Цели: познакомить учащихся с понятием “пейзаж”; расширить знания об эпитете; стимулировать развитие творческих способностей пятиклассников; воспитывать чувство восхищения прекрасным.
Задачи: формировать у учащихся умение воспринимать пейзажную лирику, музыку, живопись; расширить круг знакомства пятиклассников с художественными произведениями; обогатить восприятие стихотворений сопоставлением их с произведениями живописи и музыки; при обсуждении темы обратиться к пейзажам осени и зимы, дать возможность последовательно увидеть эти времена года; особый акцент сделать на настроение художника при изображении пейзажа; отметить сходство и различие в стихах, музыке и живописи; способствовать развитию связной устной и письменной речи пятиклассников.
Тип: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: лирические произведения А. Фета, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака; музыкальные произведения Г. Свиридова, П. Чайковского; репродукции картин Грабаря, Саврасова, Коровина и др.
Формы и методы: фронтальная и групповая работа; вербальный, наглядный, практический; беседа, рисование, художественное чтение, слушание; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке, литературе и живописи. Почему мы их объединили вместе?
Ученики. Это виды искусства.
Учитель. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию. Дома вы работали над миниатюрами – пейзажными зарисовками. Вы попробовали свои силы, и я думаю, что вам пришлось потрудиться, чтобы написать небольшое, но красивое сочинение. А еще в течение урока вы будете художниками. Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанным стихам и музыке. Хочется, чтобы вы поняли, как непросто создать произведение искусства.
III. Усвоение новых знаний.
Задача искусства – волновать сердца.
Гельвеций
Учитель. Обратите внимание на эпиграф урока. Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом.
А что такое пейзаж? Какие виды пейзажей вы знаете?
Ученики (индивидуальное задание). Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные. (Приводят примеры – в группах.)
Учитель. Ребята! Тема нашего сегодняшнего урока – времена года в литературе, живописи и музыке.
Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой...
Какое время года сейчас по календарю? (Осень.)
Учитель. Да, жители средней полосы России в полной мере наслаждаются красотой и прелестью осенней природы.
Каким же приходит к людям это удивительное время года? Вот как рассказал об “осени первоначальной” замечательный лирик Федор Иванович Тютчев.
На фоне музыки Чайковского из цикла “Времена года” (“Осенняя песня”) ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”
Учитель. Какие неуловимые черты и оттенки надвигающейся осени сумел запечатлеть Тютчев в своем стихотворении?
Какие цвета и оттенки пронизывают картину природы?
Укажите значение эпитета “лучезарный”. (Полный света, сияния, блеска.)
Какое настроение создают другие эпитеты?
Какое настроение передает музыка? Созвучно ли это настроение с настроением стихотворения Тютчева?
Учитель. Дома вы написали сочинения об осени. У кого из вас миниатюра передает такое же состояние природы, как у Тютчева?
Учитель. Недолго задерживается золотая осень в наших краях. Послушаете, пожалуйста, стихотворение.
Ученик читает стихотворение К. Бальмонта “Осень” на фоне музыки Г. Свиридова “Пастораль”.
Учитель. Какие картины поздней осени предстают перед нами?
Назовите эпитеты. С какой целью использует их поэт?
Это стихотворение “цветное” или “черно-белое”? Почему вы так думаете? Найдите подтверждение в стихах.
Учитель. Перед вами репродукции картин известных художников. Какой период осени они изображают?
Какие краски преобладают в репродукциях?
Какое настроение возникает, когда вы всматриваетесь в изображенные пейзажи?
Учитель. Сейчас в природе мы наблюдаем начало зимы. Но мы с вами в теплом классе и зимний пейзаж видим лишь из окна. Поэтому сейчас нам поможет настроиться на зимний лад, почувствовать дыхание зимы музыкальная картинка Г.Свиридова “Снег идет”.
Затем звучит в исполнении учителя стихотворение Б. Пастернака “Снег идет”.
Учитель. Мы внимательно прослушали музыку и стихотворение. Поэт и композитор передали характер зимы. Какой он? (Тихая, мягкая, спокойная, ласковая зима…)
Учитель. Но зима бывает разной: не только тихой и ласковой, но и злой, вьюжной, капризной, коварной. И сейчас я предлагаю вам написать буриме о зиме, погоде, снежинках…
Учитель. Художник Левитан говорил: “Надо понимать разговор воды и деревьев. Иначе хорошую картину не напишешь”.
Но только ли художнику надо понимать язык природы?
(Конечно, писателю, музыканту, художнику. Но не только им – всем людям. Чтобы любить природу, надо понимать ее. Надо беречь природу, быть внимательным, чутким.)
Учитель. Действительно, не только служители искусства должны понимать язык природы, но и мы с вами. И вы сейчас показали, что умеете увидеть тайны природы, услышать песню снежинок, разговор деревьев...
Теперь вам понятно, каким талантом должен обладать художник, писатель и композитор, чтобы передать свои тонкие наблюдения и открытия через музыку, слова, краски.
Звучит музыкальный фрагмент “Вальс цветов” из “Щелкунчика” П.И. Чайковского и стихотворение Ф.И. Тютчева “Чародейкою Зимою…”
Учитель. Каков характер зимы? Как это передает музыка?
(Плавная музыка помогает нам услышать звуки падающих и танцующих снежинок. Зима тихая и спокойная.)
Учитель. Какими словами и звуками передаёт поэт характер зимы? Отметьте эпитеты. Что они передают? (Они помогают изобразить прекрасный волшебный сон природы, ведь она скоро проснется, обновится весной.)
Учитель. Зима – это сон, тишина. Много слов с шипящими. Укажите их.
(Чародейкою, очарован, чудной, волшебным, заблещет, затрепещет.) Как вы думаете, зачем автор использовал так много слов с шипящими? (Звуки передают шуршание снега, снежинок, шёпот и дыхание зимнего леса.)
Звучит музыкальный фрагмент “Поёт зима – аукает…” из поэмы “Памяти Есенина” Свиридова.
Звучит стихотворение в исполнении ученика “Поёт зима – аукает...” С.Есенина.
Учитель. Как музыка передает настроение стихотворения? Помогает ли эта музыка понять характер зимы? (Вначале музыка передаёт мрачное настроение – тоску. Но в конце при воспоминании о весне появляются радостные нотки. Последняя часть музыкального фрагмента передает хорошее настроение – ожидание весны.)
Учитель. Музыка очень помогает нам понять литературный пейзаж. Какие слова поэта передают метель (настроение тоски в музыке)? (“Мохнатый лес”, “седые облака”, “тоска глубокая”, “детки сиротливые”, “озябли пташки”, “вьюга с ревом бешеным”, “злится всё сильней”, “мёрзлое окно”.)
Учитель. Какие строки передают светлое настроение? (И снится им прекрасная. // В улыбках солнца ясная // Красавица весна.)
Учитель. Пейзаж часто созвучен настроению поэта, художника, музыканта. Он находит отклик в природе своему состоянию души...
Перед вами живописные пейзажи, которые передают прекрасный волшебный сон природы, ведь она скоро проснется, обновится весной.
IV. Закрепление новых знаний.
Обратите внимание на рисунки своих товарищей, изображающие времена года. Одна и та же картина природы, совсем разная в солнечный полдень и в лунную ночь, в утренний туман или после дождя. Всё меняется – земля, небо, вода, трава, деревья.
А художник, поэт, композитор должен всё это заметить и открыть нам красоту этих мгновений.
Сегодня вы немного приблизились к тяжёлому творческому труду людей искусства и поняли, как непросто передавать язык природы.
V. Домашнее задание
(творческое): попробуйте сочинить четверостишие о ваших наблюдениях и открытиях, о разговоре деревьев и травы, о танце снежинок.