Главное в моей педагогической деятельности является развитие интеллектуального потенциала учащихся. А организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности способствует формированию познавательной активности, самостоятельности в работе.
Конечно, работа ведется во внеурочное время и на уроках.
Вначале я выявляю одаренных. и нестандартно мыслящих учащихся, увлеченных русским языком и литературой. Включаю их в свой банк данных. Вовлекаю этих детей в исследовательскую работу во внеурочное время. Для успешного развития способностей всех учеников я активно применяю на уроках различные педагогические технологии:
1. Личностно ориентированное развивающее обучение: технологию уровневой дифференциации, проблемное обучение;
2. Образовательные технологии деятельностного типа: проектное обучение, педагогические мастерские, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии.
Никакого исследования не проведёт ни ученик средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Таким образом, должна быть составлена программа учебно-исследовательской деятельности учащихся, и она должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:
- «Тренинг». Специальные знания по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
- «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
- «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)
В программе исследовательская деятельность учащихся выступает как основа интеграции базового образования, дополнительного (внеклассного) и самообразования обучающихся. В рамках программы каждому обучающемуся дается возможность пробы сил в исследованиях различных тем как на уроке, так и во внеурочное время. Полноценное учебное исследование невозможно вместить в рамки традиционного урока, однако отдельные элементы исследовательского метода отрабатывать можно. Здесь важно дать каждому ребенку опыт первой пробы, а программный подход позволяет построить индивидуальную траекторию для каждого ребенка и облегчает изменение её при смене образовательных приоритетов и мотивации учащихся.
Несомненно, исследовательская работа-это творческая работа, требующая времени, поиска интересной темы для ученика (в основном идея бывает предложена учителем) Все это не так просто, но увлекательно.
Ежегодно в нашем городе и в республике проводятся конференции, конкурсы проектно-исследовательских работ. Результаты нашей работы по русскому языку менее зрелищные, чем по другим дисциплинам. Дети это видят.
Участвовали в конкурсах с работами
1. Старинные меры длины
2. Отражение развития денежной системы в русском языке
3. Нелегкий выбор отцов
4. История знаков препинания
5. История костюма коми с Верхней Вычегды
6. История коми костюма
7. Судьба семьи в судьбе страны
8. «Бессмертный полк». Дорога к победе
9. Роль природы в произведениях Шаховых
10. Повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как воплощение принципов сентиментализма.
11. «Жить есть мыслить, чувствовать и действовать» (о творчестве Н.М.Карамзина)
На уроках литературы
I. Поэма «Песня про купца Калашникова...» по теме «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным».
1. Групповая работа в парах над обобщающим вопросом «Как ведут себя герои с точки зрения христианской морали, нравственных законов?»
2. Составление синквейнов к образам героев (в группах)
Кирибеевич | Калашников |
Иван Грозный |
Молодой, удалой |
Решительный, гордый |
Суровый, жестокий |
Лукавит, хвастает, потешается |
Борется, отстаивает, защищает |
Подозревает, карает, казнит |
Попирает честь, справедливость |
Выступает против произвола |
Единоличной волей посылает Калашникова на плаху |
Злодей |
Благородство |
Царь-вседержатель |
3. По теме А.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». Обучение написания творческой работы. Составление даймонда.
Эта творческая работа состоит и 7 строк:
- 1-я и 7-я строки - 2 существительных - противоположных понятия;
- 2-я строка - два прилагательных или причастия, раскрывающие признаки первого существительного;
- 3-я строка - три глагола или деепричастия, выражающие действие;
- 4-я строка – четыре слова, два из которых характеризуют первое существительное;
- 5-я строка- три глагола, характеризующие понятия, противоположное данному в первой строке;
- 6-я строка – 2 прилагательных или причастия, раскрывающие признак второго, противоположного первому существительному;
- 7-я строка - контрастное понятие, завершающее даймонд.
Любовь
Вечная, нежная
Рождается, цветет и вдохновляет
Любовь побеждает даже смерть
Отнимает, угнетает, пугает
Холодная мрачная
Смерть
4. По теме Н.А.Некрасов поэма «Русские женщины». Групповая работа. Составление схемы поездки княгини Трубецкой вычисление времени в пути.
I часть. Завязка | II часть. Кульминация |
Санкт-Петербург - Тюмень - Енисей - Иркутск |
Разговор с губернатором |
5. Пример синквейна, характеризующего Нефеда из рассказа «Лапти» И.А.Бунина.
Человек
Обыкновенный и простой
Живет, думает, делает
Спасая других, жертвует собой
Герой
6. Сравнение рассказов «Злоумышленник» и «Хамелеон» А.П.Чехова (по группам).
I группа | II группа |
В чем разница между этими рассказами? |
В чем сходство этих рассказов? |
«Хамелеон»-рассказ сатирический, направлен на высмеивание человеческих пороков, основанных на социальном неравенстве |
Сюжеты этих рассказов взяты из жизни; они похожи композиционно: представляют собой мини-сценки, нет завязки - читатели становятся свидетелями развития событий, но не видят, с чего все начиналось |
7. Составление таблицы зрительных слуховых образов стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край» и «благовест».
Единый образ | Зрительные образы |
Слуховые образы |
Край ты мой, родимый край! |
На воле |
Конский бег, |
8. Сравните стихотворение И.А.Бунина со стихотворением А.К.Толстого.
(Стихотворение А.К.Толстого более оптимистично, поэт верит в Родину, гордится ее могуществом)