Цель беседы с обучающимися:
- выявить знания содержания комедии;
- произвести анализ пьесы (понять тематику и проблематику произведения).
Домашнее задание перед началом коллоквиума:
- Прочитать пьесу Островского;
- Сделать зарисовки героев, костюмов, декораций (обязательно подумать над комментированием своей художественной работы);
- Индивидуальное задание для студента (по желанию обучающегося или рекомендации педагога) – сообщение «Первое появление в литературных кругах пьесы Островского. Запреты спектакля и домашние чтения».
Коллоквиум
(на доске: портрет драматурга и надпись:
Александр Николаевич Островский «Свои люди – сочтёмся» (пьеса; жанр - комедия), 1849 год; напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 г., № 6; первоначальное название «Банкрот» )
1. Вступительное слово учителя
В год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности драматурга Иван Александрович Гончаров написал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены вы создали особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем сказать: у нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться: театр Островского.»
2. Вопросы к аудитории
- Какой театр называют «домом Островского»? (Государственный академический малый театр)
- Какие пьесы драматурга были поставлены на сцене Малого драматического театра? (все 48 пьес, созданных Островским, были поставлены в Малом театре; Островский сам читал пьесы актёрам)
- Какие пьесы Александра Николаевича Островского вы читали, видели в театре?
3. Слово учителя
Первой серьёзной вещью драматурга считают пьесу «Сои люди – сочтёмся», 1849. Островский читал комедию в домах литературных деятелей: Писемского, Каткого, Погодина, в доме графини Растопчиной. Гоголь два раза слушал «Банкрота» в исполнении автора. Николай Первый же запретил «играть» пьесу после доноса купцов, сказав, что она «напрасно печатана». Тем не менее именно это произведение положило начало долгому и плодотворному сотрудничеству Островского с популярным в то время журналом Михаила Погодина «Москвитянин» и принесла успех Островскому.
4. Сообщение студента (домашнее задание)
Расскажите о первом появлении в литературных кругах пьесы «Свои люди - сочтёмся» («Банкрут»)
(Пьеса никому неизвестного чиновника Московского коммерческого суда Александра Островского сразу произвела фурор. Но цензор воспротивился её появлению на подмостках. Пьеса ходила в рукописных списках. Автора приглашали в видные московские дома читать комедию. Островскому помогал его друг- молодой актёр Пров Садовский. Причём Островский брал на себя женские роли. Пьесу с трудом напечатали в журнале «Москвитянин». Купечество обиделось, написало донос царю. Его резолюция была суровой: «Напрасно печатано, играть запретить». За Островским был установлен строжайший надзор» Лишь в 1861 году, когда повсюду шли новые пьесы Островского, другой государь, Александр Второй, допустил на сцену героев опальной комедии. Правда, был изменён финал: зло наказывалось. Жёсткий финал 1-й редакции пьесы был под запретом 31 год (до 1881 года).
Обобщение учителя: 160 лет прошло со времени создания комедии, но до сих пор она обладает провидческой силой. В комедии вскрыты взаимоотношения поколений, дети оказываются безнравственнее своих отцов. Замечательно показан колорит русской жизни. Это очень русская пьеса: глубинная по своей тоске.
5. Вопросы преподавателя
- Вы прочитали комедию «Свои люди – сочтёмся»?
- Кто главные герои?
- Какими вы их представляете? Покажите свои рисунки, прокомментируйте их. (Художественные работы студентов крепятся на доске или на стенде- авторы выходят и рассказывают о своих литературных впечатлениях, о своей работе над пьесой)
6. Вопросы по тематике и проблематике пьесы
1. Какие сюжетные линии в пьесе? (О чём идёт речь?)
(- Липочка и её мечта о замужестве
- Большов и его махинации (мошенничество в купеческой среде)
- Большов и Подхалюзин)
2) Какие проблемы поднимает Островский в пьесе?
(- проблема «отцов и детей»
- проблема чести, «купеческого слова»
- проблема мошенничества в купеческой среде)
3) Что в «деле Большова» объединяет сваху Устинью Наумовну и стряпчего Рисположенского? Жаль ли вам, что они не получили обещанного от Подхалюзина?
(в этом «нечистом деле» каждый из них хотел «поживиться», искал свою выгоду; все шли на обман заведомо – и сами были обмануты)
4) Раскройте характер Липочки (Жалко вам её в первых действиях? Почему Липа соглашается на свадьбу с Подхалюзиным? Жалеет ли она об этом впоследствии? Изменяется ли Липа в течение всего действия? (ищет спокойной, богатой жизни, эгоистична, капризна; успокаивается тогда, когда Лазарь обещает ей красивую, обеспеченную жизнь; об отце не думает - её устраивает жизнь мещанки;С течением действия пошлость Липы из смешной перерастает в ужасающую, принимает устращающие размеры)
5) Случаен ли образ мальчика Тишки? Для чего включён этот образ в комедию? (видим, как вырастают такие Подхалюзины (*обращаем внимание обучающихся на говорящие фамилии, имена), как они собирают капитал по целковому и гривеннику, обманывают с малолетства равнодушно и расчётливо)
6) Зачитаем 5 явление 4-го действия.
7) Если мы обратимся к русской драматической традиции, сможем ли ответить на вопрос, в чём сходство и различие комедии Островского с гоголевскими традициями? (Сходство: сюжет, в основе которого лежит довольно распространённый случай мошенничества; изображается пошлая и достойная осмеяния купеческая среда (см. «Ревизор»). Поначалу так же, как и у Гоголя, кажется, что единственным положительным героем является смех. Различие: у Островского в комедии видим прорыв в высокую драму (в конце пьесы Большов напоминает шекспировского короля Лира, обманутого и изгнанного детьми.) Островский, наследуя гоголевскую традицию, где все персонажи одинаково бездушны, идёт дальше: в бездушном мире открывает источники живых человеческих чувств)
7. Домашнее задание: напишите небольшое рассуждение (эссе) по одной из проблем пьесы А.Н.Островского.
- проблема «отцов и детей»;
- проблема чести, «купеческого слова»;
- проблема мошенничества.
В качестве аргументов используйте примеры из пьес А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся», «Гроза», «Бесприданница» и другие литературные, исторические и современные источники.