их благословенным,
И тело в их блаженствует тени.
Еще не замер стих, струятся слезы,
Пятно чернил не стерто со стола-
И, как печать на сердце, поцелуй,
Единственный, прощальный, незабвенный...
Но это продолжается недолго...
(А.А.Ахматова)
4 чтец:
Поэт - издалека заводит речь.
Поэта - далеко заводит речь...
Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности – вот связь его! Кверх лбом -
Отчаятесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарем...
Слайды 2- 4 (М.Цветаева)
(Звучит запись голоса А.Ахматовой “Родная земля”)
Историческая хроника
1 ведущий: В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек, а репрессировано было 2000! Противоречивыми и драматическими были судьбы писателей и поэтов, втянутых в водоворот сложных и страшных событий, как революция, гражданская война, коллективизация и Большой террор. Творчество этих писателей - выстраданная боль за судьбу отечества... Сегодня мы вспомним некоторых репрессированных и гонимых поэтов и писателей России... Слайды 5- 6
2 ведущий: Клюев Николай. Упорное нежелание “певца олонецкой избы” подчиниться “требованиям эпохи” привело к тому, что выразители интересов пролетариата поспешили похоронить его как поэта и объявить творчески несостоятельным. Едва ли не на полстолетия литературное наследие Клюева было выведено из культурного оборота. Для нескольких поколений читателей такого поэта просто не существовало. Вновь печатать его произведения, и то небольшими по тем временам тиражами, начали лишь в 1970-е годы. А реальный масштаб наследия поэта открылся читающей публике в самом конце XX в., когда стали доступны произведения, ранее не печатавшиеся.
Слайд 7
5 чтец:
Та же Русь без конца и без края,
И над нею дымок голубой-
Что же я не пою, не рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?
И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль
И сгустила туман над полями
Небывалая в мире печаль.
1 ведущий: Поэт Николай Степанович Гумилев категорически отказался от предложения вступить в ряды заговорщиков, доносить не пошёл: мешало понятие чести...
2 ведущий: У поэта ощущение роковой своей поэтической и человеческой судьбы было отражением общей атмосферы эпохи, проникнутой настроениями надвигающейся катастрофы.
Слайд 8
3 чтец:
И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще...
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: “Вставай!”
(Н.Гумилев)
Слайд 9 Историческая хроника
1 ведущий: - ВЫПИСКА из протокола заседания Президиума Петрогуб. ЧК от 24.08.21года: “Гумилев Николай Степанович, 35 лет, б. дворянин, филолог, член коллегии издательства “Всемирная литература”, женат, беспартийный, б. офицер, участник Петроградской боевой контрреволюционной организации, активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров, которые активно примут участие в восстании, получил от организации деньги на технические надобности”.
Верно: (справа приписка) Приговорить к высшей мере наказания- расстрелу.
2 ведущий: Машина ВЧК работала безотказно: для попавшего в её зубчатые колеса существовал ничтожно малый шанс выкарабкаться из нее целым и невредимым... Не имели значения и какие- либо доказательства виновности подозреваемого. 24 августа был вынесен смертный приговор Н.С.Гумилеву и еще 60 обвиняемым, а ночью 25 августа 1921 года они были расстреляны на окраине Петрограда...
1 ведущий: “Виноваты или нет- неважно, а урок сей запомните!” - так заявил сам В.Р.Менжинский (зам.начальника Особого отдела ВЧК) “по поводу погибших интеллигентов”. Из чего со всей ясностью следовало: дело Гумилева и его товарищей по несчастью, собственно, и было затеяно ради этого урока творческой интеллигенции. Как акция устрашения.
(Звучит песня А.Розенбаума “Анафема”)
Слайд10
2 ведущий: Александр Блок в анкете записывал: “Художнику надлежит знать, что той России, которая была, -нет и никогда уже не будет... То и другое явится, может быть, в удесятеренном ужасе, так что жить станет нестерпимо...”. Поэт понимал, что “музыка революции явно ослабевает, глохнет, что его уровень ожиданий от нее был явно чрезмерен...”
Умер Александр Блок за день до получения разрешения властей выехать за границу на лечение...
4 чтец:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
1 ведущий: Максимилиан Волошин посвятил эти стихи памяти А.А.Блока и Н.С.Гумилева...
1 чтец:
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Может быть, такой же жребий выну,
Достоевского на эшафот.
Горькая детоубийца -- Русь!
И на дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной.
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.
Слайд11
2 ведущий: Явным неприятием насилия, бездуховности полны произведения Анны Андреевны Ахматовой. Муж А.Ахматовой, Н.С.Гумилев, расстрелян, сын, Л.Н.Гумилев, репрессирован. Ее творчество- это боль за судьбу родной культуры, естественное развитие которой было насильственно сломано...
1 чтец:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час;
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Историческая хроника
1 ведущий: Первый приступ гнева власти против А.Ахматовой пришелся на 1924-1925гг. Из воспоминаний самой поэтессы: “После моих вечеров в Москве (весна 1924) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Мариэтта Шагинян (тогда она работала корреспондентом в газете “Правда”) сказала: “Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать”...
2 ведущий: Второй приступ гнева против поэтессы был в 1940-1941гг. Она не была в тюрьме, но 17 месяцев ничего не знала о единственном сыне, 300 дней и ночей провела в очереди в тюрьму...
2 чтец:
Кто знает, как пусто небо
На месте упавшей башни
Кто знает, как тихо в доме,
Куда не вернулся сын.
3 чтец:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек
И долго ль казни ждать.
4 чтец:
Это женщина одна,
Эта женщина больна,
Муж в могиле,
сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне...
5 чтец:
Показать бы тебе насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случилось с жизнью твоей—
Как трёхсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И слезою своею горячею
Новогодний лёд прожигать.
Там тюремный тополь качается
И ни звука – а сколько там
Неповинных жизней кончается...
(Звучит запись голоса А. Ахматовой. Стихи из трагедии “Пролог, или во сне”)
Слайды 12-13
Историческая хроника.
2 ведущий: “Я к смерти готов”,- сказал Мандельштам за несколько лет до своей гибели А.Ахматовой. 14 мая 1934 года... На Лубянке Осип Мандельштам заполнял анкету: “Место службы или род занятий - писатель, профессия—писатель, социальное положение—писатель...”
“Воронежская ссылка воспринимается поэтом как какой-то провал, бездна, “черная дыра”, в которую уходят все лучшие начинания, все силы, прошения, здоровье, поэтический талант. Мандельштам создает гениальный образ места своего заточения, который предвещает роковой исход”:
3 чтец:
Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь,
Воронеж - блажь, Воронеж- ворон, нож...
Слайд14
1 ведущий: В 5 часов утра 15 мая 1939 года был арестован писатель Исаак Бабель. На московской квартире писателя было изъято “разных рукописей-15 папок”, “записных книжек-11шт.”, “блокнотов с записями-7шт.”, “разных писем-400шт.”, “разная переписка-254л.” Его главная книга “Конармия” имела такую же опасность для режима, как и неопубликованные рукописи...
Недаром Бабеля так занимал и волновал “смертельный” и кровавый материал жизни: он надеялся, что бесчеловечность никогда не восторжествует над людьми добрыми и беззащитными... Жизнь не подтвердила надежд писателя-гуманиста, но навсегда оправдала его гуманизм и неприятие насилия в любых его формах...
4 чтец:
Мы живем, под собою не чуя страны.
Наши речи за десять шагов не слышны.
А коль хватит на полразговорца,
Так припомним кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд толстошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей,
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один и собачит, и тычет.
Как подкову кует за указом указ —
Кому в лоб, кому в пах, кому в бровь, кому в глаз,
Что ни казнь у него –
Малина
И широкая грудь осетина
(О.Мандельштам)
Слайд 15
1 ведущий: “Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть России - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри,- тот потеряет ее лишь вместе с жизнью,”- писала Марина Цветаева, поэтесса, прозаик, переводчик. Россию она любила, Россия всегда была в ней. А в России у нее отняли семью, она не знала, что с ней будет завтра. Здесь, в России, она не имела постоянного места жительства. В России она всюду была прописана временно! В России у нее репрессированы муж и дочь. “Никто не видит- не знает, что я год ... примеряю- смерть...”- это она записала в своей тетради осенью 1940-го года. Через год, 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством...
5 чтец:
Рас-стояние версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассомрили – рассоримли,
Расслоили...
(Звучит запись голоса А. Ахматовой. “Реквием”)
Слайд16
2 ведущий: “Не арестовывать, но и не печатать”. Замечательная иезуитская формула: именно так поступали с Е.Замятиным, М.Булгаковым, А.Платоновым, М.Зощенко, Б.Пастернаком...
1 ведущий: В самом отчаянном состоянии Борис Пастернак не терял ощущения своей органической связи с родной природой и культурой; которые представали в его поэтическом самосознании как родина, самоотверженным патриотом которой он был до конца жизни.
1 чтец:
Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим,-
Известно у нас подхалимам,
Влиятельным только одним.
Не знал бы никто, может статься,
В почете ли Пушкин иль нет,
Без докторских их диссертаций,
На все проливающих свет.
Слайд17
2 ведущий: В феврале 1945 года в звании капитана арестован Александр Исаевич Солженицын. Его обвинили “в критике” Сталина. Осужден на восемь лет, из которых почти два провел на следствии и в пересылке, три – в тюремном НИИ, четыре- на общих работах в политическом Особом лагере. Был сослан в Казахстан “навечно”, однако из-за “страшного” диагноза последовала “свобода”. А “свобода” была чисто символичной... Сколько лишений ожидало его впереди за правду?! Настоящую ПРАВДУ А.Солженицын раскрыл в своей грандиозной книге “Архипелаг ГУЛАГ”, которую называет своим “опытом художественного исследования”:“В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если не названы, то лишь потому, что память людская не сохранила имен, - а все было именно так”.
2 чтец:
А вы, друзья мои, последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена,
Над нашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно – вы
Все на колени, все!
Багровый хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.
(А.Ахматова)
2 ведущий: Сколько их было, невинно убиенных? Заживо похороненных в ГУЛАГАХ? Испытавших лавину репрессий и предательств? Забытых из страха порою даже родными...
3 чтец:
Пусть мне говорят: “Успокойся!” --
спокойным я быть не сумею,
Покуда наследники Сталина
живы ещё на земле,
Мне будет казаться,
что Сталин ещё в Мавзолее.
(Е. Евтушенко)
Слайд 18
1 ведущий: Многие не дожили до реабилитации. Многих ещё предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боялись забыть лагерную жизнь.
“Забвение пережитого–смерть души”, - говорил В. Шаламов.“Колымские рассказы” — главный труд писателя. 20 лет жизни В. Шаламова прошли в ледяном аду Вишеры и Колымы. 20 лет после его смерти происходит познание, открытие Писателя, Поэта, Человека... Его творчество — истинный памятник мученикам Колымы, “реквием по погибшим”, яркое и точное свидетельство трагедии XX века...
4 чтец:
Я видел все: песок и снег,
Пургу и зной.
Что может вынесть человек-
Все пережито мной.
И кости мне ломал приклад,
Чужой сапог.
И побился об заклад,
Что не поможет Бог.
Ведь Богу, Богу-то зачем
Галерный раб?
И не помочь ему ничем,
Он истощен и слаб.
Я проиграл свое пари,
Рискуя головой.
Сегодня- что ни говори,
Я с вами и живой.
(В. Шаламов)
(Звучит запись голоса А. Ахматовой “Ветер войны”)
Слайды 19-24
2 ведущий: Взаимоотношения писателя с государством во все времена были далеки от идиллии. Однако отношения, складывающиеся между писателем и тоталитарным государством, всегда приводили к одному результату: трагедии, какое бы обличье она ни принимала.
Домбровский Ю., Ручьев Б., Катаев И., Андреев Д., Василенко В., Баркова А., Терентьева М., Тагер Е., Плужников Е., Васильева Е. отбывали заключение не по обоснованным обвинениям...
1 ведущий: Н.Заболоцкий, Д.Хармс, Л.Мартынов, Я.Смеляков, П.Васильев- это новая волна репрессированных поэтов...
Среди тех, кого не одобрили власти, был и В.Высоцкий...
2 ведущий: У перечисленных писателей и поэтов, как и у многих других (чьи имена мы не упомянули), выбор был небольшой: верность творчеству или вера в непогрешимость государства. Они выбрали творчество. Отсюда и чувство обреченности: пролетарское государство, подобно “веку-волкодаву”, бросается на истинное творчество и на писателей.
5 чтец:
Приснилось мне, что старые друзья
Опомнились, раскаялись, вернулись
И что ко мне, тревожа и дразня,
Приветливые руки протянулись.
И дружеские руки отстраня,
Я говорю без гнева и досады:
- Друзья мои, не трогайте меня,
Мне ничего ни от кого не надо...
(Е. Тагер.)
2 ведущий: Вам жить в XXI веке! Так научитесь беречь своих ПОЭТОВ...
ПОЭТ - редкий гость на земле. ПОЭТУ всегда трудно, так помогите ж ему, когда он нуждается в этом! А посмертная слава придет к нему и без вас...
(Звучит музыка Шуберта “Аве, Мария”)
Литература.
1. Азадовский К. М. Николай Клюев: Путь поэта. – Л., 1990
2. Базанов В. Г. С родного берега: О поэзии Николая Клюева. – Л., 1990
3. Белкина М.И. Скрещение судеб. – М., Книга, 1988
4. Осетров Е., Салынский О. Возвращение.- М., П.,1991
5. Чалмаев В.А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество: Кн. Для учащихся.- М., П., 1994
6. Солженицына С. Вся Россия делится на сны.- М., П.,1994
7. АхматоваА. Узнают голос мой... Стихотворения. Поэмы. Гроза. Образ поэта. Сост. Глен Н., Озеров Л. Педагогика. - М., П., 1989
8. Школа классики. Серебряный век. Поэзия. - М.: ACT, 1996
9. Серман И., Страдым В. История русской литературы 20 века. Серебряный век. - М., “Прогресс”, 1990
10. Шеинберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. - М., “Высшая школа”, 1994
11. Шеинберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. - М.,”Высшая школа”, 1995