Тип урока: урок применения знаний на практике.
Форма урока: урок- исследование.
Оформление и оборудование:
- Портреты Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Элеоноры Тютчевой, Эрнестины Тютчевой, Елены Денисьевой.
- Иллюстрации (картины природы).
- Выставка книг, творческих работ учащихся.
- На доске – название темы, портреты писателей, эпиграфы, названия направлений лирики.
Цели урока:
- Развитие познавательного интереса к обучению.
- Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
- Формирование творческих способностей.
Задачи урока:
- Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации.
- Учить отстаивать свою точку зрения.
- Формировать художественный вкус.
- Обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителей.
Учитель математики.
Очень многие законы в физике, экономике, биологии, медицине описываются различными функциями и дают нам наглядное представление о ходе этого процесса. Например:
- Какой функцией описывается равномерное движение? Что представляет собой график этой функции?
- Какой функцией описывается равноускоренное движение? Что представляет собой график этой функции?
- Какими функциями описываются колебательные движения? Что представляют собой графики этих функций? Примеры. (Кардиограмма, периодичность движения Земли, смены времен года, суток и т.д.).
Поэтому, говоря о различных математических моделях, невозможно не изучать суть тех или иных законов, явлений или процессов.
У Осипа Мандельштама есть мысли о поэзии: “Не его вина, что он слышал музыку алгебры той же силы, как и живую гармонию”. Сегодня мы попробуем услышать и почувствовать гармонию поэзии и показать свои ощущения посредством наглядного изображения.
Учитель литературы.
Основной задачей нашего урока является попытка сопоставить творчество двух замечательных поэтов XIX столетия – последних русских романтиков, творивших в эпоху реализма Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. На уроке мы будем решать некоторые загадки судеб и творчества этих людей, а также постараемся ответить на вопрос: была бы другой творческая и личная жизнь Фета, если бы он носил фамилию Шеншин, и какие повороты судьбы ждали бы Тютчева, если бы фамилия его предков Тютшов не претерпела изменений.
3. Разминка.
Загадка первая. “Такие разные и такие одинаковые”.
Сопоставительная характеристика биографий поэтов (учащиеся самостоятельно выбирают значительные факты из биографий Тютчева и Фета и соотносят их – блиц-опрос).
Загадка вторая. “По имени и житие” П.Флоренский (работа в группах):
Учитель литературы.
В имени и дате рождения человека закодирована его поэтическая программа, судьба. К.Бальмонт “…звук неслучаен, а преисполнен глубочайшего смысла и образности”.
1 группе предлагается, используя прием звуковой инструментовки, определить смысловую нагрузку фамилий ТЮТЧЕВ и ТЮТШОВ.
2 группе предлагается, используя прием звуковой инструментовки, определить смысловую нагрузку фамилий ФЕТ и ШЕНШИН.
Учитель математики.
3 группе предлагается совершить математические манипуляции, связанные с датами рождения поэтов, используя древнюю формулу вычисления человеческого “Я”, разработанную Пифагором. Эта формула позволяет раскрыть характер человека, особенности его здоровья, склонность к гуманитарным наукам, наличие интуиции, умственное развитие, ответственность и другие особенности.
• Авторский стул (учащиеся сообщают свои выводы).
Дополнения учителя литературы.
Мы уже неоднократно говорили о том, что существует некая сила, связывающая звук и смысл в языке, и все это подтверждают результаты новых исследований в области русской лингвистики. Мною проведено еще одно исследование фамилий. Используя материалы о цветовом значении звуков родного языка лингвиста А.П.Журавлева, я составила цветограммы фамилий Тютчев – Тютшов, Фет – Шеншин (демонстрируются цветограммы). Глядя на цветовую гамму Тютчев –Тютшов, мы можем заметить, что преобладающие холодные, минорные тона практически в обоих случаях совпали. Значит, смена фамилии не повлияла бы на жизнь Тютчева. А вот судьба Фета была бы другой. Фамилия Шеншин несет в себе светлые, нежные тона, доминирует легкость. Это лишний раз доказывает, что если бы Фету не пришлось возвращать дворянский титул, все могло бы сложиться иначе. (Приложение 1).
Комментарий и дополнения учителя математики.
Пифагорейские квадраты похожи у обоих поэтов: просматривается склонность к гуманитарным наукам, одинаковый уровень интуиции, ответственности. Но что особенно поражает, так это количество единиц (6), что говорит о человеке решительном и сильном духом. И полное отсутствие семерок (счастливое число) у обоих: приходилось уповать только на себя. (Приложение 2).
Используя арифмомантию (предсказания по числам), можно составить числовые последовательности, часто удивительные и по сфере и по силе воздействия. Можно составлять прогрессивные и повторяющиеся ряды, зная год рождения человека и определить значимые даты и числа в его жизни. Посмотрите, что у меня получилось. (Приложение 3). Рассмотрим прогрессивный ряд Фета. Обратите внимание, что каждая из последовательностей заканчивается на жизненно важном году: в год окончания университета (1844) ему пришлось пережить скоропостижную смерть любившего его дяди и обещавшего передать ему значительную сумму денег и смерть матери. Пришлось выбирать дальнейшую дорогу самостоятельно. В 1861 году – новый поворот в жизни Фета. Он оставляет литературу, покупает хутор Степановку и начинает заниматься сельским хозяйством. И 1877 год связан с важной переменой в его жизни: он оставил активную хозяйственную деятельность, купил великолепную старинную усадьбу Воробьевку и сделал ее “обителью поэзии”. А вот для Тютчева в прогрессивном ряду интересна комбинация значимых чисел. Повторяются числа 12 и 15. 12 лет длился его первый брак. Через 12 лет после смерти первой жены Тютчев знакомится с Денисьевой.
В 15 лет он поступает в университет, стихотворение “Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло” написано 15 июля через 15 лет после знакомства с Денисьевой. И 15 июля Тютчев умер… Я думаю, что этот ряд можно еще продолжить.
4. Переход к исследованию.
Стихотворение Selentium читает учащийся.
Комментарий учителя литературы.
“Мысль изреченная есть ложь…” У каждого к сегодняшнему уроку накоплен огромный багаж знаний. И хотя поэт сетует на роковое бессилие слова, неспособного выразить точно живую мысль и чувство, мы должны попытаться это сделать. Наши “изреченные мысли” – это только попытка заглянуть в глубины творчества великих поэтов.
5. Исследовательская работа.
Сопоставительный анализ стихотворений (работа в группах) по трем направлениям лирики: философскому, пейзажному и любовному. (Приложение 4).
- 1 группа (любовная лирика). Ф.И.Тютчев “Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…”, А.А.Фет “ALTER EGO”.
- 2 группа (философская лирика). Ф.И.Тютчев “Тени сизые смесились…”, А.А.Фет “Растут, растут причудливые тени…”.
- 3 группа (пейзажная лирика). Ф.И.Тютчев “Еще земли печален вид…”, А.А.Фет “Еще весны душистой нега…”.
В каждой группе:
- аналитики делают сопоставительный анализ стихотворений по предложенному алгоритму;
- лингвисты характеризуют и сопоставляют стихотворения, используя поэтический прием звукописи;
- математики строят графики, используя рассуждения аналитиков и лингвистов по следующим параметрам: рифма, ритм, художественно-изобразительные средства, настроение, звукопись, эмоциональность.
• Авторский стул (чтение стихотворений, предложенных для анализа, сообщение результатов исследования, выводы).
6. Обобщение учителей и итог урока.
Учитель математики сравнивает кривые (Приложение 5): У Ф.И.Тютчева кривые, построенные по любовной и пейзажной лирике, практически совпали. Кривая же, построенная по философской лирике по отдельным параметрам напоминает две предыдущие, но здесь наиболее глубоко отражено настроение.
Учитель литературы: Изучая тютчевские стихи и о природе, и о любви, мы все время обращали внимание на их философский характер. Лирический герой Тютчева стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия, он ощущает свою ничтожность в мире. Для автора характерна философская идея поиска гармонии с миром.
Учитель математики: У А.А.Фета кривые, построенные по философской и любовной лирике, близки. А кривая, построенная по пейзажной лирике, как бы объединяет все лучшее, взятое из двух предыдущих.
Учитель литературы: Именно в природе поэт видел то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Природа для Фета – источник поэтического вдохновения. Через природу поэт пытается понять вечные тайны бытия.
Мы сегодня попытались увидеть своеобразие лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Обратимся к эпиграфам.
“Без Тютчева нельзя жить”, – сказал Л.Н.Толстой. Тютчев познает истину, изображая бури и грозы в природе и человеческой душе; он чуткий тайновидец человеческого сердца. Жизнь, по Тютчеву, – это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни.
В.Брюсов отмечал, что Фет – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли. И это действительно так. Он автор неуловимых поворотов настроений; отрывочность его зарисовок сначала настораживает, но потом в них угадывается целая жизнь, передача каждого неповторимого момента жизни. Жизнь в стихах Фета – миг, закрепленный в вечности.
Это поэты, которые трагедию, боль, превращают в красоту и радость.
Учитель математики. А.А.Фет “Тютчеву”
Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой, –
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милый…
Учитель литературы. Ф.И.Тютчев “Фету”
Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.
Пусть эти дружеские послания поэтов друг другу станут многоточием в нашем уроке.