Урок-конкурс "Внимательно ли я читаю сказки?" 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Три команд по 5 человек.

Время – 30-40 минут (в зависимости еще от темпа работы – может и 40).

За каждый балл выдается один жетон.

Доигровой этап.

Придумайте название команды из сказок (Колобок, Аленький цветочек, Дюймовочка и др.)

Игровой этап.

Задание 1.  «Угадай сказку». Назовите сказку по её зачину. Даются обратной стороной карточки с текстом, член команды подходит, сам выбирает карточку, обсуждают командой, отвечает один)

(По два вопроса каждой команде, ход не ответившей  команды переходит следующей; обсуждают вместе, отвечают поочередно из команды, правильный ответ – один балл).

1.  «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали» («Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)

2.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(«Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин)

3.

Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

4. «На  лазоревом платье – частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать» («Царевна-лягушка» Василиса Премудрая)

5.

Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А самa-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин)

6.

Жил-был добрый царь Матвей.
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет:
А детей всё нет как нет… («Спящая царевна» В.А.Жуковский)

Разминка. «Домино» (соотнести рисунок с названием сказки; даются карточки с названием сказок и рисунки из сказок каждой команде; работа выполняется на время – 3 балла – первой команде, окончившей работу, 2 балла – второй, 1 балл – третьей).

Название сказок.

  1. «Дюймовочка»
  2. «Лиса и журавль»
  3. «Царевна-лягушка»
  4. «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин
  5. «Медной горы хозяйка» П.Бажов
  6. «Гуси-лебеди»
  7. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин
  8. «Гадкий утенок» Х.Андерсен
  9. «Иван-царевич и Серый волк»

Рисунки

Правильный вариант по Разминке транслируется в презентации (можно под звуковое сопровождение из этих сказок, можно просто в сопровождении музыки).

Задание 2. «Сказочные фразы».

Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.

(Зачитывает ведущий, команды отвечают по очереди, получают по 1 баллу)

  1. В некотором царстве…(в некотором государстве).
  2. По щучьему велению…(по моему хотению).
  3. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
  4. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
  5. И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
  6. Стали они жить - поживать…(и добра наживать).

Разминка. Кроссворд. Закончи стихотворные строчки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Впишите пропущенные слова в кроссворд (на время – 3 балла, 2 балла, 1 балл).

1.Вот в сочельник в самый, в ночь,/ Родила царица … Дочь.

2. Кушай яблочко, мой свет./ Благодарствуй за … Обед.

3. И жених сыскался ей,/ Королевич … Елисей.

4. Правду молвить, молодица/ Уж и впрямь была… Царица.

5. Коли красная девица,/ Будь нам милая… Сестрица.

6. Есть высокая гора,/ В ней глубокая… Нора.

7. Месяц, месяц, мой дружок,/ Позолоченный… Рожок.

Задание 3. «Сказочные злодеи» (Каждой команде по одному вопросу – 2 балла, в более сильном классе можно предложить, чтобы команды сами придумали вопрос  о злодеях из сказок).

Кто принёс царской дочери отравленное яблоко? (Злая мачеха)

Кто нападал на царевну-лебедь? (Коршун-чародей)

Этот злодей украл солнце (Крокодил)

Послеигровой этап.

Подведение итогов. Капитан с подсчитанными жетонами подходит к ведущему. Определение мест, награждение призеров и победителей.

Дидактическое обеспечение: карточки с отрывками из сказок, карточки с названием сказок и соответственно к ним рисунки, мультимедийная презентация, кроссворд.

Методическое обеспечение.

1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: «Аквариум». К.: ГИППВ, 1999 г.

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов по любимым сказкам/ художники В.Н. Куров, В.Х. Янаев. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998. (Серия: «Потехе час»).

3. Воронина Л.В. Что за прелесть эти сказки!

4. http://chudesenka.ru/load/1-1-0-64 - Приходите в гости к нам (В гостях у сказки).

5. http://kladraz.ru/blogs/irina-aleksandrovna-podolskaja/krosvordy-i-literaturnye-igry-po-skazkam-a-s-pushkina-dlja-uchaschihsja-mladshego-i-srednego-zvena.html.