Урок "Дуэль Онегина и Ленского" в технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: дуэль, Картель, Ленский Онегин Зарецкий Ольга, Письмо Онегина Ленскому


Цель урока: определить роль дуэли в судьбе героев и в романе.

Задачи:

а) узнать, что такое дуэль, порядок проведения дуэли;

б) проанализировать поведение героев на дуэли;

в) определить черты характера героя.

Технологическая карта с дидактической структурой урока «Дуэль Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (9 класс). Приложение 1

Технологическая карта этапов урока по теме «Дуэль Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Приложение 2

Ход урока

1. Стадия вызова

Учитель (с использованием подводящего диалога):

- Здравствуйте. Садитесь.

- «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы, – писал В.Г. Белинский.

Идеал человека в пушкинском романе Татьяна. Сон, который она видит, подсказывает читателю дальнейшие события произведения:

Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался... хижина шатнулась ...
И Таня в ужасе проснулась…

- Напомните, что предсказывает сон? (Дуэль между Онегиным и Ленским)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня говорим? (Определение темы урока). (Дуэль Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

- На какой вопрос мы можем ответить на сегодняшнем уроке. Для этого вспомните, что мы можем сделать с темой – утверждением? (Превратить в вопрос)

- Какова роль дуэли в судьбе героев и в романе? (Определение цели урока)

- Как мы к этой цели придем? (Определение задач урока). (Узнать, что такое дуэль, порядок проведения дуэли. Проанализировать поведение героев на дуэли)

Эмоциональный настрой.

- Внимание на экран. (Видеофрагмент из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин).

- Это был фрагмент из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Думаю, этот фрагмент поможет вам лучше понять героев романа.

2. Стадия осмысления

А) Работа с кластером

Ключевое слово урока – ДУЭЛЬ.

- Какие ассоциации возникают у вас после просмотра фрагмента из оперы и прочтения 6 главы? (Дети называют ассоциации)

- Позволю себе добавить свои ассоциации (словарная работа):

Картель – письмо с вызовом на дуэль

Секундант – посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

БретЕр – человек, готовый драться на дуэли по любому поводу, скандалист.

Барьер – ограничитель, барьерами отмечается дистанция между противниками

- Все ассоциации так или иначе связаны с центральными образами 6 главы.

- Назовите центральные образы, связанные с дуэлью. (Ленский, Онегин, Зарецкий, Ольга)

Выберите образ, который прозвучал среди ассоциаций, и займите места за столом.

(В классе парты стоят так, чтобы могли сесть 4 группы и еще одна парта для группы, которая будет работать со справочным материалом)

Б) Работа в группах

- У нас есть событие – дуэль. Кто хочет поработать с этим понятием и с дуэльным кодексом? (2 человека желающих)

- Работа в группах 8–10 минут. На ответ группе 3–4 минуты. Если понадобится группе помощь консультантов по дуэльному кодексу, вы можете обратиться к ним.

(Задание группам см. в приложении)

- Позволю себе напомнить, что ответы должны содержать цитирование. Во время подготовки определитесь в группе, кто будет выступать.

Напоминаю способы цитирования:

С помощью прямой речи В романе «Евгений Онегин» автор писал: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь»
С помощью косвенной речи В 6 главе «Евгений Онегин» Пушкин писал о том, что «мечтам и годам нет возврата»
С помощью вводных слов По словам автора, «чем меньше женщину мы любим,тем легче нравимся мы ей»

В) Выступление групп

- Будьте готовы по мере выступления групп заполнить опорный конспект (см. Приложение).

1 группа – о дуэли и правилах проведения.

2 группа – поведение Ленского до дуэли, во время дуэли.

Вывод: Ленский погиб на дуэли вследствие собственных романтических представлений о жизни. Возомнив себя «спасителем», встал на защиту своей дамы.

- Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». (Работа с эпиграфом)

- Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине)

Это истолкование больше подходит к Онегину, поскольку Ленский любил жизнь, и хотел жить. И сюда он пришел, чтобы отомстить за себя и за свою любимую. С другой стороны, разочарование, дряхлость души, «блеклый жизни цвет» характерны для жанра элегии, в котором творил Ленский. Таким образом, данный эпиграф многозначителен, но больше подходит Онегину.

3 группа – поведение Онегина до дуэли, во время и после дуэли. Роль дуэли в судьбе героя.

Вывод: Онегин не смог отказаться от дуэли. Онегин, ненавидящий светское общество, вынужден смириться с его правилами. Ему помешало пресловутое общественное мнение. И оно было для Онегина сильнее дружбы. После дуэли началось духовное перерождение героя.

Эгоизм, страх перед общественным мнением, индивидуализм, к сожалению, присущи людям разных эпох. В Онегине боролись эгоизм и высокое нравственное чувство. Онегин сделал свой нравственный выбор. Этот выбор впоследствии привел его к страданиям, а страдания – к перерождению. Пушкин, будучи великим гуманистом, дает нам возможность поразмышлять над вечными темами. И в этом ценность классических произведений.

- Огромную роль в дуэли играют секунданты, и мы переходим к секунданту Ленского.

4 группа – поведение Зарецкого, его роль.

Вывод: Зарецкий нарушил несколько правил дуэли, лишь бы она состоялась. И он «получил» кровавый исход дуэли.

5 группа – поведение Ольги на именинах, после смерти Ленского.

Вывод: Ольга недолго погоревала и вышла замуж за улана. В этом вся «любовь» Ольги.

По мере выступления групп учащиеся заполняют опорный конспект, а в графе выводы записывают роль дуэли в жизни героя (содержательная рефлексия).

Опорный конспект

Дуэль Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Ленский
1. Какова причина дуэли?  
2. Почему Ленский не отказывается от дуэли?  
3. Что делает Ленский в ночь перед дуэлью?  
4. Каково авторское отношение к гибели героя?  
Онегин
1. Какова причина ухаживания Онегина за Ольгой?  
2. Почему Онегин не отказывается от дуэли?  
3. Что делает Онегин в ночь перед дуэлью?  
4. Какова реакция Онегина на смерть Ленского?  
5. Какова судьба Онегина после дуэли?  
Зарецкий
1. Какие правила дуэли нарушены? 1.

2.

3.

4.

2. Какую роль сыграл Зарецкий в дуэли?  
Ольга
1. Какой предстает Ольга на именинах?  
2. Какова судьба Ольги после дуэли?  

Роль дуэли в судьбе героев

Ленский Онегин Ольга Загорецкий
Погиб на дуэли вследствие собственных романтических представлений о жизни. Возомнив себя «спасителем», встал на защиту своей Дамы. Онегин не смог отказаться от дуэли. Онегин, ненавидящий светское общество, вынужден смириться с его правилами. Ему помешало пресловутое общественное мнение. И оно было для Онегина сильнее дружбы.
После дуэли началось духовное перерождение героя
Ольга недолго погоревала и вышла замуж за улана. В этом вся «любовь» Ольги Он «получил» кровавый исход дуэли

Кульминация романа

Г) Выводы

- Мы определили роль дуэли в судьбе героев.

Какова роль эпизода дуэли в романе? (Это самый напряженный момент в сюжете, кульминация)

Дуэль – это кульминация сюжетной линии романа.

3. Стадия рефлексии

(Содержательная рефлексия была проведена после выступления каждой группы.)

- Представьте себя ключевыми персонажами главы 6.

Продолжите фразу: я бы, пожалуй, сделал так ….

А я, пожалуй, задам вам домашнее задание на выбор:

Сочинение «Письмо Онегина Ленскому о предотвращении дуэли».

Письменный ответ на вопрос: кто виноват в смерти Ленского?

- Спасибо за работу.