Три команд по 5 человек.
Время – 30-40 минут (в зависимости еще от темпа работы – может и 40).
За каждый балл выдается один жетон.
Доигровой этап.
Придумайте название команды из сказок (Колобок, Аленький цветочек, Дюймовочка и др.)
Игровой этап.
Задание 1. «Угадай сказку». Назовите сказку по её зачину. Даются обратной стороной карточки с текстом, член команды подходит, сам выбирает карточку, обсуждают командой, отвечает один)
(По два вопроса каждой команде, ход не ответившей команды переходит следующей; обсуждают вместе, отвечают поочередно из команды, правильный ответ – один балл).
1. «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали» («Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)
2.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(«Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин)
3.
Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)
4. «На лазоревом платье – частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать» («Царевна-лягушка» Василиса Премудрая)
5.
Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А самa-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин)
6.
Жил-был добрый царь Матвей.
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет:
А детей всё нет как нет… («Спящая царевна» В.А.Жуковский)
Разминка. «Домино» (соотнести рисунок с названием сказки; даются карточки с названием сказок и рисунки из сказок каждой команде; работа выполняется на время – 3 балла – первой команде, окончившей работу, 2 балла – второй, 1 балл – третьей).
Название сказок.
- «Дюймовочка»
- «Лиса и журавль»
- «Царевна-лягушка»
- «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин
- «Медной горы хозяйка» П.Бажов
- «Гуси-лебеди»
- «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин
- «Гадкий утенок» Х.Андерсен
- «Иван-царевич и Серый волк»
Правильный вариант по Разминке транслируется в презентации (можно под звуковое сопровождение из этих сказок, можно просто в сопровождении музыки).
Задание 2. «Сказочные фразы».
Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.
(Зачитывает ведущий, команды отвечают по очереди, получают по 1 баллу)
- В некотором царстве…(в некотором государстве).
- По щучьему велению…(по моему хотению).
- Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
- Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
- И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
- Стали они жить - поживать…(и добра наживать).
Разминка. Кроссворд. Закончи стихотворные строчки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Впишите пропущенные слова в кроссворд (на время – 3 балла, 2 балла, 1 балл).
1.Вот в сочельник в самый, в ночь,/ Родила царица … Дочь.
2. Кушай яблочко, мой свет./ Благодарствуй за … Обед.
3. И жених сыскался ей,/ Королевич … Елисей.
4. Правду молвить, молодица/ Уж и впрямь была… Царица.
5. Коли красная девица,/ Будь нам милая… Сестрица.
6. Есть высокая гора,/ В ней глубокая… Нора.
7. Месяц, месяц, мой дружок,/ Позолоченный… Рожок.
Задание 3. «Сказочные злодеи» (Каждой команде по одному вопросу – 2 балла, в более сильном классе можно предложить, чтобы команды сами придумали вопрос о злодеях из сказок).
Кто принёс царской дочери отравленное яблоко? (Злая мачеха)
Кто нападал на царевну-лебедь? (Коршун-чародей)
Этот злодей украл солнце (Крокодил)
Послеигровой этап.
Подведение итогов. Капитан с подсчитанными жетонами подходит к ведущему. Определение мест, награждение призеров и победителей.
Дидактическое обеспечение: карточки с отрывками из сказок, карточки с названием сказок и соответственно к ним рисунки, мультимедийная презентация, кроссворд.
Методическое обеспечение.
1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: «Аквариум». К.: ГИППВ, 1999 г.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов по любимым сказкам/ художники В.Н. Куров, В.Х. Янаев. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998. (Серия: «Потехе час»).
3. Воронина Л.В. Что за прелесть эти сказки!
4. http://chudesenka.ru/load/1-1-0-64 - Приходите в гости к нам (В гостях у сказки).
5. http://kladraz.ru/blogs/irina-aleksandrovna-podolskaja/krosvordy-i-literaturnye-igry-po-skazkam-a-s-pushkina-dlja-uchaschihsja-mladshego-i-srednego-zvena.html.