Литература
-
Литературно-музыкальная гостиная "Любовь — это пятое время года". 11-й класс 2006
ЛЮБОВЬ... Она с равной силой окрыляла и мучила великих и безвестны. О ЛЮБВИ невозможно говорить простыми земными словами. Это под силу только поэзии и музыке. Литературно-музыкальная гостиная - это душевный, порой откровенный разговор о самом необыкновенном из человеческих чувств, это исследование любви, эстетическое и нравственное.
-
Пушкинская викторина (к 170-летию со дня гибели поэта) 2006
Данный материал может быть использован как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях. Викторина может проводиться в различной форме. Это может быть брейн-ринг, клуб знатоков, игра "Кто хочет стать миллионером?", "Умники и умницы" и т.д. Мероприятие может быть оживлено инсценировками фрагментов из произведений А. С. Пушкина, отрывками из музыкальных произведений, репродукциями картин.
-
Тема урока: "Путешествие в Сказкоград" 2006
Внеклассное чтение среди учеников начальных классов проходит в виде урока путешествия по сказкам.
-
Урок литературы по теме: "Природа глазами М.М. Пришвина в повести "Кладовая солнца" 2006
Из всех писателей выбрала Пришвина, так как тема природы волнует каждого. Это связано с красотой родного края. Необходимо учить детей анализировать произведение, выделять основную мысль, прививать бережное отношение к природе.
-
Индивидуализация речи героев комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова посредством пословиц, поговорок и "крылатых" слов 2006
Основная задача урока - проследить новаторские приёмы А.С. Грибоедова в индивидуализации речевых характеристик героев комедии "Горе от ума".
-
Краеведческая игра-викторина: "Я город свой знаю, ведь в нем я живу" 2006
Игра-викторина проводится в рамках факультатива в гуманитарных классах и посвящена истории и исскуству Астраханского края.
-
Интегрированный урок по творчеству В.П.Астафьева (математика и литература) 2006
Помимо проведения традиционных уроков по творчеству В.П.Астафьева можно провести урок-экскурсию, урок-диспут, и др. В 6-м классе мы провели интегрированный урок, который соединил в себе на первый взгляд два несовместимых предмета - математику и литературу. Перед учениками открывается целый мир новых эмоций, красота родной природы, которую можно увидеть и изобразить не только словами, но и методами математики.
-
Нестандартный урок литературы. "Брейн-ринг" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2006
"Брейн-ринг" - это эффективная форма контроля ЗУН учащихся, которая сочетает принцип научности и занимательного литературоведения, повышает интерес к изучаемому предмету и позволяет педагогу систематизировать знания учащихся.
-
Рассказы А.П. Чехова на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста 2006
Представлены фрагменты уроков в 10-м классе, на которых дети учились композиционному анализу прозаического текста А.П. Чехова.
-
Конспект урока на тему: "Ода Горация в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина" 2006
Начиная с XVII века тема поэта и поэзии, образ музы, становятся традиционными темами лирики и получают развитие в XIX веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году - А.С. Пушкин. Развивается тема и в XX веке.
-
Русская стихотворная пародия второй половины XIX века на уроках в 10-м классе 2006
Знакомя учеников с историко-литературным процессом и его этапами, учитель не может не обратить внимание на вопрос о литературной борьбе между двумя направлениями русской поэзии второй половины XIX века: демократическим и так называемым "чистым искусством". Уроки, отведенные изучению русской стихотворной пародии этого периода и ее роли, помогут сформировать у школьников представление о многообразии русской поэзии, позволят показать не недостатки и "ошибки", а художественные открытия, сделанные поэтами каждого из противоборствовавших лагерей.
-
Разработка открытого занятия по теме: "Творческое эссе" 2006
На занятии будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья, кроме того, расширим знания о жанре эссе, и научимся культуре общения в совместной творческой работе.
-
М.В.Ломоносов — патриот и гражданин, поэт и учёный 2006
Данная работа представляет подробную разработку урока по теме "Литература XVIII века. Классицизм". Материал содержит интересные сведения, позволяющие познакомиться с филологической деятельностью М.В. Ломоносова и его одической поэзией. Разнообразные методы и приёмы урока позволяют изучить эту сложную тему увлекательно и доступно.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Традиции классицизма и своеобразие драматургического мастерства Ж.-Б. Мольера в пьесе "Мещанин во дворянстве" 2006
Урок-анализ художественного произведения с элементами исследования традиций классицизма и новаторства драматурга в пьесе. В ходе урока использованы инсценирование, музыкальное сопровождение и индивидуальная работа.
-
Чистопольские страницы русской литературы. Урок "Письма войны" в 11-м классе 2006
Познание универсального всегда начинается с вглядывания в близлежащее. Что окружает моих учеников? Что они видят, проходя по улицам родного города, лишенного, с точки зрения многих из них, значимости, затерянного в провинциальной глуши? Я решила поделиться с ними своим увлечением литературным краеведением, открыть им город, который они не знают, город Пастернака и Исаковского, Петровых и Леонова, Бокова и Асеева... "Письма войны" - один из уроков, построенных на краеведческом материале, знакомящих с чистопольскими страницами истории русской литературы.
-
Мифологические образы в рассказе Евгения Носова "Живое пламя" 2006
В рассказе Евгения Носова "Живое пламя" ключевым образом, без сомнения, является образ мака. Рассмотрев его с точки зрения мифологии, мы откроем в произведении новые грани, попытаемся понять его глубокий, символический смысл. Такой анализ будет развивать ассоциативное мышление ребят, формировать навыки работы с текстом, воспитывать любовь к национальным истокам своей культуры.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Своя игра" 2006
Урок проводится после знакомства с литературными направлениями и основными представителями этих направлений. Форма урока – игра, позволяющая включить в активный процесс всех учащихся.
-
Система творческих работ на уроках литературы в 7-м классе (по учебнику-хрестоматии под редакцией проф. В.Г.Маранцмана) 2006
Кроме собственно учебных сочинений, в 7-м классе проводятся творческие работы, которые можно разделить на 3 группы: работы, предполагающие сочинительство; работы о себе, о мире; работы с обобщающими высказываниями. Также используется особый вид работ - изложение на литературоведческую тему с творческой сочинительной частью. Такая система творческих работ даёт возможность учителю построить личностно-ориентированный урок, раскрывать и развивать способности учащихся, воспитывать посредством объединения жизненного опыта и литературных наблюдений.
-
Урок-мастерская построения знаний и творческого поиска: "Пленительный узор стихотворения" (Что организует стихотворную речь?) 2006
Мастерская проводится на уроке литературы в 6-м классе при изучении темы "Двусложные стихотворные размеры". При такой организации урока работа со стихотворением представляется как лично, так и общественно значимым делом, становится средством познания мира и самопознания. Урок призван помочь шестиклассникам осмыслить понятия: рифма, ритм, стихотворный размер. Учащиеся пройдут путем поиска тайны стихотворной речи.
-
Формы и методы контекстного обучения на уроках литературы, как средство развития творческих способностей учащихся 2006
В статье представлен ряд форм и методов контекстного обучения, способствующих развитию творческих способностей учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Семейно–бытовые обряды и обрядовый фольклор. Рекрутские обряды и поэзия" (внеклассное чтение) 2006
Предлагаемый материал предполагает более глубокое осмысление нашей культуры. На уроке представлен интересный исторический материал: традиции эпохи Петра 1. Урок обогащает представление детей о важнейших моментах человеческой жизни и культурном наследии.
-
Исследовательский компонент деятельности учащихся на уроках литературы 2006
Урок-семинар, как одна из форм исследовательской деятельности, открывает многообразные пути для организации работы каждого ученика с учетом индивидуальных свойств, для создания атмосферы творчества в коллективе, для роста личности, способной к познанию и творчеству.
-
Творческие мастерские и творческие практикумы на уроках изучения лирики в 5–6-х классах 2006
Читать и понимать стихи необходимо, потому что они дают радость открытия, делают нас умнее, добрее, лучше. Для этого нужно развивать творческий потенциал ребенка: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Предлагаю перечень разноуровневых заданий, развивающих индивидуальные способности, позволяющие ребенку поверить в себя и раскрыться. Эти задания выявляют и внимательное отношение к слову, помогают уяснить функцию изобразительно-выразительных средств, овладеть ими на практике.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" для 7-го класса по теме: "Алые паруса" – сказка, которая сбывается 2006
Разработка урока внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" для 7-го класса. При проведении урока используются широкие возможности групповой работы, театрализации, открытого свободного общения учащихся и учителя. Урок направлен на развитие познавательных интересов, устной речи, коммуникативных навыков взаимодействия.
-
Ярмарка 2006
Связь литературного чтения с изобразительным искусством и трудовым обучением помогло раскрыться каждому ребёнку при подготовке к ярмарке. При проведении ярмарки дети наиболее углублённо познакомились с малыми жанрами устного народного творчества. Мероприятие развивает творческие возможности, фантазию, актёрское мастерство детей
-
Игры бойкого русского ума 2006
Урок "Игры бойкого русского ума" - это урок-игра, урок-диспут. Дети вовлекаются в игру словом. Вначале создается интрига: что такое смех, какие ассоциативные связи возникают. Благодатный материал - афоризмы Козьмы Пруткова. Дети доказывают, что афоризмы К.Пруткова современны. Школьники так очарованы высказываниями Пруткова, что сами начинают представлять себя этим вымышленным лицом, передавать его стиль в своих произведениях и даже защищать Пруткова на суде. Игра словом проходит так интересно, что школьникам хочется познакомиться с произведениями К.Пруткова.
-
Применение элементов компьютерной технологии на уроке литературы 2006
В статье приводится пример, как можно использовать компьютер на уроке литературы в старших классах, когда требуется проведение урока-лекции. Созданный учителем слайд-фильм, творческая работа ученика, также выполненная в программе PowerPoint, значительно оживит урок, даст возможность заинтересовать учащихся темой, заставить думать, выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию.
-
Интеллектуальная викторина "Умники и умницы" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" для преподавателей литературы 2006
Данная работа может выступать в качестве тематического, итогового урока, внеклассного мероприятия (форму и объём выбирает учитель). Думается, что подобная форма урока (зачёта, олимпиады, игры…) будет способствовать не только успешному, заинтересованному чтению литературы, но и пробудит творческий потенциал учащихся и преподавателей "написать" свою версию, может быть, "Маленьких трагедий", "Повестей И.П. Белкина", "Дубровского", "Капитанской дочки" и других произведений.
-
Разработка урока-беседы с элементами диспута в 5-м классе на тему: "Открытия, открытия…" по сказке-были А. Платонова "Неизвестный цветок" 2006
В формировании установок толерантного сознания школьников мне очень помогает учебно-методический комплекс "Вокруг тебя - Мир..." Я предлагаю разработку одного из открытых уроков, проведённых мною в 5-м классе. Я учу детей выражать свои мысли и чувства, высказывать личностную позицию по обсуждаемой проблеме.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Как жить — чувством или разумом?" (по роману И.А. Гончарова "Обыкновенная история") 2006
Сегодня мы обратимся к произведению И.А. Гончарова "Обыкновенная история", написанному в 1847 году. Мы не только познакомимся и попытаемся проанализировать данное произведение, но и попробуем, каждый для себя, ответить на вопрос, который так мучил главного героя романа: Как жить – чувством или разумом?