Литературная гостиная «Чародейкою Зимою…»

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Классы: 6, 7

Ключевые слова: литературная гостиная, стихи о зиме


Цель: приобщение школьников к русской поэзии.

Задачи:

  • познакомить учащихся с произведениями о зиме поэтов и художников;
  • создать представления о зиме на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства;
  • развивать творческие способности учащихся; способствовать развитию у детей ассоциативного, образного мышления, фантазии через чтение стихотворений
  • воспитывать любовь к языку и родной природе; развивать чувство прекрасного, создать положительную мотивацию учения.

Оборудование: скатерть на столах, фотографии поэтов, свечи, книги со стихотворениями поэтов, репродукции картин, рисунки с отображением стихотворений, презентация.

Оформление литературной гостиной:

  • Парты составлены в три стола, покрытые скатертями. За столами сидят участники литературной гостиной.
  • Для зрителей и гостей расставляются стулья в несколько рядов в противоположной части класса.
  • На стенах – портреты поэтов.
  • На столах по углам класса – выставка поэтических сборников.

Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

У нас сегодня необычное занятие - литературная гостиная. Вы, наверное, уже обратили внимание на особое оформление нашего класса, ну и, конечно, на то, как мы с вами выглядим – по-праздничному. Дело в том, что предмет разговора у нас сегодня будет совершенно особый, и для него необходима соответствующая обстановка.

Чтобы выяснить тему сегодняшнего занятия мы проведем небольшую разминку. Я приготовила для вас сюрпризы, которые находятся в «волшебном» ящике. Сейчас от каждого стола ко мне подойдет один человек и достанет какой-нибудь предмет, вернется за стол, а вы все вместе поразмышляете, какие ассоциации у вас вызывает этот предмет. (снежинки, елка, снеговик, книжечка стихов, свеча ангела)

- Как вы думаете, что связывает все эти вещи? (зима, снег, рождество, новый год, поэзии).

Сегодня наша литературно-музыкальная гостиная посвящена Зимушке-зиме. Поэты написали много красивых стихотворений о зиме, композиторы сочинили к ним музыку, а художники написали картины.

Зима приходит неожиданно, без предупреждения, со всей своей красотой.

Чтец 1

И.З.Суриков «Зима»

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

Чтец 2

Ф.И.Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Учитель. Зима в стихах русских поэтов задумчива, манит великолепием, словно, сама королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг, оковывает и манит своей красотой и величеством. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало, в то время, как зима освободила силы ветров и морозов, заковавшие весь природный мир в ледяные оковы, словно, строки зимних стихов, околдованные красотой и очарованием русской поэзии.

Зимние картины так красивы, так умиляют душу, что трудно их не заметить.

Как прекрасно зимнее утро.

Чтец 3

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Учитель. А вечер манит своей таинственностью и грустью

Чтец 4

Зимний вечер

Михаил Исаковский

За окошком в белом поле –
Сумрак, ветер, снеговей…
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей.
Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом:
То ли пишешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем.
Кончен день – и в классах пусто,
В старом доме тишина,
И тебе немножко грустно,
Что сегодня ты одна.
Из-за ветра, из-за вьюги
Опустели все пути,
Не придут к тебе подруги
Вместе вечер провести.
Замела метель дорожки, –
Пробираться нелегко.
Но огонь в твоем окошке
Виден очень далеко.

Учитель. Зима… Холодно… Но ребятишки ждут зиму с нетерпением. И сколько радости, когда выпадает долгожданный снег!

Чтец 5

Стихотворение А.Фета

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Учитель. Конечно, каждый ребенок радуется снегу, а замечали ли вы, как прекрасна и неповторима каждая снежинка?

Она действительно завораживает, на падение снежинок можно смотреть, не отрываясь, забывая о суете вокруг. А какая в них гармония, какое совершенство формы!

Чтец 6

Снежинка

Константин Бальмонт

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Учитель. Когда станет совсем темно, небо кажется чёрным, усеянным словно золотыми искрами, а земля – тёмно-синею. Если поднимется луна, поле точно покрывается пеленой из голубоватого серебра. И какое наслаждение посидеть у камина, в кругу родных и близких. Удивительное зимнее занятие – смотреть из окна на заснеженные улицы и дома.

Любимая бабушка вяжет теплые носки и варежки, а внуки внимательно слушают бабушкины истории. Вот так и рождается сказка, лучшее время для которой – долгие зимние вечера.

Чтец 7

Фрагмент сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

За окном порхали снежинки; одна из них, самая большая, опустилась на край цветочного ящика. Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя. Она склонилась к окну, кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчик испугался и спрыгнул со скамеечки, а мимо окна промелькнуло что-то, похожее на огромную птицу.

Учитель. Кто же рисует, неповторимые по своей красоте, узоры на наших окнах? Может и вправду снежная королева?

Чтец 8

М. Лесна-Раунио

Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины.
Порезвясь в широком поле,
И устав в лесу скитаться,
Дед Мороз от скуки, что ли,
В теплый дом решил забраться.
Но испуганные люди
Дверь держали на запоре,
И Морозко — будь что будет -
Сквозь окно полез к ним вскоре.
Но и там была преграда -
В окнах стекла были всюду,
И Морозко от досады
Навредить решился людям.
Он прикинул хитрым оком,
Кисти взял, белил, эмали -
И к утру все стекла окон
Света в дом не пропускали.

Учитель. Давным-давно наши с вами предки ждали зиму с нетерпением, чтобы отдохнуть от полевых работ, потому что зима – время года, когда можно дни проводить беззаботно, катаясь с гор на санках, играя в снежки.

Яркими словами в народе называли зимнее время, они будто пронизаны холодом и мраком: озлобень, заморозь, тянуча, лютовень, ледостав, рекостав…. Давайте узнаем, как в старину называли зимние месяцы наши предки, какие народные приметы связывали они с этими месяцами, кто нам расскажет?

(учащиеся сообщают о месяцах, приметах)

Учитель. В языческие времена сложились в представлении русских людей образы добрых и злых зимних богов, идолов, сил. И дни январские были святыми.

Чтец 9

Рассказ о святках.

Святки — основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась.

Ряженье служит символом обновления природы.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было.

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Молодежь собиралась на вечерки, все наряжались, пели песни, танцевали, одним словом, веселились.

А как непросто было девушке выбрать наряд покрасивее, чтобы была она царицей вечера.

Какое наслаждение испытываешь, когда после прогулки по морозцу, оказываешься в теплом помещении, где веселым треском трещит, затопленная печь…

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Святочные гадания — гадания у славянских народов, хронологически связанные с периодом зимних святок (с Рождественского сочельника по Крещение).

Наиболее благоприятным временем для гадания у восточных славян считались Рождественский, Васильевский и Крещенский вечера — переломные, наиболее опасные, пограничные периоды, когда святочная нечисть особенно сильна.

В отличие от гаданий в другие календарные периоды, гадания на Святки носили самостоятельный характер: они были изолированы от других обрядов, совершаемых в это время.

В святочных гаданиях присутствовали две основные темы: гадания об урожае и судьбе (своей и всей семьи) в наступающем году.

Гадания были одним из главных девичьих развлечений на Святки, так как многие девушки, ожидая замужества, хотели заглянуть в будущее и, хоть с помощью нечистой силы, узнать, кого судьба пошлёт ей в мужья, и какая жизнь ожидает её впереди с этим неведомым мужем.

О гаданиях этого календарного периода писали В. А. Жуковский в балладе «Светлана» и А. С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин».

Чтец 10

СВЕТЛАНА

Жуковский В.А.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Чтец 11

Некоторые способы гаданий

Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж

Это наиболее известный и распространённый вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут заму.

Гадание (со сжиганием нити) на быстроту и очерёдность выхода замуж

Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. У кого вперед догорит нитка, тот первый окажется замужем. Если нитка потухла сразу и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.

Гадание с петухом (курицей)

В одну тарелку насыпается зерно (или кладутся деньги), в другую наливается вода, рядом кладется зеркало, иногда приносится курица. Петух, подошедший к зеркалу, символизирует красоту и нежность будущего жениха, подошедший к зерну или деньгам — его богатство, к воде — склонность к пьянству, если петух подходит к курице, значит, жених будет «бабником».

Гадание (на лай собаки) о возрасте жениха

После определенных действий участницы гадания прислушиваются к лаю собаки. «Хриплый» лай сулит старого жениха, а «звонкий» — молодого.

Гадание с кольцом на вызывание образа будущего жениха

В стакан с водой девушка бросает обручальное кольцо и вглядывается внутрь кольца, приговаривая слова: «Суженый мой, ряженый…».

Гадание с вызыванием сна про суженого.

Гадают в ночь с четверга на пятницу. Ложась спать, говорят: «Четверг со средой, вторник с понедельником, воскресенье с субботой. Пятница одна и я, молода, одна. Лежу я на Сионских горах, три ангела в головах: один видит. Другой скажет, третий судьбу укажет».

Гадают девушки. Если ложатся спать там, где раньше не приходилось, то перед сном говорят: «На новом месте, приснись жених невесте». Во сне увидишь своего жениха.

Гадание на картах

Перед сном кладут под подушку четырёх королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Если приснится пиковый король — жених будет стариком и ревнивцем, король червонный означает молодого и богатого, крестовый — жди сватов от военного или бизнесмена, а бубновый — от желанного.

Оклик прохожих

Выходят в полночь на улицу и спрашиваете имя у первого встречного. Именно так будут звать суженого, точно так он будет красив и богат.

Подслушивание

Забираются под окно соседей и, слушают. Если у них выяснение отношений с битьем посуды, можно ждать «веселого» года. Если в доме тишина — и у вас год будет гармоничным.

Гадание на поленьях

Подходят к поленнице задом и на ощупь выбирают себе полено. Если оно ровное, гладкое, без сучков, супруг попадётся с идеальным характером. Если полено толстое и тяжелое — муж будет состоятельным. Если сучков много — в семье народится немало детей, а коли полено кривое — муж будет косой и хромой.

Театральное представление

Звучит подблюдная песня, девочки показывают пример гадания на кольцо и замужество.

Учитель. Скоро еще один из любимейших народных праздников, сохранивший свои основные черты праздника проводов зимы и встречи весны – МАСЛЕНИЦА.

Учитель. Убаюканная снежными ветрами, засыпает природа. Потрескивают от мороза деревья. Стынут, заволакиваются льдом речки, день ото дня растут искрометные сугробы – это зима со своим ледяным дыханием, с морозами, вьюгами, метелями.

Сколько радости, забавных развлечений, приносит зима ребятишкам: катание с ледяных горок, игры в снежки, сооружение из снега снеговика или снежной бабы, катание на коньках, кувыркание в пушистых сугробах.

Издавна вдохновляла русская зима и живописцев, открывая перед ними душу родной природы, её задумчивость, торжественный, таинственный, манящий мир.

Пушистые белые хлопья. Уютный скрип под ногами. Искрящийся снег отражает солнечный луч. Идеальная зима — милость природы. А уж коли не расщедрится, так искусство не подведет. Русские художники столетиями рисуют зиму.

Чтец 12

Рассказ о картине Сурикова

Зимние забавы запечатлены во многих картинах. Любили зимние пейзажи Юон, Шишкин, Саврасов. Мы расскажем о картине Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка».

Многие исследователи творчества Сурикова, да и он сам, связывают происхождение его необычайного дара с сибирскими впечатлениями детства и юности художника.

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. Жизнь в Сибири сохраняла патриархальный уклад и жесткие нравы. Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых пор Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, в юности любил участвовать в кулачных боях.

Живя зимой в Красноярске и участвуя в зимних развлечениях, Суриков увлекся мыслью написать «Взятие снежного городка», изобразив излюбленную сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности: строили ледяную крепость, а всадник ломал стену и перескакивал через неё. Кто первый одолеет, тот и победитель.

В Сибири в последний день масленой недели часам к трем около снежного городка собиралась большая толпа нарядных празднично одетых людей. К этому времени деревенские умельцы уже соорудили из снега массивные стены с зубцами и ворота, верхняя перекладина которых украшалась снежными лепными фигурами людей и коней. У ворот вылепливались пушки, а позади ворот из снега делали праздничный стол со снежными бутылками и снежным угощением: блюда с пирогами…

Чтец 13

Играющие делились на защитников крепости и нападающих. Особый распорядитель объезжал на коне городок, произносил шуточные стихи, посвященные масленице. Неожиданно он прерывал свою речь и подавал знак бою. Осаждающие стремительно бросались на приступ, а защитники крепости не давали приблизиться всадникам к стене: пугали лошадей трещотками, стегали их хворостинами и метлами. Кони шарахались в стороны, люди кричали, смеялись ...

Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник, пробившись сквозь толпу, врывался в ворота городка. Победителя качали, купали в снегу, угощали вином. На картине художник написал кульмина­ционный момент, когда один из всадников пробился к снежным воротам. Его небольшая крепкая лошадка с раздутыми ноздрями и вытаращенными глазами на полном скаку грудью проламывает снежные ворота, а лихой всадник сильным ударом руки сшибает с перекладины снежного коня. За ним скачет второй всадник, третий...

Художнику хотелось передать своеобразие сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи. Как и всегда, близкие и знакомые ему люди позировали для картины. В кошеве – дорожных санях, на спинку которых накинут богатый ковёр с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой перелинке сидит двоюродная племянница художника. С ней рядом в темной шубке, опустив руку на спинку саней, глядит на потеху, повернувшись в профиль, красноярская молодая красавица – попадья, в санях – брат художника, в других, слева – в собачьей дохе и с кнутом знакомый крестьянин. Победитель на коне, по одним сведениям, печник Дмитрий, по другим – торгошинский казак.

Всем интересно: и разудалым парням, и румяным (кровь с молоком! ) девушкам, и замужним женщинам, и степенным мужикам, и вертлявым ребятишкам. Позы живые, лица весёлые. Глаза брызжут смехом, лучатся улыбками. Народ одет нарядно. Узор ковра, празднично горящий своими цветами на солнце, вместе с самими сидящими в санях и великолепной зелёной дугой, составляют главное красочное пятно картины. Зимняя гамма цветов звучит в картине радостным перезвоном. Всё ярко, зримо, выпукло. В «Городке» зародилась совсем новая суриковская тема – тема широкой казацкой натуры, тема удали и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших полотен.

Учитель. Природа никогда не перестанет удивлять человека своими чудесами, и мы всегда будем верить в доброту природы,

Необыкновенная пора!

Вот сколько всего чудесного происходит в святочные дни. Зима - сказка, зима, будто сон. Зимушка дарит щедро нам свои прелести: краски, звуки, запахи, чувства, сказку, волшебную и неповторимую.

Чтец 14

Для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Так читайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Учитель. В каждом человеке скрыт какой-нибудь талант, нужно только угадать, какой? В долгие зимние вечера можно послушать любимые мелодии. Слушаем ….(звучит музыкальный фрагмент).

Но скоро и этой прекрасной поре придет конец. Идет последний месяц зимы, чувствуется приближение весны…

Чтец 15.

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится...»

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Звучит песня «Колыбельная» (в исполнении учениц – члена литературного кружка)

Рефлексия

Учитель. Наше путешествие по чудесным мирам чародейки-зимы подходит к концу. Надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое и интересное.

- Вы сегодня читали стихи о зиме наизусть и делали это замечательно. Молодцы!

- Лирические стихотворения каких поэтов прозвучали сегодня?

- Вам понравилось читать стихи и слушать своих друзей?

Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы. Выразите свои чувства и настроение в небольшом стихотворении Синквей (учащиеся составляют и зачитывают свои стихотворения).

Мы славно потрудились сегодня и получили удовольствие от воображаемой прогулки на природе. Но разве может природа существовать без деревьев? Конечно, нет! У нас есть зимнее дерево, но нам надо его оживить, разбудить своими листочками с настроением, которое вы изобразите на них. Приклейте их на наше дерево.

Итог

Кто-то из вас наделен поэтическим даром, кто-то другим, но совершенно особым. Мне хотелось бы вам пожелать никогда не стесняться своих способностей и всеми силами стараться их развивать.

А на память о нашей встрече я хотела бы подарить каждому из вас маленькие книжечки со стихами известных поэтов. А нашим гостям небольшие сладкие зимние подарки.Дети дарят поделки гостям.

Благодарю всех участников Литературной гостиной.

До новых встреч!!!