«Вот они – нашей дороги строители» (по стихотворению Н.А Некрасова «Железная дорога», 1864 г.)

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: Н.А. Некрасов, Н.Некрасов «Железная дорога»


Цель урока: формирование у учащихся представления о народе как созидателе духовных и материальных ценностей на примере стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Задачи:

  • Раскрыть перед учащимися особенности эпохи, когда жил и работал Н.А.Некрасов;
  • Показать отношение поэта к людям труда и их руководителям;
  • Развивать навыки анализа лирического произведения
  • Совершенствовать умение учащихся строить монологическую речь.

Образовательные задачи:

  • продолжить знакомство с биографией Н.А.Некрасова;
  • проверить глубину эмоционального и содержательного восприятия стихотворения «Железная дорога»;
  • настроить учащихся на восприятие нового произведения;
  • формировать навыки анализа лирического произведения;
  • дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о роли пейзажа в художественном произведении;
  • совершенствовать умение учащихся строить монологическую речь.

Развивающие задачи:

  • развивать умения и навыки анализа лирического стихотворения, речь учащихся;
  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • развивать чувство слова;
  • развивать мышление;
  • развивать внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сострадания к обездоленному народу, чувство гордости за его духовную силу.
  • воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Тип урока по ФГОС: урок открытия нового.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы: частично-поисковый и репродуктивный.

Формы: коллективная и индивидуальная.

Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, работа по вопросам, анализ стихотворения, эвристическая беседа, словесное рисование.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

  • знание истории создания стихотворения «Железная дорога»;
  • умение анализировать текст;
  • умение выявлять авторскую позицию;

Метапредметные:

  • Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике;
  • Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свои достижения на уроке;
  • Коммуникативные: строить монологическое высказывание, связно излагать мысли, формулировать и отстаивать свою точку зрения, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Личностные: проявлять готовность к саморазвитию, ценностное отношение к труду. Чувство патриотизма.

Используемые приёмы:

  • информационно-коммуникативные;
  • проблемного обучения;
  • образно-эмоциональные приёмы;
  • индивидуальный и дифференцированный подход.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация.
  • Фрагменты музыкальных произведений.
  • Фрагменты текста.
  • Раздаточный материал «Билеты на поезд»
  • Видеофрагменты.

Ход урока

Звучит музыкальное вступление Г.Свиридов «Осень».

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

На партах лежат строки из стихотворений Н.А.Некрасова («Дед Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «На Волге»)

- Ребята, у вас на партах лежат строки из стихотворений.

- Давайте вспомним, кто автор этих поэтических отрывков? (Николай Алексеевич Некрасов)

Презентация. Слайд 1

Правильно, это строки из произведений Николая Алексеевича Некрасова.

Слово учителя: Некрасов обладал даром большого поэта, он умел чувствовать людское горе, страдание, боль. Тема народа - одна из основных в его творчестве.

Слайд 2

Звучит музыка вместе с гудком.

- Вы когда-нибудь путешествовали по железной дороге? (Это шум поездов, электричек, скопление народа. У многих с железной дорогой связаны приятные воспоминания о путешествии)

Слово учителя: А ведь есть люди, которые строили эту дорогу. Сколько людского труда было вложено.

- Как вы думаете, в каких условиях проходило строительство? (тяжёлые, нечеловеческие условия жизни народа) Ребята, вы правы.

- Попробуйте определите тему нашего урока. (Некрасов «Железная дорога»)

Слайд 3

Слово учителя: Я дополню тему нашего урока «Вот они – нашей дороги строители» (по стихотворению Н.А.Некрасова "Железная дорога»)

Шум вокзала. На партах билеты.

Учитель одевает шляпу.

Представьте, что мы с вами дамы и господа XIX века. 1851 год. Каждый из вас получил посадочный билет. Вы - первый вагон, а вы – 2. Мы первые пассажиры по Николаевской железной дороге. Новая железнодорожная ветка Москва – Санкт – Петербург стала сенсацией того времени. Вы сидите в вагоне, наслаждаетесь отдыхом. И вдруг слышите разговор.

Слайд 4

Дети разыгрывают сценку (напечатать слова и раздать двум ученикам) Во время сценки дети стоят у доски.

Ваня (в кучерском армячке):
Папаша! Кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке)
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка!
(разговор в вагоне)

Слово учителя: По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Однажды автор услышал в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов вмешивается в разговор и рассказывает правду мальчику Ване о том, кто является настоящим строителем железной дороги.

Слово учителя: - Предлагаю вам сформулируем цель нашего урока. (Определить, кто построил дорогу)

Учитель: Ребята, а вы заметили, что на папаше - пальто на красной подкладке, такую одежду носили богатые, обеспеченные люди). А вот своего сына он одевает бедно.

- Почему? (хочет показать, что близок народу)

- Спасибо, ребята, присаживайтесь.

Окунёмся в историю....

Учитель: Мерно стучат колёса, но почему – то разговор между отцом и сыном не даёт нам покоя.

В основе стихотворения лежат реальные исторические факты (Текст распечатан на партах).

Слайд 5

Слово учителя: Уважаемые пассажиры. На столе у вас историческая справка. В руках карандаш.

1 группа – пассажиры 1 вагона найдите аргументы, подтверждающие правоту Папаши.

2 группа – пассажиры второго вагона, найдите аргументы противоречащие ему.

3. Работа с текстом

В 1842-1852 годах шло строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Руководить строительством Николай 1 поручил графу Петру Андреевичу Клейнмихелю, деспотичному, жестокому человеку. Граф Пётр Клейнмихель - военный и государственный деятель из немецкого рода. Был адъютантом графа Аракчеева. Благодаря активности и исполнительности получал повышение. На постройке дороги работали тысячи рабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было бесчеловечное: получали они за тяжёлую работу около трех рублей в месяц, у них не было необходимой одежды и обуви. За малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровье и жизни рабочих. Отличался яростным, неукротимым характером, преданностью делу. Сотни и тысячи их умирали от недоедания, болезни, холода. Строили дорогу 10 лет. Инженер Панаев, близкий приятель Некрасова писал:«Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать вознаграждения».

- Время работы с исторической справкой закончилось. Первый вагон, представьте ваши аргументы.

- Слово пассажиром второго вагона.

Спасибо, ребята, за работу.

Видео поезда

Слово учителя: Некрасов в произведении хотел показать подлинных строителей железной дороги. Давайте попробуем увидеть их глазами поэта, погрузившись в 19 век. Мы продолжаем путешествие по железной дороге. Сделаем небольшую остановку на первой части стихотворения.

- Послушаем первую часть стихотворения (чтение первой части наизусть учителем)

- Какую картину вы увидели за окном? (Прекрасная картина осеннего пейзажа, всё залито волшебным лунным сиянием)

- Какие чувства поэт выразил в этом отрывке? (Поэт восхищается окружающим миром, в природе всё хорошо, царит гармония)

Слово учителя: Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда.

- Найдите это слово (безобразие).

- Прочитайте всю фразу («Нет безобразья в природе...»)

- О чём она говорит? (Что в природе всё спокойно, хорошо, а вот в мире людей царит несправедливость).

Так ли это на самом деле? Проверим, правильно ли наше предположение.

Слово учителя.…Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою ...

Возражая генералу, поэт просит разрешение «показать» Ване правду.

- Почему не «рассказать», а «показать»? (Лучше увидеть своими глазами)

Внезапно преображается лунный пейзаж: в нём всё больше и полнее проступают мрачные, трагические краски.

- Кого мы видим за окном на строительстве железной дороги? (Крестьян, народ)

- Как они здесь оказались? (Голод заставил людей отправиться на заработки). В мире есть царь. Этот царь беспощаден. Голод названье ему.

Слово учителя: Действительно, бедняки искали лучшей жизни, но нашли лишь смерть. Сколько их здесь погибло!

Слайд 6

- Давайте рассмотрим репродукцию картины художника К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

- Кого вы видите на картине? (… и детей, и взрослых, но все они еле передвигают ноги от тяжести и усталости. Люди передвигаются нескончаемой лентой, которой нет ни конца, ни края. Подрядчик следит за тем, чтобы никто и ничто не нарушало безропотного повиновения этих людей. Перевернутые тачки говорят о том, что хозяева этих тачек погибли. Брошенных тачек много, значит и людей погибло много на этой работе).

- Какие эмоции и чувства у вас вызывает эта картина? (Сочувствие, сострадание, жалость...)

Слово учителя: Тяжелые мысли не дают покоя, но все-таки постепенно под стук колес вместе с Ваней мы погружаемся в атмосферу полусна, полудремоты.

- Ребята, что Ваня увидел во сне? (Сон дает увидеть многое, чего не увидишь в обычной жизни. (Косточки, толпы оживших мертвецов)

- Для чего же сейчас они появились во сне Вани? (рассказать правду о строительстве дороги, напомнить о себе)

- А в каких словах звучит просьба о памяти? (Братья...)

- Какое слово объединяет в стихотворении Некрасова и бедных и богатых людей?

Братья! Вы наши плоды пожинаете…

Слов учителя: Поэт восхищается величием народного труда и славит их «привычку к труду благородную»

- А верит ли поэт, что жизнь народа изменится? Найдите ответ в тексте. («Вынесет все...»)

- Скажите, как учит Некрасов относиться к мужику? (Уважать тружеников, ценить их труд)

Ребята, путешествие у нас долгое. Поэтому сейчас мы с вами сделаем техническую остановку.

  • Встаньте, откройте окна (руки развести в стороны).
  • Глубоко вздохните раз, два...
  • Потянитесь.
  • Пройдитесь по перрону.
  • Займите свои места.

Звучит свисток

Учитель. Сон развеялся, страшные картины исчезли. Мы слышим продолжение разговора отца и сына.

- Каким генерал видит народ? Подтвердите словами текста и попытайтесь интонационно выразить его слова. (Он не верит в свой народ. «Не создавать - разрушать мастера. Варвары! Дикое скопище пьяниц!»)

- Какое чувство вы пытались выразить, читая текст? (презрение)

Слово учителя. Генерал с презрением относится к народу, он не верит в народ, в его силу.

- Какую плату получил народ за работу на строительстве железной дороги? (Каждый из строителей не получил денег за свою работу, вместо этого рабочим дали бочку вина и простили долги).

- Обрадовались ли рабочие такому вознаграждению? (Да. Народ малограмотный, он верит в честность и справедливость власти)

- Но почему же тогда в стихотворении соседствуют рядом строки «Мы надрывались под зноем, под холодом» и «любо нам видеть свои труд»? (Рабочие видят результаты своего труда, гордятся этим)

Слово учителя: Генерал доволен смирением народа, который готов работать при любых условиях.

- К чему призывает Ваню лирический герой Некрасова? (Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять... уважать мужика)

- Почему герой, от лица которого идёт повествование, обращается только к Ване? (Ваня – символ молодого поколения, в руках которого будущее России)

- Правильно, поэтому стихотворение носит подзаголовок «Посвящается детям»

- Каким видит будущее автор? Прочитайте. (Вынесет всё ... только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе... Сожалеет, что так далеко ещё это светлое время)

Слово учителя: Подведём итог нашего урока: узнали ли мы, кто был истинным строителем железной дороги?

- А могли бы крестьяне построить дорогу без графа Клейнмихеля?

Вывод: Конечно, на строительстве дороги обязательно должен быть руководитель. Только общими усилиями могла быть построена железная дорога.

Слайд 7

- Ребята, совсем недавно был построен мост через Керченский пролив (Крымский мост)Руководил строительством Аркадий Ротенберг. Как вы думаете, он один строил дорогу? (Нет, конечно. Дорогу строили рабочие под руководством инженера)

Попробуем написать синквейн со словом «народ».

1) народ;
2) работает, страдает;
3) трудолюбивый, покорный, бесправный;
4) народ достоин уважения;
5) созидатель.

Видео поезда

Ребята, вот мы с вами прибыли на место назначения. На память о нашем путешествии я дарю вам билеты.

Знаете, для меня наше путешествие было особенным. Мне особенно понравилось описание осени (поднимаю билет). А вам? Поднимите билет и расскажите, а что больше всего запомнилось вам?

Сегодня на уроке мне хочется отметить самых активных моих помощников и поставить им пятёрки. Спасибо, ребята, за урок, за вашу активность, за добрые сердца, за помощь и поддержку.

Запишите домашнее задание.

Оно будет на выбор:

Д.З.

1. Составьте кластер по стихотворению «Железная дорога».

2. Напишите письмо строителям дороги 19 века (не более 7 предложений).

3. Напишите письмо графу Клейнмихелю (не более 7 предложений).