Интеллектуальная игра «Поклонимся великим тем годам…», (Далее - Игра) проводится с целью воспитания патриотизма через славные страницы истории страны и лучшие художественные произведения русской литературы; выявления и развития у школьников общеобразовательных организаций интеллектуальных и творческих способностей и активизации их познавательной деятельности.
Задачи игры:
- формирование бережного отношения к исторической памяти, славным традициям истории Отечества, уважения к боевым подвигам народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- повышение интереса к чтению, уровня знаний по истории и литературе;
- создание необходимых условий для проявления многогранности интересов школьников.
Участники игры: учащиеся 9-11 классов.
Подготовка к игре:
- Учащимся за несколько недель (месяцев) дается список произведений, которые необходимо прочитать, познакомиться с историей создания (М.Шолохов «Судьба человека», В.Быков «Сотников», поэзия К.Симонова, А.Твардовский «Василий Теркин», Б.Васильев «А зори здесь тихие», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»).
- Учащиеся создают команды по шесть человек (два учащихся с класса), выбирают капитана.
- Подготовить по одному вопросу по теме игры.
Игра проводится в три этапа:
1. «Строки, опаленные войной» - Великая Отечественная война в произведениях писателей и поэтов русской литературы.
2. Конкурс капитанов – выразительное чтение и интерпретация стихотворения о войне. (Стихотворения выбирают по жеребьевке перед этапом, на подготовку командам дается 5-10 минут).
3. «Ты – мне, я – тебе» - команды задают друг другу по одному заранее подготовленному вопросу по теме игры.
4. Подведение итогов и награждение
- Результаты игры оцениваются в баллах. Баллы, набранные командами на всех этапах, суммируются. Общее первенство определяется по наибольшей сумме баллов. Присуждается первое, второе и третье места. Команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами и призами. Присуждаются номинации «Лучший знаток литературы о ВОВ», «Лучший капитан», «Лучший вопрос». Всем участникам выдаются сертификаты.
Дорогие друзья!
Приветствуем всех на литературной игре. Она проходит под девизом «Поклонимся великим тем годам…» и посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
День Победы – день радости, торжества, но в то же время – и день скорби. С каждым годом всё дальше от нас события тех грозных лет. Но значение Победы для каждого из нас неумолимо. Новые поколения почти не знают, что такое война. Но этим блаженным неведением мы обязаны миллионам людей, которые положили на алтарь Победы свои жизни. Тем, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны, кто трудился в тылу, кто поднимал осиротевшую страну из руин посвящается данное мероприятие.
Интеллектуальная литературная игра, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45гг.
1 этап
«Строки, опаленные войной» - Великая Отечественная война в произведениях писателей и поэтов русской литературы. Данный этап проводится в форме викторины «Своя игра» (Презентация прилагается». Команды по очереди выбирают произведение и номер вопроса.
М.А.Шолохов «Судьба человека»
1 - Кем стал на фронте сын главного героя рассказа «Судьба человека» и какова его дальнейшая судьба?
(Ответ: Попал он поначалу в артиллерийское училище; там-то и пригодились его таланты к математике. Через год с отличием закончил училище, пошел на фронт, получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток» имеет шесть орденов и медали. В последний день войны Анатолия Соколова застрелил немецкий снайпер)
2 - Почему главный герой задушил одного из пленных в церкви?
(Ответ: Потому что тот хотел выдать немцам взводного).
3 - Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова «Судьба человека»?
(Ответ: В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Раньше такой человек мог быть только отрицательным героем, не достойным доверия. Писатель же сделал его выразителем русского национального характера).
4 – Восстановите правильную последовательность событий в рассказе.
- Встреча с Ванюшкой.
- Противостояние Соколова и Мюллера.
- Встреча рассказчика с Андреем Соколовым и Ваней. Начало повествования.
- Подвиг и освобождение
- Ночь в церкви
- Довоенная жизнь героя.
- Вести о сыне. Гибель сына.
- Прощание с рассказчиком.
- Пленение.
- Неудачный побег.
- Прощание с семьей
- Известие о гибели семьи.
(Ответ: 3, 6, 11, 9, 5, 10, 2, 4, 12, 7, 1, 8)
5. - Почему комендант лагеря Мюллер, которому донесли о возмущении и недовольстве Андрея Соколова, не застрелил его?
(Ответ: «…ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду).
В.В.БЫКОВ «СОТНИКОВ»
1.- Замысел и сюжет произведения подсказаны автору встречей с бывшим однополчанином, который считался погибшим. Расскажите об этой встрече.
(Ответ: В августе 1944 года, проезжая мимо румынского села, лейтенант Василь Быков увидел в группе пленных фашистов человека, с которым когда-то служил в одном полку. В ходе разговора с пленным удалось узнать, что после ранения он попал в концлагерь, там — временно, как ему казалось, — согласился сотрудничать с власовцами, и все эти годы прожил в ожидании удобного случая, надеясь сбежать. Случай так и не представился, и бывший однополчанин изо дня в день «увязал в отступничестве». Эта встреча заставила будущего писателя задуматься, на что же способен человек «перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств»).
2. Когда Рыбак и Сотников отправились по заданию командира партизанского отряда добывать провизию, по пути выясняется, что Сотников болен, измучен простудой, его одолевает сильнейший кашель. Что ответил Сотников на вопрос Рыбака, почему он не сказал о своём самочувствии командиру.
(Сотников отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались»).
3. Почему во время перестрелки с полицаями Рыбак не оставил Сотникова, вернулся к нему? Какие чувства им владели? А почему до последнего отстреливался Сотников?
(Ответ: Рыбак испугался, что придётся держать ответ перед товарищами, и возвращается к раненому. «Что скажут партизаны…») Сотников же, чтобы спасти Рыбака)
4. Кем был Сотников в мирное время и на войне?
(Сотников до 1939 года работал учителем в школе; в армии был комбатом).
5. Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?
(Ответ: что его ожидает такая же участь, что это же самое будет с ним, и он решает во время допроса хитрить, подстраиваться)
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ «Василий Теркин»
1. В каких войсках и в каком звании служил Василий Теркин?
(В пехоте рядовым)
2. Родной край Василия Тёркина, не раз упоминающийся в поэме. (Смоленский).
3. Одна из ключевых глав поэмы, в которой Тёркин после трудных испытаний остался «жив-здоров назло врагу». («Переправа»).
4. - Вставьте пропущенное слово:
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно – ...
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
(Ответ: гармонист)
5. Вещевой мешок
Из предложенных предметов выбрать те, которые соответствуют определенному произведению.
(Ответ:«Василий Тёркин» - орден или медаль (гармонь)
«Ночевала тучка золотая» - серебряный ремешок (тюбетейка)
«Сотников» - вафельное полотенце (пилотка или маузер)
«Судьба человека» - буханка хлеба и кусочек сала
«А зори здесь тихие» - томик стихов А. Блока
А.И.ПРИСТАВКИН «Ночевала тучка золотая»
1 - Братья Кузьменыши были как одно целое, они всегда были вместе, не представляли жизни друг без друга. Внешне они были совершенно одинаковые, их трудно было отличить. Но «две головы Кузьмёнышей варили по-разному». Кто из них «как человек миросозерцательный, спокойный, тихий, извлекал из себя идеи. Как, каким образом они возникали в нём, он и сам не знал».
- А кто был « оборотистый, хваткий, практичный, со скоростью молнии соображал, как эти идеи воплотить в жизнь. Извлечь, то бишь, доход».
Кто из них был «головой», а кто – «ногами» и «руками»?
(Ответ: «голова» - Сашка, «руки, ноги» - Колька)
2. Почему братья внезапно приняли решение ехать на Кавказ, хотя вначале, когда в детдоме возникли разговоры о Кавказе, они не хотели ехать?
(Подкоп, который они вели всю зиму под хлеборезку, самую заветную в то время мечту каждого детдомовца, изнуренного голодом, вдруг обрушился. И братья вынуждены согласиться ехать на Кавказ, чтобы избежать наказания).
3. Почему после смерти Сашки Колька направился по дороге к колонии, ни от кого не прячась и не оберегаясь.
(«Все худшее, что могло бы с ним случиться, он знал, уже случилось").
4. Почему чеченцы нападают на переселенцев? Почему они убивают Сашку?
(Ответ: В годы Великой Отечественной войны целый народ – чеченцы были изгнаны с территории родной земли в наказание за то, что некоторые представители нации (не весь народ) продались немцам. Чтобы очистить Москву и Подмосковье от беспризорников, детдомовцев (их считали потенциальными преступниками), целые детские коллективы перевозят на Кавказ, где, по мечтам детей, было тепло и сытно. Также на Кавказ направляли и мирных жителей из других регионов Советского Союза, чтобы заселить опустевшие земли. А чеченцы мстили им за это).
5. Ребус (см. Приложение 1)
Отгадайте ребус, в котором зашифровано известное высказывание из повести. Кто произносит эти слова? (За ребус – 3 балла, за ответ на вопрос – 2 балла)
(Ответ: «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди»)
Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие»
1. - Какой была военная специальность девушек, служивших на 171 км?
(Ответ: зенитчицы).
2. За кого мстили Ж.Комелькова и Р.Осянина?
(Ответ: Женя – за семью, которую расстреляли на её глазах, Рита - за мужа, которого убили в первые дни войны)
3. Какой эпизод повести запечатлен в кадре фильма?
(Васков, чтобы уберечь двух оставшихся своих девушек, «решил: увести немцев. Увлечь их за собой, заманить, оттянуть от последних своих бойцов». Отстреливаясь, он бежал, увлекая за собой противника, до самого болота. Когда утром он дошел до того места, где оставил девушек, увидел: «они через речку бегут. Прямо по воде, юбок не подобрав. Кинулся к ним: тут, в воде, и обнялись. Повисли на нем обе сразу, целуют — грязного, потного, небритого... И сам чуть слезы сдержал. Совсем уж с ресниц свисали: ослаб, видно. Обнял девчат своих за плечи, да так они втроем и пошли на ту сторону»).
4. Соотнесите портрет героинь повести с именами и фактами биографии. (0,5 баллов портрет + 0,5 факт биографии = 1 балл). Задание выполняется на листах А4. В таблицу с пустыми клетками вклеивают рядом с именем героини соответствующие ответы с описанием портрета и биографическими сведениями.
Героини повести |
Портрет |
Отрывки из биографии |
Рита Осянина |
«…строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются» |
Муж погиб во второй день войны в утренней контратаке». По утрам она тайком от всех бегала в город, чтобы свидеться с сыном и больной матерью. Последняя из отряда, оставшаяся в живых, но получив ранение в живот, чтобы не быть обузой старшине, решает покончить с собой. |
Женя Комелькова |
«Высокая, рыжая, белокожая. Волос густой, мягкий, медью отливает. А глаза детские – зелёные, круглые, как блюдца»; |
«… ничего не боялась. Скакала на лошадях, стреляла в тире, сидела с отцом в засаде на кабанов, гоняла на отцовском мотоцикле по военному городку. А еще танцевала на вечерах цыганочку и матчиш, пела под гитару и крутила романы с затянутыми в рюмочку лейтенантами. Легко крутила, для забавы, не влюблялась». |
Соня Гурвич |
«…остренькое, некрасивое, но уж очень серьезное личико. Худющая, как весенний грач» |
«Ещё в университете она донашивала платья, перешитые из платьев сестёр, серые и глухие, как кольчуги. Вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если доставались места на галёрке» |
Галя Четвертак |
«Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки», «между казенных отворотов уныло торчал красный хрящеватый носик». «… глаза печальные, как у телушки: любого обвиноватят» |
«…была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали… Тут ее настигла первая любовь, а так как она привыкла все окружать таинственностью, то вскоре весь дом был наводнен записками, письмами, слезами и свиданиями. Зачинщице опять дали нагоняй и постарались тут же от нее избавиться, спровадив в библиотечный техникум на повышенную стипендию». |
Лиза Бричкина |
«Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бёдрах – не поймёшь, где шире. Здорова, хоть паши на ней». |
«…все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал — отодвигал». Погибла первой из девушек, выполняя задание командира. |
5. И повязали друг друга ремнями, аккуратно повязали, а последнего Федот Евграфыч лично связал и заплакал. Слезы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал: «Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!..» Куда не прошли немцы?
(На Кировскую железную дорогу к Беломорскому каналу).
2 этап. Конкурс капитанов «Помнит сердце, не забудет никогда»
Выразительное чтение и интерпретация стихотворения о войне. (Стихотворения выбирают по жеребьевке перед этапом, на подготовку командам дается 5-10 минут).
3 этап. «Ты – мне, я – тебе»
Команды задают друг другу по одному заранее подготовленному вопросу по теме игры.