Викторина «Природные явления в литературе, музыке и живописи». 6-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Литературная викторина проводилась в рамках предметной недели.

Цель мероприятия: способствовать повышению интереса учащихся к литературным, музыкальным,  художественным произведениям о явлениях природы.

Задачи мероприятия:

  • расширение читательского кругозора учащихся
  • формирование навыков выразительного чтения
  • развитие аналитических способностей
  • развитие коммуникативных навыков

Формы организации деятельности детей: групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, записи музыкальных произведений.

Участники: ученики 6-х классов.

Число команд: 2 по 8-10 человек.

Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек (Оценочный лист и подсказки для жюри Приложение 4 …)

Викторина «Природные явления» - мероприятие для учащихся 6-х классов. Вопросы формировались на программном материале: стихотворения русских поэтов, отрывки из прозаических произведений русских писателей (УМК Курдюмовой Т.Ф.), репродукции картин известных художников, классические музыкальные произведения.

Подготовка:

  • Формируются 2 сборные команды параллели 6-х классов.
  • Распечатываются все материалы из приложения.

План викторины

  • 1 конкурс  - «Загадки»
  • 2 конкурс  - «Узнай автора и произведение»
  • 3 конкурс  - «Читаем выразительно»
  • 4 конкурс  - «Живопись + музыка + поэзия»

(Слайд 1)

Ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о природных явлениях, увидим их глазами живописца, поэта, писателя, художника. Готовьтесь смотреть и слушать, думать и представлять. Сначала команды выберут себе названия, связанные с каким-либо природным явлением. (команды придумывают название)

1 конкурс  - «Загадки» (5-7 минут)

Загадки на экране, команды по очереди выбирают и отгадывают. Когда все загадки на слайде разгаданы, открывается слайд с ответами. Правильный ответ – 1 балл.  Максимум  за конкурс 7 баллов (по 7 загадок команде)

Есть много русских загадок о различных природных явлениях. Попробуем увидеть природу так, как видели её люди давным-давно.  (Слайд  2)

Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)

Конь бежит – 
Земля дрожит.  (Гром)

Красная девица в зеркало глядится. (Заря)

По полю рыщет, поет да свищет,
Деревья ломает, к земле приклоняет.  (Ветер)

(Слайд 3) (ответы)

(Слайд 4)

Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберёт:
Ни царь, ни царица
Ни красная девица. (Град)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья. (Метель)

Шел долговяз - в земле увяз.  (Дождь)

Поднялись ворота, всему миру красота. (Радуга)

(Слайд 5) (ответы)

(Слайд 6)

Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)

Вода по воде плавает. (Ледоход)

Летит огневая стрела,
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица. (Молния)

(Слайд 7) (ответы)

(Слайд 8)

Живет без тела,
Языка не имеет,
А всем ответит.  (Эхо)

По синему морю
Белые гуси плывут. (Облака)

Вечером наземь слетает,
Ночью на земле пребывает,
А утром опять улетает. (Роса)

(Слайд 9) (ответы)

2 конкурс - «Узнай автора и произведение» (5-7 минут)

Каждая команда внимательно читает отрывок, совещается, записывает на листе ответ и передаёт в жюри. Правильный ответ: 3 балла – автор и название, 2 балла – автор или название. (Приложение 1) Максимум 9 баллов

(Слайд 10)

1. Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

(Слайд 11) (ответ)

Сергей Тимофеевич Аксаков «Буран», явление – буран.

(Слайд 12)

2. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Молния вспыхивает как будто в самой бричке...В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! как много поэзии в этой простонародной мысли!

(Слайд 13) (ответ)

Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава «Гроза», явление – гроза.

(Слайд 14)

3. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

(Слайд 15) (ответ)

Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг», явление – восход солнца.

3 конкурс  - «Читаем выразительно» (5-7 минут)

Каждая команда выбирает одного чтеца, даётся 2 минуты на подготовку; жюри оценивает эмоциональность, правильность чтения. Максимальная оценка 5 баллов. Еще 3 балла добавляется за чтение наизусть.

(Слайд 16)

На выбор учащимся даются следующие произведения о явлениях природы:

1. «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчев

2. «Поёт зима, аукает…» С.А.Есенин

3. «С добрым утром» С.А.Есенин

4. «Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин  (Приложение 2)

4 конкурс  - «Живопись + музыка + поэзия» (20 минут)

В этом конкурсе нужно соотнести название природного явления, картину, стихотворение и музыку , внести ответы в таблицу. (Приложение 3)  Команда выполняет задание вместе, поэтапно. Оценка каждого этапа в таблице ответов для жюри. Максимально 60 баллов. За неполные ответы (только автор или только произведение даётся половина указанного балла – 1,5 вместо 3, например) Для музыкального произведения достаточно правильно указать соответствие явлению (поставить номер в таблицу)

1 этап. Последовательно демонстрируются слайды 17-21

Какое явление природы изображено на картине? Как называется картина? Кто её автор? (заполняются первые две колонки таблицы)

Далее до конца мероприятия слайд 22

2 этап. Прочитайте стихотворения, определите, о каком явлении идёт речь, запишите первую строку стихотворения в нужную клетку таблицы. Попробуйте вспомнить автора стихотворения. (Приложение 3)

3 этап. Послушайте музыку (2-3 минуты) и попробуйте представить, какое явление природы она могла бы иллюстрировать. Учащиеся слушают фрагмент и ставят номер произведения в нужную клетку таблицы.

Музыкальные фрагменты демонстрируются в таком порядке:

1. Чайковский П.И. «Октябрь».

2. Антонио Вивальди «Зима».

3. Антонио Вивальди «Летняя гроза».

4. Рахманинов С.В. «Весенние воды».

5. Эдвард Григ «Утро».

Подведение итогов викторины, награждение активных участников, призы командам.