Цель урока: определить роль дуэли в судьбе героев и в романе.
Задачи:
а) узнать, что такое дуэль, порядок проведения дуэли;
б) проанализировать поведение героев на дуэли;
в) определить черты характера героя.
Технологическая карта с дидактической структурой урока «Дуэль Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 класс). Приложение 1
Технологическая карта этапов урока по теме «Дуэль Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Приложение 2
Ход урока
1. Стадия вызова
Учитель (с использованием подводящего диалога):
- Здравствуйте. Садитесь.
- «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы, – писал В.Г. Белинский.
Идеал человека в пушкинском романе Татьяна. Сон, который она видит, подсказывает читателю дальнейшие события произведения:
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался... хижина шатнулась ...
И Таня в ужасе проснулась…
- Напомните, что предсказывает сон? (Дуэль между Онегиным и Ленским)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня говорим? (Определение темы урока). (Дуэль Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
- На какой вопрос мы можем ответить на сегодняшнем уроке. Для этого вспомните, что мы можем сделать с темой – утверждением? (Превратить в вопрос)
- Какова роль дуэли в судьбе героев и в романе? (Определение цели урока)
- Как мы к этой цели придем? (Определение задач урока). (Узнать, что такое дуэль, порядок проведения дуэли. Проанализировать поведение героев на дуэли)
Эмоциональный настрой.
- Внимание на экран. (Видеофрагмент из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин).
- Это был фрагмент из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Думаю, этот фрагмент поможет вам лучше понять героев романа.
2. Стадия осмысления
А) Работа с кластером
Ключевое слово урока – ДУЭЛЬ.
- Какие ассоциации возникают у вас после просмотра фрагмента из оперы и прочтения 6 главы? (Дети называют ассоциации)
- Позволю себе добавить свои ассоциации (словарная работа):
Картель – письмо с вызовом на дуэль
Секундант – посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.
БретЕр – человек, готовый драться на дуэли по любому поводу, скандалист.
Барьер – ограничитель, барьерами отмечается дистанция между противниками
- Все ассоциации так или иначе связаны с центральными образами 6 главы.
- Назовите центральные образы, связанные с дуэлью. (Ленский, Онегин, Зарецкий, Ольга)
Выберите образ, который прозвучал среди ассоциаций, и займите места за столом.
(В классе парты стоят так, чтобы могли сесть 4 группы и еще одна парта для группы, которая будет работать со справочным материалом)
Б) Работа в группах
- У нас есть событие – дуэль. Кто хочет поработать с этим понятием и с дуэльным кодексом? (2 человека желающих)
- Работа в группах 8–10 минут. На ответ группе 3–4 минуты. Если понадобится группе помощь консультантов по дуэльному кодексу, вы можете обратиться к ним.
(Задание группам см. в приложении)
- Позволю себе напомнить, что ответы должны содержать цитирование. Во время подготовки определитесь в группе, кто будет выступать.
Напоминаю способы цитирования:
С помощью прямой речи | В романе «Евгений Онегин» автор писал: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь» |
С помощью косвенной речи | В 6 главе «Евгений Онегин» Пушкин писал о том, что «мечтам и годам нет возврата» |
С помощью вводных слов | По словам автора, «чем меньше женщину мы любим,тем легче нравимся мы ей» |
В) Выступление групп
- Будьте готовы по мере выступления групп заполнить опорный конспект (см. Приложение).
1 группа – о дуэли и правилах проведения.
2 группа – поведение Ленского до дуэли, во время дуэли.
Вывод: Ленский погиб на дуэли вследствие собственных романтических представлений о жизни. Возомнив себя «спасителем», встал на защиту своей дамы.
- Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». (Работа с эпиграфом)
- Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине)
Это истолкование больше подходит к Онегину, поскольку Ленский любил жизнь, и хотел жить. И сюда он пришел, чтобы отомстить за себя и за свою любимую. С другой стороны, разочарование, дряхлость души, «блеклый жизни цвет» характерны для жанра элегии, в котором творил Ленский. Таким образом, данный эпиграф многозначителен, но больше подходит Онегину.
3 группа – поведение Онегина до дуэли, во время и после дуэли. Роль дуэли в судьбе героя.
Вывод: Онегин не смог отказаться от дуэли. Онегин, ненавидящий светское общество, вынужден смириться с его правилами. Ему помешало пресловутое общественное мнение. И оно было для Онегина сильнее дружбы. После дуэли началось духовное перерождение героя.
Эгоизм, страх перед общественным мнением, индивидуализм, к сожалению, присущи людям разных эпох. В Онегине боролись эгоизм и высокое нравственное чувство. Онегин сделал свой нравственный выбор. Этот выбор впоследствии привел его к страданиям, а страдания – к перерождению. Пушкин, будучи великим гуманистом, дает нам возможность поразмышлять над вечными темами. И в этом ценность классических произведений.
- Огромную роль в дуэли играют секунданты, и мы переходим к секунданту Ленского.
4 группа – поведение Зарецкого, его роль.
Вывод: Зарецкий нарушил несколько правил дуэли, лишь бы она состоялась. И он «получил» кровавый исход дуэли.
5 группа – поведение Ольги на именинах, после смерти Ленского.
Вывод: Ольга недолго погоревала и вышла замуж за улана. В этом вся «любовь» Ольги.
По мере выступления групп учащиеся заполняют опорный конспект, а в графе выводы записывают роль дуэли в жизни героя (содержательная рефлексия).
Опорный конспект
Дуэль Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Ленский | |
1. Какова причина дуэли? | |
2. Почему Ленский не отказывается от дуэли? | |
3. Что делает Ленский в ночь перед дуэлью? | |
4. Каково авторское отношение к гибели героя? | |
Онегин | |
1. Какова причина ухаживания Онегина за Ольгой? | |
2. Почему Онегин не отказывается от дуэли? | |
3. Что делает Онегин в ночь перед дуэлью? | |
4. Какова реакция Онегина на смерть Ленского? | |
5. Какова судьба Онегина после дуэли? | |
Зарецкий | |
1. Какие правила дуэли нарушены? | 1. 2. 3. 4. |
2. Какую роль сыграл Зарецкий в дуэли? | |
Ольга | |
1. Какой предстает Ольга на именинах? | |
2. Какова судьба Ольги после дуэли? |
Роль дуэли в судьбе героев
Ленский | Онегин | Ольга | Загорецкий |
Погиб на дуэли вследствие собственных романтических представлений о жизни. Возомнив себя «спасителем», встал на защиту своей Дамы. | Онегин не смог отказаться от дуэли.
Онегин, ненавидящий светское общество, вынужден
смириться с его правилами. Ему помешало
пресловутое общественное мнение. И оно было для
Онегина сильнее дружбы. После дуэли началось духовное перерождение героя |
Ольга недолго погоревала и вышла замуж за улана. В этом вся «любовь» Ольги | Он «получил» кровавый исход дуэли |
Кульминация романа
Г) Выводы
- Мы определили роль дуэли в судьбе героев.
Какова роль эпизода дуэли в романе? (Это самый напряженный момент в сюжете, кульминация)
Дуэль – это кульминация сюжетной линии романа.
3. Стадия рефлексии
(Содержательная рефлексия была проведена после выступления каждой группы.)
- Представьте себя ключевыми персонажами главы 6.
Продолжите фразу: я бы, пожалуй, сделал так ….
А я, пожалуй, задам вам домашнее задание на выбор:
Сочинение «Письмо Онегина Ленскому о предотвращении дуэли».
Письменный ответ на вопрос: кто виноват в смерти Ленского?
- Спасибо за работу.