Актуальность: много общего можно найти между географией и литературой – оба предмета призваны воспитывать у обучающихся нравственность. Интеграция географии с литературой – позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к изученной теме, делает урок живым и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности. Изучение начального курса географии направлено на решение главной задачи – формированию знаний о природе и обществе, воспитанию нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку, как уникальному и неповторимому.
Проблема: современные обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, не в состоянии применить знания одной дисциплины к знаниям другой дисциплины.
Цели урока
Обучающие: обобщение знаний учащихся по прочитанному произведению; формирование умения работать с текстом, географической картой и дополнительной литературой; обучение умению делать выводы из произведения.
Развивающие: развитие речи и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: воспитание лучших человеческих качеств характера, таких, как твердость духа, бережное отношение к природе, стремление найти выход из трудной ситуации.
Задачи урока
Обучающие: расширить кругозор учащихся о биографии В.П. Астафьева, пробудить интерес к его творческой личности, формировать навыки работы с ИКТ, навыки работы с картой и условными знаками.
Развивающие: совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений; развивать навыки работы в группах; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Воспитательные: помочь учащимся задуматься о том, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью, вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Формы работы: работа в группах, индивидуальная работа с учащимися.
Оборудование:
- Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. /Автор-составитель: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2015.
- А.А. Лобжанидзе, “География”. 2015 г. Изд. “Просвещение”.
- Слайдовая презентация, демонстрационный материал по географии.
- Компьютер, проектор, экран.
- Тетради по литературе.
- Атлас и к.карта.
- Магнитная доска.
Предварительная подготовка: самостоятельное чтение рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро”, подготовка доклада о птице “глухарь” (1 человек).
Основное содержание урока: Чтение и пересказ фрагментов рассказа, лексические и историко-культурные комментарии к тексту Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя рассказа. Рассказ о поведении и поступках героя (с использованием цитат). Нравственная оценка поведения и поступков героя рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный доклад одного из учащихся. Составление маршрута с помощью условных знаков.
Этапы урока
1. Организация начала урока.
Шаг 1.
Шаг 2. Первая остановка.
Шаг 3. Встреча с глухарем.
Физминутка (двигательные упражнения + проверка внимания + закрепление пространственного мышления)
Шаг 4. Заплутал.
Шаг 5. Привал.
Шаг 6. Водоем.
Шаг 7. Открытие.
3. Итог урока. Рефлексия.
4. Домашнее задание.
Литература
- Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. /Автор-составитель: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровина, М.: Просвещение, 2015.
- А.А. Лобжанидзе “География”, 2015 г. Изд. “Просвещение”.