Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе (из опыта работы)

Разделы: Русский язык, Литература


Главное в моей педагогической деятельности является развитие интеллектуального потенциала учащихся. А организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности способствует формированию познавательной активности, самостоятельности в работе.

Конечно, работа ведется во внеурочное время и на уроках.

Вначале я выявляю одаренных. и нестандартно мыслящих учащихся, увлеченных русским языком и литературой. Включаю их в свой банк данных. Вовлекаю этих детей  в исследовательскую работу во внеурочное время. Для успешного развития способностей всех учеников я активно применяю на уроках различные педагогические технологии:

1. Личностно ориентированное развивающее обучение: технологию уровневой дифференциации,  проблемное обучение;

2. Образовательные технологии деятельностного типа: проектное обучение, педагогические мастерские, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии.
Никакого исследования не проведёт ни ученик средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Таким образом, должна быть составлена программа учебно-исследовательской деятельности учащихся, и она должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

  1. «Тренинг». Специальные знания по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
  2. «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
  3. «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

В программе исследовательская деятельность учащихся выступает как основа интеграции базового образования, дополнительного (внеклассного) и самообразования обучающихся. В рамках программы каждому обучающемуся дается возможность пробы сил в исследованиях различных тем как на уроке, так и во внеурочное время. Полноценное учебное исследование невозможно вместить в рамки традиционного урока, однако отдельные элементы исследовательского метода отрабатывать можно. Здесь важно дать каждому ребенку опыт первой пробы, а программный подход позволяет построить индивидуальную траекторию для каждого ребенка и облегчает изменение её при смене образовательных приоритетов и мотивации учащихся.
Несомненно, исследовательская работа-это творческая работа, требующая времени, поиска интересной темы для ученика (в основном идея бывает предложена учителем) Все это не так просто, но увлекательно.

Ежегодно в нашем городе и в республике проводятся конференции, конкурсы проектно-исследовательских работ. Результаты нашей работы по русскому языку  менее зрелищные, чем по другим дисциплинам. Дети это видят.

Участвовали в конкурсах с работами

1. Старинные меры длины

2. Отражение развития денежной системы  в русском языке

3. Нелегкий выбор отцов

4. История знаков препинания

5. История костюма коми с Верхней Вычегды

6. История коми костюма

7. Судьба семьи в судьбе страны

8. «Бессмертный полк». Дорога к победе

9. Роль природы в произведениях Шаховых

10. Повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как воплощение принципов сентиментализма.

11. «Жить есть мыслить, чувствовать и действовать» (о творчестве Н.М.Карамзина)

На уроках литературы

I. Поэма «Песня про купца Калашникова...» по теме «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным».

1. Групповая работа в парах над обобщающим вопросом «Как ведут себя герои с точки зрения христианской морали, нравственных законов?»

2. Составление синквейнов к образам героев (в группах)

Кирибеевич

Калашников

Иван Грозный

Молодой, удалой

Решительный, гордый

Суровый, жестокий

Лукавит, хвастает, потешается

Борется, отстаивает, защищает

Подозревает, карает, казнит

Попирает честь, справедливость

Выступает против произвола

Единоличной волей посылает Калашникова на плаху

Злодей

Благородство

Царь-вседержатель

3. По теме А.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». Обучение написания творческой работы. Составление даймонда.

Эта творческая работа состоит и 7 строк:

  • 1-я и 7-я строки - 2 существительных - противоположных понятия;
  • 2-я строка - два прилагательных или причастия, раскрывающие признаки первого существительного;
  • 3-я строка - три глагола или деепричастия, выражающие действие;
  • 4-я строка – четыре слова, два из которых характеризуют первое существительное;
  • 5-я строка- три глагола, характеризующие понятия, противоположное данному в первой строке;
  • 6-я строка – 2 прилагательных или причастия, раскрывающие признак второго, противоположного  первому существительному;
  • 7-я строка - контрастное понятие, завершающее даймонд.

Любовь
Вечная, нежная
Рождается, цветет и вдохновляет
Любовь побеждает даже смерть
Отнимает, угнетает, пугает
Холодная мрачная
Смерть

4. По теме Н.А.Некрасов поэма «Русские женщины». Групповая работа. Составление  схемы поездки княгини Трубецкой вычисление времени в пути.

I часть. Завязка

II часть. Кульминация

Санкт-Петербург - Тюмень - Енисей - Иркутск
Отъезд - 20 дней - 10 дней - 30 дней
Время в пути = 2 месяца

Разговор с губернатором
1 день + 1 день + 1 день + 5 дней + 1 день = 9 дней

5. Пример синквейна, характеризующего Нефеда из рассказа «Лапти» И.А.Бунина.

Человек
Обыкновенный и простой
Живет, думает, делает
Спасая других, жертвует собой
Герой

6. Сравнение рассказов «Злоумышленник» и «Хамелеон» А.П.Чехова (по группам).

I группа

II группа

В чем разница между этими рассказами?

В чем сходство этих рассказов?

«Хамелеон»-рассказ сатирический, направлен на высмеивание человеческих пороков, основанных на социальном неравенстве
«Злоумышленник» - юмористический рассказ, высмеивает необразованность

Сюжеты этих рассказов взяты из жизни; они похожи композиционно: представляют собой мини-сценки, нет завязки - читатели становятся свидетелями развития событий, но не видят, с чего все начиналось

7. Составление таблицы зрительных слуховых образов стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край» и «благовест».

Единый образ

Зрительные образы

Слуховые образы

Край ты мой, родимый край!
Гой ты, родина моя!

На воле
В небе
В поле
Бор дремучий,
Степь да тучи

Конский бег,
Крик орлиных стай,
Волчий голос, свист полночный соловья, ветер

8. Сравните стихотворение И.А.Бунина со стихотворением А.К.Толстого.

(Стихотворение А.К.Толстого более оптимистично, поэт верит в Родину, гордится ее могуществом)