Литература
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Александра Блока и Бориса Пастернака "Пока горит свеча..." 2018
Цели и задачи мероприятия: познакомить детей с жизнью и творчеством Александра Блока и Бориса Пастернака (поэтов Серебряного века); развивать творческие способности учащихся (навыки выразительного чтения, речевые навыки, актёрские способности), воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину.
-
Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс 2018
На уроке русского языка учащиеся готовятся к написанию сжатого изложения по тексту повести К.Паустовского "Мещерский край". К.Паустовскому в этом году исполнилось бы 125 лет.
-
Литературная гостиная «Рыцарь по призванию» 2018
Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнике, точнее сказочнике, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.
-
Урок литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»". 10-й класс 2018
Цели урока: определить понятие счастья для героев поэмы; обозначить авторскую позицию по данной проблеме; поразмыслить над современным пониманием счастья.
-
Образы человека и природы в творчестве С.Есенина 2018
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать образность метафор в творчестве поэта.
-
Информационная карта урока по теме "Жилин и Костылин: сравнительная характеристика" 2018
Цели урока: поисковое чтение, оценка поступков героев, сопоставление героев, анализ художественного текста; формулировать устные и письменные высказывания.
-
День рождения неисправимого мечтателя Александра Грина в отдельно взятой школе 2018
«Когда дни начинают пылиться, а краски меркнуть», значит, настало время читать Александра Грина. На один учебный день весь Лицей превратился в Гринландию с её героями, городами, проливами и кораблями. И учащиеся получили возможность совершить удивительное «путешествие» в мир, наполненный солнечным светом, цветением трав и морским ветром.
-
Урок литературы по теме «Легко ли быть молодым?» (по рассказу В.П.Астафьева «Людочка»). 9-й класс 2018
Данный урок способствует формированию нравственных основ в развитии личности ребёнка. В ходе урока учитель стремится создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, находить в произведении непонятные для себя «тёмные» места, задумываться над их художественным значением.
-
Технология проблемного обучения на уроках литературы 2018
Использование на уроках литературы технологии проблемного обучения обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в процесс активного учения, стимулирует мыслительную активность и поисковую деятельность. У обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
-
Урок литературы «Христианские мотивы в романе Достоевского "Преступление и наказание" и в рассказе Солженицына "Матрёнин двор"» 2018
Что такое духовность, нравственность? Как учитель может воспитать духовно-нравственную личность? Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература. Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.
-
Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха). 11-й класс 2018
Составление альманаха по тематическому принципу предполагает знакомство с поэтами и писателями-фронтовиками. Каждая страничка сборника - сообщение о поэте или писателе периода Великой Отечественной войны. В сборник включены стихи Алтаузена, Симонова, Твардовского, Самойлова, Друниной и повесть К.Воробьёва «Убиты под Москвой».
-
Урок литературы по теме "Обсуждение книги Людмилы Никольской «Должна остаться живой»". 7-й класс 2018
Учащимся предлагается осмыслить содержание книги «Должна остаться живой» - книги об одной из самых печальных страниц Великой отечественной войны. История блокадного Ленинграда предстаёт в повести Людмилы Никольской в ярких художественных образах, в сюжете, в истории пусть вымышленных, но всё равно реальных людей. Что пришлось пережить жителям блокадного Ленинграда? Что значит «оставаться человеком» в нечеловеческих условиях? На эти вопросы учащиеся найдут ответы на уроке.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы". 7–9-е классы 2018
Форма мероприятия – интерактивная игра. Ценность мероприятия и в разнообразии форм заданий: тесты, соответствия, создание рекламы произведения, оформление страницы героя в сетевом сообществе, работа с текстами произведений, активизация литературного терминологического словаря учащихся. Эти формы обеспечивают динамичность и здоровый дух соперничества, стимулируют участников на более глубокое изучение произведений русских классиков.
-
Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя" 2018
Цель урока: помочь ученикам прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому, постижению художественной идеи рассказа Е.И.Носова «Живое пламя».
-
"Если душа родилась крылатой" 2018
Сотрудники Детской библиотеки проведут мероприятие из цикла литературной гостиной «Пока горит свеча», посвящённое замечательному человеку, талантливому поэту - Марине Цветаевой.
-
«Священный огонь жизни, веры, надежды, любви». Литературно-музыкальная композиция к 75-летию Победы в Сталинградской битве 2018
Торжественная встреча учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны состоялась в школьном музее Боевой Славы как продолжение урока литературы, посвященного знаменательной дате. Литературно-музыкальная композиция «Священный огонь жизни, веры, надежды, любви» воспитывает гражданско-патриотические чувства учащихся, расширяет представления о Сталинградской битве как одной из славных и важных вех отечественной истории.
-
«Всякая любовь – великое счастье…» (И.А.Бунин) История любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Конспект урока анализа литературного произведения в 9-м классе 2018
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями бунинского восприятия любви; организовать групповую деятельность учащихся для ответа на проблемный вопрос урока; совершенствовать умение учащихся анализировать текст художественного произведения; развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего мнения в устной форме; воспитывать культуру общения и культуру чувств, интерес к творчеству И.А.Бунина.
-
Романтический мир А.А.Блока в «Стихах о Прекрасной Даме» 2018
Цели урока: углубление представлений учащихся о символизме; постижение истоков и своеобразия романтического художественного мира раннего А.А. Блока; развитие умений проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета цикла; воспитание любви к поэзии и литературно-художественному наследию прошлого России. Знакомство с литературно-художественным контекстом образа Прекрасной Дамы.
-
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2018
Цель урока - определение сквозных тем Петербургских повестей на примере повести «Невский проспект». Урок знакомит обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести; развивает навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умение выделять главное, определять авторскую позицию; содействует формированию нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики.
-
Урок-игра по пьесе Островского «Гроза». 10-й класс 2018
Цели урока: повышение эффективности изучения драмы «Гроза»; пробуждение интереса к произведению; преодоление различных трудностей, возникающих в процессе обучения.
-
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе ДОО «Книга - мой лучший друг. Страна заповедная – русская народная сказка» 2018
Цель занятия: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с помощью сказок.
-
Литературно-музыкальная гостиная "В природе столько красоты!" 2018
Представлен сценарий литературно-музыкальной гостиной «В природе столько красоты!», посвященной Году экологии в России. Цель внеклассного мероприятия: создание оптимальных условий для формирования гражданина России, любящего свою Родину, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой, чувствовать её красоту.
-
Проверочные карточки как одна из форм контроля на уроке литературы 2018
Цель письменной работы: проверка знания и понимания учащимися текста изучаемого произведения. Провожу её, как правило, на заключительном этапе изучения темы (например, «Фольклор», «Древнерусская литература») или крупного литературного произведения. В большей степени подобная форма контроля актуальна для учеников старших классов, так как в 5–6-х классах большинство произведений небольшие по объему, поэтому их обычно успеваем прочитать в классе вместе.
-
Литературная композиция по произведениям В.В.Бианки 2018
Данная композиция составлена по произведениям В.В.Бианки по теме «Птицы». Учитель сам распределяет слова участникам. Дети надевают шапочки с изображением головы птиц, одеваются так, чтобы можно было узнать птицу. Разговор ведётся у кормушки. Ребята во время своего выступления, показывают иллюстрации. В заключение исполняется «Воробьиная песенка». При подготовке учащиеся должны прочитать как можно больше произведений. Литературная композиция – итог по прочитанным книгам.
-
Муза естественных наук 2018
Цель урока: показать гармонию и единство мира науки и искусства, силу и многозначность слова, доказать это на конкретных примерах с помощью интеграции астрономии, химии и литературы.
-
Практическая работа: «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» 2017
Образ русской женщины всегда вызывал интерес у писателей и поэтов. Силой любви и красотой женщины восхищались, умением жертвовать собой во имя других, трудолюбием и выносливостью поражались. Для кого-то она была музой, для кого-то примером для подражания. Так в чем же сила и слабость русской женщины? На этот вопрос мы попытаемся ответить, обратившись к произведениям двух великих писателей Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и А.И. Солженицына «Матренин двор».
-
Концепция любви И.А.Бунина в рассказе «Кавказ». 8-й класс 2017
Цель урока: выявить концепцию любви И.Бунина на основе образно-звукового анализа текста. Задачи: проанализировать и сопоставить образы и звуковой фон разных фрагментов рассказа «Кавказ», проследить образ чувства, его раскрытие; развивать ассоциативность мышления посредством сопоставления и наложения словесного и звукового образов, самостоятельность решения поставленной проблемы, умение составлять развернутое речевое высказывание.
-
Обучающее сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» на тему «Две битвы Игоря с половцами» 2017
Цели урока: обобщить изученный материал по «Слову о полку Игореве»; повторить технологию написания сочинения, алгоритм составления плана.
-
Технологическая карта и конспект интегрированного урока литературы, истории, русского языка в 11-м классе «Нравственность есть Правда» – В.Шукшин. По рассказу А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 2017
Огромное значение имеют рассказы и повести А.И. Солженицына, в них особо звучит тема репрессированных в годы сталинского террора, тема сохранения человеческого достоинства в страшнейших условиях, тема связи личности и истории, поскольку он сам прошел через все эти испытания.
-
Русский характер в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Русский характер – это вымысел или реальность? 2017
Цели урока: литературоведческий анализ военного рассказа Шолохова «Судьба человека»; обучение монологической и диалогической речи в дискуссии; развитие устной и письменной речи учащихся; логического и аналитического мышления; формирование умений оценки особенностей восприятия и способов интерпретации русских языковых образов и национальных стереотипов представителями различных культур.