Сценарий гостиной "Сподобленный такой судьбе…", посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина

Разделы: Литература


Стихотворение Н. Ибрагимова "Помяни нас, спаситель" (под музыкальное сопровождение в исполнении ведущего).

Раз в столетье под видом поэта
В мир земной к нам приходит Христос.
Но всегда забывают про это
Среди будней житейских и гроз.
Все идет он, никак не согреясь,
И нигде не находит приют.
То его Александр Сергеич,
То Сергей Александрыч зовут.
И слова его Божьи, и ласку,
Даже то, что из мертвых воскрес,
Принимают за детскую сказку
В ожиданье реальных чудес.
Под ногами – небесная манна.
Жажда крови толпу горячит –
То кричит она слезно "осанна".
То "распни его" грозно рычит.
Мир, пронзенный Исусовой раной,
Пред своею виною большой
То поникнет башкой покаянной
То грешит окаянной душой.
Не жалея ругательств отборных,
И камней, и плетей, и плевков,
Мир поэту твердит: "Ты разбойник!
Будь же проклят вовеки веков!"
Вновь и вновь повторяется действо:
Хоть в опале поэт, хоть в чести,
Каждый век для него фарисейство
Водружает крутые кресты.
Вот и прах его бедный рассеян…
Но смотрите – сияет с икон
Златоглавый младенец Есенин
На руках у рязанских мадонн.
Свет поэзии свято хранится!
Он в рублевскую троицу влит,
Где в лазурной своей плащанице
С ликом ангела Пушкин сидит
И взирает с отцовской любовью
На внимающих Божьим словам,
Истекающих праведной кровью,
Пригвожденных к позорным столбам.
Он зовет нас в святую обитель,
Где мы с чистой душой восстаем.
"Помяни, помяни нас, Спаситель,
В поэтическом царстве своем!"

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас на гостиной, посвящённой 110-летию со дня рождения величайшего русского национального поэта XX века С.А. Есенина. На нашей сегодняшней гостиной речь пойдёт о влиянии гения русской литературы на творчество С.А. Есенина, о внутренней связи в их произведениях, об отношении С.А. Есенина к А.С. Пушкину.
Часто судьба народных художников слова, даже после их физической смерти, складывается весьма драматически: их возносят и низвергают с завоеванных высот, их творчество вдохновляет на подвиг, их именами клянутся, дабы погреться в лучах чужой славы; порой от гениев отрекаются возведшие их в этот ранг…
Сто пятьдесят лет назад суровый "реалист" Дмитрий Писарев был уверен, что парой статей о Пушкине ему удастся показать читателям "в так называемом великом поэте легкомысленного версификатора, спутанного мелкими предрассудками, погруженного в созерцание мелких личных ощущений и совершенно неспособного анализировать и понимать великие общественные и философские вопросы нашего века".
То было сказано после так высоко ценимого Писаревым Белинского, который считал, что у Пушкина не было стихотворений вне жизненного контекста, реальности.
Вряд ли сейчас есть необходимость опровергать Писарева, его опровергла сама жизнь. Жаль, что он не увидел в свое время в Пушкине не врага, а союзника в достижении общественного прогресса, советчика выдающейся молодёжи, наставника новой подрастающей плеяды талантов…
Всю свою короткую, романтическую, бесшабашную жизнь Есенин возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти и сам раздирался страстями, столь же бурными и противоречивыми. Ими жил и от них погиб. С посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность... всё связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить. Живут не только его стихи, а всё "есенинское", Есенин "вообще", если можно так выразиться. Всё, что его окружало, волновало, мучило, радовало, всё, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня...
...Случилось так, что по отношению к Есенину формальная оценка кажется ненужным делом... Конечно, стихи Есенина... можно... взвесить и разобрать. Но это вообще скучное занятие, особенно скучное, когда в ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно тоже исследовать и определить, но... насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью...
Значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания русского народа "страшных лет России", совпал с ним до конца, стал синонимом и её падения и её стремления возродиться. В этом "пушкинская" незаменимость Есенина, превращающая и его жизнь, и его стихи в источник света и добра. И поэтому о Есенине, не преувеличивая, можно сказать, что он наследник Пушкина наших дней.

Представление исследовательской работы "Я… шёл не той дорогой.

Теперь же я вижу, что Пушкин – вот истинно русская душа, вот где вершины поэзии"

эволюция взгляда С.Есенина на творчество А.С. Пушкина
(Приложение 1)

Ведущий: Итак, Сергей Есенин в своём творчестве не сразу пришёл к пониманию величия А.С. Пушкина как человека и поэта. Такому пониманию предшествовало увлечение некоторыми модными течениями и поэтами, подражательство этим поэтам. Но талант и литературная образованность Есенина сделали своё дело: в расцвете своих творческих сил он пришёл к Пушкину – в смысле сформировавшегося стиля и выражения в творчестве коренных проблем эпохи, как это было у его великого предшественника.
В 1814 году в "Вестнике Европы" за подписью "Александр Н.к.ш.п." впервые было напечатано стихотворение пятнадцатилетнего юного Пушкина,   "К другу стихотворцу".
В 1914 году в журнале "Мирок" за подписью "Аристон" было впервые напечатано стихотворение Есенина – "Береза".
Сто лет между такими судьбоносными публикациями – это символично. Поэтический же гений Есенина проявился за четыре года до указанной даты, когда Есенину было, как и тогда Пушкину, 15 лет.

Стихотворение С.А. Есенина "Берёза".

Ведущий: Светлая березка Есенина близка самому стойкому светоносному гению Пушкина. Невозможно забыть и старину, которую у Пушкина символизируют няня, бабушка в "старомодных шушунах", а у Есенина – мама Татьяна Фёдоровна Есенина.

Стихотворение С.А. Есенина "Письмо матери".

Ведущий: Бабушка Есенина по матери, Наталья Евтеевна Титова, была мастерица рассказывать сказки, которые собирали ребята…

Стихотворение С.А. Есенина "Бабушкины сказки".

Ведущий: Как это напоминает детские впечатления маленького Пушкина, отразившиеся в стихотворении юности "Сон" (1816 г., "Ах! Умолчу ль о мамушке моей…"), навевает видения из "Зимнего вечера" и "Няне". Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева и его бабушка, Марья Алексеевна Ганнибал, искусно владели устным словом, как и наследием русской и мировой литературы.
К Есенину слово книги пришло значительно позднее устного, материнского сказочного и песенного (и на слова Пушкина), а в годы учения он был весьма образованным человеком. Дед прививал привязанность к церковным традициям, а все же, по воспоминаниям сестры Екатерины, у Сергея в сундуке деда лежала и книга Пушкина, с хорошими иллюстрациями.
Общие мотивы звучат и в "Дорожных жалобах" с отрывками "Москвы кабацкой" в описаниях крайностей русской природы вроде Кавказа, его женщин и "волшебниц" вообще (от "Евгения Онегина" до "Персидских мотивов"); в любви как высшем благе и откровении.

Стихотворение С.А. Есенина "Зелёная причёска",  "Не бродить, не мять в кустах багряных", "Письмо к женщине".

Ведущий: "Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической, – писал в своё время В.Г. Белинский, – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность… Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…".
Гуманизм пушкинской поэзии озарил есенинскую музу немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к Родине, ко всему живому на земле.

Стихотворение С.А. Есенина "С добрым утром!".
Литературно-музыкальная композиция по произведениям С.А. Есенина "Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег".

Ведущий: В 1830 году знаменитой Болдинской осенью А.С. Пушкин пишет "Сказку о Медведихе".

Как весенней теплой порою
Из-под утренней белой зорюшки
Что из лесу, из лесу дремучего
Выходила бурая медведиха
Со малыми детушками-медвежатами…

Стихотворение С.А. Есенина "Лебёдушка" (под музыкальное сопровождение).

Ведущий: Пушкин и Есенин воспринимаются как символы национального единства русской культуры, символы духовной целостности русской нации. С великим предшественником Сергея Александровича роднит глубинное чувствование начал национальной жизни, подлинная "русскость" души и лиры. Образ мира для обоих поэтов в значительной степени соотносится с понятием родины (родных "пенатов", отчего крова). Чувство родины и у Пушкина, и у Есенина в равной мере заключает в себе элемент религиозного культа. Пушкин называет это чувство "животворящей святыней". Мир без родины предстает в его поэтическом воображении как "чужбина", как "пустыня", как "алтарь без божества":

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отческим гробам.

"Моя лирика, – говорил Есенин, – жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве".

Стихотворение С.А. Есенина "Край любимый".

Ведущий: Подобно Пушкину, Есенин также мыслит любовь к родине в кругу "животворящих святынь" человеческой жизни, превыше всех религиозных абсолютов.

Отрывок из "маленькой поэмы" С.А. Есенина "Русь".
Стихотворение С.А. Есенина "Гой ты, Русь моя родная…"

Ведущий: "Чувство родины" определили суть есенинского творчества. Именно о такой литературе думал Пушкин, когда размышлял о её будущем: "С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности литературы, – но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками, – для других оно или не существует, или даже может показаться порок м. Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более и менее отражается в зеркале поэзии".
Восхищаясь достоинствами народного языка, Пушкин не мог не откликнуться в своём творчестве на жизнь и быт тех, кто был главным обладателем и хранителем этой ценности.
Как и Пушкин, Есенин доказывал, что источником настоящей художественности для поэта должен быть народный язык.

Фольклорный ансамбль исполняет народные песни "Ты топись, банюшка" и "Пахал Ванька огород", записанные А.С. Пушкиным, и частушки, собранные С.А. Есениным.

Ведущий: В октябре 1925 года в автобиографии "О себе" Есенин написал: "В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину". Стремление к ясности и строгости классической формы наиболее полно воплотилось в языке и стихе поэмы "Анна Снегина".

Инсценировка фрагмента из поэмы С.А. Есенина "Анна Снегина".

Ведущий: В отношении творчества А. С. Пушкина определение "музыкальность" получило истинный, глубокий смысл, отражая одну из самых существенных граней его жизни. Особая мелодичность пушкинской поэзии основана на музыкальности русской речи: ее напевности, ритмическом богатстве. Именно Пушкин показал, что звучание русского стиха может быть бесконечно разнообразным. "Даже отвлеченные представления в пушкинском стиховом преломлении поют и поются", – восторженно восклицал проницательный русский критик Борис Асафьев.
Не удивительно поэтому, что стихи Пушкина привлекают к себе музыкантов, начиная с тех пор, когда их автор был еще юным лицеистом, и кончая… нет, не кончая, а продолжая нашими днями, когда имя великого поэта стало символом всего самого высокого, классически-идеального в русском искусстве.
Необычайно музыкальна и поэтическая вселенная С. Есенина, "могучего русского лирика с исключительным даром чувства", поэта, наделённого таинственным песенным даром, "певучим даром славянской души".

Исполнение романсов на стихи А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

Ведущий: Великий Пушкин помогает нам полнее выявить главное в Есенине, в его поэзии, помогает увидеть действительно великого Есенина. Процесс этого познания глубоко диалектичный и взаимный. Авторитет Пушкина огромен и непререкаем для Есенина. Вместе с тем на такого художника, как Есенин, при его глубоко органической, ярчайшей поэтической индивидуальности, на протяжении всей жизни, всего творческого пути мог воздействовать и оказывать свое влияние поэт истинно великой и вместе с тем истинно современный. Таким поэтом был пушкин. Есенин не устанно шел вперед к этой величайшей поэтической вершине мировой и отечественной литературы, обретая все более твердую уверенность и самостоятельность в избранном им пути. Продолжая, развивая, обогащая традиции Пушкина, Есенин оставался и был прежде всего сыном своего века и своей эпохи.

Стихотворение С.А. Есенина "Пушкину".

Литература:

1. Есенин С. Собр. соч. в 3-х т. М., 1983.
2. Эпатова Н. Пушкин и Есенин.// Альманах "Под знаком Пушкина". Обнинск, 1999.
3. Влащенко В.И. "Ой ты, Русь, моя Родина кроткая…". Песня и плач, радость и боль в лирике Есенина.//Литература в школе. 2005. № 11.
4. Воронова О.Е. Пушкин и Есенин как явление русского самосознания.// Рязанское узорочье. 1999. № 3 (октябрь).
5. Прокушев Ю. Пушкин и Есенин.// Огонек. 1980. №№ 41, 42.