Формирование читательской компетенции

Разделы: Литература

Класс: 4

Ключевые слова: чтение, компетенция


1 слайд

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.»
В.А. Сухомлинский.

Умеют ли читать наши дети? Кажется, ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, ДА! Просто читать написанное умеют. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно.

2 слайд

Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Формирование читательской компетентности – приоритетная цель современного образования. На ее достижение направлена деятельность педагогов и учащихся

3 слайд

Но имеет место и психологическая проблема

  • Кризис читательского развития. В возрасте 7-9 лет ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Процесс овладения навыком чтения на первых порах тормозит творческое восприятие школьников.
  • Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, развитием духовно-нравственной личности, возросло.
  • Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека учащемуся ребёнку, что влияет на систематическое и полноценное общение с детьми в первые годы обучения).

В соответствии с ФГОС читательские умения являются общеучебными, т.к. относятся к ключевым компетентностям, имеющим универсальное значение для различных видов деятельности, а это привносит значимость в процесс формирования читательской компетентности.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

4 слайд

  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению, литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • стимулирование творчества детей.

Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

5 слайд

Эту работу по формированию читательской компетенции я реализую по следующим направлениям:

  • Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
  • Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
  • Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам); знание элементов книги. Учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и детской библиотеки.
  • Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Необходимым считаю применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтенияпрофессора Н.Н.Светловской).

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

6 слайд

  • Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).
  • Работа с текстом во время чтения (Первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).
  • Работа с текстом после чтения (Концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.

Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

7 слайд

  • 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки- («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
  • 8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
  • 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно — к сказочным, фантастическим.

В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные технологии:

8 слайд

  • личностно ориентированные
  • развивающие
  • деятельностно- ориентированные
  • развивающие технологии критического мышления
  • игровые технологии
  • проблемного обучения
  • дифференцированного обучения

В своей работе часто использую следующие приемы ТРКМ (технология развития критического мышления)

9 слайд

Приемы активного чтения:

  • Прием «Чтение с пометами»
  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»
  • Прием «Чтение с остановками»

Приемы графической организации учебного материала:

  • Прием «Составление кластера»
  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием «Синквэйн» и «Диаманта»
  • Прием « Пятиминутное эссе»

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

  • Метод «Шесть шляп критического мышления
  • Прием «Учебный мозговой штурм»
  • Прием «Письмо по кругу»

Используемые приёмы:

10 слайд

ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений, сочинение стихов, сказок.

11 слайд

В этом году мы с учащимися 4-го класса реализовываем проект «Книжкины друзья».

Ребята очень ответственно и с творческим подходом взялись за это дело.

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.

12 слайд

Каким ребёнок будет читателем – во многом зависит от нас с вами

«Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать»
Сесиль Лупан