Литература
-
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования" 2020
Цель мастер-класса: ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует, научить разрабатывать уроки по данной технологии.
-
Методические аспекты применения фанфиков на уроках литературы в системе среднего профессионального образования 2020
В статье проводится анализ практик применения на уроках литературы произведений, созданных по мотивам исходного текста, расширены представления о возможностях использования фанфикшн-текстов в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций, определена роль фанфикшн как средства литературного развития и приобщения студентов к чтению классической литературы.
-
Культорологичские аспекты поэтики Александра Городницкого 2020
Современная литература многообразна. Перед преподавателем стоит задача - представить творчество нашего современника, показать, как продолжаются традиции русской литературы, а для этого необходимо погрузить в поэтику. Вторая задача, стоящая перед учителем - «приблизить» слушателя к личности поэта. Не на уровне «желтой прессы», о чем изобилуют соответствующие журналы и ток-шоу. А на высоком, гражданском уровне, чтобы ребята гордились своим современником, достойным человеком, ученым, поэтом.
-
Вечность движения 2020
Цель урока: доказать вечность движения на примере круговорота веществ в природе.
-
Урок литературы по теме "Е.И.Носов "Кукла" ("Акимыч"). Сила внутренней, духовной красоты человека". 7-й класс 2020
Урок представляет собой анализ художественного произведения при помощи групповой работы с использованием интерактивных методов обучения. Рефлексия в конце урока позволяет понять, достигнуты ли цель и задачи урока.
-
Интеллектуальная игра "Умники и Умницы" 2020
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» в игровой форме обобщает знания учащихся о литературе и филологии, о разных странах на основе их достопримечательностей, культуры, традиций, об интересных вещах вокруг нас. Основным требованием к участникам игры является не только успешная учеба, но и способность логически мыслить, быстро принимать решение, работать в команде. Цель игры: расширение кругозора учащихся, обобщение и систематизация их знаний в области гуманитарных наук.
-
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы (опыт совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в общеобразовательной школе) 2020
Об инклюзивном образовании на государственном уровне громко и всерьёз заговорили сравнительно недавно, хотя вопрос равных возможностей всегда волновал родителей и педагогов. Было привычно пребывание детей в коррекционных школах. Лишь единицы обучались в общеобразовательной школе, стараясь скрыть свою инвалидность либо изолироваться в форму домашнего обучения, что еще больше ограничивало их в общении со сверстниками. Поэтому назрела необходимость продуманного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ, и стало понятно: школа должна измениться, для того чтобы стать инклюзивной.
-
Урок литературы «Волшебный край» театра... (А.С.Пушкин и театр) 2020
В работе содержится материал о раннем проявлении интереса А.С.Пушкина к театру, его взаимоотношения с актерами театра; можно найти ответы на вопросы в исследовательских работах учеников: Почему люди ходили в театр? Какое место занимал театр в жизни людей XIX века? Каков дух театра XIX века? Цель урока: воспитание любви к искусству, к творчеству А.С.Пушкина, показать роль театра в личности, индивидуальности поэта, в жизни каждого русского человека.
-
Интерактивная игра по роману Роберта Стивенсона "Остров сокровищ" 2020
В нашей школе традиционно проходят игры по литературным произведениям. Мы договариваемся с детьми, какую книгу прочтем летом. Осенью начинаем играть. Участвует вся школа. Старшеклассники готовят вопросы, средняя школа готовиться к состязанию. Администрация покупает книги – призы для каждого участника. Так мы прочли и провели игры по романам А.Дюма «Три мушкетера», И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок»,«Двенадцать стульев», предлагаю вашему вниманию игру по роману Роберта Ственсона «Остров сокровищ».
-
Урок литературы "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс 2020
Цель урока: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни; работа над выразительным чтением стихотворения, развивать умение анализировать поэтический текст; воспитывать чувство любви к родной природе, умение любоваться ею и беречь её.
-
Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы как фактор повышения качества знаний учащихся 2020
Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы – актуальная проблема современной школы. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей. Применение технологии дифференцированного обучения на уроках обобщения и систематизации знаний позволяет оценить степень усвоения учебного материала учащимися и проверить степень самооценки каждого из учеников.
-
Урок русской литературы по произведению Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» 2020
Цель урока: помочь учащимся сформулировать проблемный вопрос и подойти к решению этого вопроса при помощи групповой работы, определить пафос стихотворения, поразмышлять над раздумьями лирического героя.
-
«Приобщение детей и родителей к чтению книг через театральную деятельность во взаимодействии с детской библиотекой» 2020
В своей работе по приобщению детей и родителей к чтению книг я использую театральную деятельность, которая пробуждает в детях желание познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживают и чувствуют мои дети,надеюсь,останется в их сердцах и умах надолго, т. к. все мы знаем, что театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных откликов.
-
Урок литературы в 5 классе по творчеству Антония Погорельского 2020
Цели урока: развивать и формировать мыслительные способности учащихся для лучшего усвоения темы, обобщение и систематизация материала для дальнейшего усвоения знаний; повторить виды сказок, уметь различать литературную сказку и фольклорную, знать их отличительные черты; Знакомство с русским писателем А. Погорельским и его сказкой «Чёрная курица, или Подземные жители»; Знакомство с определением слова «псевдоним».
-
Развитие способностей понимания, рефлексивного, проблемно организованного мышления у школьников на уроке литературы. Тема: «Печорин – герой или жертва?» 2020
Основная цель моих уроков - показать на разном учебном материале, каково строение и основные принципы процесса проблематизации. Мои девятиклассники очень любят открывать новое, мыслить, спорить, рассуждать, выявлять проблему. После изучения романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» ребята вместе со мной проводили исследовательскую работу «Печорин - герой или жертва?». Проблемный анализ строился на сцеплении вопросов, каждый из которых решался в противоборстве, поединке мнений.
-
М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». 6-й класс 2020
Цель: знакомство учащихся с творчеством Мигеля де Сервантеса, с отдельными главами из романа «Дон Кихот», выявление признаков пародии на рыцарский роман.
-
Урок литературы «По праву памяти» (Анализ стихотворений «Хотят ли русские войны?» Е.Евтушенко, «Я убит подо Ржевом» А.Твардовского) 2020
Тема урока определяет его неразрывную связь с историей Отечества. Актуальность методической разработки заключается в том, что учащиеся постигают на уроке духовно-нравственную категорию память через анализ произведений о Великой Отечественной войне. Кроме того, учатся осмысливать события современной истории, видеть актуальность и анализировать проблематику произведений классики.
-
Урок внеклассного чтения. Тема нравственного долга в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма». 8-й класс 2020
Рассказ К.Паустовского затрагивает важнейшую нравственную проблему: отношения детей и родителей. Как часто и быстро дети спешат на помощь к родителям, живущим далеко, как часто пишут письма и звонят, как проявляют заботу о них, всегда ли заботливы к старикам и нежны ли и ласковы с ними? Рассказ «Телеграмма» - грустная история о матери. Читателю дается урок бережного и благодарного отношения к своим родителям. Целями урока: познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, определить понятие «нравственный долг»; развивать мышление и речь учащихся; воспитывать уважение к родителям, любовь к малой родине.
-
Формирование личностных УУД на уроках литературы в условиях реализации ФГОС. Тема урока: "Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр" 2020
Формирование метапредметных умений очень важно для средней школы, так как для успешного овладения суворовцем школьной программы по любому предмету в среднем звене (а также и в старшем) ему необходимо обладать общими теоретическими и практическими умениями. А это в свою очередь позволит формировать активность и самостоятельность кадетов в учебном процессе и научить их учиться.
-
Национальные особенности и характерные черты современного чувашского свободного стиха 2020
Современные чувашские поэты по-разному относятся к верлибру. Некоторые из них воспринимают его как истинная поэзия, другие же смотрят не него критически. Например, В.Эндип вкладывает в понятие верлибр такие особенности: следование модным течениям как элитарный модернизм и космополитизм, стирание границ между прозой и поэзией, хаотическую форму, сложность восприятия, скопление абстрактных метафор и так далее. По мнению поэта, свободный стих ведет поэзию к разрушению и отчуждению от народа.
-
Доктор М.А.Булгаков 2020
Представлена презентация, рассказывающая о жизни и творчестве М.Булгакова.
-
75-летию Великой Победы посвящается... Красивые и сильные характеры в рассказе А.Н.Толстого "Русский характер" 2020
Цели урока: раскрытие красоты и силы русского характера на примере героев рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»; развитие навыков публичного выступления, выразительного чтения, грамотного выражения собственных мыслей; воспитание чувства патриотизма, интереса к русской истории и литературе. Представление героев рассказа «Русский характер» - простых, скромных, сильных духом людей. Эстафета памяти - в надёжных руках правнуков Великой Победы.
-
Интеллектуальная викторина по сказкам А.С.Пушкина «Путь к звездам» (литературное чтение 4-й класс) 2020
Цель: Через литературные стихотворные сказки А.С.Пушкина прививать любовь к чтению произведений поэта. Развивать у детей логическое мышление и способность к творчеству.
-
Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС 2020
Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над поставленной темой.
-
УМР занятия по литературе «А.К.Толстой. Идейно-тематические и художественные особенности лирики» 2020
Методическая разработка учебного занятия посвящена творчеству поэта 19 века А.К.Толстого. Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС, Рабочей программой, содержит разнообразные современные приемы работы со студентами.
-
Судьба человека во время Великой Отечественной войны (по стихотворению М.Исаковского «Враги сожгли родную хату») 2020
Цели урока: выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине советского солдата, нравственной чистоты воина-освободителя; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления символического значения образов перекрёстка, имени Прасковья, исторической основы произведения; создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности в ходе работы с текстом; применения знаний в проблемных ситуациях.
-
День рождение книги – общешкольный праздник без особых хлопот! Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» 2020
Эта форма проведения внеклассного мероприятия показалась нам – учителю литературы Калашник В.Н. и школьному библиотекарю Хозивалиевой М.П. – интересной для участников, динамичной в проведении, познавательной и стимулирующей к прочтению книги. Придумали мы её сами, сами разработали порядок проведения и провели в нашем Лицее. Для своего мероприятия мы выбрали роман Дж.Свифта «Путешествия Гулливера». Однако выбрать можно любую книгу, по вашему желанию и, учитывая дидактические задачи.
-
А.А.Ахматова – «голос своего поколения» 2020
Цели урока: понимание связи произведений Анны Ахматовой с эпохой их написания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, особенности поэтического течения акмеизм; умение определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
-
Современные технологии в обучении русскому языку и литературе (технология медленного чтения, технология «выращивания» слов) 2020
Цель работы: внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут сформировать у обучающихся определенные УУД, а также развивать творческие способности школьников. Задачи: углубить представления учителей о действенных современных технологиями; побудить коллег к использованию в практике работы стратегий замедленного чтения и «выращивания» слов.
-
Рабочая программа по учебному курсу "Литература. 5–9 класс". УМК Меркин Г.С., Зинин С.А., Сахаров В.И. 2020
Представлена Рабочая программа по учебному курсу "Литература. 5–9 классы".