Точное и ясное представление о ключевом понятии текста – путь к постижению его смысла и выявлению основной проблемы, поставленной автором.
Цель
- Учить приёмам правильной читательской деятельности.
- Развивать интеллектуальную культуру.
Задачи
Образовательные
Научить
- вычленять ключевое понятие текста,
- осмысливать понятие, используя различные пути формирования ясного и точного представления о нём,
- отличать сопряжённые понятия,
- выявлять основную проблему, поставленную автором.
Развивающие
Развивать
- навыки осмысленного чтения,
- навыки анализа текста.
Воспитательные
Воспитание
- читательской культуры,
- этического мышления,
- нравственного сознания.
Личностные результаты
- Различать такие нравственные понятия, как милосердие и сострадание.
- Соотносить поступок и суждения с нормой морали.
- Уважать человека вне зависимости от его социального статуса, нации, вероисповедания.
Метапредметные умения и навыки
Познавательные
- Целенаправленное, осмысленное чтение.
- Вычленение основного понятия текста.
- Выявление особенностей сопряжённых понятий в процессе аналитической работы.
- Определение основной и второстепенной информации.
- Поиск необходимой информации.
- Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи.
- Формулирование проблемы.
- Умение работать с источниками.
- Умение работать с таблицами и схемами.
Регулятивные
- Уметь определить цель своей деятельности.
- Следовать цели до получения её результатов.
- Соотносить результаты своей деятельности с эталоном и оценивать их.
Логические
- Определение понятия.
- Индукция. Дедукция.
- Анализ. Синтез. Сравнение. Сопоставление. Коррекция. Аргументирование. Установление причинно-следственных связей.
- Суждение. Умозаключение. Установление логической связи.
Коммуникативные
- Умение точно и ясно выражать свои мысли.
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Основная деятельность учащихся на уроке - думать.
1 этап. Тема и цель урока
- Осмыслим тему и определим цель нашей работы по теме.
- Все ли слова темы вам понятны?
- Что значит ключевое понятие текста?
- Зачем нужно иметь точное и ясное представление о смысле понятия?
- Переформулируйте тему так, чтобы смысл её сохранился.
Цели
- Что должны понять, узнать?
- Чему научиться?
- Зачем нужны эти знания и умения? (Какой смысл они имеют для меня?)
Вопрос-помощник:
Какая культура формируется благодаря этим знаниям и умениям?
- Попробуйте сформулировать цель урока.
Деятельность учащихся на 1 этапе работы
- Осмысление темы.
- Определение цели.
- Формулирование.
- Корректирование.
2 этап. Работа с текстами
Вычленение ключевого понятия
- Прочитайте внимательно тексты.
- Определите общее нравственное понятие (ключевое) для обоих текстов.
Текст 1
– В самом деле, не видать книг у вас! – сказал Пенкин. – Но, умоляю вас, прочтите одну вещь; готовится великолепная, можно сказать, поэма: «Любовь взяточника к падшей женщине». Я не могу вам сказать, кто автор: это ещё секрет.
– Что ж там такое?
– Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и всё в поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны. Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин разобраны… француженки, немки, чухонки, и всё, всё… с поразительной, животрепещущей верностью… Я слышал отрывки – автор велик! В нём слышится то Дант, то Шекспир…
– Вон куда хватили! – в изумлении сказал Обломов привстав.
Пенкин вдруг смолк, видя, что действительно он далёко хватил.
– Вот вы прочтите, увидите сами, – добавил он уже без азарта.
– Нет, Пенкин, я не стану читать.
– Отчего ж? Это делает шум, об этом говорят…
– Да пускай их! Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание.
– Да хоть из любопытства прочтите.
– Чего я там не видал? – говорил Обломов. – Зачем это они пишут: только себя тешат…
– Как себя: верность-то, верность какая! До смеха похоже. Точно живые портреты. Как кого возьмут, купца ли, чиновника, офицера, будочника, – точно живьём отпечатают.
– Из чего же они бьются: из потехи, что ли, что вот кого-де не возьмём, а верно и выйдет? А жизни-то и нет ни в чём: нет понимания её и сочувствия, нет того, что там у вас называется гуманитетом. Одно самолюбие только. Изображают-то они воров, падших женщин, точно ловят их на улице да отводят в тюрьму. В их рассказе слышны не «невидимые слёзы», а один только видимый, грубый смех, злость…
– Что ж ещё нужно? И прекрасно, вы сами высказались: это кипучая злость – жёлчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком… тут всё!
- Нет, не всё! – вдруг воспламенившись, сказал Обломов. – Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! – почти шипел Обломов. – Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нём самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову… – сказал он, улёгшись опять покойно на диване. – Изображают они вора, падшую женщину, – говорил он, – а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию.
– Что же, природу прикажете изображать: розы, соловья или морозное утро, между тем как всё кипит, движется вокруг? Нам нужна одна голая физиология общества; не до песен нам теперь…
– Человека, человека давайте мне! – говорил Обломов. – Любите его…
– Любить ростовщика, ханжу, ворующего или тупоумного чиновника – слышите? Что вы это? И видно, что вы не занимаетесь литературой! – горячился Пенкин. – Нет, их надо карать, извергнуть из гражданской среды, из общества…
– Извергнуть из гражданской среды! – вдруг заговорил вдохновенно Обломов, встав перед Пенкиным. – Это значит забыть, что в этом негодном сосуде присутствовало высшее начало; что он испорченный человек, но всё человек же, то есть вы сами. Извергнуть! А как вы извергнете из круга человечества, из лона природы, из милосердия божия? – почти крикнул он с пылающими глазами.
– Вон куда хватили! – в свою очередь, с изумлением сказал Пенкин.
Обломов увидел, что и он далёко хватил. Он вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лёг на диван.
Оба погрузились в молчание.
И.А.Гончаров
2 текст
А что это вообще такое – милосердие? … Тут важно, что имеются в виду не просто вздохи и восклицания – «Ой, как мне его жалко!», а «любовь на деле», готовность к помощи страдающим. Недаром в России до Октябрьской революции 1917 года были не медсёстры, а сёстры милосердия. А раненые солдаты чаще обращались к ним – сестричка. Ведь без милосердия в душе нечего и браться ухаживать за больными.
Милосердие – умение почувствовать боль другого человека, физическую или душевную, как свою. Вообще-то такое свойство – дар, то есть, – не всякому дано. То есть на самом-то деле милосердие дано любому, только у некоторых может всю жизнь находиться в спячке, где-то в самом далёком чулане сознания. И человек так и живёт себе, вообще не замечая других людей, их чувств, горестей. Или думая: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко ни холодно!»
Пока однажды не прохватит такого бесчувственного жаром или холодом до самых костей – и тогда он вдруг поймет, что к чему...
Буквально любой человек может не чувствовать, не чувствовать – и вдруг в один прекрасный момент очень даже почувствовать! Ему вдруг станет кого-то очень жалко и захочется помочь.
Ну и слова милость, миловать – того же корня и смысла. Недаром Пушкин, размышляя над тем, чем же он долго будет любезен своему народу, закончил свой небольшой перечень строкой:
...И милость к падшим призывал.
То есть надо уметь миловать порою и тех, кто виновен, – падших...
При этом любовь, милосердие и сострадание, как и в прежние века, как и всегда в человеческом обществе, выполняют в нашей жизни какую-то совершенно особенную функцию. Какую? Вероятно, функцию сохранения человечества как вида. Мы можем уничтожить друг друга, искореняя в других мнимые «несовершенства», но, пока есть милосердие и сострадание, всеобщая гибель нам не грозит.
По М.Чудаковой
- Ответ запишите в таблицу (одним словом).
текст | понятие |
№ 1 |
|
№ 2 |
|
Обсуждение. Аргументация выводов.
Деятельность учащихся на 2 этапе урока
- Целенаправленное, осмысленное чтение текстов. (2 текст поможет справиться с заданием, т.к. прозрачнее).
- Самостоятельное вычленение общего ключевого понятия.
- Запись в таблицу.
Фронтальная работа: обсуждение результатов, аргументирование выбора понятия.
3 этап. Уточнение представлений учащихся о таком понятии, как милосердие
- Что вы знаете об этом понятии?
- Уточним наши представления об этом понятии.
- Как мы можем уточнить?
- Способы, средства, пути.
1 путь.
Сначала «работа ума».
1 – постижение смысла слова через лексический анализ, анализ строения и образования.
Милосердие
- От какого словосочетания образовалось?
- Милое сердце или милость сердца?
(В случае затруднений обратитесь к текстам).
- Обоснуйте своё мнение.
Вывод: милость сердца.
- Что значит милость?
2 путь – постижение смысла слова благодаря подбору однокоренных слов.
- Вспомните однокоренные слова. Что они означают? (Помиловать, смиловаться, милостыня).
Вывод.
- Милость – это прощение вопреки заслуженному наказанию. (Помиловать, смиловаться).
- Помощь из добрых побуждений. (Милостыня).
3 путь – Обращение к словарю, сравнение результатов самостоятельного поиска и содержания словарной статьи.
Ср. со словарной статьёй.
Словарь. Значение слова Милость по Ожегову:
Милость - Благодеяния, дар.
- Как вы понимаете смысл этой словарной статьи?
Значение слова Милосердие по Ожегову:
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь? Неопределённое местоимение.
Попробуем для себя уточнить.
- Кому помочь?
Вывод. Всякому, нуждающемуся в помощи, т.е. ближнему своему (он рядом с тобой, и он нуждается в помощи).
- Кого мы можем простить (и не только простить – помочь)?
- Оступившегося, провинившегося, преступившего?
Ответ: всех!
- Парадоксален ли ответ?
Вывод. Нет, т.к. простить не значит оправдать преступление.
«Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем. Потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается». (Св. Прав. Иоанн Кронштадский)
Деятельность учащихся на 3 этапе урока
- Лексический анализ
- Подбор однокоренных слов
- Целенаправленное чтение текстов
- Анализ словарной статьи
4 этап. Расширение представлений учащихся о понятии
Отличие сопряжённых понятий.
- В чём отличие милосердия от сострадания?
Примечание. Если есть разные слова, то явления, выраженные этими словами, в чём-то отличаются друг от друга.
- Уместно ли употребление слова «милосердие» в предложении:
«У нашего друга в семье произошло несчастье, и мы, друзья и товарищи, не остались равнодушными и проявили к нему милосердие».
- Обоснуйте своё мнение.
- Скорректируйте содержание предложения
- В чём главное отличие милосердия от сострадания? (Милость к падшим)
Примечание. Ответить на этот вопрос вам поможет и содержание текстов.
- Подчеркните в текстах предложения, словосочетания, которые помогли вам ответить на этот вопрос. (Милость к падшим)
- Какое нравственное явление значительнее и почему?
Вывод. Милосердие – высшая форма любви к ближнему.
Дополнение учителя. Высшее проявление милосердия – прощение врага своего.
Деятельность учащихся на 4 этапе урока
- Размышление над смысловым различием сопряжённых понятий.
- Речевая корректировка предложения.
- Аргументация.
- Выборочное чтение текста.
- Подчёркивание необходимых смысловых единиц текста.
- Анализ, корректировка, дополнение.
5 этап. Работа с текстами
- Теперь, когда мы уточнили и расширили наше представление о таком понятии, как милосердие, снова обратимся к содержанию текстов.
- Какому тексту какие высказывания в большей мере соответствуют?
«Для нас не существует различий в национальности, цвете кожи, вероисповедании.
Все заслуживают нашей помощи, все созданы для того, чтобы любить и быть любимыми.
Милосердие – это огромная сила, связывающая и объединяющая людей.
Милосердие сближает сильней кровного родства и дружбы».
(Мать Тереза)
«Мы можем негативно относиться к самому дурному аморально-асоциальному «образу жизни» (форме поведения), но при этом продолжая сострадать и жалеть самого грешника его ведущего — его личные грехи не должны встать непреодолимой преградой на пути для наших доброжелательных чувств и миролюбивой терпимости …»
(Протоирей Николай Троицкий)
Деятельность учащихся на 5 этапе урока
- Соотносят высказывания о милосердии с содержанием текстов.
- Устанавливают смысловую связь.
- Анализируют, аргументируют, делают выводы.
6 этап. Выход на основную проблему авторскую позицию через ключевое понятие
Работа с текстами.
- Итак, в обоих текстах речь идет о милосердии. Однако каждый автор индивидуален в раскрытии этого нравственного понятия.
- Подтвердим правильность этого положения.
- Для этого перечитаем тексты. Затем самостоятельно заполним таблицу.
- Работая с таблицей, ответьте (себе самому) на вопросы. (Таблица, вопросы – на доске).
- Какую проблему (проблемный вопрос), связанную с понятием «милосердие», поднимает автор текса?
- Сформулируйте проблему (или проблемный вопрос) каждого текста.
- Сравните проблемы. Что общего, что отличает?
- Определите авторскую позицию (авторский ответ) по проблеме.
- Какими цитатами из текста можно подтвердить верность ваших выводов об авторской позиции.
Обсуждение, корректировка. Итог.
Ключевое понятие | Проблема |
Авторская позиция, ответ на проблемный вопрос |
Подтверждающее цитирование |
Милосердие |
Необходимость проявления милосердия к падшим. |
Не бичевать, а помочь. Если нет возможности помочь, то сострадать. |
«Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь». |
Милосердие |
Роль милосердия в обществе. |
Сохраняет человечество как вид. |
«…Пока есть милосердие и сострадание, всеобщая гибель нам не грозит». |
Деятельность учащихся на 6 этапе урока
- Целенаправленное повторное чтение текстов.
- Самостоятельная работа с таблицей.
- Формулирование проблемы.
- Определение авторской позиции.
- Поиск цитат, подтверждающих верность собственных выводов.
7 этап. Обратимся к вашему личному опыту
- Когда, в какой ситуации Вы сталкивались с проявлением милосердия? Жизнь, художественные произведения, публицистика, исторические факты. Другое.
Заполните таблицу, работая в парах.
Жизненные наблюдения (устно) | Художественные произведения (автор, произведение, эпизод, герой, цитирование и т.д.) |
Публицистика |
Исторические факты |
Другое |
|
|
|
|
|
- Фронтальная работа.
- Обсуждение итогов. Дополнение материала таблицы.
Деятельность учащихся на 7 этапе урока
- Размышление над личным опытом. Сбор материала.
- Работа в парах. Заполнение таблицы. Корректировка. Дополнение.
8 этап. Рефлексия
Подумайте и ответьте на вопросы.
- Что было самым сложным в вашей работе на уроке?
- Что ещё нужно понять, узнать, чему научиться для решения этой проблемы?
9 этап. Домашнее задание
- Дополнить материал таблицы.
- Самостоятельное размышление (по 1 из текстов). Сочинение.
План работы.
- Выберите текст из предложенных учителем, содержание и проблематика которого вам понятнее.
- Раскройте ваше понимание проблемы (см. таблицу с формулировкой проблемы).
- Согласны ли вы с авторской точкой зрения?
- Согласие или несогласие аргументируйте суждением (согласен, потому что…).
Расскажите, на основе чего сформировалась Ваша позиция (жизнь, художественные произведения, публицистика, СМИ, исторические факты и пр.).