Стихотворение Н. Ибрагимова "Помяни нас, спаситель" (под музыкальное сопровождение в исполнении ведущего).
Раз в столетье под видом поэта
В мир земной к нам приходит Христос.
Но всегда забывают про это
Среди будней житейских и гроз.
Все идет он, никак не согреясь,
И нигде не находит приют.
То его Александр Сергеич,
То Сергей Александрыч зовут.
И слова его Божьи, и ласку,
Даже то, что из мертвых воскрес,
Принимают за детскую сказку
В ожиданье реальных чудес.
Под ногами – небесная манна.
Жажда крови толпу горячит –
То кричит она слезно "осанна".
То "распни его" грозно рычит.
Мир, пронзенный Исусовой раной,
Пред своею виною большой
То поникнет башкой покаянной
То грешит окаянной душой.
Не жалея ругательств отборных,
И камней, и плетей, и плевков,
Мир поэту твердит: "Ты разбойник!
Будь же проклят вовеки веков!"
Вновь и вновь повторяется действо:
Хоть в опале поэт, хоть в чести,
Каждый век для него фарисейство
Водружает крутые кресты.
Вот и прах его бедный рассеян…
Но смотрите – сияет с икон
Златоглавый младенец Есенин
На руках у рязанских мадонн.
Свет поэзии свято хранится!
Он в рублевскую троицу влит,
Где в лазурной своей плащанице
С ликом ангела Пушкин сидит
И взирает с отцовской любовью
На внимающих Божьим словам,
Истекающих праведной кровью,
Пригвожденных к позорным столбам.
Он зовет нас в святую обитель,
Где мы с чистой душой восстаем.
"Помяни, помяни нас, Спаситель,
В поэтическом царстве своем!"
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас на гостиной,
посвящённой 110-летию со дня рождения величайшего
русского национального поэта XX века
С.А. Есенина. На нашей сегодняшней гостиной
речь пойдёт о влиянии гения русской литературы
на творчество С.А. Есенина, о внутренней связи в
их произведениях, об отношении С.А. Есенина к
А.С. Пушкину.
Часто судьба народных художников слова, даже
после их физической смерти, складывается весьма
драматически: их возносят и низвергают с
завоеванных высот, их творчество вдохновляет на
подвиг, их именами клянутся, дабы погреться в
лучах чужой славы; порой от гениев отрекаются
возведшие их в этот ранг…
Сто пятьдесят лет назад суровый "реалист"
Дмитрий Писарев был уверен, что парой статей о
Пушкине ему удастся показать читателям "в так
называемом великом поэте легкомысленного
версификатора, спутанного мелкими
предрассудками, погруженного в созерцание
мелких личных ощущений и совершенно
неспособного анализировать и понимать великие
общественные и философские вопросы нашего
века".
То было сказано после так высоко ценимого
Писаревым Белинского, который считал, что у
Пушкина не было стихотворений вне жизненного
контекста, реальности.
Вряд ли сейчас есть необходимость опровергать
Писарева, его опровергла сама жизнь. Жаль, что он
не увидел в свое время в Пушкине не врага, а
союзника в достижении общественного прогресса,
советчика выдающейся молодёжи, наставника новой
подрастающей плеяды талантов…
Всю свою короткую, романтическую, бесшабашную
жизнь Есенин возбуждал в окружающих бурные,
противоречивые страсти и сам раздирался
страстями, столь же бурными и противоречивыми.
Ими жил и от них погиб. С посмертной судьбой
Есенина произошла волшебная странность... всё
связанное с ним, как будто выключенное из общего
закона умирания, умиротворения, забвения,
продолжает жить. Живут не только его стихи, а всё
"есенинское", Есенин "вообще", если
можно так выразиться. Всё, что его окружало,
волновало, мучило, радовало, всё, что с ним
как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает
дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня...
...Случилось так, что по отношению к Есенину
формальная оценка кажется ненужным делом...
Конечно, стихи Есенина... можно... взвесить и
разобрать. Но это вообще скучное занятие,
особенно скучное, когда в ваших руках книжка
Есенина. Химический состав весеннего воздуха
можно тоже исследовать и определить, но...
насколько естественней просто вдохнуть его
полной грудью...
Значение Есенина именно в том, что он оказался
как раз на уровне сознания русского народа
"страшных лет России", совпал с ним до конца,
стал синонимом и её падения и её стремления
возродиться. В этом "пушкинская"
незаменимость Есенина, превращающая и его жизнь,
и его стихи в источник света и добра. И поэтому о
Есенине, не преувеличивая, можно сказать, что он
наследник Пушкина наших дней.
Представление исследовательской работы "Я… шёл не той дорогой.
Теперь же я вижу, что Пушкин – вот истинно русская душа, вот где вершины поэзии"
эволюция взгляда С.Есенина на
творчество А.С. Пушкина
(Приложение 1)
Ведущий: Итак, Сергей Есенин
в своём творчестве не сразу пришёл к пониманию
величия А.С. Пушкина как человека и поэта. Такому
пониманию предшествовало увлечение некоторыми
модными течениями и поэтами, подражательство
этим поэтам. Но талант и литературная
образованность Есенина сделали своё дело: в
расцвете своих творческих сил он пришёл к
Пушкину – в смысле сформировавшегося стиля и
выражения в творчестве коренных проблем эпохи,
как это было у его великого предшественника.
В 1814 году в "Вестнике Европы" за подписью
"Александр Н.к.ш.п." впервые было напечатано
стихотворение пятнадцатилетнего юного Пушкина,
"К другу стихотворцу".
В 1914 году в журнале "Мирок" за подписью
"Аристон" было впервые напечатано
стихотворение Есенина – "Береза".
Сто лет между такими судьбоносными публикациями
– это символично. Поэтический же гений Есенина
проявился за четыре года до указанной даты, когда
Есенину было, как и тогда Пушкину, 15 лет.
Стихотворение С.А. Есенина "Берёза".
Ведущий: Светлая березка Есенина близка самому стойкому светоносному гению Пушкина. Невозможно забыть и старину, которую у Пушкина символизируют няня, бабушка в "старомодных шушунах", а у Есенина – мама Татьяна Фёдоровна Есенина.
Стихотворение С.А. Есенина "Письмо матери".
Ведущий: Бабушка Есенина по матери, Наталья Евтеевна Титова, была мастерица рассказывать сказки, которые собирали ребята…
Стихотворение С.А. Есенина "Бабушкины сказки".
Ведущий: Как это напоминает детские
впечатления маленького Пушкина, отразившиеся в
стихотворении юности "Сон" (1816 г., "Ах!
Умолчу ль о мамушке моей…"), навевает видения
из "Зимнего вечера" и "Няне". Няня
Пушкина, Арина Родионовна Яковлева и его бабушка,
Марья Алексеевна Ганнибал, искусно владели
устным словом, как и наследием русской и мировой
литературы.
К Есенину слово книги пришло значительно позднее
устного, материнского сказочного и песенного (и
на слова Пушкина), а в годы учения он был весьма
образованным человеком. Дед прививал
привязанность к церковным традициям, а все же, по
воспоминаниям сестры Екатерины, у Сергея в
сундуке деда лежала и книга Пушкина, с хорошими
иллюстрациями.
Общие мотивы звучат и в "Дорожных жалобах" с
отрывками "Москвы кабацкой" в описаниях
крайностей русской природы вроде Кавказа, его
женщин и "волшебниц" вообще (от "Евгения
Онегина" до "Персидских мотивов"); в любви
как высшем благе и откровении.
Стихотворение С.А. Есенина "Зелёная причёска", "Не бродить, не мять в кустах багряных", "Письмо к женщине".
Ведущий: "Общий колорит поэзии
Пушкина и в особенности лирической, – писал в
своё время В.Г. Белинский, – внутренняя красота
человека и лелеющая душу гуманность… Читая его
творения, можно превосходным образом воспитать в
себе человека…".
Гуманизм пушкинской поэзии озарил есенинскую
музу немеркнущим светом истинной человечности,
великой любовью к Родине, ко всему живому на
земле.
Стихотворение С.А. Есенина "С добрым
утром!".
Литературно-музыкальная композиция по
произведениям С.А. Есенина "Покатились глаза
собачьи золотыми звёздами в снег".
Ведущий: В 1830 году знаменитой Болдинской осенью А.С. Пушкин пишет "Сказку о Медведихе".
Как весенней теплой порою
Из-под утренней белой зорюшки
Что из лесу, из лесу дремучего
Выходила бурая медведиха
Со малыми детушками-медвежатами…
Стихотворение С.А. Есенина "Лебёдушка" (под музыкальное сопровождение).
Ведущий: Пушкин и Есенин воспринимаются как символы национального единства русской культуры, символы духовной целостности русской нации. С великим предшественником Сергея Александровича роднит глубинное чувствование начал национальной жизни, подлинная "русскость" души и лиры. Образ мира для обоих поэтов в значительной степени соотносится с понятием родины (родных "пенатов", отчего крова). Чувство родины и у Пушкина, и у Есенина в равной мере заключает в себе элемент религиозного культа. Пушкин называет это чувство "животворящей святыней". Мир без родины предстает в его поэтическом воображении как "чужбина", как "пустыня", как "алтарь без божества":
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отческим гробам.
"Моя лирика, – говорил Есенин, – жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве".
Стихотворение С.А. Есенина "Край любимый".
Ведущий: Подобно Пушкину, Есенин также мыслит любовь к родине в кругу "животворящих святынь" человеческой жизни, превыше всех религиозных абсолютов.
Отрывок из "маленькой поэмы" С.А. Есенина
"Русь".
Стихотворение С.А. Есенина "Гой ты, Русь моя
родная…"
Ведущий: "Чувство родины"
определили суть есенинского творчества. Именно о
такой литературе думал Пушкин, когда размышлял о
её будущем: "С некоторых пор вошло у нас в
обыкновение говорить о народности литературы, –
но никто не думал определить, что разумеет он под
словом народность. Народность в писателе есть
достоинство, которое вполне может быть оценено
одними соотечественниками, – для других оно или
не существует, или даже может показаться порок м.
Климат, образ правления, вера дают каждому народу
особенную физиономию, которая более и менее
отражается в зеркале поэзии".
Восхищаясь достоинствами народного языка,
Пушкин не мог не откликнуться в своём творчестве
на жизнь и быт тех, кто был главным обладателем и
хранителем этой ценности.
Как и Пушкин, Есенин доказывал, что источником
настоящей художественности для поэта должен
быть народный язык.
Фольклорный ансамбль исполняет народные песни "Ты топись, банюшка" и "Пахал Ванька огород", записанные А.С. Пушкиным, и частушки, собранные С.А. Есениным.
Ведущий: В октябре 1925 года в автобиографии "О себе" Есенин написал: "В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину". Стремление к ясности и строгости классической формы наиболее полно воплотилось в языке и стихе поэмы "Анна Снегина".
Инсценировка фрагмента из поэмы С.А. Есенина "Анна Снегина".
Ведущий: В отношении творчества А. С.
Пушкина определение "музыкальность"
получило истинный, глубокий смысл, отражая одну
из самых существенных граней его жизни. Особая
мелодичность пушкинской поэзии основана на
музыкальности русской речи: ее напевности,
ритмическом богатстве. Именно Пушкин показал,
что звучание русского стиха может быть
бесконечно разнообразным. "Даже отвлеченные
представления в пушкинском стиховом преломлении
поют и поются", – восторженно восклицал
проницательный русский критик Борис Асафьев.
Не удивительно поэтому, что стихи Пушкина
привлекают к себе музыкантов, начиная с тех пор,
когда их автор был еще юным лицеистом, и кончая…
нет, не кончая, а продолжая нашими днями, когда
имя великого поэта стало символом всего самого
высокого, классически-идеального в русском
искусстве.
Необычайно музыкальна и поэтическая вселенная С.
Есенина, "могучего русского лирика с
исключительным даром чувства", поэта,
наделённого таинственным песенным даром,
"певучим даром славянской души".
Исполнение романсов на стихи А.С. Пушкина и С.А. Есенина.
Ведущий: Великий Пушкин помогает нам полнее выявить главное в Есенине, в его поэзии, помогает увидеть действительно великого Есенина. Процесс этого познания глубоко диалектичный и взаимный. Авторитет Пушкина огромен и непререкаем для Есенина. Вместе с тем на такого художника, как Есенин, при его глубоко органической, ярчайшей поэтической индивидуальности, на протяжении всей жизни, всего творческого пути мог воздействовать и оказывать свое влияние поэт истинно великой и вместе с тем истинно современный. Таким поэтом был пушкин. Есенин не устанно шел вперед к этой величайшей поэтической вершине мировой и отечественной литературы, обретая все более твердую уверенность и самостоятельность в избранном им пути. Продолжая, развивая, обогащая традиции Пушкина, Есенин оставался и был прежде всего сыном своего века и своей эпохи.
Стихотворение С.А. Есенина "Пушкину".
Литература:
1. Есенин С. Собр. соч. в 3-х т. М., 1983.
2. Эпатова Н. Пушкин и Есенин.// Альманах
"Под знаком Пушкина". Обнинск, 1999.
3. Влащенко В.И. "Ой ты, Русь, моя Родина
кроткая…". Песня и плач, радость и боль в
лирике Есенина.//Литература в школе. 2005. № 11.
4. Воронова О.Е. Пушкин и Есенин как явление
русского самосознания.// Рязанское узорочье. 1999.
№ 3 (октябрь).
5. Прокушев Ю. Пушкин и Есенин.// Огонек. 1980.
№№ 41, 42.