Цель: способствовать развитию художественного восприятия дошкольников через выявление новых смысловых и художественных оттенков в известном литературном произведении.
Задачи:
- помочь детям понять смысл сказки;
- побуждать интерес к театрально-игровой деятельности;
- способствовать формированию двигательного воображения, сочетания проговаривания текста сказки с движениями и музыкой;
- способствовать развитию умения вживаться в образ, согласовывать действия с другими детьми;
- способствовать желанию выразить себя в художественной и театрализованной деятельности;
- способствовать воспитанию навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Участники: дети второй младшей группы «Улыбка», воспитатели, музыкальный руководитель.
Инструменты и материалы: барабаны, маракасы, трещотки, дудочки, треугольники; куклы-перчатки для кукольного спектакля «Волк и козлята»; большой и маленький колокольчики, стеклянный стаканчик и железное ведро; шапочки козлят, козы, волка; книжка «Волк и семеро козлят»; ширма-домик; дерево; краски и карандаши.
Музыкальные произведения: музыка из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят на новый лад», музыка А.Рыбникова, слова Ю.Энтина; песня «В гостях у сказки» музыка В.Дашкевич, слова Ю.Ким; музыка по выбору музыкального руководителя.
Действующие лица:
- Козлята,
- Коза,
- Волк,
- Сказочница.
Кукольный театр.
Дети заходят в зал под музыку «В гостях у сказки».
Сказочница: Ребята, хотите попасть в сказку? Скажем волшебные слова: «Дорожка, дорожка, помоги немножко! Ты, дорожка не плутай, попасть в сказку помогай».
Дети повторяют слова.
На ширме появляется домик и главные герои сказки.
Сказочница: Сегодня у нас в гостях сказка «Волк и Козлята».
Сказочница: Жила-была Коза с Козлятами. Коза построила себе в лесу избушку, и там поселилась вместе со своими Козлятами. Уходила Коза в лес есть травку шелковую, пить воду студёную и Козлятам молочка принести. И когда она уходила, всегда говорила своим деткам, чтобы они дверь в избушке запирали и чужих не пускали.
Сказочница: Ребята, а хотите сегодня быть не Ребятами, а Козлятами, и побывать в этой сказке?
Дети соглашаются.
Сказочница: Повторяйте за мной и делайте движения по тексту:
Сделай семь прыжков на месте.
Руки врозь, а ноги вместе.
Потихоньку повернись
И козленком обернись!
Сказочница: Покружились, покружились, и в Козлят мы превратились.
Дети превращаются в Козлят, выбирают себе музыкальный инструмент.
Коза: Козлятушки мои, я пойду на лесную полянку травку пощипать и молочка вам принесу! Вы помните, что вы должны сделать, когда я уйду?
1-й Козленок: Да! Закрыть за тобой дверь на запор!
2-й Козленок: И никуда не выходить! Запереться крепко-накрепко!
Коза: Молодцы! А когда я приду и постучусь в дверь, что вы будете делать?
3-й Козленок: Мы скажем: мама, спой нам свою песенку!
Коза: Молодцы!
Коза поет песню мамы-Козы:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку.
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Сказочница предлагает детям петь вместе с Козой. Дети помогают петь Козе.
Появляется Волк. Он подставляет ухо и начинает слушать. Стоит так, чтобы его Коза с Козлятами не видели.
4-й Козленок: И тогда мы тебе дверь откроем!
Коза: А если кто чужой придет?
Все Козлята: Никому не откроем!
Коза: Молодцы, детки! Ну, я пошла! Запирайте дверь!
Козлята заходят в избушку. Коза уходит.
Козлята поют в избушке: Раз, два, три, четыре, пять - будем прыгать и скакать!
Дети поют вместе с ними.
Сказочница (обращается к детям): Мои милые сыночки и послушные дочки, мама в лес пойдет, грибов, ягод принесет. Дверь закройте на крючок, а не то вас съест волчок.
Дети имитируют движения, закрывают дверь на замок.
Сказочница: Хотите, ребята, узнать, что было дальше? Тогда произнесем волшебные слова: «Ручеек, ручеек в сказку множество дорог. Помоги же нам немного – укажи одну дорогу».
Дети изображают ручеек, повторяют слова и начинают петь вместе с Козлятами.
Дети маршируют (в руках музыкальные инструменты) и распевают вместе с козлятами: «Раз-два-три, раз-два-три, мы сме-лы-е коз-ля-та! Не бо-им-ся вол-ка! Раз-два-три, раз-два-три!»
Сказочница: Детки у Козы были послушные и чужим дверь не открывали, но когда Коза пела, мимо пробегал серый Волк. Он уже давно хотел съесть Козлят. А в этот раз он услышал, как Коза поет своим Козлятам песенку и решил обмануть Козлят. Подошел он к избушке и запел толстым голосом.
Волк подходит к избушке. Звучит трещотка. Дети, которые выбрали трещотки, играют.
Волк (поет толстым голосом):
Козлятушки, ребятушки!
Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята: Слышим, слышим!
1-й Козленок: Не матушкиным голосом поешь!
2-й Козленок: Матушка поет тоньше! И не так причитывает!
3-й Козленок: Не откроем тебе дверь!
4-й Козленок: И не проси!
5-й Козленок: Уходи лучше подобру-поздорову!
6-й Козленок: А то шум поднимем, охотников позовем!
7-й Козленок: Останешься ты тогда без шкуры.
Сказочница: Ребята, нужно открывать волку?
Дети (нараспев): Нет-нет, это Во-о-о-лк!
Сказочница: Надо прогнать волка.
Дети (нараспев): Уходи Волк! Уходи Волк! Уходи Волк!
Сказочница (обращается к козлятам): Почему вы дверь не открыли? Как вы догадались, что это Волк?
Козлята: Наша мама поет тоненьким голосом, а Волк поет толстым-претолстым, грубым голосом. Сказочница: Пришлось уйти Волку ни с чем. А Коза вернулась домой и запела…
Появляется Коза. Подходит к избушке.
Песенка мамы-Козы:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку.
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Дети помогают Козе петь.
Козлята открывают дверь и выходят из избушки к Козе.
1-й Козленок: Мама, мама! К нам Волк приходил.
2-й Козленок: И пел твою песенку толстым-претолстым голосом!
3-й Козленок: А мы ему не открыли!
4-й Козленок: Мы знаем, как ты причитываешь!
Все Козлята: Мы знаем, что у тебя тонкий голосок!
Коза: Молодцы, детки. Никогда чужим дверь не открывайте! Кто придёт к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберёт всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте. А если еще Волк придет, вы ему скажите, что я его рогами забодаю и копытами затопчу!
Все Козлята: Ладно, ладно! Так и скажем!
Звучит музыка. Коза с Козлятами заходят в избушку.
Сказочница: Коза своих деток накормила, спать уложила, а на следующий день опять собралась пойти травку пощипать и Козлятам молочка принести.
Под музыку Коза с Козлятами выходят из избушки.
На столе выставлены большой и маленький колокольчики, стеклянный стаканчик и железное ведро.
Сказочница:Ребята, поможем Козлятам узнать, кто поет: Волк или мама-Коза. Послушайте звуки, которые издают эти предметы, и выберите «толстые звуки» Волка и «тонкие» мамы-Козы.
Дети выбирают для Волка ведро и большой колокольчик, а для мамы-Козы – маленький колокольчик и стеклянный стакан.
Сказочница: Сказка продолжается.
Коза: Ну, я пошла! Запирайте дверь!
Козлята заходят в избушку. Коза уходит. Козлята маршируют в избушке.
Дети вместе с козлятами шагают маршем, распевая песню, используя инструменты, которые выбрали: «Раз-два-три, раз-два-три, мы сме-лы-е коз-ля-та! Не бо-им-ся Вол-ка! Раз-два-три, раз-два-три!»
Звучит тревожная музыка. Появляется Волк, подходит к избушке.
Сказочница: Только ушла Коза — Волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать толстым голосом.
Волк поет:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
1-й Козленок: Слышим, слышим! Это не матушкин голосок!
2-й Козленок: Она тонким голосом поет! И не так причитывает!
3-й Козленок: И матушка сказала, что если ты еще раз придешь, она тебя рогами забодает!
4-й Козленок: И копытами затопчет!
Все Козлята: Уходи и не приходи больше!
Сказочница: Разозлился Волк. И решил, что он обязательно украдет Козлят. Пошёл он в кузницу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
Волк подходит к избушке и поет тонким голосом.
Волк поет:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку.
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
1-й Козленок: Это наша мама поет! Давайте откроем дверь!
2-й Козленок: А мне кажется, что это не она!
Все остальные козлята: Нет, она! Открывай!
Звучит тревожная музыка. Козлята открывают дверь.
Сказочница: Козлята отворили дверь, Волк кинулся в избу и всех Козлят съел. Только один Козлёночек схоронился в печке.
Волк убегает, один Козленок прячется.
Сказочница: Приходит Коза. Сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного Козлёночка.
Появляется Коза, видит, дверь открыта, Козлят в доме нет.
Козленок: Мама, Волк приходил, он твоим голосом песенку спел, мы ему дверь и открыли. Волк всех съел, а меня не нашел, я в печку спрятался.
Коза: Ах, Волк! Ах, он злодей!
Сказочница: Как узнала Коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать.
Коза начинает причитывать:
Ох, вы детушки, мои Козлятушки!
Зачем отпиралися - отворялися,
злому Волку доставалися?
Сказочница: Услыхал это Волк, входит в избушку и говорит Козе.
Волк: Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих Козлят съел. Полно горевать, пойдём лучше в лес, погуляем.
Декорации на сцене меняются, нарисованное дерево закрывает избушку. Пока идут преобразования, Коза и Волк прогуливаются по лесу.
Сказочница: Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костёр горел.
Дети, вместе со сказочницей, играют на шумовых музыкальных инструментах, чтобы показать напряженность момента.
Коза: Давай, Волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?
Волк: Давай, Коза.
Сказочница: Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а Волк прыгнул да и свалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, Козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери!
Козлята радостно бегут к маме-Козе.
Коза: Козлятушки мои!
Козлята: Мама, мама!
Коза обнимает Козлят.
Коза: Никогда больше не открывайте дверь чужим!
1-й Козленок: Но Волк пел тонким голосом! И все перебирал, что ты причитывала.
2-й Козленок: Но все равно это был не твой голос! У тебя нежный голосок!
Коза: Вы должны знать мамин голос и только на него открывать! Поняли?
Козлята: Да!
Коза: Больше не попадетесь злому Волку?
Козлята: Нет!
Коза поворачивается к залу и обращается к детям.
Коза: И вы, Ребята, чужим дверь не открывайте, чужих в дом не пускайте, чтобы и вас никто не утащил! Нужно уметь верить, но не быть слишком доверчивым!
Дети отвечают.
Коза: Я вас научу, Ребята, как не бояться.
Дети повторяют слова и показывают кулачок невидимому врагу или страху.
Ты попрыгай, как козленок,
Покрутись ты, как волчок.
Ну, а если будет страшно,
Покажи свой кулачок!
Сказочница: И стали они жить-поживать по-прежнему. Вот и сказочке конец.
Звучит музыка. Занавес закрывается.
Сказочница: Поиграли ребята? Пора превратиться в детей и возвращаться из сказки в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Кулачок с секретом к ушку поднесем. Три раза повернемся и в детский сад попадем».
В конце представления дети рисовали героев сказки.
Играли в группе в Волка и Козлят.
Строили из кубиков домик для Козы и Козлят.
Дети очень полюбили сказку «Волк и козлята», и в рамках проекта «Искусство открывает мир», наша группа «Улыбка» посетила Московский дом Музыки. Ребята смотрели прелестную музыкальную сказку по мотивам знаменитого мультфильма Леонида Аристова «Волк и семеро козлят на новый лад» и слушали чудесную музыку Алексея Рыбникова (труппу его театра называют самой поющей и танцующей в Москве).