Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Тема урока: Диалог о Ж.Верне. Мир приключений в романе "Дети капитана Гранта" 2006

    Автор: Конышева Наталья Александровна

    Данный урок позволяет рассмотреть биографию писателя, показать своеобразие его личности и дать жанровое определение произведениям Ж. Верна. Занимательно и интересно эти цели позволяет решить та форма урока, которая соединяет в себе различные современные технологии преподавания литературы в школе: проблемного обучения, диалогового общения, чтения и письма для развития критического мышления.

  • Образ бала в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе 2006

    Автор: Бузмакова Наталья Анатольевна

    Анализе одной главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в которой преломляются основные темы всего произведения. Глубокие размышления о реальных прототипах образов, о литературной традиции, о сложной пространственно-временной структуре романа помогут учащимся увидеть некоторые особенности уникального художественного мира, созданного писателем.

  • Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс" 2006

    Автор: Никифорова Марина Васильевна

    Цель урока – на основе рассказа воспитать нравственное отношение к жизни, а именно, не забывать о том, что назначение человека – приносить счастье другим людям и быть счастливым, несмотря на трудности. Научить анализу художественного произведения на примере отдельных эпизодов; закрепить теоретические знания о композиции повествовательного произведения, сюжете, контрасте, эпиграфе; работа над развитием словарного запаса учащихся.

  • Интегрированный урок: литература + обществознание (история) по теме: "Мне на плечи бросается век-волкодав…" Проблема личности и общества на материале рассказа Е.Замятина "Пещера" 2006

    Авторы: Грищук Екатерина Григорьевна, Чернышева Инна Сергеевна

    Цель интегрированного урока – показать, что трагедия в душе одного человека в переломные моменты истории отражает трагедию эпохи. Привести учащихся к мысли, что предметы гуманитарного цикла учат познавать жизнь и делать нравственный выбор; с помощью конкретных примеров из рассказа закрепить знания обществоведческих понятий "личность", "индивид", "индивидуальность", "потребность", "самоконтроль"; совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения; подготовить старшеклассников к написанию части ЕГЭ по обществознанию.

  • Сценарий литературной викторины: "В мире игрушек" 2006

    Автор: Кастюхина Екатерина Вячеславовна

    В статье представлен сценарий литературной викторины, которую готовят и проводят учащиеся средней школы для учащихся начальных классов.

  • Урок-открытие нового имени в 8-м классе: "Плутон, поднявшийся из ада". В.Т.Шаламов и его "Колымские рассказы", "Последний бой майора Пугачева" (обучение элементам написания рецензии) 2006

    Автор: Маркина Галина Николаевна

    В этой работе дано описание урока литературы для учащихся 8-го класса, посвященного творчеству В.Т.Шаламова – человека трагической судьбы, репрессированного литератора, "Плутона, поднявшегося из ада". Цели данного урока – познакомить учащихся с "Колымскими рассказами" В.Шаламова – настоящей энциклопедией колымской жизни; развитие навыков работы с текстом (роль пейзажа и портретной характеристики, раскрытие внутреннего мира героев, особенности художественного стиля писателя, литературные приемы); обучение элементам написания сочинения-рецензии; воспитание гуманизма, милосердия, порядочности.

  • Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве А.С. Пушкина 2006

    Автор: Антоненко Наталья Семеновна

    Икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитвами и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство перед ними, иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина, или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы.


  • Литературная гостиная "Три поры осени" 2006

    Автор: Домрачева Ирина Федоровна

    Знакомит с поэзией русских поэтов и с репродукциями картин русских художников; Цель урока: воспитать у учащихся чувство любви к русской поэзии и живописи; создать основу для гибкого понимания детьми родной природы, любви к ней на основе разработки трех тем: осень скучная, осень разнообразная, задумчивая, "золотая" и др.

  • Модуль "Перекрестки мировой художественной литературы" 2006

    Автор: Киселева Ирина Александровна

    Модуль "Перекрёстки мировой художественной литературы" построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам. Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в мировые проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности. Применение модульной технологии даёт возможность развивать диалогическое и проблемное мышление через самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения нетрадиционной творческой работы с исследовательским подходом.

  • Заседание круглого стола учащихся старших классов по теме: "Тюменская область — это Я" 2006

    Авторы: Арсибекова Татьяна Евгеньевна, Собольникова Татьяна Васильевна

    Внеклассное мероприятие посвящено 60-летию со дня образования Тюменской области. Круглый стол с участием ребят 10–11-х классов, основная цель которого – привить детям чувства патриотизма, уважение к семейным реликиям, любовь к родному краю, открыть новые познавательные ценности, расширить кругозор.

  • Урок литературы по теме: "Качества личности через призму юмора" 2006

    Автор: Фатхулина Елена Анатольевна

    На примере отрицательных качеств личности героя воспитывается негативное отношение к ним. Используя различные литературные приемы и средства, учитель через отрицательное, формирует у учащихся правильные представления о добре и зле, хорошем и плохом, эгоизме и уважении к другим людям. Урок имеет большое воспитательное значение.

  • "Своя игра": "Жизнь и творчество Т.Г. Шевченко" 2006

    Автор: Гайворонская Светлана Геннадьевна

    Сценарий интеллектуальной игры по творчеству Тараса Шевченко разработан в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра». Тему участники узнают за неделю до соревнования. Создаются две команды с минимальным числом игроков 5 человек. Командам предлагается выбрать из категорий «Факты», «Бессмертные творения», «Оренбуржье», «Художник» вопросы разной сложности. Подробные ответы учитель использует в качестве комментария к высказываниям команд-участников.

  • Тема урока: "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством" 2006

    Автор: Шигапова Эльвира Наильевна

    Задачи урока: через творческую деятельность Н.В.Гоголя показать детям традиции и обычаи украинского народа, дать сопоставительную характеристику украинского и татарского народа и особенности поэтической речи в повести Н.В.Гоголя.

  • "Кружатся листья по полянам…" Анализ стихотворения И.А. Бунина "Листопад" 2006

    Автор: Ефимова Наталья Васильевна

    Написать рецензию на исходный текст – дело нелегкое, даже для выпускника. Поэтому в средних классах для анализа я подбираю тексты как стихотворные, так и прозаические, небольшие по объему, но обязательно с какой-то изюминкой. Таковым является и стихотворение И.А.Бунина "Листопад". Особенностью данной миниатюры, на мой взгляд, является несоответствие названия текста его содержательной части. Поэтому, приступая к работе над стихотворением, обязательно подробно рассматриваем вопрос: почему И.А.Бунин именно так назвал свое произведение? При этом обращаем внимание на авторскую позицию и настроение. Обязательным компонентом анализа текста является работа над языковыми средствами. Ребята должны иметь четкое представление об изобразительных и выразительных средствах языка – это тропы и фигуры речи. В рассматриваемом тексте все это представлено. К данному материалу подключаем относительно новый для учащихся материал из раздела "Синтаксис".


  • Урок литературы в 10-м классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) 2006

    Автор: Фомина Татьяна Николаевна

    В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова.

  • Урок литературы в 5-м классе по теме: "Времена года в музыке, живописи, поэзии" 2006

    Автор: Вениаминова Ольга Павловна

    На уроке учащиеся познакомятся со стихами С.Есенина о временах года, услышат музыку великого русского композитора П.И. Чайковского, посвященную также временам года, увидят зиму и лето, осень и весну такими, какими их запечатлели знаменитые русские художники-пейзажисты Э.Грабарь, Б.Кустодиев, И.Левитан, А.Саврасов, А.Пластов. На уроке прослеживается взаимосвязь поэзии, музыки и живописи.

  • Небольшие самостоятельные и проверочные работы на уроках литературы в 11-м классе 2006

    Автор: Охлопкова Марина Юрьевна

    В центре внимания на уроке литературы должен быть текст – внимательное чтение того, что хотел донести до нас, читателей, автор. Думается, что определенную роль в приобщении учащихся именно к художественному произведению могут сыграть небольшие самостоятельные и проверочные работы, которые позволят выяснить знание текста и понимание прочитанного.

  • Урок литературы по программе А.Г. Кутузова по теме: "Тяжелое искусство художественного перевода". 6-й класс 2006

    Автор: Арсеньева Надежда Алексеевна

    Рассмотрение учениками ошибок при переводе. Обучение учеников самостоятельно формулировать тему урока и называть главное правило перевода.

  • Система обучения учащихся на уроках литературы 2006

    Автор: Ковальчук Оксана Валентиновна

    Воздействуя только на разум ребенка, нельзя научить его быть ответственным за себя, своих близких, за свой жизненный выбор, воспитать в них лучшие нравственные качества. Необходимо разрабатывать уроки литературы так, чтобы они смогли затронуть душу ученика, пробудить его чувства. Это возможно, когда системой для учителя становятся необычные уроки, побуждающие ученика к духовному росту.

  • Урок-презентация "…Есть в мире сердце, где живу я" 2006

    Автор: Еремеева Елена Владимировна

    Подобный урок-презентацию для учащихся 9–11-х классов целесообразно проводить в рамках Недели русского языка и литературы или в системе обобщающих уроков по творчеству А.С. Пушкина. Символично, что 10 февраля, в День Памяти поэта, в школе состоится творческий показ ребятами своего особенного отношения к наследию Пушкина, к любимейшим образцам его поэзии и прозы. Нетрадиционная форма урока позволит ученикам проявить себя в качестве вдумчивых читателей, литературоведов, чтецов, актеров, художников, экскурсоводов и т.д.

  • Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров" 2006

    Автор: Безродных Галина Ивановна

    Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых сложных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко, образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Я предлагаю курс по развитию письменной речи учащихся в 8–9-х классах.


  • Слово в поэзии В. Маяковского 2006

    Автор: Покладова Галина Ивановна

    75 лет прошло со дня смерти Маяковского, а мы читаем его, спорим о его поэзии, литературоведы и критики все пытаются дойти до самого главного в его поэзии. Что же в нем главное? Почему он так вторгается и сейчас в наш день, в нашу сегодняшнюю противоречивую жизнь? Может, потому, что в поэзии Маяковского поразительно близко чувство кровной причастности ко времени, судьбам страны, личное восприятие мира, чувство личной ответственности за него?

  • Тема урока: "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева "Кусака". 7-й класс 2006

    Автор: Толстогузова Марина Владимировна

    В ходе урока формируются навыки анализа художественного текста, понятие об авторской позиции и способах её выражения; развивается умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли. Знакомство с рассказом Леонида Андреева и его анализ, безусловно, содействуют нравственному воспитанию учащихся. Урок проводился с использованием презентации, выполненной в PowerPoint.

  • Литературная игра "Эта песня в сердце отзовется" (творческий зачет по лирике С.А. Есенина) 2006

    Автор: Казакова Ирина Николаевна

    В статье приведена методика литературной игры (творческий зачёт) "Эта песня в сердце отзовётся" (по лирике С.А.Есенина). Проводится в форме соревнований между группами ребят (2–4 человека).

  • Урок-путешествие по теме: "М.Ю. Лермонтов "Парус" 2006

    Автор: Молокова Нелли Валентиновна

    Эмоциональность, подъём высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства. Стихи могут быть восприняты, прочувствованы, поняты только при наличии особой атмосферы: чуткости, взволнованности, благоговейности перед великим душевным трудом поэта. Как создать такую атмосферу? В этом поможет форма урока-путешествия. Он должен стать для ребят праздником, взлётом чувств. Вот и попробуем вместе с ними совершить такое путешествие, которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности и через неё – к творчеству поэта.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Человек — высшая на земле ценность" 2006

    Автор: Просянникова Светлана Макаровна

    Урок литературы в 11-м классе по теме "Человек – высшая на земле ценность" построен на работе учащихся с текстами и направлен на развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями, аргументировано высказывать собственную точку зрения.

  • Использование компьютерной технологии на уроках литературы 2006

    Автор: Федорова Светлана Алексеевна

    При проведении уроков литературы в старших классах возникает проблема, связанная с отсутствием иллюстративного материала. Воздействие на душу и сознание ученика дает ощутимый результат тогда, когда оно осуществляется не только через слух, но и зрительно. Обращение к компьютерной технологии помогло мне при изучении творчества С. Есенина приблизить образ поэта, повысить познавательный интерес учащихся, интегрировать знания из разных областей, воздействовать на чувства ребят, создать эмоциональное настроение.

  • Поэтика рассказа В.М. Шукшина "Беспалый" 2006

    Автор: Уразова Ирина Алексеевна

    Урок для 11-го класса посвящен творчеству В.М. Шукшина на примере рассказа "Беспалый". На уроке проведен сравнительный анализ рассказа "Беспалый" с повестью Л.Н. Толстого "Отец Сергий".


  • Урок литературы в 5-м классе: Б.В. Шергин. Сказка "Рифмы" 2006

    Автор: Косилова Ольга Ивановна

    В ходе первого урока учитель, знакомя с личностью писателя Б. Шергина и его "Сказками о Шише", в игровой форме дает учащимся понятие о рифме и её роли в организации поэтической речи. В завершении второго урока пятиклассники, участвуя в игре "Допиши две строки", пытаются овладеть шуточным стихотворением, о котором рассказал Б. Шергин в сказке "Рифмы".

  • Две Катерины русской литературы 2006

    Автор: Зиятдинова Евгения Вячеславовна

    Урок, построенный в форме практического занятия, дает хорошую возможность подробного и глубокого анализа литературного произведения. Аналитическая беседа сопоставительного характера на материале двух литературных произведений способствует формированию умения делать самостоятельные выводы, строить доказательные умозаключения. Инсценированный фрагмент монолога Катерины из пьесы Островского "Гроза", музыка Рахманинова, репродукции картин Глазунова служат хорошим украшением урока.