Литература
-
Конкурс чтецов, посвящённый 200-летию А.А.Фета. Общешкольный праздник «Целый мир от красоты» 2019
Цели: вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчества А.Фета; помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А.Фета; формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию страны и мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии.
-
Изобразительно-выразительные средства языка 2019
В статье приведены примеры изобразительно-выразительных средств языка: фонетические, морфемные, лексические, морфологические, синтаксические средства.
-
Можно ли руководить творчеством? 2019
В методической статье рассматриваются проблемы руководства творчеством учеников. Учитель обращается к ценному историческому педагогическому опыту Царскосельского лицея и делится собственным опытом в направлении развития креативных способностей учеников, на конкретных примерах демонстрируя удачные пути подхода к детям и результативность работы. В этой части статьи продемонстрирована работа над сочинительством басен учениками 5-го класса.
-
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Родная (русская) литература". 9-й класс 2019
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
-
Устное собеседование по русскому языку в 9-м классе и работа над осмысленным чтением 2019
Никто не оспорит тот факт, что интерес к чтению приходит только тогда, когда читатель владеет осмысленным чтением и у него развиты учебнопознавательная мотивация. Чтобы чтение было не только полезным, но и продуктивным, нужно научить работать с текстом. И здесь не обойтись без навыка осмысленного чтения. Осмысленное чтение - это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
-
Сергей Есенин: поэзия и судьба 2019
Цели урока: рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг" 2019
Цели урока: познакомиться с творчеством И.С.Тургенева. Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой. Увидеть мастерство писателя. Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств. Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.
-
Внеклассное мероприятие по теме "Устное народное творчество". "Пословица недаром молвится". 5-й класс 2019
Цель мероприятия: приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к народным традициям; развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, развивать творческие способности детей.
-
Правописание корней с чередующимися гласными ЛАГ-ЛОЖ 2019
В русском языке есть слова, в которых выделяются корни ЛАГ-ЛОЖ. Это особенные корни! Корни ЛАГ-ЛОЖ нельзя проверять подбором однокоренного слова с ударной гласной! В корнях ЛАГ-ЛОЖ происходит чередование гласных А // О, то есть в этих корнях иногда пишется А, а иногда О.
-
Народная мудрость в сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" 2019
Цель урока: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им. Задачи: учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения; развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение; через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.
-
Урок литературы по теме "Две бездны..." Философская лирика Ф.И.Тютчева 2019
Урок литературы по теме "Две бездны..." Философская лирика Ф.И.Тютчева" представляет собой урок, направленный на обобщение изученного материала, систематизацию полученных знаний, способствует восприятию материала по теме урока, развитию познавательных интересов по изучению философской лирики поэта. Урок нацелен также на развитие речевых навыков учащихся, направлен на решение проблемных задач нравственного характера, формирует навыки работы с текстами стихотворных произведений поэта.
-
Мифы в топонимике Владивостока 2019
Содержанием для организации исследовательского поиска явилась топонимика города Владивостока. Топонимический материал составляет значительную часть лексики любого языка и заслуживает того, чтобы его изучали. Общие задачи такой работы: развитие языковой культуры, коммуникативных умений, совершенствование различных форм устной и письменной речи, организация сотрудничества.
-
Растём вместе с Республикой 2019
Цель урока. формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, нормы общественной и коллективной жизни, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
-
Любовная лирика В.Маяковского 2019
Цель урока состоит в том, чтобы дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского; закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать; заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ драматургии А.П.Чехова и А.Н.Арбузова 2019
Драматурги 70-90-х гг. XX века передают самую суть человека «переходного периода» с его парадоксальным положением во времени, в пространстве, личной и внутренней жизни. Наиболее ярко в диалог с А.П.Чеховым вступил А.Н.Арбузов драматург. Он следует чеховской традиции, это происходит, на глубинном сущностном уровне и проявляется в едином ценностном взгляде на мир. Одним из первых драматургов 70-90-х гг. XX века, воспринявших чеховскую концепцию человека оказался А.Н.Арбузов. В драматургии А.Н.Арбузова, как и в поэтике А.П.Чехова, наблюдается взаимовлияние эпического и драматического начал.
-
Создание условий для развития интереса к чтению, творческой самостоятельности и духовно-нравственного воспитания обучающихся через использование формы литературно-музыкальной композиции и современных педагогических технологий 2019
Цель разработки: описание видов деятельности педагога и обучающихся при подготовке и проведении мероприятия внеурочной деятельности по литературе с использованием современных педагогических технологий, описанием форм и методов, способствующих созданию условий для раскрытия познавательных способностей, творческой самостоятельности и духовно-нравственного развития обучающихся. Содержит сценарий литературно-музыкальной композиции «Я, конечно, вернусь …», посвященной жизни и творчеству В.С.Высоцкого.
-
Открытый урок по литературному чтению для 4-го класса "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого". Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне 2019
Цели урока: продолжить знакомство с личностью и творчеством Л.Н.Толстого; развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному; способствовать нравственному воспитанию.
-
Исследовательский проект "Святой источник" 2019
Цель проекта: ознакомление с историческим природным объектом «Святой Ключ». Целебная вода святого родника придает силы, надежду, дает духовное обновление и радость от общения с живой природой! При омовении кто-то испытывает душевное облегчение, у кого-то наступает исцеление физических болезней. Но каждый, выходя из купальни, испытывает ощущение духовного подъёма.
-
«Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа». По произведению Д.Дефо "Робинзон Крузо". 5-й класс 2019
Цель урока: определение человеческих качеств Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.
-
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО «Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка») 2019
Цель программы: создание условий для интеллектуального, социокультурного развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством коми языка.
-
Когнитивная компетенция как средство развития одаренности обучающихся на уроках гуманитарного цикла в условиях ФГОС 2019
Высокий познавательный интерес доказывает эффективность когнитивного подхода к учебной деятельности школьников. Развивая мышление, школьники учатся познавать мир, свою социальную значимость и, как следствие, становиться гражданином своей страны с активной жизненной позицией.
-
Семейное чтение как средство формирования читательской грамотности учащихся 2019
Самой большой своей находкой, применяемой на практике, я считаю «семейное чтение». Ситуация, в которой родители не заставляют ребенка читать, а садятся с ним рядом, дает огромный положительный эффект, у ребенка при виде книги загораются глаза. Хочу заметить, что не все родители сразу способны понять ценность данных минут для ребенка, но через неделю, через две или три все семьи включаются в марафон семейного чтения.
-
Рассказ И.А.Бунина «Господин из «Сан-Франциско» в восприятии современных школьников 2019
В статье описано, как воспринимают современные школьники шедевр И.А.Бунина, какие проблемы волнуют их особенно остро. Учитель демонстрирует, как сделать беседу с учениками композиционно стройной, направить разговор в нужном направлении, какие вопросы предложить для осмысления, какие акценты расставить. На уроке ученики познакомились с историей создания рассказа «Господин из Сан-Франциско», вспомнили сюжет, ответили на вопросы.
-
Визитка литературного музея Галимджана Ибрагимова 2019
В 2018 году прошел городской смотр-конкурс краеведческих и этнографических музеев, посвящённый 100-летию ТАССР «Мой край родной, республика моя». Музейный актив «Молодые сердца» под руководством п.д.о. Д.Р.Агзамовой занял второе место в районном этапе конкурса, который проходил в «Доме детского и юношеского туризма и экскурсий». Одним из этапов конкурса была визитка музея.
-
Формирование экологических компетенций на уроках гуманитарного цикла 2019
В настоящее время в массовой школе преобладает интеграция экологии в разные предметы, формируются экологические компетенции за счет факультативных программ экологических практикумов, кружков, проектной деятельности. Однако основу содержания экологического образования на школьном этапе составляют научные представления о различных классах экосистем, накапливаемые и формируемые в разных учебных предметах. Задача учителей гуманитарного цикла – возродить народную экологию и вернуть человека в лоно природы, но уже на более высоком, осознанном уровне.
-
По страницам произведений Самуила Яковлевича Маршака. 5-й класс 2019
Цель урока: вспомнить и повторить сказки и стихи писателя С.Я.Маршака. Задачи: прививать интерес к чтению книг; пополнять словарный запас детей через игровую, творческую деятельность; развивать воображение, внимание, мышление, культуру общения.
-
Из опыта преподавания литературного чтения детям с ограниченными возможностями здоровья 2019
В статье мы знакомим с приемами надомного и дистанционного обучения ребенка-инвалида литературному чтению в начальных классах согласно нашему опыту работы в МБОУ «СШ № 2» г.Смоленска. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ регламентирует воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (Статья 79) [1].
-
Урок литературы в 9-м классе "Загадка Печорина" 2019
Цель урока: заинтересовать учащихся личностью странного человека - Печорина, создав проблемную ситуацию; формировать представление о психологизме в романе.
-
Звезда Вампилова 2019
Представлена презентация к викторине по произведениям Александра Вампилова.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. «Круглый стол» «Как найти своего мальчишеского бога?» 2019
Форма мероприятия - встреча с писателем и последующее обсуждение книги в форме эвристической беседы - является эффективной. Возможность задать вопросы писателю, послушать отрывки из книги, взять книгу с автографом в руки – все это способствует привитию интереса к чтению. Само обсуждение книги построено на принципе медленного чтения «вслед за автором». Правильно составленные вопросы позволяют ученикам задуматься над важными проблемами (Как сделать свою жизнь интересной? Как преодолеть страх? Как заслужить уважение окружающих? Как научиться любить родную землю?). Материал можно использовать на уроках литературы, во время предметной недели. Материал предназначен для учащихся 12–14 лет.