Цель урока:
- показать изображение внутреннего мира героев через поведение, диалог;
- проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказа «Хамелеон»;
- найти в тексте художественные детали и определить их роль.
Методические приёмы: беседа по вопросам, пояснения учителя, элементы анализа текста.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с биографией удивительного человека – А.П.Чехова, который был писателем, драматургом, врачом, благотворителем. Давайте коротко повторим изученное.
2. Проверка домашнего задания.
Пресс-конференция с А.П.Чеховым. Учащиеся задают вопросы, сильный ученик выступает в роли писателя и отвечает на них. (Например: какова ваша основная профессия? Почему вы выбрали медицинский факультет? Перечислите ваши самые интересные псевдонимы. В чём заключалась ваша благотворительность? С чего началась у вас большая драматургия? И т.д.)
3. Работа над новой темой
- На прошлом уроке мы прочитали рассказ «Хамелеон». В чём особенность экспозиции рассказа?
(Рассказ начинается без каких-либо подходов. Перед читателем предстаёт базарная площадь, обрисованная несколькими штрихами: «Кругом тишина… На площади ни души.)
Комментарий учителя. Повествование писатель обычно начинает прямо с основного действия, устраняя всё лишнее. «Я привык к рассказам, состоящим только из начал и концов», - заявлял Чехов.
- Какой эпизод является завязкой рассказа?
(Очумелов произносит: «Кто кричал».)
Комментарий учителя. Завязка рассказа происходит мгновенно. Краткие формы Чехов использует для того, чтобы привлечь читателя к творческой работе. Писатель требует активности читательского воображения. Автор создаёт только деталь, а читатель сам дополняет образ.
-Давайте попробуем найти выразительные детали и определить их роль в тексте. Составим таблицу, ответив на вопросы.
(Ученики работают самостоятельно, ответы сверяются с доской).
1. Каково основное занятие Хрюкина?
2. Чехов уточняет, что в руках у полицейского и городового. Для чего нужна данная деталь?
3. Что является центром внимания толпы?
4. Кто виновник скандала?
5. Что происходит с шинелью Очумелова?
Слайд 1
Художественная деталь | Роль в тексте |
«золотых дел мастер» Хрюкин |
истинная профессия Хрюкина |
Узелок, конфискованный крыжовник |
Свидетельствуют о деятельности полицейского и городового |
Окровавленный палец Хрюкина |
Центр внимания толпы |
Белый борзой щенок |
Виновник скандала |
шинель |
показывает, как меняется поведение надзирателя в зависимости от обстоятельств |
Слайд 2
- Итак, обратимся к словарю «Литературоведческих терминов» и найдём определение художественной детали.
(Художественная деталь (от франц. detail - подробность, мелочь, частность) - одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.)
Слайд 3
- Призывая на помощь художественную деталь, писатель демонстрирует нам бурную смену чувств Очумелова во время непростого разбирательства. Как раскрывается характер Очумелова?
(Полицейский надзиратель- «хамелеон», воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств)
- Как проявляет Очумелов своё «хамелеонство» по отношению к Хрюкину?
(К Хрюкину: надменность, грубость, заносчивость, высокомерие, спесивость, самомнение).
- К генералу?
(Подхалимство, льстивость, чинопочитание, угодничество, раболепство, заискивание)
По отношению к самому себе? (Полное отсутствие чувства собственного достоинства) слайд 4
- Сделаем вывод: какую роль играет художественная деталь в рассказе «Хамелеон»?
(Деталь помогает писателю глубже проникнуть во внутренний мир героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа).
- Что можно считать кульминацией рассказа?
(Это, кажись, генерала Жигалова! – говорит кто-то из толпы)
Комментарий учителя. Кульминация, по сути, отсутствует. От появления Очумелова до его ухода события развиваются подобно синусойде.
- В чём особенность развязки рассказа?
(Собаку уводят. «Золотых дел мастер» Хрюкин посрамлён. Полицейский надзиратель снова принимает грозный вид и, запахивая шинель, продолжает свой путь по базарной площади).
- В чём своеобразие композиции рассказа?
(Своеобразие композиции рассказа “Хамелеон” заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета (событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует.)
Комментарий учителя. Композиция рассказа кольцевая. В начале рассказа: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», — и в конце рассказа: «Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади». Такая композиция, подчеркивая заурядность случившегося, в то же время придает истории завершенный, притчевый характер. Слайд 5
4. Вывод.
В рассказе «Хамелеон» нет предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию — оно начинается сразу. Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. Особую нагрузку несет деталь. Особенность композиции: одна и та же сценка повторяется несколько раз, но повторяется, как в зеркале. С помощью этого приема А.П.Чехов показывает клишированность сознания людей — стереотип, шаблон мышления и поведения. В «Хамелеоне» юмористика у А.П.Чехова становится серьезной, появляются сатирические ноты — юмористическая сценка получает социально-общественное значение.
5. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение «Кого можно назвать «хамелеоном»?