Литература
-
Урок чувашской литературы. Рассказ Геннадия Волкова «Ăслă ача» в свете диалога культур. 5-й класс 2018
Данный урок чувашской литературы проводится в свете диалога культур. Рассказ Геннадия Волкова «Ăслă ача» изучается в сопоставлении с басней Л.Толстого «Старый дед и внучек» и притчей «Почитай отца твоего и мать». На уроке отражаются приемы технологии развития критического мышления.
-
Классный час по теме "8 сентября - Международный день грамотности" 2018
В своей резолюции, принятой на 14-й сессии, Генеральная конференция ЮНЕСКО признала необходимость совместных энергичных мер в международных усилиях по содействию грамотности во всем мире и провозгласила 8 сентября Международным днем распространения грамотности. Цель: познакомить с понятием грамотность в широком смысле этого слова.
-
Урок литературы "Футуризм. Игорь Северянин. Велимир Хлебников. Авангардная живопись начала ХХ века". 11-й класс 2018
Урок литературы разработан для учащихся 11-го класса при изучении темы «Литература ХХ века. Художественный мир русской поэзии XX века». Тип урока –интегрированный урок. На уроке используются мультимедийные компьютерные презентации, звучит музыка, созданная в то время, представлены образцы авангардной живописи того времени, что делает урок ярким и увлекательным, и насыщенным информационно и эмоционально.
-
Формирование общеучебных умений работать с информацией на уроке литературного чтения при изучении «Сказки про трёх поросят» 2018
Статья посвящена формированию общеучебных умений работать с информацией на примере английской народной «Сказки про трёх поросят» и сказки С.В.Михалкова «Три поросёнка». В статье представлена разработка урока литературного чтения, на котором решаются следующие задачи: развивать умения осознанного чтения и анализа художественного произведения, умения сравнивать авторскую и народную сказку, умения понимать, искать, фиксировать информацию, сжато пересказывать текст, работать со словарём.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Духовная жизнь СССР в тридцатые годы" 2018
Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 30-е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурных устоев страны, познакомить с историей духовной жизни нашего села.
-
Литературная дискуссия как средство достижения метапредметных результатов на уроках литературы в 5–6-х классах. Разработка учебного занятия по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» 2018
Литературная дискуссия как одна из форм организации диалогового пространства на уроке позволяет оживить урок: у учащихся появляются собственные примеры из жизни, каждое утверждение может быть истолковано по-разному, каждую «правду» можно рассмотреть с разных точек зрения, из «многих правд» в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.
-
«Умереть – тоже надо уметь…» (по роману Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама»). 9–10-е классы 2018
Урок-открытие по произведению Э.Шмитта «Оскар и Розовая Дама» – это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, доброта, милосердие, сострадание? Мы теряем ощущение истинных ценностей, таких как семья, честь, дружба, любовь, всё чаще подменяя их зажиточностью, неумеренным потреблением и обладанием «престижными» вещами.
-
Интеллект-карта как средство формирования познавательных УУД обучающихся 5–6-х классов на уроках русского языка и литературы 2018
Сфера применения интеллект-карт огромна. Метод удачно адаптирован к использованию в учебной деятельности, в т.ч. в уроках русского языка и литературы. Суть метода состоит в выделении основного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.
-
Петербург и его обитатели в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» (Урок внеклассного чтения). 9-й класс 2018
Цель урока: показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.
-
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии 2018
На уроке основное внимание уделяется групповой работе учащихся. Анализируется стихотворение через задания, которые выполняются группами. Задания предусматривают знакомство с переложением оды Горация другими авторами. Для психологического настроя читается пушкинская проповедь перед уроком С.Соловейчика «О добрых чувствах».
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной жизни и творчеству Александра Блока и Бориса Пастернака "Пока горит свеча..." 2018
Цели и задачи мероприятия: познакомить детей с жизнью и творчеством Александра Блока и Бориса Пастернака (поэтов Серебряного века); развивать творческие способности учащихся (навыки выразительного чтения, речевые навыки, актёрские способности), воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину.
-
Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс 2018
На уроке русского языка учащиеся готовятся к написанию сжатого изложения по тексту повести К.Паустовского "Мещерский край". К.Паустовскому в этом году исполнилось бы 125 лет.
-
Литературная гостиная «Рыцарь по призванию» 2018
Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнике, точнее сказочнике, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.
-
Урок литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»". 10-й класс 2018
Цели урока: определить понятие счастья для героев поэмы; обозначить авторскую позицию по данной проблеме; поразмыслить над современным пониманием счастья.
-
Образы человека и природы в творчестве С.Есенина 2018
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать образность метафор в творчестве поэта.
-
Информационная карта урока по теме "Жилин и Костылин: сравнительная характеристика" 2018
Цели урока: поисковое чтение, оценка поступков героев, сопоставление героев, анализ художественного текста; формулировать устные и письменные высказывания.
-
День рождения неисправимого мечтателя Александра Грина в отдельно взятой школе 2018
«Когда дни начинают пылиться, а краски меркнуть», значит, настало время читать Александра Грина. На один учебный день весь Лицей превратился в Гринландию с её героями, городами, проливами и кораблями. И учащиеся получили возможность совершить удивительное «путешествие» в мир, наполненный солнечным светом, цветением трав и морским ветром.
-
Урок литературы по теме «Легко ли быть молодым?» (по рассказу В.П.Астафьева «Людочка»). 9-й класс 2018
Данный урок способствует формированию нравственных основ в развитии личности ребёнка. В ходе урока учитель стремится создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, находить в произведении непонятные для себя «тёмные» места, задумываться над их художественным значением.
-
Технология проблемного обучения на уроках литературы 2018
Использование на уроках литературы технологии проблемного обучения обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в процесс активного учения, стимулирует мыслительную активность и поисковую деятельность. У обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
-
Урок литературы «Христианские мотивы в романе Достоевского "Преступление и наказание" и в рассказе Солженицына "Матрёнин двор"» 2018
Что такое духовность, нравственность? Как учитель может воспитать духовно-нравственную личность? Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература. Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.
-
Великая Отечественная война в русской литературе (составление альманаха). 11-й класс 2018
Составление альманаха по тематическому принципу предполагает знакомство с поэтами и писателями-фронтовиками. Каждая страничка сборника - сообщение о поэте или писателе периода Великой Отечественной войны. В сборник включены стихи Алтаузена, Симонова, Твардовского, Самойлова, Друниной и повесть К.Воробьёва «Убиты под Москвой».
-
Урок литературы по теме "Обсуждение книги Людмилы Никольской «Должна остаться живой»". 7-й класс 2018
Учащимся предлагается осмыслить содержание книги «Должна остаться живой» - книги об одной из самых печальных страниц Великой отечественной войны. История блокадного Ленинграда предстаёт в повести Людмилы Никольской в ярких художественных образах, в сюжете, в истории пусть вымышленных, но всё равно реальных людей. Что пришлось пережить жителям блокадного Ленинграда? Что значит «оставаться человеком» в нечеловеческих условиях? На эти вопросы учащиеся найдут ответы на уроке.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Золотой век русской литературы". 7–9-е классы 2018
Форма мероприятия – интерактивная игра. Ценность мероприятия и в разнообразии форм заданий: тесты, соответствия, создание рекламы произведения, оформление страницы героя в сетевом сообществе, работа с текстами произведений, активизация литературного терминологического словаря учащихся. Эти формы обеспечивают динамичность и здоровый дух соперничества, стимулируют участников на более глубокое изучение произведений русских классиков.
-
Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя" 2018
Цель урока: помочь ученикам прийти к осмыслению авторского отношения к изображаемому, постижению художественной идеи рассказа Е.И.Носова «Живое пламя».
-
"Если душа родилась крылатой" 2018
Сотрудники Детской библиотеки проведут мероприятие из цикла литературной гостиной «Пока горит свеча», посвящённое замечательному человеку, талантливому поэту - Марине Цветаевой.
-
«Священный огонь жизни, веры, надежды, любви». Литературно-музыкальная композиция к 75-летию Победы в Сталинградской битве 2018
Торжественная встреча учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны состоялась в школьном музее Боевой Славы как продолжение урока литературы, посвященного знаменательной дате. Литературно-музыкальная композиция «Священный огонь жизни, веры, надежды, любви» воспитывает гражданско-патриотические чувства учащихся, расширяет представления о Сталинградской битве как одной из славных и важных вех отечественной истории.
-
«Всякая любовь – великое счастье…» (И.А.Бунин) История любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Конспект урока анализа литературного произведения в 9-м классе 2018
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями бунинского восприятия любви; организовать групповую деятельность учащихся для ответа на проблемный вопрос урока; совершенствовать умение учащихся анализировать текст художественного произведения; развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего мнения в устной форме; воспитывать культуру общения и культуру чувств, интерес к творчеству И.А.Бунина.
-
Романтический мир А.А.Блока в «Стихах о Прекрасной Даме» 2018
Цели урока: углубление представлений учащихся о символизме; постижение истоков и своеобразия романтического художественного мира раннего А.А. Блока; развитие умений проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета цикла; воспитание любви к поэзии и литературно-художественному наследию прошлого России. Знакомство с литературно-художественным контекстом образа Прекрасной Дамы.
-
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2018
Цель урока - определение сквозных тем Петербургских повестей на примере повести «Невский проспект». Урок знакомит обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести; развивает навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умение выделять главное, определять авторскую позицию; содействует формированию нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики.
-
Урок-игра по пьесе Островского «Гроза». 10-й класс 2018
Цели урока: повышение эффективности изучения драмы «Гроза»; пробуждение интереса к произведению; преодоление различных трудностей, возникающих в процессе обучения.