Оборудование урока:
- Портрет Е. Замятина.
- Коллаж — осмысление учащимися поэтической строки О. Мандельштама.
- Таблица для работы на уроке (для каждого учащегося), которая к концу урока выглядит следующим образом (Приложение 1).
- Конверты с рисунком и стихотворением Ю.Левитанского для каждого учащегося (Приложение 2).
- Эпиграфы (на начало урока открыты только слова Аристотеля).
- Человек — животное общественное. (Аристотель)
- Гордый homo еректус становится на четвереньки, обрастает клыками и шерстью, в человеке побеждает зверь. Возвращается дикое средневековье, стремительно падает цена человеческой жизни. (Е. Замятин)
- Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда Вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше — жизнь все равно снесет. (Л.Н.Толстой)
Ход урока
I. Вступительное слово
Ф. Тема нашего сегодняшнего урока сформулирована с помощью строк известного поэта О.Мандельштама. В конце мы поставили вопросительный знак, и нам предстоит либо согласиться с поэтом, либо нет.
И. А сейчас хотелось бы, чтобы вы уяснили, почему этот урок мы ведем вместе.
Ф. На долю человека выпадает много испытаний. Испытание богатством. Испытание бедностью. Испытание властью… Каждому свое.
И. Но есть одно испытание, которое выпадает всем, - испытание временем. Времена бывают стабильные, бывают — беспокойные, бывают времена глобальных перемен. Мудрые китайцы говорили: не дай бог тебе жить во времена перемен. Каждому выпадает свое время. Посмотрите еще раз на строки Наума Коржавина, которые вам знакомы с седьмого класса: “Время дано. Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившийся в нем”.
Ф. Та же мысль звучит и в песенке А. Кушнера: “Времена не выбирают. В них живут и умирают”.
И сегодня мы поговорим о том, как живут и умирают люди в переходные периоды истории, времена революций и войн, и почему китайцы считали такие периоды самым тяжелым испытанием для человека, а пожелание: “чтоб тебе жить во времена перемен” — считалось самым страшным проклятьем.
И. Итак, основной вопрос нашего урока: “Что происходит с личностью во времена перемен”? Сегодня на уроке вам понадобятся знания по четырем предметам гуманитарного цикла. Наша жизнь настолько многогранна, что ее нельзя выразить через одно литературное произведение или только через обществоведческие понятия. Вопрос, над которым мы будем размышлять, философский. Он представляет собой загадку. Так же, как белые конверты, лежащие перед каждым из вас. Пока они закрыты, но мы надеемся, что в конце урока мы вместе придем к ответу, который в них заложен.
Ф. Сегодня, пытаясь найти ответ на философский вопрос, мы обращаемся к конкретному произведению, написанному Е. Замятиным рассказу “Пещера”.
И. Чтобы ответить на основной вопрос урока, мы должны ответить на два вопроса:
1. Что происходит с героями Замятина в переходную эпоху революционных преобразований?
2. Какова функция самоконтроля (совести) у человека, оказавшегося в экстремальных условиях?
И. Итак, “время дано!”.
Ф. Русские поэты называли свой век по-разному. У Е. Баратынского, А. Пушкина и А. Блока он был железным. У Мандельштама век становится зверем: “Век мой, зверь мой,
Кто сумеет заглянуть в твои зрачки…”
И. Вы попытались заглянуть в зрачки этому зверю, когда выполняли задание – проиллюстрировать строку “Мне на плечи бросается век-волкодав…”. Далее идет анализ учителем коллажей и рисунков учащихся, которые можно условно разделить на четыре группы. Первые буквально поняли строку и изобразили человека и собаку. Учитель объясняет учащимся, что это связано с тем, что для многих из них в большей степени характерно конкретное мышление. В частности именно об этом говорит нам вторая группа работ – попытка изобразить век-волкодав с помощью конкретных событий ХХ столетия. Ребята обратили внимание на разные явления (о большинстве из них мы уже говорили на уроках истории), но на всех иллюстрациях непременно присутствует человек, причем большая часть изобразила ребенка. Возраст ребенка везде разный. Что с ним будет, если на плечи ему кинется век-волкодав? Чего в ребенке больше – от волка или от человека? Один из мыслителей назвал новорожденного ребенка “кандидатом в человека”.
Давайте вспомним, почему?
Человек — существо не только биологическое, но и культурное, социальное. Новорожденный же является просто индивидом, то есть принадлежит к биологическому виду “человек”.
- Речь, сознание, мышление новорожденного могут развиться только в общении с другими людьми (в обществе);
- В процессе общения с другими людьми, воспитания, обучения происходит социализация и индивид приобретает совокупность социально-значимых черт, то есть становится личностью, может проявлять свою индивидуальность.
И. Что такое личность?
Ответы учащихся
Ф. Напомню вам, что в литературе мы называем личностью человека неординарного, яркого, способного на решительные поступки (Чацкий, Онегин, Печорин).
И. Но сегодня на уроке мы говорим о личности в обществоведческом плане. Давайте вспомним еще некоторые обществоведческие понятия, которые нам будут нужны сегодня на уроке. Как говорил Аристотель, “Человек – животное общественное”, и в новорожденном гораздо больше общего с животным, с волчонком, например, чем с человеком. У него преобладают биологические потребности. Ему только предстоит осваивать социальные нормы (что это?), знакомиться с системой социального контроля (что это?) и, возможно, уже самому работать над самоконтролем (что это?).
Эти выводы мы запишем с вами в таблицу (Приложение 1), с которой будем работать в течение урока.
И. А теперь давайте посмотрим на конкретные события, которыми вы проиллюстрировали ХХ век-волкодав. Рассказ Е.Замятина написан в 1920 году. Что произошло с Россией к этому времени? Докажите, что с 1917 года Россия вступила во времена перемен.
Ответы учащихся
И. Все описанные события дают нам все основания согласиться с Мандельштамом, что ХХ век надвигался, как зверь. А после 1920 года были ли в стране события, подтверждающие пророческие слова Мандельштама?
Ответы: Коллективизация, голод 1932 года. Репрессии. Великая Отечественная война.
И. Итак, в обществе происходят колоссальные изменения, меняются правовые, политические нормы и все это обрушивается на отдельную личность. Что с ней произойдет, а точнее может произойти? Из уроков обществознания вы знаете, что социальные катаклизмы являются причинами отклоняющегося поведения? Что мы называем отклоняющимся поведением?
Ответ: преступность, алкоголизм, наркомания и т.д.
Ф. Давайте посмотрим, как ставит и решает подобную проблему автор литературного произведения. Самое время обратиться к рассказу Е.Замятина. О чем он? Кратко перескажите сюжет. (Пересказ сюжета учащимися.)
Найдите, пожалуйста, приметы того, что действие происходит в Петербурге 1918-1920 годов.
Ответы: Петербург; 28 и 29 октября; нет дров; голод; домовый председатель Селихов; чай – роскошь…
Ф. Только ли Петербург 1918- 20 годов мы видим в рассказе? О каких еще временах говорится в произведении?
Ответы: О каменном веке и о библейских временах. (“…было так же, как недавно в Ноевом ковчеге”).
Ф. Зачем автор смешивает времена?
Ответ: Замятин показывает, с одной стороны, что наступил хаос, а с другой стороны, показывает, что проблема, которая поднимается в рассказе, вечная, носит надвременной характер.
Ф. Всякое нарушение естественного хода жизни человечества ведет к хаосу.
Вопрос: Какая лексика и какие образы отсылают нас к древним временам?
Ответы: Ледники, мамонты, пустыни, пещеры, каменный топор, звериные шкуры…
Ф. Что мы знаем о каменном веке?
И. Что мы знаем о каменном веке? В кого верят и кому поклоняются жители каменного века? (Поклоняются идолам и природным стихиям (огню).)
Ф. Докажите, опираясь на текст, что действующие лица рассказа — язычники.
Ответы: Поклоняются огню, “печка – бог”, “переносить огонь из пещеры в пещеру”, “огненное чудо”, “чугунный бог”, “пещерный бог”…
Ф. Обратим внимание, что после первого упоминания печка уже не называется печкой, а именуется лишь пещерным богом, то есть на первый план выходит не прямое, а метафорическое значение. Печка для героев - действительно бог: жестокий и всемогущий, который распоряжается людскими судьбами.
И. В чем же заключаются потребности человека, живущего в каменном веке? Какие это потребности?
Ответы: Биологические потребности — основные. Первобытность — это детство всего человечества.
И. Мы с вами выяснили, что настоящее для героев рассказа заключено в переплетении послереволюционных лет с древними временами, что для человека, живущего в данный период, основными потребностями становятся биологические. (Запись в таблицу.)
И. Что происходит с человеком, если у него остаются только биологические потребности?
Ответы: Возникает угроза перестать быть личностью
И. Впишем в таблицу те выводы, к которым мы пришли.
Ф. Как вы думаете, что бы испытал каждый из нас, окажись он в пещере, где люди в звериных шкурах с каменным топором в руках добывают еду и поддерживают огонь?
Ответ: Страх. Любопытство. Интерес.
Ф. А какие чувства вы испытываете, читая рассказ Е.Замятина?
Ответ: Страх.
Ф. С помощью каких изобразительно-выразительных средств в первом абзаце автор создает напряженную, жуткую атмосферу?
Ответ: Односоставные назывные предложения, паузы, анафористические конструкции (“и надо” - 3 раза), гипербола (“мамонтейший мамонт”)…
Ф. Почему же страшно автору? Кто главный герой его рассказа?
Ответ: Мартин Мартиныч.
Ф. Кто он по социальному положению?
Ответ: Видимо, представитель интеллигенции: книги, ноты, письменный стол…
Ф. Обратите внимание, что герой Е. Замятина попадает в каменный век не из будущего, а из…прошлого, о котором он вспоминает. О чем вспоминают Мартин Мартиныч и Маша?
Ответ: О радости, о весне, о 29 – празднике Марии…
И. По воспоминаниям героев рассказа и описанию деталей быта определите, какие потребности у них были в прошлом?
Ответ: Духовные, социальные, биологические.
И. Можем ли мы сказать, что для главного героя характерен самоконтроль, глубокая внутренняя работа? (Да.). Заполнение таблицы (колонка “Прошлое”).
Ф. Зачем Е. Замятин помещает своих героев в нечеловеческие условия? Зачем он перемешивает приметы старого интеллигентского быта (книги, ноты, письменный стол) с деталями быта пещерного человека?
Ответ: В деталях интеллигентского быта — приметы духовности, человеческой индивидуальности – ноты скрябинского сочинения, пепельница — деревянный конек.
В деталях быта пещерного человека нет духовности. Это смешение создает ощущение катастрофичности бытия и отражает центральный конфликт рассказа, конфликт между прежним, духовным, и новым, “звериным”.
Ф. Кто из героев олицетворяет собой звериное начало? (Обертышев.)
Ф. Докажите на уровне лексики, что Обертышев — существо, олицетворяющее исключительно биологическое начало.
Ответ: Каменные зубы, ящерный хвостик улыбки, “весь Обертышев обрастал зубами”, “обертышевская самка и трое обертышат”, “самка спрятала миску”.
И. Есть ли другие потребности у Обертышева, кроме биологических?
Ответ: Нет, из рассказа этого не видно, хотя можно предположить, что есть социальные.
Ф. Итак, с вашей точки зрения он личность, а с точки зрения литературы, он индивид, обыватель. Итак, Мартин Мартиныч и Обертышев у Замятина противопоставлены. Показано ли в рассказе прошлое Обертышева? (Нет.) Почему? (Это означает, что человек жил так всю жизнь.)
И. Какие личностные характеристики вы можете дать Обертышеву на основе рассказа?
Хороший семьянин, заботливый отец. Но заботится об удовлетворении прежде всего биологических потребностей, как животное. А если биологические, то кем становится человек? (Индивидом.)
И. Век-волкодав обрушивался на каждого человека, и каждый искал выход.
Ф. В рассказе “Пещера” Обертышев выбора не делал, он так жил всегда, но с другой стороны, это тоже выбор, правда, сделанный очень давно. Мы видим, как в новой ситуации выбор совершает Мартин Мартиныч. Может быть, за ним будущее? Где кульминация рассказа, показывающая нравственный выбор героя? (Зачитать.)
Ф. Кто победил в борьбе зверя и человека? (Зверь: “звериные скачки”.)
Ф. Через какие художественные детали показаны перемены в герое?
Ответы: У него “глиняное лицо”. На мягкой глине, как в душе героя, от каждого удара остается след. А после победы звериного душа Мартина Мартиныча как бы раскалывается надвое. Не видит луны в финале рассказа — украв, лишил себя возможности видеть красоту в мире. “Сейчас все крадут”. Герой стал как все. Потеряна индивидуальность.
Ф. Чем заканчивается рассказ? Мартин Мартиныч смирился со своей участью?
Нет, ему стало стыдно. Он хочет умереть, выпив яд.
И. Мы сегодня говорим о самоконтроле, который основан на совести, а вы сейчас упомянули слово “стыд”. Между стыдом и совестью можно поставить знак равенства?
Ф. Вопрос сложный. Я не могу сразу ответить. А вы как думаете?
И: Традиционные словари так трактовали эти понятия: Стыд — чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, от сознания вины. Совесть: 1) сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; 2) нравственные принципы, взгляды, убеждения.
В последних словарях отмечена тенденция, что в сознании подростков эти два понятия сливаются, становятся равнозначны (Совесть — чувство, которое мучает после совершения плохого поступка). Такая тенденция к смешиванию понятий отмечена и в вашем учебнике.
Ф. Мотив стыда смешивается с мотивом смерти. Как в рассказ входит тема смерти?
Ответ: Много раз говорится, что жизнь – на грани: “тут надо было выдержать осаду – или умереть”, “двадцать девятое октября умерло”; в разговоре с Селиховым (“Хорошо. Сегодня же. Сейчас же”) речь идет не о дровах (они сгорели) – мысль о смерти.
Ф. Как вы думаете, что будет с героями?
Ответ: Они умрут, хотя их смерть остается за пределами рассказа, но Маша остается с ядом в руке, а Мартин Мартиныч идет туда, где бродит “ровной поступью какой-то мамонтейший мамонт”.
Ф. Вернемся к нашим вопросам. Как в одних и тех же условиях ведут себя герои?
Ответы: Обертышев приспосабливается. Мартин Мартиныч пытается сопротивляться, но сдается.
Ф. Можем ли заполнить таблицу? Есть ли у Е. Замятина иное будущее?
Ответ: Нет. Будущее Е. Замятина трагично. В живых остаются Обертышевы.
Открывается эпиграф Е.Замятина.
И. Но это литературное произведение. И автор имел право высказать свою точку зрения. Вспомните, как жили реальные люди в ту историческую эпоху на примере наиболее образованной и утонченной части общества — поэтов начала ХХ века. Что делали они, оказавшись в нечеловеческих условиях?
Примерные ответы учащихся
Блок в эти годы: “Лицо землистое, стеклянные глаза, резко очерченные скулы. Острый нос, тяжелая походка…”. Он входит в правительственную комиссию по изданию классиков, в репертуарную секцию Петроградского отдела Наркомпросса, работает в издательстве “Всемирная литература”, “…он в ледяном зале петербургского Дома литераторов на Бассейной, бледный, больной, весь какой-то уже окаменелый и померкший, еле разжимая челюсти., читал свою пушкинскую речь”.
С. Есенин в 1918 году переезжает в Москву. По правительственному заказу сочиняет вместе с Сергеем Клычковым и Владимиром Кирилловым Кантату для празднования первой годовщины Октябрьской революции. В письме к Жене Лифшиц (1920) пишет: “Конь стальной победил коня живого… Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал…” В этот период — пьяные дебоши, известные всей Москве, и создание в 1922-24 годах цикла “Москва кабацкая”.
Николай Гумилев вернулся с фронта в 1918. Читал лекции в Институте истории искусств, работал в редколлегии издательства “Всемирная литература”… Предполагают, что не во всем был согласен с новой властью. В 1921 году был обвинен в создании Петроградской боевой контрреволюционной организации и расстрелян.
Игорь Северянин с 1918 года постоянно жил в Эстонии. После ее отделения от России в 1921 году принял эстонское гражданство.
Владислав Ходасевич в 1920-м году из-за холода, голода и болезни перехал в Петроград. Решил перестать печататься, так как “при большевиках литературная деятельность невозможна”. В 1922 году уезжает за границу.
Ф. А что же сам Евгений Замятин? Толчком к созданию рассказа Е. Замятина “Пещера” послужило жизненное впечатление. Писатель вспоминал: “Ночное дежурство зимой, на дворе 1919 год. Мой товарищ по дежурству — озябший, изголодавшийся профессор — жаловался на здоровье: “Хоть впору красть дрова! Да все горе в том, что не могу: сдохну, а не украду”.
И. Почему в экстремальных ситуациях все ведут себя по-разному? Мы знаем, что протестовать против тоталитарного режима бессмысленно, но приведите примеры из истории, когда люди делали это.
Ответы: Раскольников Ф.Ф., Павлов, Капица, КПМ, футболисты братья Старостины, диссиденты.
И. Что двигало этими людьми? (Совесть. Чтобы потом не было стыдно. Не было стыдно перед собой.)
И. Мы восхищаемся мужеством этих людей. А как мы должны относиться к матерям, которые для того, чтобы накормить своих голодных детей, шли и воровали с полей хлебные колосья? По закону о “пяти колосках” их ждали 10 лет лагерей? В них что побеждало “звериное” начало?
И. А в каких матерях действительно побеждало звериное начало?
Ответ: Которые в голодный 1932 год ели своих детей.
Ф. Есть что-то общее между этими матерями и Мартин Мартинычем?
Ответ: Да. Что двигало этими людьми? Совесть. Они нарушали закон “не укради” заботясь о ближнем, любимом человеке, стремясь спасти его, удовлетворив минимальные биологические потребности. Другие матери нарушали закон совести, что гораздо более страшно.
И. В экстремальных ситуациях проявление духовности заключается в том, как человек будет заботиться об удовлетворении биологических потребностей? Чьи будет удовлетворять в первую очередь (свои или близких).
Ф. Да, вспомните Сонечку Мармеладову …
Вот мы и ответили с вами на наш второй вопрос.
И. Век перемен, как зверь, бросался на человека. Так почему же китайцы так мудро говорили о том, что жить во времена перемен для человека тяжкое испытание? Что происходит с человеком в это время?
Ответ: Человек вынужден, прежде всего, заботиться об удовлетворении в первую очередь биологических потребностей. Невозможно порой бывает думать о духовном. Это объясняется тем, насколько у личности развита способность к самоконтролю.
Ф. Но были и такие, которых не волновал быт их семей, детей. Они занимались только своим творчеством. Яркий пример – личная трагедия Марины Ивановны Цветаевой, младшая дочь которой просто умерла от голода.
И. К какому же выводу мы пришли? Кого нам осуждать? Кого оправдывать?
Возможно, надо следовать совету Л.Н.Толстого: “Делай, что должно и пусть будет, что будет”. Но что “должно делать”? Воровать, чтобы спасти жизнь ближнему или сдохнуть, погибнуть, погубить детей, но не своровать? Во время Великой Отечественной войны защищать Родину с оружием в руках или уйти монастырь, дабы ни под каким видом не нарушить заповедь “Не убий”? Каждый отвечает сам на подобные вопросы. Неизвестно, когда жизнь поставит их перед нами.
Ф. Через несколько месяцев вы выйдете из школы. Вы уже достаточно взрослые, чтобы задавать себе подобные вопросы, но ответить на них невозможно.
И. Давайте представим наше сознание в виде круга. “Я” — открытое: вы знаете, другие знают; “Я” — слепое: вы не знаете, другие знают; “Я” скрытое: вы знаете, другие не знают; “Я” — неизвестное: никто не знает. Только в экстремальных ситуациях человек может узнать “Я”— неизвестное, понять, насколько силен в нем голос совести, как он сработает. Решится ли кто-нибудь поднять руку, если я спрошу: “Кто из присутствующих сейчас уверен в том, что в нем победит общественное и культурное, человеческое, а не звериное начало, чтобы ни случилось, как бы не изменились обстоятельства вокруг нас, в стране и мире”? Наверное, никто. Главное задаваться этими вопросами и отвечая на них, надеяться, что наших сил, воли, совести хватит для правильного выбора в экстремальной ситуации.
Ф. При этом, думаем, важно прислушаться к Толстому, который, размышляя о нравственных критериях, сказал (Открывается эпиграф Толстого.)
И. А если мы не будем ставить высокие задачи, то нас снесет в болото, пещеру, лаз, туда, где человек перестает быть личностью.
И эту неизвестность изобразили те, кто смог подняться до философского прочтения данной строки Мандельштама. Посмотрите — человек в темной комнате, но тянет руку к небу; человек на краю пропасти — упадет? Время покажет, для того оно нам и дано.
Ф. Так волк или не волк человек? Каждый в кризисные минуты выбирает сам, руководствуясь самоконтролем, совестью.
Звучит песня под гитару на слова Ю.Левитанского “Каждый выбирает для себя”.
Ф. Нравственный выбор всегда очень важен и не всегда прост. Наши предки в древности на интуитивном уровне боялись в себе Я-неизвестного. Не оттого ли возникли легенды об оборотнях, когда человек в темную, смутную пору превращался в волка и не ведал, что творил в этом обличье. Оборотней боялись. Так не дай Бог, чтобы обстоятельства сложились так, чтобы в нас восторжествовало звериное начало.
И. А это зависит, с одной стороны, от общества, которое должно создавать человеку атмосферу, способствующую развитию лучших качеств его личности, а, с другой стороны, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя по-разному, как мы сегодня увидели. Выбор за каждым из нас. Чтобы вы об этом помнили, вступая во взрослую жизнь, мы подарили вам сегодняшний урок и его символ, лежащий в конвертах.
Ф. Он будет напоминать вам о необходимости выбора, ибо, чем дольше человек живет, тем сложнее и сложнее ему делать выбор.
(Ребята открывают конверты, в которых лежит открытка.) Приложение 2
Домашнее задание: Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по данному поводу с использованием материалов урока.
- “Человек — животное общественное”. (Аристотель)
- “Каждый человек отличается от другого и с каждым днем отличается от себя”. (А.Поп)
- “Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью”. (Л.Н. Толстой)
- “Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой”. (Л.Н. Толстой)