Диалог как средство развития навыков смыслового чтения на уроках литературы в 5-м классе

Разделы: Литература, Профессия — педагог


Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.

В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.

Следует заметить, что сегодня в пятый  класс приходит немало хорошо читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности.

Каковы причины этого явления?

Во-первых, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.

Во-вторых, придя в школу, дети на всех уроках чаще говорят с учителем, а не с учебной книгой.

В-третьих, технической стороне чтения в методике всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.

Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

согласно требованиям ФГОС для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством  школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

1. Ознакомительное чтение ставит перед учениками задачу найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (о чем текст? что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде.

2. Поисковое или просмотровое чтение ставит перед детьми задачу получить основное представление и понимание текста в его общих чертах. В данном виде чтения читатель определяет, есть ли в тексте или книге конкретная информация, конкретный факт.

3. Изучающее чтение направлено на обучение школьников ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

4. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
  • анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения.

Так как весь процесс обучения основывается на чтении текстов, научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя следующие методы работы по формированию смыслового чтения:

1. Активная работа со словом.

2. Применение метода «ведение диалога с текстом».

3. Развитие читательского воображения.

1. Система специальных упражнений

1. Работа со словом.

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами;

- работа с ключевыми словами;

- работа со словами образами.

Работа с незнакомыми словами.

 Пятиклассник зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.

Работа с ключевыми словами.

Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Работа со словами образами.

Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.

Цель обучения состоит в том, чтобы показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться» с текстом.

2. Применение метода «ведение диалога с текстом».

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Данный метод можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).

3. Развитие читательского воображения.

Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.

Для развития читательского воображения необходимо помнить о важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?». Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы (лирические стихи).

Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями художников, их рассматривание и анализ.

Кроме этого, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.

Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.

2. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках литературы

2.1. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.

Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения:

«Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».

2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами».

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

«Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

«Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Читаем и спрашиваем».

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Дневник двойных записей».

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

«Чтение с составлением таблицы, диаграммы».

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1. Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2. Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.

«Синквейн».

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы)

Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере способствует организация деятельности на уроке, а именно использование парной и групповой работы. Выбирая эти формы коммуникативного взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для более осмысленного понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов.

Вот как может выглядеть план работы с текстом при работе в паре или малой группе, когда чтение текста организуется по очереди, т.е. « в кружок»:

  1. Прочитаю первый абзац вслух.
  2. Подчеркну непонятные слова.
  3. Объясню непонятные слова или спрошу у одноклассников(или учителя).
  4. Расскажу, что понял из прочитанного однокласснику.
  5. Отвечу на его вопросы.
  6. Продолжу работу с одноклассниками.

Составление картинного плана текста, как один из способов формирования навыков осмысленного чтения, возможен при работе с произведениями, где чётко прослеживается структура текста и возможно выделение этапов развития сюжета. Например, при работе над литературным произведением К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» детям после первичного ознакомления предлагается составить картинный план («мультфильм») к произведению.

Указывается количество рисунков-картин к произведению (5), в паре или группе, дети схематично изображают последовательность событий, а затем представляют свою работу классу.

Развитию умений читать текст с пониманием помогает работа по вопросам к тексту. Учитель может заранее приготовить детям вопросы, записать их на карточке и предложить детям в качестве взаимотренажа поработать друг с другом.

Вот как можно построить работу в малой группе при работе над сказкой «Царевна-лягушка»

Карточка для работы в малой группе выглядит так:

  1. Прочитай сказку самостоятельно. Обрати внимание на незнакомые слова:
  2. Ответьте на вопросы в группе:

Викторина по сказке «Царевна-лягушка» содержит 15 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. К какому типу (виду) сказок относится русская народная сказка «Царевна-лягушка»?
Докучная
Волшебная +
Бытовая

2. Где жил Иван-царевич?
На острове Буяне
В Королевстве кривых зеркал
В некотором царстве, в некотором государстве +

3. Сколько сыновей было у царя?
Три +
Пять
Семь

4. Куда попала стрела Ивана-царевича?
В серебристый ручей
В топкое болото +
В заколдованное озеро

5. У кого из невесток царя подгорел хлеб?
У Царевны-лягушки
У боярской дочки +
У купеческой дочки

6. Что сказал царь среднему сыну, когда увидел ковер, сотканный его женой, купеческой дочерью?
«Только на птичьем дворе ему место»
«Только у ворот его стелить» +
«Только им лоханки прикрывать»

7. В чем ехала лягушонка на царский пир?
В тарантасе
В телеге
В коробчонке +

8. Как звали девушку, вынужденную жить какое то время в облике лягушки?
Царевна Несмеяна
Марья Моревна
Василиса Премудрая +

9. Куда прятала косточки Василиса Премудрая?
За правый рукав +
За левый рукав
В карман фартука

10. Что сделал Иван-царевич с лягушечьей кожей?
Разорвал в клочья
Растоптал ногами
Спалил на огне +

11. У какого злодея оказалась Василиса Премудрая?
У Кощея Бессмертного +
У Змея Горыныча
У Соловья-разбойника

12. Где хранится смерть Кощея Бессмертного?
В горошине
На конце иглы +
В дубовом желуде

13. В какое море упало яйцо, в котором была игла?
В разбушевавшееся
В синее +
В спокойное

14. Какие из этих зверей помогали Ивану-царевичу?
Селезень +
Заяц +
Лиса

15. Какой финал у сказки «Царевна-лягушка»?
Грустный
Счастливый +

Работа с текстом – это полезный и интересный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:

- повысится интерес учащихся к чтению;

- изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);

- повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);

- разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.