Литература
-
Конспект урока на тему: "Ода Горация в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина" 2006
Начиная с XVII века тема поэта и поэзии, образ музы, становятся традиционными темами лирики и получают развитие в XIX веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году - А.С. Пушкин. Развивается тема и в XX веке.
-
Русская стихотворная пародия второй половины XIX века на уроках в 10-м классе 2006
Знакомя учеников с историко-литературным процессом и его этапами, учитель не может не обратить внимание на вопрос о литературной борьбе между двумя направлениями русской поэзии второй половины XIX века: демократическим и так называемым "чистым искусством". Уроки, отведенные изучению русской стихотворной пародии этого периода и ее роли, помогут сформировать у школьников представление о многообразии русской поэзии, позволят показать не недостатки и "ошибки", а художественные открытия, сделанные поэтами каждого из противоборствовавших лагерей.
-
Разработка открытого занятия по теме: "Творческое эссе" 2006
На занятии будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья, кроме того, расширим знания о жанре эссе, и научимся культуре общения в совместной творческой работе.
-
М.В.Ломоносов — патриот и гражданин, поэт и учёный 2006
Данная работа представляет подробную разработку урока по теме "Литература XVIII века. Классицизм". Материал содержит интересные сведения, позволяющие познакомиться с филологической деятельностью М.В. Ломоносова и его одической поэзией. Разнообразные методы и приёмы урока позволяют изучить эту сложную тему увлекательно и доступно.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Традиции классицизма и своеобразие драматургического мастерства Ж.-Б. Мольера в пьесе "Мещанин во дворянстве" 2006
Урок-анализ художественного произведения с элементами исследования традиций классицизма и новаторства драматурга в пьесе. В ходе урока использованы инсценирование, музыкальное сопровождение и индивидуальная работа.
-
Чистопольские страницы русской литературы. Урок "Письма войны" в 11-м классе 2006
Познание универсального всегда начинается с вглядывания в близлежащее. Что окружает моих учеников? Что они видят, проходя по улицам родного города, лишенного, с точки зрения многих из них, значимости, затерянного в провинциальной глуши? Я решила поделиться с ними своим увлечением литературным краеведением, открыть им город, который они не знают, город Пастернака и Исаковского, Петровых и Леонова, Бокова и Асеева... "Письма войны" - один из уроков, построенных на краеведческом материале, знакомящих с чистопольскими страницами истории русской литературы.
-
Мифологические образы в рассказе Евгения Носова "Живое пламя" 2006
В рассказе Евгения Носова "Живое пламя" ключевым образом, без сомнения, является образ мака. Рассмотрев его с точки зрения мифологии, мы откроем в произведении новые грани, попытаемся понять его глубокий, символический смысл. Такой анализ будет развивать ассоциативное мышление ребят, формировать навыки работы с текстом, воспитывать любовь к национальным истокам своей культуры.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Своя игра" 2006
Урок проводится после знакомства с литературными направлениями и основными представителями этих направлений. Форма урока – игра, позволяющая включить в активный процесс всех учащихся.
-
Система творческих работ на уроках литературы в 7-м классе (по учебнику-хрестоматии под редакцией проф. В.Г.Маранцмана) 2006
Кроме собственно учебных сочинений, в 7-м классе проводятся творческие работы, которые можно разделить на 3 группы: работы, предполагающие сочинительство; работы о себе, о мире; работы с обобщающими высказываниями. Также используется особый вид работ - изложение на литературоведческую тему с творческой сочинительной частью. Такая система творческих работ даёт возможность учителю построить личностно-ориентированный урок, раскрывать и развивать способности учащихся, воспитывать посредством объединения жизненного опыта и литературных наблюдений.
-
Урок-мастерская построения знаний и творческого поиска: "Пленительный узор стихотворения" (Что организует стихотворную речь?) 2006
Мастерская проводится на уроке литературы в 6-м классе при изучении темы "Двусложные стихотворные размеры". При такой организации урока работа со стихотворением представляется как лично, так и общественно значимым делом, становится средством познания мира и самопознания. Урок призван помочь шестиклассникам осмыслить понятия: рифма, ритм, стихотворный размер. Учащиеся пройдут путем поиска тайны стихотворной речи.
-
Формы и методы контекстного обучения на уроках литературы, как средство развития творческих способностей учащихся 2006
В статье представлен ряд форм и методов контекстного обучения, способствующих развитию творческих способностей учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему: "Семейно–бытовые обряды и обрядовый фольклор. Рекрутские обряды и поэзия" (внеклассное чтение) 2006
Предлагаемый материал предполагает более глубокое осмысление нашей культуры. На уроке представлен интересный исторический материал: традиции эпохи Петра 1. Урок обогащает представление детей о важнейших моментах человеческой жизни и культурном наследии.
-
Исследовательский компонент деятельности учащихся на уроках литературы 2006
Урок-семинар, как одна из форм исследовательской деятельности, открывает многообразные пути для организации работы каждого ученика с учетом индивидуальных свойств, для создания атмосферы творчества в коллективе, для роста личности, способной к познанию и творчеству.
-
Творческие мастерские и творческие практикумы на уроках изучения лирики в 5–6-х классах 2006
Читать и понимать стихи необходимо, потому что они дают радость открытия, делают нас умнее, добрее, лучше. Для этого нужно развивать творческий потенциал ребенка: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Предлагаю перечень разноуровневых заданий, развивающих индивидуальные способности, позволяющие ребенку поверить в себя и раскрыться. Эти задания выявляют и внимательное отношение к слову, помогают уяснить функцию изобразительно-выразительных средств, овладеть ими на практике.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" для 7-го класса по теме: "Алые паруса" – сказка, которая сбывается 2006
Разработка урока внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" для 7-го класса. При проведении урока используются широкие возможности групповой работы, театрализации, открытого свободного общения учащихся и учителя. Урок направлен на развитие познавательных интересов, устной речи, коммуникативных навыков взаимодействия.
-
Ярмарка 2006
Связь литературного чтения с изобразительным искусством и трудовым обучением помогло раскрыться каждому ребёнку при подготовке к ярмарке. При проведении ярмарки дети наиболее углублённо познакомились с малыми жанрами устного народного творчества. Мероприятие развивает творческие возможности, фантазию, актёрское мастерство детей
-
Игры бойкого русского ума 2006
Урок "Игры бойкого русского ума" - это урок-игра, урок-диспут. Дети вовлекаются в игру словом. Вначале создается интрига: что такое смех, какие ассоциативные связи возникают. Благодатный материал - афоризмы Козьмы Пруткова. Дети доказывают, что афоризмы К.Пруткова современны. Школьники так очарованы высказываниями Пруткова, что сами начинают представлять себя этим вымышленным лицом, передавать его стиль в своих произведениях и даже защищать Пруткова на суде. Игра словом проходит так интересно, что школьникам хочется познакомиться с произведениями К.Пруткова.
-
Применение элементов компьютерной технологии на уроке литературы 2006
В статье приводится пример, как можно использовать компьютер на уроке литературы в старших классах, когда требуется проведение урока-лекции. Созданный учителем слайд-фильм, творческая работа ученика, также выполненная в программе PowerPoint, значительно оживит урок, даст возможность заинтересовать учащихся темой, заставить думать, выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию.
-
Интеллектуальная викторина "Умники и умницы" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" для преподавателей литературы 2006
Данная работа может выступать в качестве тематического, итогового урока, внеклассного мероприятия (форму и объём выбирает учитель). Думается, что подобная форма урока (зачёта, олимпиады, игры…) будет способствовать не только успешному, заинтересованному чтению литературы, но и пробудит творческий потенциал учащихся и преподавателей "написать" свою версию, может быть, "Маленьких трагедий", "Повестей И.П. Белкина", "Дубровского", "Капитанской дочки" и других произведений.
-
Разработка урока-беседы с элементами диспута в 5-м классе на тему: "Открытия, открытия…" по сказке-были А. Платонова "Неизвестный цветок" 2006
В формировании установок толерантного сознания школьников мне очень помогает учебно-методический комплекс "Вокруг тебя - Мир..." Я предлагаю разработку одного из открытых уроков, проведённых мною в 5-м классе. Я учу детей выражать свои мысли и чувства, высказывать личностную позицию по обсуждаемой проблеме.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Как жить — чувством или разумом?" (по роману И.А. Гончарова "Обыкновенная история") 2006
Сегодня мы обратимся к произведению И.А. Гончарова "Обыкновенная история", написанному в 1847 году. Мы не только познакомимся и попытаемся проанализировать данное произведение, но и попробуем, каждый для себя, ответить на вопрос, который так мучил главного героя романа: Как жить – чувством или разумом?
-
Урок литературы. Сказки народов мира. Арабские сказки. "Тысяча и одна ночь" 2006
Цель урока: познакомить учащихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и научить находить типичные черты волшебных сказок; формировать умение работать с историко-литературной статьей.
-
Урок-раздумье с элементами диспута по повести А.Рыбакова "Неизвестный солдат" 2006
Урок-раздумье с элементами диспута позволяет учащимся высказывать своё мнение, рассуждать, быть самокритичными. Участники диспута могут показать свою эрудицию, коммуникативные умения. Уроки по произведениям о войне имеют большое воспитательное значение для подрастающего поколения.
-
Символизм ранних произведений А.А.Блока. 11-й класс 2006
На данном уроке литературы в 11-м классе ученики расширяют представление о символизме как литературном течении ХХ века, учатся понимать значение символов и находить их многозначность и многоплановость. Урок такого типа помогает ученикам проникнуть в "душу" стихотворения, так как предполагает напряженную работу дома по подготовке к анализу стихотворения. В ходе урока ученики наблюдают, как через символы, язык трансформируется образ Прекрасной Дамы в образ обыкновенной земной женщины, как постепенно поэт расстается с символизмом и становится на путь реализма.
-
Тема урока: "Наш Есенин" 2006
Основная целевая направленность урока заключается в том, чтобы учащиеся, познакомившись с биографией великого поэта, пожелали глубже изучить его творчество, мир его великолепной, яркой поэзии, разумно, правильно оценивать его творения. Использование фотографий, документов, фонограмм на стихи поэта, его живого голоса даёт возможность раскрыть особенности его судьбы и творчества.
-
Из опыта практической работы. Комплексный творческий проект учащихся 8-х классов: "Мы играем "Ревизор" 2006
В статье представлена краткая история развития и основные особенности использования проектной технологии в школе. На конкретном примере показана специфика проектной работы по литературе, представлены этапы работы, способы вовлечения в работу учащихся разного уровня, приведено конкретное планирование работы в течение учебного года, представлены конкретные результаты творческой деятельности ребят.
-
Способы активизации познавательной деятельности на уроках внеклассного чтения 2006
Среди многих тем программы 5-го класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики ("научной" и "ненаучной"). Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.
-
Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся 2006
Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание? Нужно искать новые формы и методы работы, это несомненно. С этой целью нами была разработана серия уроков под общим названием "В любых обстоятельствах оставаться человеком". В центре внимания оказался рассказ В.Г. Короленко "Фёдор Бесприютный" (отрывки). Перед тем, как дать задание прочитать данное произведение к следующему уроку, учителем был поставлен вопрос: подумать, какие мысли "спрятаны между строк"?
-
К вопросу об использовании опорного конспекта на уроке литературы 2006
В статье рассматривается опыт использования опорных конспектов на уроке литературы в условиях диаспоры. При рассмотрении проблемы автор опирается на опыт разработки и апробации учебников литературы для латвийских школ национальных меньшинств.
-
Элективный курс в 8-м классе по теме: "Теория и практика сочинений разных жанров" 2006
Медленное чтение, особенно восприятие "на слух", порождает вопросы, ответы на которые прямо или косвенно есть в тексте. Суметь "собрать" свои впечатления, ощущения, наблюдения и мысли в лирическую (по форме) и лаконическую (по содержанию) форму сочинения (синквейн) - значит показать объективную глубину прочтения текста.