“Моноцентризм вреден при изучении родной литературы. Желательно использовать любую возможность для сравнения и сопоставления русских писателей с зарубежными. Широкий взгляд на мир даст молодым людям уверенность в себе, раскроет возможность критического отношения к духовным ценностям прошлого и настоящего”.(В.С. Вахрушев “Уроки мировой литературы в школе”.)
Модуль “Перекрёстки мировой художественной литературы” построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам. (“Тема ханжества и лицемерия в пьесах Ж. Б. Мольера “Тартюф” и А.Н. Островского “Гроза”. “Художественные точки пересечения французского и русского символизма. Верлен и русский символизм.”) Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в мировые проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности.
Применение модульной технологии даёт возможность развивать диалогическое и проблемное мышление через самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения нетрадиционной творческой работы с исследовательским подходом. Сюда можно отнести:
– различные варианты сравнительного анализа;
– диалог авторов (героев);
– доказательство литературной теоремы;
– фантазия на тему;
– создание литературной композиции;
– графики, схемы.
Нравственную, мировоззренческую значимость и актуальность вычленяемых проблем подчёркивают нетрадиционные формы урока:
– защита творческих работ, вплетённых в канву определённого литературного произведения;
– урок- диалог поэтов (героев);
– “круглый стол”;
– урок – судебное заседание;
– ролевая игра;
– пресс-конференция.
Творческие работы могут выполняться учащимся как индивидуально, так и в творческих группах; при подготовке к уроку, на уроке, как следствие урока.
Во внеклассной работе модуль может быть представлен творческими работами в виде литературных композиций, написанных учениками на волнующую их тему.
Уроки модуля непосредственно сопряжены с программным материалом по русской литературе, изучаемой в 10 и11 классах.
Цель – формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности.
Задачи:
1.
- способствовать приобщению учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- учить находить в сравниваемых произведениях тематические, проблемные, художественные точки пересечения;
- учить доказывать эстетическое родство (различия) произведений литературы, относящихся к различным культурным пластам;
- формировать навыки творческого применения полученных знаний по анализу художественного текста;
2
- совершенствовать аналитические способности личности по отслеживанию путей взаимопроникновения и взаимовлияния культурных традиций через приобщение к мировой литературе;
- способствовать развитию активных творческих форм взаимодействия личности с действительностью;
- актуализировать процессы самопознания, самореализации и саморазвитие личности в исследовательской деятельности;
3
- способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к духовным, этическим традициям различных культур;
- способствовать формированию понимания природы литературного произведения как произведения искусства на разных этапах развития цивилизации;
- способствовать осознанию высокой значимости русской литературы в мировом литературном процессе.
№№ |
Тема, проблема, |
Тема урока |
Форма урока |
Кол-во |
|
1 |
Тема ханжества и лицемерия в
пьесах Ж.Б. Мольера “Тартюф” и А.Н. Островского “Гроза” |
Можно ли поставить знак равенства между Марфой Игнатьевной Кабановой (Островский “Гроза”) и Тартюфом (Мольер “Тартюф”)? | Защита творческих работ |
1 |
|
2 |
Сюжетное родство и идейное различие романа Г. Флобера “Госпожа Бовари” и пьесы А.Н. Островского “Гроза” | Можно ли пьесу А.Н. Островского “Гроза” считать “зеркальным отражением” романа Г. Флобера “Госпожа Бовари”? | Урок – суд. |
1 |
|
3 |
Тема природы в стихах А. Фета и М. Басё |
Природа – источник наслаждений, размышлений и творческого вдохновения. (Поэзия А. Фета и М. Басё) | Урок – диалог
поэтов ( с выходом на творческие работы: |
1 |
|
4 |
Женская тема в поэзии Н.А. Некрасова и Р. Бёрнса | Женский вопрос. Его отражение в европейской поэзии XVIII-XIX веков. (Р. Бёрнс и Н.А. Некрасов. Историческое толкование) | Диалог за “круглым столом” |
1 |
|
5 |
Социальная сатира П-Ж. Беранже и Н.А. Некрасова. Особенности художественного подхода | Размышления о человеческих
пороках (Социальная сатирическая поэзия П-Ж. Беранже и Н.А. Некрасова) |
Защита творческих работ |
1 |
|
6 |
Тема народа и власти в романах Дж. Свифта “Путешествия Гулливера” и М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” | А что народ? (Дж. Свифт “Путешествия Гулливера” и М. Е. Салтыков-Щедрин “История одного города”) | Урок – ролевая игра |
1 |
|
7 |
Тема сверхличности в романах Стендаля “Красное и черное” и Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” | Родион Раскольников и Жюльен Сорель (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание, Стендаль “Красное и чёрное”) | Урок – диалог. Часть I – Защита творческой работы. |
2 |
|
8 |
Тема эгоизма в романах Ф.М.
Достоевского “Преступление и наказание” и О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” |
Чем русский “бытовой” эгоизм отличается от английского “эстетического” эгоизма? | Защита творческих работ |
1 |
|
9 |
Тема самопожертвования и возрождающей любви. О. Уайльд “Соловей и роза” и Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание” | Зачем и с чем пришел я в этот мир? (О. Уайльд “Соловей и роза”, Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”) |
Музыкально-литературная композиция |
1 |
|
10 |
Итоговый урок: “Вслед за Вергилием по кругам ада” Данте “Божественная комедия” |
Защита творческих работ, вплетённых в сюжетную канву литературного произведения |
2 |
||
11-й класс | |||||
№№ |
Тема, проблема, |
Тема урока |
Форма урока |
Кол-во |
|
1 |
Тема мещанства в новеллах Г. Мопассана и А.П. Чехова; её художественное решение. |
Художественное решение темы мещанства в новеллах Мопассана и Чехова . | Защита творческих работ |
1 |
|
2 |
Тема Человека в ранних романтических рассказах М. Горького и Дж. Лондона | “Человек – это звучит гордо”! | Защита творческих работ |
1 |
|
3 |
Художественные точки пересечения французского и русского символизма | Верлен, Рембо и русские символисты | Защита творческих работ |
1 |
|
4 |
Эстетические и нравственные идеалы итальянского и русского футуризма | Маринетти и русский футуризм | Защита творческих работ |
1 |
|
5 |
Тема творчества и творца в поэзии Микеланджело Буонарроти и В.В. Маяковского |
Микеланджело Буонарроти и Владимир Маяковский о творчестве и творце | Защита творческих работ |
1 |
|
6 |
Мужской романтический идеал начала ХХ века (Поэзия Р. Киплинга и Н. Гумилева) | “Земля твоя в скрещенье
перепутий – Ты человек на ней, а не червяк”. (поэзия Р. Киплинга и Н. Гумилева) |
Урок – диалог |
1 |
|
7 |
Женская любовная лирика (Сапфо и А. Ахматова) |
Откровения женской любовной лирики (Сапфо, А. Ахматова) | Урок – экскурсия |
1 |
|
8 |
Личность и тоталитарное государство. (Е. Замятин “Мы”, Дж. Оруэлл “1984”) | “О, дивный, новый мир”. (Е. Замятин “Мы”, Дж. Оруэлл “1984”) | Урок – пресс-конференция |
1 |
|
9 |
Проблема взаимоотношений
человека и природы. (В. Астафьев “Царь-рыба” и Э. Хемингуэй “Старик и море”) |
Диалог о человечности. (В. Астафьев “Царь-рыба” и Э. Хемингуэй “Старик и море”) | Урок – диалог за “круглым столом” |
1 |
|
10 |
Человек и мир. (Экзюпери “Маленький принц” и Стругацкие “Трудно быть богом”) | Трудно быть человеком! (Экзюпери “Маленький принц” и Стругацкие “Трудно быть богом”) | Урок – защита литературной композиции. |
1 |
|
11 |
Темы выбора, поиска себя. (Селинджер “Над пропастью во ржи” и В. Аксенов “Звездный билет”) |
Что такое “обрести себя”? (Селинджер “Над пропастью во ржи”, В. Аксенов “Звездный билет”) |
Урок – встреча молодежи разных стран |
1 |