Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1. Организационный этап
Цель: дать характеристику главному герою.
Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания (вспоминаем способы создания характеристики).
2. Проверка домашнего задания (дочитать текст, подготовить и представить биографию главного героя).
- Низкий уровень: краткий пересказ текста.
- Средний: краткий пер. отдельных эпизодов по выбору учителя.
- Высокий уровень: представить биографию писателя, отметив основные направления творчества.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Низкий уровень: Какие эмоции ты пережил? (радость, страх, сочувствие и другие).
- Средний уровень: Что нового ты узнал? Что познавательно в этом тексте? (по тексту).
- Высокий уровень: Чему учит данное произведение?
Вместе с учителем формируем тему: «Создание характеристики героя через его поступки» (работаем над причинами выбора места действия, проводим лексическую работу).
4, 5. Первичное закрепление, творческое применение (работа в 4-х группах по 6 человек; в каждой группе ученики с разным уровнем).
Цель: обработать визуальную информацию, текст, иллюстрации к тексту, выделить главное, сделать выводы.
- Низкий уровень: предлагаем приём «Ромб ассоциаций», ученик визуально опознаёт предложенную иллюстрацию отдельного эпизода текста.
- Средний уровень: выбрать отрывок из текста, иллюстрирующий данный эпизод, данную картинку.
- Высокий уровень: даёт характеристику героя в данном эпизоде.
Итог данного этапа: создание диафильма, иллюстрирующего характеристику главного героя.
6. Информация о домашнем задании.
- Низкий уровень: создание характеристики др. персонажа по созданному алгоритму.
- Высокий и средний: «Опишите своё изобретение уже сделанное или пока придуманное, которое облегчило бы маме домашние хлопоты» (составление каталога изобретений).
Оборудование: учебник под редакцией А.Г. Кутузова, у каждой группы текст произведения (для выбора эпизода), картинки к произведению, клей, ножницы, листы форматом А3.
1. Мотивационный этап.
Учитель: Здравствуйте!
Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Литературии вместе с профессором Иван Калинычем и книжонком Прошей. Произведения великих русских и зарубежных писателей были прочитаны нами в этом учебном году. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Наши уроки построены по программе А.Г. Кутузова. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.
И сейчас очередная встреча с великим произведением, а именно с рассказом Джека Лондона «Сказание о Кише».
Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность активного, волевого, в чём-то напоминавшего его героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество.
Так кто же такой Джек Лондон?
Ученик: Родился Джек Лондон (настоящее имя Джон Гриффит) 12 января 1876 года. Жизнь Лондона была трудной и яркой, наполненной борьбой и трудом. Чем только не занимался он в детстве и юности, зарабатывая на жизнь и помогая семье. Был продавцом газет, работал на консервной фабрике, плавал матросом на промысловой шхуне, работал в прачечной.
В 1897 году он отправляется на Аляску. Джеку Лондону не удалось разбогатеть, но он открыл для себя Север – суровый край, где он встретил сильных и мужественных людей. А упорный труд, хорошее знание жизни, крепкое здоровье и искренность помогли ему стать великим писателем. Первые его рассказы посвящены Северу. Перечислю некоторые из них: «За тех, кто в пути», «Белое безмолвие», «Закон жизни», «Белый клык», «Зов предков», «Морской волк».
Также создаёт и реалистические произведения: «Мартин Иден», «Борьба классов», «Революция» и другие.
Учитель: Да, ребята, Джек Лондон был особенным человеком. Вот что рассказывает про него писатель Ирвинг Стоун: « Джек… Не комнатный житель, а человек вольных просторов – словом, настоящий … мужчина. Он был одержим жаждой правды». Лондон ушёл из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг – итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ «Сказание о Кише». Дома вы прочитали это произведение.
2. Планирующе-подготовительный этап.
Учитель:
- Понравился ли вам рассказ?
- Какие эмоции вы пережили?
- Что нового узнали? Что познавательного?
- В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединённых Штатов Америки).
- Почему именно это место выбрал Джек Лондон для своего повествования? Докажите текстом, использовав вступительную статью к рассказу (стр. 80: «Север проверял человека, и становилось ясно, чего ты стоишь, кто ты: подлец или герой, трус или смельчак. Суровый север промывал человеческую породу. Слабые и робкие, нечестные и жадные уезжали, сильные и мужественные оседали здесь».)
- Какой народ выбрал писатель в качестве своих героев? Докажите текстом, использовав вступительную статью к рассказу (стр. 80: «Здесь издавна живут те, кто не знает южного солнца, тёплой зимы, для кого север – это родина. А суровая природа кормит и одевает своих сыновей. Это коренные жители. Они отличаются от пришельцев с юга цветом кожи, языком, обычаями. Но добро и зло, глупость и мудрость, трусость и смелость одинаково понимают и оценивают все люди на земле независимо от национальности».)
Ребята! Вы помните, что данный рассказ называется – «сказание» и на прошлом уроке мы записали определение. Скажите, чем же сказание отличается от сказки? (Сказка – это фантастический, нереальный мир, а сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов).
Главный герой лондоновского сказания – Киш, и нам предстоит дать характеристику этому персонажу. Но для того чтобы представить свой путь исследования, необходимо сформулировать проблемный вопрос, гипотезу и цель.
Итак,
Проблемный вопрос: «Что значит быть взрослым?»
Гипотеза: «Ты взрослый, если ответственно относишься к своему слову, к тем, кого любишь.
Цель: «Представить характеристику героя через его поступки».
3. Информационно-операционный этап.
Учитель: У вас на столах листы форматом А3 с картинками конкретного эпизода, текст, ножницы, клей, маркеры. Ваша задача: оформить ромб ассоциаций, то есть найти в тексте данный эпизод, вырезать и приклеить над картинкой, а под картинкой написать свои слова-ассоциации, черты характера Киша, которые представлены в данном эпизоде. В итоге у нас должен получиться единый диафильм, составленный из ваших ромбов-ассоциаций. Представители команд подойдите и выберите карточки «выбор» и «доверии» для дальнейшей оценки ваших результатов. Приступаем к работе.
После подготовительной работы вторая группа опрашивает первую.
1 группа.
Эпизод: «Киш на совете старейшин»
Текст: «Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался совет, и тогда Киш показал, что в жилах у него горячая кровь, а в сердце – мужество мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину. С достоинством взрослого он поднялся и ждал, когда наступит тишина и стихнет гул голосов.
- Я скажу правду, - так начал он. – Мне и матери моей даётся положенная доля мябюса. Но это мясо часто бывает старое и жёсткое, и в нём слишком много костей. Охотники … все разинули рты… Чтобы ребёнок говорил, как взрослый мужчина, и бросал им в лицо дерзкие слова!
Но Киш продолжал твёрдо и сурово:
- Мой отец, Бок, был храбрым охотником, вот почему я говорю так. Это Люди рассказывают, что Бок один приносил больше мяса, чем любые два охотника, даже из самых лучших, что своими руками он делил это мясо и своими глазами следил за тем, чтобы самой древней старухе и самому хилому старику досталась справедливая доля.
Характер: Киш – главный герой сказания – мальчик тринадцати лет. Он рано потерял отца. Но Киш был сильным мальчиком и редко плакал. Он помогал матери. Когда стало совсем плохо, он вышел на совет племени. Киш – смелый, умеет отстаивать свою точку зрения, он не побоялся сказать всё, что думал о распределении еды в племени, а также напомнил охотникам, что его отец был лучшим и всегда справедливо делил мясо между всеми. Киш был гордым. Когда его не стали слушать, он сказал: «Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда, прежде чем вы не придёте ко мне и не скажете: «Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил».
Первая группа опрашивает вторую.
2 группа
Эпизод «Киш возвращается с охоты»
Текст: «Однако на следующий день рано утром Киш появился в посёлке. Он пришёл с гордо поднятой головой. На плече он нёс часть туши убитого им зверя. И поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко. Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвиг. Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принёс Киш, и это поколебало их недоверие. И вот наконец они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать тушу. А на Севере это нужно делать сразу, как только зверь убит, - иначе мясо замёрзнет так крепко, что его не возьмёт даже самый острый нож; а взвалить мороженую тушу в триста фунтов на нарты и везти по неровному льду – дело нелёгкое. Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассёк туши на четыре части, как истинный охотник, и удалил внутренности….И в дележе он был справедлив.
Характер: Киш умеет держать своё слово. Он ушёл на охоту и вернулся с мясом. Все удивились, что он смог убить медведицу с двумя медвежатами. Он доказал всем, что стал настоящим мужчиной.
Киш – заботливый сын. Он заботился не только о своей матери, но и не забывал других женщин и стариков. Киш – справедливый. Себе оставлял столько мяса, сколько было необходимо для еды.
Четвёртая группа опрашивает третью.
3 группа
Эпизод «Секрет Киша»
Текст: Но больше всего занимала все умы тайна чудесной охоты Киша. И как-то раз Уг-Глук бросил Кишу в лицо обвинение в колдовстве.
- Тебя обвиняют, - зловеще сказал Уг-Глук, - в сношениях со злыми духами; вот почему твоя охота удачна.
- Разве вы едите плохое мясо? – спросил Киш. – Разве кто-нибудь в посёлке заболел от него? Откуда ты можешь знать, что тут замешано колдовство? Или ты говоришь наугад – просто потому, что тебя душит зависть?
И Уг-Глук ушёл пристыженный, и женщины смеялись ему вслед. Но как-то вечером на совете после долгих споров было решено послать соглядатаев по следу Киша, когда он снова пойдёт на медведя, и узнать его тайну.
И любопытство было так велико, что весь совет во главе с Клош - Кваном поднялся и направился в иглу Киша.
- Да, я расскажу тебе. – Это очень просто. Смотри! – Надо взять маленький кусочек тюленьего жира и сделать в нём ямку – вот так! Потом в ямку надо положить китовый ус – вот так, и, хорошенько его свернув, закрыть его сверху другим кусочком жира. Потом это надо выставить на мороз, и когда жир замёрзнет, получится маленький круглый шарик. Медведь проглотит шарик, жир растопится, острый китовый ус распрямится – медведю станет больно. А когда медведю станет очень больно, его легко убить копьём.
Характер: Но не все радовались удаче Киша. Уг-Глук завидовал мальчику. Он начал подбивать племя, говорил, что Киш занимается колдовством. Киш был спокоен и рассудителен, он раскрыл людям секрет удачной охоты. Киш умный и смекалистый. Придуманный им способ охоты очень лёгок.
Третья группа опрашивает четвёртую.
4 группа
Эпизод «Киш – первый человек своего племени»
Текст: Так кончается сказание о Кише, который жил давным-давно у самого Полярного моря. И потому, что Киш действовал смекалкой, а не колдовством, он из самой жалкой иглу поднялся высоко и стал вождём своего племени. И говорят, что, пока он жил, народ благоденствовал и не было ни одной вдовы, ни одного беззащитного старика, которые бы плакали ночью от того, что у них нет мяса.
Характер: Своей добротой, смекалкой, справедливостью Киш заслужил уважение жителей посёлка. Именно поэтому он стал первым человеком своего племени.
Ребята! Мы составили характеристику Киша, наблюдая за его поступками.
Но характеристика героя даётся не только через внешность, поступки, речь, но и через отношение других персонажей. Давайте и мы подберём соответствующие цитаты, которые показывают отношение соплеменников к Кишу по мере его взросления.
Событие |
Отношение соплеменников |
Киш на совете старейшин. |
«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью». |
Киш отправляется на первую охоту. |
«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головами, с сожалением смотрели на мать». |
«Пропажа» Киша |
«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины молчали, готовясь идти на поиски тела». |
Возвращение мальчика. |
«Сначала было много сомнений и споров». |
Киш – отважный охотник. |
«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождём после смерти Клош-Квана. |
Заключительное слово учителя подчеркнёт, что в северных рассказах Джека Лондона он не оправдывал безволие и малодушие. Его герои умели терпеть лишения, не завидовали друг другу. Писатель учит нас уважению к людям всех племён, наций, языков. И уважению к природе, которая бывает суровой, но добра в ней всё-таки больше, чем зла. Рассказ Киша подтвердил нашу гипотезу: ты взрослый, если ответственно относишься к своему слову, к тем кого любишь.
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Рефлективный диалог:
- Чему вы сегодня научились?
- Что осталось непонятным?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Зачем нужны такие задания?
5. Итоговый.
Домашнее задание.
- Сделайте иллюстрацию к любому эпизоду из «Сказания о Кише».
- Напишите сравнительную характеристику Уч-Глука и Киша.