Литература
-
Сценарий гостиной "Сподобленный такой судьбе…", посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина 2006
Литературно-музыкальная гостиная "Сподобленный такой судьбе" посвящена 110-летию со дня рождения величайшего русского национального поэта XX века С.А. Есенина. Школьникам предоставляется возможность проследить влияние гения русской литературы на творчество С.А. Есенина, выявить внутреннюю связь в их произведениях, увидеть отношение С.А. Есенина к А.С. Пушкину. Материалом для гостиной послужили стихотворения, романсы, исследовательская работа учащегося, народные песни и частушки, инсценировка фрагмента из поэмы Есенина, текст ведущего… Гостиная рассчитана на детей среднего и старшего возраста.
-
Сценарий гостиной "Чистейшей прелести чистейший образец", посвященной Наталье Николаевне Пушкиной 2006
Перед зрителями предстает сама героиня. Из ее уст можно услышать рассказ об истории рода Гончаровых, о детских годах жизни, отношениях с родителями. Звучат фрагменты писем Натали к брату Дмитрию, из которых мы узнаем, как понимала Наталия Николаевна всю тягость положения Пушкина, как старалась помочь ему, щадя при этом его самолюбие. Сам первый поэт России вспоминает историю первой встречи с Н.Н. Гончаровой и день венчания в церкви у Никитских ворот. Представлены письма поэта к жене, стихотворения, романсы о Натали, иконография героини. Перед нами предстает создание гения – прекрасный образ русской женщины-матери. Русской мадонны. Сценарий рассчитан на детей среднего и старшего возраста.
-
Тема урока: "Духовник всея Руси". 8-й класс 2006
"Совершенно бесспорно, что духовная культура во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной, а сквозь нее, питаясь от нее..." (П.Флоренский). Прославление преподобного Амвросия в год Тысячелетия Крещения Руси и причисление к лику святых Собора преподобных отцов и Старцев Оптинских – явление, способствующее восстановлению традиционных нравственных ценностей и преемственности нашей культуры.
-
Интегрированный урок литературы и математики по теме: "Художественное своеобразие лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета" 2006
Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины и помогает усилить практическую направленность урока. Исследовательская работа учащихся на интегрированном уроке имеет широкие возможности для синтеза знаний, формирует умение использовать эти знания в иной отрасли, учит сравнивать и видеть за отдельными жизненными фактами, явлениями закономерности, обобщать и делать выводы, формировать собственное аргументированное суждение.
-
Проект "Лаборатория искусств" 2006
Учащиеся знакомятся с понятиями портрет, характер, образ, поступок, с несловесными средствами общения – мимикой, взглядом, позой, жестами, узнают, что художественный образ можно передать музыкой, живописью, скульптурой, литературой.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Г.Я. Бакланова "Нездешний". 10–11-й класс 2006
В статье представлен урок внеклассного чтения по рассказу Г.Я. Бакланова "Нездешний", текст заставляет учащихся ещё раз задуматься о том, что любая война страшна. И не только потому, что гибнут люди, но и потому, что молодые солдаты получают серьёзные психологические травмы. А это не менее страшно, чем смерть. Больно сегодня видеть двадцатилетних ребят, пытающихся в вине забыть страшные чеченские "видения". Нам очень непросто понять и принять то, что происходит в стране. Почему одни наслаждаются жизнью, другие же её "отдают"? Все эти и многие другие вопросы поднимает рассказ современного писателя.
-
Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс 2006
Урок литературы в 9-м классе с целью познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа А. Чехова. На уроке учащиеся учатся подводить иоги, обобщать факты, формулировать выводы о связи времен, нравственной преемственности поколений.
-
Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка". Материалы к уроку "В творческой мастерской" (по учебнику под редакцией А.Г. Кутузова "В мире литературы"). 8-й класс 2006
Об уроке, как воспитании, обучении, развитии ученика.
-
Современный урок литературы — единство интеллектуального и нравственного содержания 2006
Урок литературы должен включать аспекты и нравственного, и интеллектуального развития. В современных условиях для активизации учебной деятельности есть масса возможностей: разноуровневые задания, групповые формы, проблемные ситуации, практикумы, семинары. Реализацию вышеизложенных аспектов включает предлагаемая разработка урока литературы в 8-м классе на материале произведений А.С. Пушкина.
-
Программа курса предпрофильной подготовки по литературе с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9-х классов на тему: "Художественное моделирование прошлого и будущего" 2006
Элективный курс по литературе поможет девятиклассникам в условиях профильной школы не только познакомиться с произведениями писателя-фантаста И.А. Ефремова, но и даст возможность самим, используя алгоритм писателя, "смоделировать" свой рассказ.
-
А.И. Куприн "Поединок": нравственные и социальные проблемы, гуманистическая позиция автора 2006
Открытый урок обобщения и систематизации знаний с использованием различных форм и приемов работы по анализу идейно-художественного своеобразия повести А.И. Куприна.
-
Элективный курс "Словомейкерство. Дань моде или творчество" 2006
В данной работе представлена программа элективного курса, основу которого составляет изучение видеом и видух (визуальный образ стихотворения) А. Вознесенского. Ценители его творчества утверждают, что это «не бездумная игра в словеса, а постоянный, молодой порыв к смыслу, к сути». К этой статье прилагаются некоторые видеомы А. Вознесенского и задания к ним, а также работы учеников.
-
Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс" 2006
Цель урока – на основе рассказа воспитать нравственное отношение к жизни, а именно, не забывать о том, что назначение человека – приносить счастье другим людям и быть счастливым, несмотря на трудности. Научить анализу художественного произведения на примере отдельных эпизодов; закрепить теоретические знания о композиции повествовательного произведения, сюжете, контрасте, эпиграфе; работа над развитием словарного запаса учащихся.
-
Сценарий литературной викторины: "В мире игрушек" 2006
В статье представлен сценарий литературной викторины, которую готовят и проводят учащиеся средней школы для учащихся начальных классов.
-
Интегрированный урок: литература + обществознание (история) по теме: "Мне на плечи бросается век-волкодав…" Проблема личности и общества на материале рассказа Е.Замятина "Пещера" 2006
Цель интегрированного урока – показать, что трагедия в душе одного человека в переломные моменты истории отражает трагедию эпохи. Привести учащихся к мысли, что предметы гуманитарного цикла учат познавать жизнь и делать нравственный выбор; с помощью конкретных примеров из рассказа закрепить знания обществоведческих понятий "личность", "индивид", "индивидуальность", "потребность", "самоконтроль"; совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения; подготовить старшеклассников к написанию части ЕГЭ по обществознанию.
-
Образ бала в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе 2006
Анализе одной главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в которой преломляются основные темы всего произведения. Глубокие размышления о реальных прототипах образов, о литературной традиции, о сложной пространственно-временной структуре романа помогут учащимся увидеть некоторые особенности уникального художественного мира, созданного писателем.
-
Тема урока: Диалог о Ж.Верне. Мир приключений в романе "Дети капитана Гранта" 2006
Данный урок позволяет рассмотреть биографию писателя, показать своеобразие его личности и дать жанровое определение произведениям Ж. Верна. Занимательно и интересно эти цели позволяет решить та форма урока, которая соединяет в себе различные современные технологии преподавания литературы в школе: проблемного обучения, диалогового общения, чтения и письма для развития критического мышления.
-
Интегрированный урок в 5-м классе по теме: "Пейзаж (времена года) в литературе, музыке, живописи" 2006
Урок направлен на знакомство учащихся с пейзажной лирикой, развитие творческих способностей пятиклассников, воспитание у них чувства восхищения прекрасным. Восприятие стихотворений дается через сопоставление их с произведениями живописи и музыки; большое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи учащихся, их умению "видеть" и "слышать" красоту родной природы в произведениях поэтов, композиторов, художников, передавать полученные настроение и чувства в собственных рисунках.
-
План урока литературы в 11-м гуманитарном классе на тему: Державин и Брюсов. Поэт и поэзия. "И что перед тобою я?" 2006
Поэт и поэзия – традиционная тема в литературе. Наверное, каждый поэт со времен Ломоносова (его "Разговор с Анакреонтом") высказывался о предназначении своего творчества, размышлял о своей творческой личности. Думали об этом и Державин, поэт эпохи классицизма, один из учителей А.С. Пушкина, автор "Памятника" и "Бога", и Брюсов, символист, один из тех, кто создавал принципиально новое идейно-философское течение литературы рубежа XIX–XX веков. Державин и Брюсов, представители этих совершенно различных направлений, поэты настолько разные, что и сама попытка сопоставить их точки зрения – уже дерзость. И мы дерзнем это сделать.
-
Нравственный выбор героев романа М.А. Булгакова "Белая гвардия" (урок литературы в 11-м классе) 2006
В экстремальных условиях бывает нелегко сделать нравственный выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с собой, с порядочностью и благородством и выбрать благополучие в ущерб моральным принципам?.. Об этом размышляют 11-тиклассники на уроках, посвященных роману М.А. Булгакова "Белая гвардия". Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы он сопровождается мультимедийной презентацией.
-
Урок-открытие нового имени в 8-м классе: "Плутон, поднявшийся из ада". В.Т.Шаламов и его "Колымские рассказы", "Последний бой майора Пугачева" (обучение элементам написания рецензии) 2006
В этой работе дано описание урока литературы для учащихся 8-го класса, посвященного творчеству В.Т.Шаламова – человека трагической судьбы, репрессированного литератора, "Плутона, поднявшегося из ада". Цели данного урока – познакомить учащихся с "Колымскими рассказами" В.Шаламова – настоящей энциклопедией колымской жизни; развитие навыков работы с текстом (роль пейзажа и портретной характеристики, раскрытие внутреннего мира героев, особенности художественного стиля писателя, литературные приемы); обучение элементам написания сочинения-рецензии; воспитание гуманизма, милосердия, порядочности.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) 2006
В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова.
-
"Кружатся листья по полянам…" Анализ стихотворения И.А. Бунина "Листопад" 2006
Написать рецензию на исходный текст – дело нелегкое, даже для выпускника. Поэтому в средних классах для анализа я подбираю тексты как стихотворные, так и прозаические, небольшие по объему, но обязательно с какой-то изюминкой. Таковым является и стихотворение И.А.Бунина "Листопад". Особенностью данной миниатюры, на мой взгляд, является несоответствие названия текста его содержательной части. Поэтому, приступая к работе над стихотворением, обязательно подробно рассматриваем вопрос: почему И.А.Бунин именно так назвал свое произведение? При этом обращаем внимание на авторскую позицию и настроение. Обязательным компонентом анализа текста является работа над языковыми средствами. Ребята должны иметь четкое представление об изобразительных и выразительных средствах языка – это тропы и фигуры речи. В рассматриваемом тексте все это представлено. К данному материалу подключаем относительно новый для учащихся материал из раздела "Синтаксис".
-
Тема урока: "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством" 2006
Задачи урока: через творческую деятельность Н.В.Гоголя показать детям традиции и обычаи украинского народа, дать сопоставительную характеристику украинского и татарского народа и особенности поэтической речи в повести Н.В.Гоголя.
-
"Своя игра": "Жизнь и творчество Т.Г. Шевченко" 2006
Сценарий интеллектуальной игры по творчеству Тараса Шевченко разработан в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра». Тему участники узнают за неделю до соревнования. Создаются две команды с минимальным числом игроков 5 человек. Командам предлагается выбрать из категорий «Факты», «Бессмертные творения», «Оренбуржье», «Художник» вопросы разной сложности. Подробные ответы учитель использует в качестве комментария к высказываниям команд-участников.
-
Урок литературы по теме: "Качества личности через призму юмора" 2006
На примере отрицательных качеств личности героя воспитывается негативное отношение к ним. Используя различные литературные приемы и средства, учитель через отрицательное, формирует у учащихся правильные представления о добре и зле, хорошем и плохом, эгоизме и уважении к другим людям. Урок имеет большое воспитательное значение.
-
Заседание круглого стола учащихся старших классов по теме: "Тюменская область — это Я" 2006
Внеклассное мероприятие посвящено 60-летию со дня образования Тюменской области. Круглый стол с участием ребят 10–11-х классов, основная цель которого – привить детям чувства патриотизма, уважение к семейным реликиям, любовь к родному краю, открыть новые познавательные ценности, расширить кругозор.
-
Модуль "Перекрестки мировой художественной литературы" 2006
Модуль "Перекрёстки мировой художественной литературы" построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам. Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в мировые проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности. Применение модульной технологии даёт возможность развивать диалогическое и проблемное мышление через самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения нетрадиционной творческой работы с исследовательским подходом.
-
Литературная гостиная "Три поры осени" 2006
Знакомит с поэзией русских поэтов и с репродукциями картин русских художников; Цель урока: воспитать у учащихся чувство любви к русской поэзии и живописи; создать основу для гибкого понимания детьми родной природы, любви к ней на основе разработки трех тем: осень скучная, осень разнообразная, задумчивая, "золотая" и др.
-
Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве А.С. Пушкина 2006
Икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитвами и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство перед ними, иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина, или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы.