Литература
-
Внеклассное мероприятие по литературе в форме театрализованного представления на тему: "Тысяча вторая ночь Шахразады" (поэзия Ирана и Средней Азии) 2006
Данная работа представляет собой разработку внеклассного мероприятия по литературе в форме театрализованного представления. Материал содержит интересные сведения, позволяющие учащимся познакомиться с творчеством малоизвестных поэтов средневекового Востока: Фирдоуси, Низами, Хайяма, Саади, Хафиза. Разнообразные приёмы, используемые учителем, национальные мелодии, танцы, инсцинировки помогут учащимся изучить тему увлекательно и доступно, расширить свой кругозор.
-
Урок-встреча с Сергеем Есениным. Жизнь, творчество, личность поэта 2006
Редкий поэт вызывал такие полярные оценки своих современников и одновременно был так популярен и любим своим народом. Есенина называли "певцом голубени", "цветком неповторимым", "беспутным гением", "Дон-Кихотом деревни и берёзы"; одни превращали его в большевистского поэта, другие – в самого яркого представителя антибольшевизма и религиозного мистика. Сразу после смерти Есенина возник нездоровый ажиотаж вокруг его имени.
-
Конспект урока по теме: "Путешествие в сказку". 5-й класс 2006
Создание текста требует от детей умения раскрыть тему, подчинять свою сказку определенной мысли (основной), строить повествование "по законам" волшебной сказки, правильно и "хорошо" выражать свои мысли, совершенствовать написанное. Дети должны уметь найти необычного сказочного героя; развить сказочный сюжет, наполнив его удивительными событиями, используя "сказочные" языковые средства.
-
Тема урока: "Юрий Яковлевич Яковлев 1922–1995 гг. Рассказ "Баваклава" 2006
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством Ю.Я. Яковлева.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Роман Е.Замятина "Мы". Идейное содержание и жанровые особенности романа-антиутопии" 2006
В течение последнего десятилетия произошло существенное изменение программы литературы 11-го класса, так как в неё вошли произведения писателей, долгие годы находящиеся под запретом по тем или иным причинам. Этот пласт "возвращенной литературы" огромен. Роман Е.Замятина "Мы" интересен и злободневен до сих пор, хотя современное поколение далеко и от "талонной системы", и от "обязательных" парадов, что во многом и стало причиной запрета произведения. Однако нравственные и философские проблемы, поднятые автором, актуальны и сейчас.
-
Личностно-ориентированный урок литературы на тему: "Поэзия Ивана Сергеевича Тургенева" 2006
Предлагаемый урок был проведён в качестве заключительного по творчеству И.С. Тургенева. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающие задания: Класс разбит на четыре разноуровневые группы. Согласно личностно-ориентированным характеристикам между учащимися были распределены роли, в соответствии с которыми они и получили задания. Рефлексия является особо значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь приобретенной информации. Поэтому итогом учебной деятельности детей на уроке стала письменная творческая работа - письменный ответ на проблемный вопрос, создание собственного текста. Домашнее задание трёхуровневое.
-
Интегрированный урок: литература + биология по роману В.Дудинцева "Белые одежды" 2006
Двухчасовой интегрированный урок "Цвет наших одежд" по роману Владимира Дудинцева "Белые одежды" проводится в 11-м классе в рамках темы "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве". Актуальность, многопроблемность романа, естественная межпредметная связь с биологией позволяют провести урок именно такого типа. Учащиеся читают роман заранее, готовят сообщения по темам, предложенным учителем.
-
План-конспект урока литературы в 9-м классе по теме: "И снится чудный сон Татьяне…" (Композиционная роль сна Татьяны в романе "Евгений Онегин") 2006
Изучая творчество А.С. Пушкина, мы не раз убеждались в том, что за сочинениями поэта, как будто ясными по форме, предельно глубокими по содержанию и исчерпывающими по смыслу, остаётся нечто ещё большее, что пока не разгадано. И мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы. У Пушкина свой путь в литературе. И героиня у него своя, непохожая ни на одну из литературных героинь того времени именно потому, что она из жизни. Таких девушек, как Татьяна, Пушкин видел, знал и пытался понять их духовный мир.
-
Проектные технологии на уроках литературы старших классов. (Учебный проект "Один день из жизни Обломова") 2006
Метод проектов можно внедрять на уроках литературы по изучению теории литературы, биографий писателей, поэтов, уроках по изучению литературных направлений с использованием компьютерных информационных технологий. Результатом работы над проектом могут стать телекоммуникационные проекты, сценарий художественного фильма, эскизы к спектаклям, компьютерные презентации, литературные журналы, газеты, пьесы и т.д. Вашему вниманию представлен учебный проект "Один день из жизни Обломова" по произведению И.А.Гончарова "Обломов".
-
Интеллектуально-спортивный праздник "Ключи от форта". Внеклассное мероприятие по литературе. 6-й класс 2006
Внеклассной работе по предмету уделяется недостаточно времени. Но в среднем звене игровые формы способствуют повышению интереса к предмету. Вниманию коллег представляем опыт проведения интеллектуально-спортивного праздника. Надеемся, что эта нестандартная форма пополнит копилку творчески работающего учителя. При проведении игры создается очень динамичная среда. Ребята смогут показать свои знания и вволю подвигаться на свежем воздухе.
-
Час поэзии "Что в имени тебе моем?" 2006
Предлагаю внеклассное занятие для учащихся 8–9-х классов. Можно использовать данный материал и для проведения литературного вечера, занятия литературного клуба. Цели занятия: 1) на примерах стихотворений русских поэтов раскрыть трепетное отношение к женщине; 2) воспитание умения раскрывать свои чувства уважения к женщине, интереса к истории страны, народа, истории происхождения имён, их значению; 3) обучение выразительному чтению.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Образ матери в литературе и живописи" (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма", картинам А.Шилова, стихотворениям ставропольских поэтов) 2006
Произведение Паустовского затрагивает одну из важнейших нравственных проблем – проблему отношений детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Поэтому рассказ воспринимается как очень грустная повесть о матери.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Особенности лирики А.А. Фета" 2006
Урок, посвященный особенностям поэтического таланта Фета. В нем используется анализ изобразительных приемов, формируются литературоведческие понятия. Учащиеся сравнивают варианты стихотворений Фета, стихи Фета и пародии на них. Рассматривается влияние Фета на поэтов Серебряного века. Предложен большой набор карточек для индивидуальной работы, работы с таблицей, а также домашнее задание творческого характера.
-
Художественные параллели и аналогии между различными видами искусства на уроках литературы 2006
На основе умений и навыков учащихся выбирается определенная последовательность работы с произведениями живописи в процессе изучения литературы в 5–11-х классах средней школы. Разные виды и методы работы с картиной на уроках литературы проводятся в порядке нарастающей трудности или расширения знаний, умений, навыков. При этом, кроме образовательных и воспитательных целей, ставится задача привития учащимся навыков самостоятельного прочтения произведения живописи.
-
Вечер, посвященный творчеству Б. Окуджавы: "Ах, война, что ты сделала, подлая…" 2006
Булат Окуджава - явление нашей истории и литературы.
-
Литературная гостиная "Строки, опаленные войной…" 2006
Они были нашими ровесниками. Недолюбившие, недопевшие, недожившие. Ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. Их памяти и их творчеству посвящяется этот урок.
-
Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "Завтра была война" 2006
Урок рассчитан на учеников 7–8-х классов и проводится с целью не только расширить их представление о творчестве Б. Васильева, но и показать, как важна проблема нравственного выбора в наше трудное время. Также целями урока является развитие литературоведческих понятий и патриотическое воспитание учащихся.
-
Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" как романтическая поэма (по программе Б.Ладыгина). 7-й класс 2006
Урок посвящяется приемам раскрытия характера романтических героев, своеобразию разрешения проблемы человеческой свободы Пушкиным. Несомненным дополнением к уроку станут музыкальные записи и иллюстрации к поэме, которые помогут учащимся сопоставить литературный образ главных героев с музыкальным и художественным.
-
Урок-исследование "Обломов и Штольц" (по роману И.А. Гончарова "Обломов") 2006
Урок-исследование построен на основе философии и технологии междисциплинарности. Междисциплинарное обучение - ведущий предмет программы "Одарённый ребёнок". На уроке прослеживаются определённые этапы: мотивация и постановка вопроса урока, исследование, отчет групп, связывание выводов, формулировка обобщения, рефлексия. Отмечается высокий уровень продуктивной деятельности учащихся.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе "Обломов" 2006
Урок литературы по теме "Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе "Обломов"" проводится в форме самостоятельного исследования учащихся в группах. Организация групповой работы способствует детальному рассмотрению определенного художественного приема и расширению возможностей для анализа текста.
-
Урок-исследование по литературе в 8-м классе по теме: "Как создавалась повесть Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат" 2006
Урок-исследование по теме «Как создавалась повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»» построен в технологии междисциплинарного обучения, которая предполагает особую структуру урока (обзор, мотивация; исследование – работа в группах; связывание информации; применение знаний; подведение итогов) и позволяет учащимся овладеть приемами критического, творческого, логического мышления, сформировать навыки исследователя и готовность переносить знания из одной области в другую.
-
Проблема личности и общества в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2006
Проблема «Личность и общество» в русской литературе.
-
План-конспект открытого урока по теме: "Война и судьба детей" (сопоставление рассказа М. Шолохова "Судьба человека" и повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"). 9-й класс 2006
Цель нашего занятия - сопоставить два произведения и выявить, в каком из них, на ваш взгляд, глубже показана трагедия детей. К пониманию трагических ситуаций, в которых оказались герои, мы будем подходить через слово, потому что литература - это, прежде всего, искусство слова. Главной " помощницей" на нашем занятии будет "художественная деталь".
-
Луиджи Да Порто "История двух благородных влюбленных и их скорбной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео Делла Скала" и "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира 2006
Сравнительный анализ двух произведений, объединенных не только одними героями, но и схожими сюжетами, дабы пробудить интерес учащихся к изучению других, более сложных для восприятия, драматических произведений английского автора. Не следует разбивать уроки на два отдельных занятия, чтобы не нарушить целостности художественного восприятия.
-
Урок-композиция "Поэт ислама" 2006
Эмоционально-образные формы урока многосторонне приобщают учеников к творчеству: это попытка создания сценария композиции, творческое знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление. Сотворчество, способное сформировать любителей и ценителей искусства, - вот что дает такая работа для школьников.
-
Лабораторная работа "Интерпретация художественного текста" (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") 2006
Цели и задачи урока: > познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию; > обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.
-
Урок-импровизация по русскому языку как способ творческой самореализации учителя 2006
В Ангарском педагогическом колледже в рамках занятий, педпрактики, конкурса "Студент года" получила распространение практика проведения студентами уроков-импровизаций. Технологию их организации отражает статья и представленные конспекты уроков на темы: "Вводные слова" (5 кл.), "Летописание" (8 кл.); "Словообразование" (6 кл.); "Житие Александра Невского" (8 кл.). В приложении компьютерные презентации к урокам "Вводные слова", "Житие Александра Невского".
-
Инсценирование древнегреческих мифов на занятиях по мировой художественной культуре 2006
В материале представлены подходы к изучению темы "Мифы Древней Греции" на занятиях по мировой художественной культуре в педагогическом колледже через инсценирование мифов: "Орфей и Эвридика"; в приложениях: 1) "Похищение золотого руна"; 2) "Дедал и Икар"; 3) "Борей и Орифия"; 4) "Персей".
-
Мастер-класс "Воспитание гуманистических и нравственных ориентиров через изучение рождественских рассказов Ф.М. Достоевского и А.И. Куприна" 2006
В колледже получила распространение практика мастер-классов, где педагоги представляют авторские подходы к реализации учебно-воспитательного процесса. Данная статья отражает результаты осмысления путей преподавания дисциплины "Детская литература", обеспечивающих воспитание у будущих педагогов гуманистических нравственных ориентиров через изучение рождественских рассказов Ф.М.Достоевского и А.И. Куприна, и содержит конспект мастер-класса.
-
Урок литературы по теме: "Источники бунта Родиона Раскольникова" 2006
Занятие на тему "Источники бунта Родиона Раскольникова" отражает пути формирования в педагогическом колледже культуротворческой образовательной cреды. Цель занятия - выявить источники бунта Родиона Раскольникова на основе анализа условий жизни, в которых зарождаются античеловеческие теории; подвести будущих учителей к самостоятельному осмыслению конфликта между героями и миром, отрицаемым ими, противостояния циничных теорий и совести.