Формирование умения смыслового чтения. Выявление основной проблемы текста через ключевое понятие

Разделы: Литература


Точное и ясное представление о ключевом понятии текста – путь к постижению его смысла и выявлению основной проблемы, поставленной автором.

Цель

  • Учить приёмам правильной читательской деятельности.
  • Развивать интеллектуальную культуру.

Задачи

Образовательные

Научить

  • вычленять ключевое понятие текста,
  • осмысливать понятие, используя различные пути формирования ясного и точного представления о нём,
  • отличать сопряжённые понятия,
  • выявлять основную проблему, поставленную автором.

Развивающие

Развивать

  • навыки осмысленного чтения,
  • навыки анализа текста.

Воспитательные

Воспитание

  • читательской культуры,
  • этического мышления,
  • нравственного сознания.

Личностные результаты

  • Различать такие нравственные понятия, как милосердие и сострадание.
  • Соотносить поступок и суждения с  нормой морали.
  • Уважать человека вне зависимости от его социального статуса, нации, вероисповедания.

Метапредметные умения и навыки

Познавательные

  • Целенаправленное, осмысленное чтение.
  • Вычленение основного понятия текста.
  • Выявление особенностей сопряжённых понятий в процессе аналитической работы.
  • Определение основной и второстепенной информации.
  • Поиск необходимой информации.
  • Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи.
  • Формулирование проблемы.
  • Умение работать с источниками.
  • Умение работать с таблицами и схемами.

Регулятивные

  • Уметь определить цель своей деятельности.
  • Следовать цели до получения её результатов.
  • Соотносить результаты своей деятельности с эталоном и оценивать их.

Логические

  • Определение понятия.
  • Индукция. Дедукция.
  • Анализ. Синтез. Сравнение. Сопоставление. Коррекция. Аргументирование. Установление причинно-следственных связей.
  • Суждение. Умозаключение. Установление логической связи.

Коммуникативные

  • Умение точно и ясно выражать свои мысли.
  • Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  • Основная деятельность учащихся на уроке - думать.

1 этап. Тема и цель урока

- Осмыслим тему и определим цель нашей работы по теме.

- Все ли слова темы вам понятны?

- Что значит ключевое понятие текста?

- Зачем нужно иметь точное и ясное представление о смысле понятия?

- Переформулируйте тему так, чтобы смысл её сохранился.

Цели

- Что должны понять, узнать?

- Чему научиться?

- Зачем нужны эти знания и умения? (Какой смысл они имеют для меня?)

Вопрос-помощник: 

Какая культура формируется благодаря этим знаниям и умениям?

- Попробуйте сформулировать цель урока.

Деятельность учащихся на 1 этапе работы

  • Осмысление темы.
  • Определение цели.
  • Формулирование.
  • Корректирование.

2 этап. Работа с текстами

Вычленение ключевого понятия

- Прочитайте внимательно тексты.

- Определите общее нравственное понятие (ключевое) для обоих текстов.

Текст 1

– В самом деле, не видать книг у вас! – сказал Пенкин. – Но, умоляю вас, прочтите одну вещь; готовится великолепная, можно сказать, поэма: «Любовь взяточника к падшей женщине». Я не могу вам сказать, кто автор: это ещё секрет.

– Что ж там такое?

– Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и всё в поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны. Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин разобраны… француженки, немки, чухонки, и всё, всё… с поразительной, животрепещущей верностью… Я слышал отрывки – автор велик! В нём слышится то Дант, то Шекспир…

– Вон куда хватили! – в изумлении сказал Обломов привстав.

Пенкин вдруг смолк, видя, что действительно он далёко хватил.

– Вот вы прочтите, увидите сами, – добавил он уже без азарта.

– Нет, Пенкин, я не стану читать.

– Отчего ж? Это делает шум, об этом говорят…

– Да пускай их! Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание.

– Да хоть из любопытства прочтите.

– Чего я там не видал? – говорил Обломов. – Зачем это они пишут: только себя тешат…

– Как себя: верность-то, верность какая! До смеха похоже. Точно живые портреты. Как кого возьмут, купца ли, чиновника, офицера, будочника, – точно живьём отпечатают.

– Из чего же они бьются: из потехи, что ли, что вот кого-де не возьмём, а верно и выйдет? А жизни-то и нет ни в чём: нет понимания её и сочувствия, нет того, что там у вас называется гуманитетом. Одно самолюбие только. Изображают-то они воров, падших женщин, точно ловят их на улице да отводят в тюрьму. В их рассказе слышны не «невидимые слёзы», а один только видимый, грубый смех, злость…

– Что ж ещё нужно? И прекрасно, вы сами высказались: это кипучая злость – жёлчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком… тут всё!

- Нет, не всё! – вдруг воспламенившись, сказал Обломов. – Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! – почти шипел Обломов. – Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нём самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову… – сказал он, улёгшись опять покойно на диване. – Изображают они вора, падшую женщину, – говорил он, – а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию.

– Что же, природу прикажете изображать: розы, соловья или морозное утро, между тем как всё кипит, движется вокруг? Нам нужна одна голая физиология общества; не до песен нам теперь…

– Человека, человека давайте мне! – говорил Обломов. – Любите его…

– Любить ростовщика, ханжу, ворующего или тупоумного чиновника – слышите? Что вы это? И видно, что вы не занимаетесь литературой! – горячился Пенкин. – Нет, их надо карать, извергнуть из гражданской среды, из общества…

– Извергнуть из гражданской среды! – вдруг заговорил вдохновенно Обломов, встав перед Пенкиным. – Это значит забыть, что в этом негодном сосуде присутствовало высшее начало; что он испорченный человек, но всё человек же, то есть вы сами. Извергнуть! А как вы извергнете из круга человечества, из лона природы, из милосердия божия? – почти крикнул он с пылающими глазами.

– Вон куда хватили! – в свою очередь, с изумлением сказал Пенкин.

Обломов увидел, что и он далёко хватил. Он вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лёг на диван.

Оба погрузились в молчание.

И.А.Гончаров

2 текст

А что это вообще такое – милосердие?  … Тут важно, что имеются в виду не просто вздохи и восклицания – «Ой, как мне его жалко!», а «любовь на деле», готовность к помощи страдающим. Недаром в России до Октябрьской революции 1917 года были не медсёстры, а сёстры милосердия. А раненые солдаты чаще обращались к ним – сестричка. Ведь без милосердия в душе нечего и браться ухаживать за больными.

Милосердие – умение почувствовать боль другого человека, физическую или душевную, как свою. Вообще-то такое свойство – дар, то есть, – не всякому дано. То есть на самом-то деле милосердие дано любому, только у некоторых может всю жизнь находиться в спячке, где-то в самом далёком чулане сознания. И человек так и живёт себе, вообще не замечая других людей, их чувств, горестей. Или думая: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко ни холодно!»

Пока однажды не прохватит такого бесчувственного жаром или холодом до самых костей – и тогда он вдруг поймет, что к чему...

Буквально любой человек может не чувствовать, не чувствовать – и вдруг в один прекрасный момент очень даже почувствовать! Ему вдруг станет кого-то очень жалко и захочется помочь.

Ну и слова милость, миловать – того же корня и смысла. Недаром Пушкин, размышляя над тем, чем же он долго будет любезен своему народу, закончил свой небольшой перечень строкой:

...И милость к падшим призывал.

То есть надо уметь миловать порою и тех, кто виновен, – падших...

При этом любовь, милосердие и сострадание, как и в прежние века, как и всегда в человеческом обществе, выполняют в нашей жизни какую-то совершенно  особенную функцию. Какую? Вероятно, функцию сохранения человечества как вида. Мы можем уничтожить друг друга, искореняя в других мнимые «несовершенства», но, пока есть милосердие и сострадание, всеобщая гибель нам не грозит.

По М.Чудаковой

- Ответ запишите в таблицу (одним словом).

текст

понятие

№ 1

 

№ 2

 

 

Обсуждение. Аргументация выводов.

Деятельность учащихся на 2 этапе урока

  • Целенаправленное, осмысленное чтение текстов. (2 текст поможет справиться с заданием, т.к. прозрачнее).
  • Самостоятельное вычленение общего ключевого понятия.
  • Запись в таблицу.

Фронтальная работа: обсуждение результатов, аргументирование выбора понятия.

3 этап. Уточнение представлений учащихся о таком понятии, как милосердие

- Что вы знаете об этом понятии?

- Уточним наши представления об этом понятии.

- Как мы можем уточнить?

- Способы, средства, пути.

1 путь.

Сначала «работа ума».

1 – постижение смысла слова через лексический анализ, анализ  строения и образования.

Милосердие

- От какого словосочетания образовалось?

- Милое сердце или милость сердца?

(В случае затруднений обратитесь к текстам).

- Обоснуйте своё мнение.

Вывод: милость сердца.

- Что значит милость?

2 путь – постижение смысла слова благодаря подбору однокоренных слов.

- Вспомните однокоренные слова. Что они означают? (Помиловать, смиловаться, милостыня).

Вывод.

  1. Милость – это прощение вопреки заслуженному наказанию. (Помиловать, смиловаться).
  2. Помощь из добрых побуждений. (Милостыня).

3 путь – Обращение к словарю, сравнение результатов самостоятельного поиска и содержания словарной статьи.

Ср. со словарной статьёй.

Словарь. Значение слова Милость по Ожегову:

Милость - Благодеяния, дар.

- Как вы понимаете смысл этой словарной статьи?

Значение слова Милосердие по Ожегову:

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь? Неопределённое местоимение. 

Попробуем для себя уточнить.

- Кому помочь?

Вывод. Всякому, нуждающемуся в помощи, т.е. ближнему своему (он рядом с тобой, и он нуждается в помощи).

- Кого мы можем простить (и не только простить – помочь)?

- Оступившегося, провинившегося, преступившего?

Ответ: всех!

- Парадоксален ли ответ?

Вывод. Нет, т.к. простить не значит оправдать преступление.

«Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем. Потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается». (Св. Прав. Иоанн Кронштадский)

Деятельность учащихся на 3 этапе урока

  • Лексический анализ
  • Подбор однокоренных слов
  • Целенаправленное чтение текстов
  • Анализ словарной статьи

4 этап. Расширение представлений учащихся о понятии

Отличие сопряжённых понятий.

- В чём отличие милосердия от сострадания?

Примечание. Если есть разные слова, то явления, выраженные этими словами, в чём-то отличаются друг от друга.

- Уместно ли употребление слова «милосердие» в предложении:

«У нашего друга в семье произошло несчастье, и мы, друзья и товарищи, не остались равнодушными и проявили к нему милосердие».

- Обоснуйте своё мнение.

- Скорректируйте содержание предложения

- В чём главное отличие милосердия от сострадания? (Милость к падшим)

Примечание. Ответить на этот вопрос вам поможет и содержание текстов.

- Подчеркните в текстах предложения, словосочетания, которые помогли вам ответить на этот вопрос. (Милость к падшим)

- Какое нравственное явление значительнее и почему?

Вывод. Милосердие – высшая форма любви к ближнему.

Дополнение учителя. Высшее проявление милосердия – прощение врага своего.

Деятельность учащихся на 4 этапе урока

  • Размышление над смысловым различием сопряжённых понятий.
  • Речевая корректировка предложения.
  • Аргументация.
  • Выборочное чтение текста.
  • Подчёркивание необходимых смысловых единиц текста.
  • Анализ, корректировка, дополнение.

5 этап. Работа с текстами

- Теперь, когда мы уточнили и расширили наше представление о таком понятии, как милосердие, снова обратимся к содержанию текстов.

- Какому тексту какие высказывания в большей мере соответствуют?

«Для нас не существует различий в национальности, цвете кожи, вероисповедании.

Все заслуживают нашей помощи, все созданы для того, чтобы любить и быть любимыми.

Милосердие – это огромная сила, связывающая и объединяющая людей.

Милосердие сближает сильней кровного родства и дружбы».

(Мать Тереза)

«Мы можем негативно относиться к самому дурному аморально-асоциальному «образу жизни» (форме поведения), но при этом продолжая сострадать и жалеть самого грешника его ведущего — его личные грехи не должны встать непреодолимой преградой на пути для наших доброжелательных чувств и миролюбивой терпимости …»

(Протоирей Николай Троицкий)

Деятельность учащихся на 5 этапе урока

  • Соотносят высказывания о милосердии с содержанием текстов.
  • Устанавливают смысловую связь.
  • Анализируют, аргументируют, делают выводы.

6 этап. Выход на основную проблему авторскую позицию через ключевое понятие

 Работа с текстами.

- Итак, в обоих текстах речь идет  о милосердии. Однако каждый автор индивидуален в раскрытии этого нравственного понятия.

- Подтвердим правильность этого положения.

- Для этого перечитаем тексты. Затем самостоятельно заполним таблицу.

- Работая с таблицей, ответьте (себе самому) на вопросы. (Таблица, вопросы – на доске).

- Какую проблему (проблемный вопрос), связанную с понятием «милосердие», поднимает автор текса?

- Сформулируйте проблему  (или проблемный вопрос) каждого текста.

- Сравните проблемы. Что общего, что отличает?

- Определите авторскую позицию (авторский ответ) по проблеме.

- Какими цитатами из текста можно подтвердить верность ваших выводов об авторской позиции.

Обсуждение, корректировка. Итог.

Ключевое понятие

Проблема

Авторская позиция, ответ на проблемный вопрос

Подтверждающее цитирование

Милосердие

Необходимость проявления милосердия к падшим.

Не бичевать, а помочь. Если нет возможности помочь, то сострадать.

«Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь».

Милосердие

Роль милосердия в обществе.

Сохраняет человечество как вид.

«…Пока есть милосердие и сострадание, всеобщая гибель нам не грозит».

Деятельность учащихся на 6 этапе урока

  • Целенаправленное повторное чтение текстов.
  • Самостоятельная работа с таблицей.
  • Формулирование проблемы.
  • Определение авторской позиции.
  • Поиск цитат, подтверждающих верность собственных выводов.

7 этап. Обратимся к вашему личному опыту

- Когда, в какой ситуации Вы сталкивались с проявлением милосердия? Жизнь, художественные произведения, публицистика, исторические факты. Другое.

Заполните таблицу, работая в парах.

Жизненные наблюдения (устно)

Художественные произведения (автор, произведение, эпизод, герой, цитирование и т.д.)

Публицистика
Название статьи, автор, исходные данные

Исторические факты
Ссылка на источник

Другое

 

 

 

 

 

- Фронтальная работа.

- Обсуждение итогов. Дополнение материала таблицы.

Деятельность учащихся на 7 этапе урока

  • Размышление над личным опытом. Сбор материала.
  • Работа в парах. Заполнение таблицы. Корректировка. Дополнение.

8 этап. Рефлексия

 Подумайте и ответьте на вопросы.

- Что было самым сложным в вашей работе на уроке?

- Что ещё нужно понять, узнать, чему научиться для решения этой проблемы?

9 этап. Домашнее задание

  1. Дополнить материал таблицы.
  2. Самостоятельное размышление (по 1 из текстов). Сочинение.

План работы.

  1. Выберите текст из предложенных учителем, содержание и проблематика которого вам понятнее.
  2. Раскройте ваше понимание проблемы (см. таблицу с формулировкой проблемы).
  3. Согласны ли вы с авторской точкой зрения?
  4. Согласие или несогласие аргументируйте суждением (согласен, потому что…).

 Расскажите, на основе чего сформировалась Ваша позиция (жизнь, художественные произведения,  публицистика, СМИ, исторические факты и пр.).