ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.
ТЕМА: “А. И. Куприн. “Поединок”: нравственные и социальные проблемы, гуманистическая позиция автора”.
ЦЕЛИ:
- знать содержание повести, показать различные формы и приёмы работы по анализу идейно-художественного своеобразия повести;
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста;
- формировать гуманистическое мировоззрение, чувство патриотизма.
ОБОРУДОВАНИЕ: тексты, тетради, портрет Куприна, учебники.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет, проверка наличия текстов, определение цели занятия. (2 мин.)
II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (6 мин.)
Великолепная повесть. Я полагаю, на
всех честных,
думающих офицеров она должна произвести
неотразимое впечатление.
М. Горький
Я тоже надеюсь, что сегодняшний разговор по этому произведению А.И. Куприна поможет вам создать свой идеал командира, заставит серьёзно задуматься над положением современной армии и сравнить его с царской армией начала XX века, увидеть социальные и нравственные проблемы. “Реалист по самой сущности своего таланта, Куприн чувствовал себя уверенно как художник только тогда, когда прочно стоял на почве реальной действительности и отлично знал то, что изображал”. (Литературовед Ф. И. Кулешов.)
Повесть вышла в 1905 году в мае в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: – политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.(6 мин)
III. БЕСЕДА (25 мин.)
- Какова основная тема повести? (Кризис России, всех сфер русской жизни.)
- Какие три основные тематические линии вы увидели в повести? (Жизнь офицеров, солдат, отношения между людьми.)
Вывод. Жестокими штрихами, Куприн рисует армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Приведите свои примеры. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят.
- С глубоким сочувствием рисует Куприн казарменный каторжный быт солдат.
- Анализ 3–4 эпизодов.
Вывод. Люди превращены в безропотные механические величины, называемые ротой, батальоном, полком.
- Какова философия жизни Назанского?
Вывод. Начитавшись Ницше, Назанский проповедует индивидуализм, преклоняется перед своим “я”, ставит себя выше других людей, презирает их.
IV. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (2 мин.)
Поручик Ромашов дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Он отличается коренным образом от всех офицеров в повести.
V. СООБЩЕНИЯ КАДЕТ ПО ТЕКСТУ (5 мин.)
- Каким вы представили себе Ромашова?
VI. СЛОВО УЧИТЕЛЯ (3 мин.)
Литературовед И. А. Питляр утверждал, что повесть “Поединок” – явление большого реалистического искусства, в котором беспощадно правдивое изображение “ужаса и сказки военной жизни” сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии человека, переживающего серьёзный нравственный перелом, в изображении ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых “кастовых предрассудков”.
- Ребята, как вы думаете, почему я очень просила прочитать вас эту повесть внимательно? Это была моя прихоть, учительский принцип?
- Ответить на все вопросы, поставленные Куприным в повести, за один урок невозможно? О чём мы не успели поговорить? (Об отношениях с женщинами и о названии повести “Поединок”.)
- Это и будет предметом нашего разговора на следующем уроке.
VII. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ (1 мин.)
1. Подготовить рассказ по тексту: 1 в. Ромашов и
Шурочка Николаева. 2 в. Ромашов и Раиса Петерсон.
2. Анализ эпизода “Последняя встреча Ромашова с
Шурочкой Николаевой”. (Индивидуально.)
VIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (1 мин.)