Цель курса: развитие и совершенствование исследовательских и творческих способностей учащихся на основе деятельного подхода через решение комплекса задач.
Задачи учителя:
- формирование широкого кругозора у учащихся через содержание курса;
- создание учебных ситуаций для развития и совершенствования исследовательских и творческих способностей учащихся;
- формирование мотивации у учащихся к самостоятельной творческой деятельности с применением в ней результатов исследовательской работы;
- психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
Задачи учащихся:
- прочтение предложенного курсом текстов;
- анализ текстов с целью определения природы фантастического;
- моделирование рассказов о прошлом или будущем с опорой на собственные наблюдения и выводы.
Для решения данного комплекса задач используются следующие формы проведения занятий:
- минилекция в сочетании с работой в читальном зале библиотеки;
- практикумы;
- миниконференция;
- творческая мастерская;
- литературная гостиная.
Курс предполагает:
- основные виды деятельности учителя:
- ознакомление учащихся с программой курса;
- обозначение всего спектра учебных “траекторий”;
- педагогические наблюдения за исследовательской деятельностью учащихся;
- коррекция;
- сопровождение во время творческой деятельности учащихся.
- основные виды деятельности ученика:
- выбор своей “траектории” исследовательской деятельности;
- работа с биобиблиографическим словарем, другими источниками информации;
- чтение текстов;
- анализ текстов (целенаправленный поиск фантастического);
- сбор рабочих материалов; наблюдения;
- формулировка выводов;
- создание (моделирование) собственных текстов по аналогии;
- представление текстов.
Содержание курса реализуется посредством исследовательской и творческой деятельности учащихся.
Предполагаемые результаты:
- устные высказывания об интересе к этому писателю, к этому человеку, к этому ученому, к его мыслям, нашедшим выражение в такой форме;
- распространение учащимися полученных знаний своим сверстникам;
- опыт самостоятельного моделирования текста художественного произведения аналогичного “образцовому”.
Информационно-методическое обеспечение программы
Сочинения:
- Ефремов И.А. Собрание сочинений в 3 т. – М., 1999
- Ефремов И.А. Собрание сочинений в 5 т. – М., 1986
- Ефремов И.А. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1992
Литература:
- Багаев А. Материалы к биографии И. Ефремова. / Поиск-80, Свердловск, 1980.
- Брандис Е., Дмитриевский В. Через горы времени: Очерк творчества И. Ефремова. М.; Л., 1963
- Бритиков А. Целесообразность красоты в эстетике И. Ефремова./ Творческие взгляды советских писателей. Л., 1981.
- Гангули С.К. Научно-художественная фантастика И. Ефремова.- Автореферат канд.дис. Л., 1988.
- Званцева Е. Научно-фантастическая художественная проза И. Ефремова./ Автореферат канд. дис. Л., 1968.
- Материалы к творческой биографии И. Ефремова. / Вопросы литературы, 1978, № 2.
- Писатель-фантаст И. Ефремов: К 80-летию со дня рождения. Метод. рекомендации, 1987.
- Севастьянов В. Школа Ефремова. Библиотека фантастики в 24 т, 1993, т. 8, кн. 1
- Чудинов П. И.А. Ефремов. 1907–1972. Научно-биогр. серия, М., 1987.
- Шалимов А.И. Дар Ветер среди нас: К лит. портрету И.А. Ефремова./ О детской литературе, Л., 1985, вып. 20.
- Шехтман М. Стругацкие contro Ефремов. Критика в художественном тексте, Душанбе, 1990.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
теория | практика | ||
1. |
И.А. Ефремов. Творческая биография. Сбор библиографических сведений. |
1 |
|
2. |
Природа
фантастического в рассказах И.А Ефремова. |
1 |
|
3. |
Природа
фантастического в рассказах И.А Ефремова. |
1 |
|
4. |
Природа
фантастического в рассказах И.А Ефремова. |
1 |
|
5. |
В творческой
мастерской писателя. |
1 |
|
6. |
Моделирование
алгоритма развития фантастического.
Экстраполяция. |
1 |
|
7. 8. |
Моделирование
собственных текстов по алгоритму. |
2 |
|
9. |
Редактирование
текстов, их оформление. |
1 |
|
10. |
Литературные чтения. |
1 |
Содержание:
- И.А. Ефремов. Биография человека и писателя.
- Основная профессия.
- Основоположник тафономии.
- Болезнь.
- Начало творческой биографии.
- “Рассказы о необыкновенном”.
- Романы.
- Основные идеи.
- Особенности стиля: мастерски построенный увлекательный сюжет, основанный на разработке новых научных идей, актуальная социально-философская проблематика, положенная в его основу, язык, сочетающий научную четкость и изобразительное мастерство, яркие и своеобразные характеры.
Теория литературы:
- Тема и идея художественного произведения.
- Изобразитетельно-выразительные средства.
- Стилистические фигуры.
- Фантастическое.
Рассказы И.А. Ефремова:
- “Олгой-Хорхой”,
- “Встреча над Тускаророй”,
- “Голец подлунный”,
- “Обсерватория Нур-и-Дешт”,
- “Тень минувшего”.
“Траектория” анализа текста: