Литература
-
Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым") 2006
В ходе анализа эпизода "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым" на уроке устанавливаются смысловые связи этого эпизода с предыдущими и последующими фрагментами романа; выявляются средства раскрытия внутреннего мира Раскольникова; выясняется роль образа Свидригайлова в романе, которая заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу "всё позволено".
-
Нетрадиционные формы уроков и их роль в формировании личности учащихся 2006
Нетрадиционные формы уроков - понятие очень широкое и многогранное. Основополагающая их задача - развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика. В нашей школе традиционно проводится литературная гостиная - нетрадиционная форма зачета. Сценарий одной из них предлагается.
-
Интерпретация художественного произведения с помощью интеграции литературы с другими видами искусства 2006
Содружество искусств на уроках литературы, на мой взгляд, помогает обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения. В практике повседневной педагогической деятельности я использую разнообразные приемы и средства: работу с эпиграфом в кольцевой схеме урока, составление блоков и схем в процессе анализа художественного произведения, работу с критической литературой, использую цветослово и т.д. Обобщая свой педагогический опыт, я остановлюсь на специфике цветослова и на некоторых особенностях диалога искусств: связь литературы с живописью, музыкой, театром, искусством скульптуры.
-
Программа элективного курса: "Компьютерная графика и флористика" 2006
Преподавание элективных курсов в общеобразовательных учреждениях предоставляет широкие возможности для формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся, удовлетворяет интересы в различных сферах деятельности. Данный курс рассчитан на обучающихся 9-х классов, содержит теоретическую и практическую части. В программе содержатся 3 основных раздела: основы компьютерной графики, основы флористического дизайна, сочетание компьютерной графики и флористики.
-
Дидактические материалы по литературе и русскому языку 2006
Дидактический материал составлен по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" и подобран по смысловым темам: "Образ Мастера", "Образ Маргариты", "Образ Ивана Бездомного", "Образ Понтия Пилата". Тематическая организация учебного материала позволит лучше понять образы героев романа, выделить главное; подобрать нужные цитаты для сочинения, обратить внимание на языковые средства, с помощью которых раскрывается тот или иной смысл.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Тени сизые смесились…" (Восприятие. Истолкование. Оценка). Обучение сочинению 2006
Заключительный урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Подробно анализируется лирическое произведение и, в результате совместной деятельности учащихся и учителя, создается коллективное сочинение.
-
Индивидуализация и дифференциация как личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе 2006
Дифференциация обучения - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Певцы родной природы" 2006
На уроке проверяется умение учащихся самостоятельно применять знания на практике в стандартных условиях. На этом этапе учащиеся анализировали произведение живописи (репродукция картины Ф.Васильева "Мокрый луг"). Обратная связь на уроке осуществлялась путем активного включения детей в эвристическую беседу на всех этапах урока.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме: “900 дней и ночей Ленинграда" 2006
Важнейшей составляющей воспитания школьников является патриотическое воспитание. В современных условиях его значение переоценить трудно. Научить детей уважать свой народ, гордиться своей страной - задача современной школы. Память о величайших героических событиях родной истории должна бережно храниться и передаваться из поколения в поколение. Событие, которое нельзя забыть - Великая Отечественная война. Одной из её трагических страниц - блокаде Ленинграда - посвящено мероприятие.
-
Разработка урока по рассказу В. Астафьева "Белогрудка" на тему: "Внимание: снимается кино!" 2006
Урок литературы в 6-м классе учит отстаивать собственное мнение, развивает эстетический вкус, разширяет кругозор.
-
Интегрированный урок с элементами подмастерской по теме: "В. Шекспир — гений золотого века" 2006
Поиск новых форм ведения урока, с целью мотивации учения внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс, формирование творческой личности студента послужили поводом проведения урока, представленного в методической разработке. В ней представлен сценарий и методические рекомендации проведения интегрированного урока с использованием элементов подмастерской, игровых и проектных методик. Методическая разработка адресована в помощь преподавателям общегуманитарных дисциплин и рассчитана на творческое применение. При написании использован опыт работы преподавателей по проведению нетрадиционных уроков, знания, полученные на региональных семинарах по внедрению в учебный процесс инновационных технологий.
-
Интегрированный урок "Химия" и "Литература" по теме: "Металлы и неметаллы и их использование в военном деле" 2006
Данный урок проводится как завершающее занятие изучения химии элементов (металлов и неметаллов). Он предполагает обобщение полученных знаний средствами литературы с элементами ролевой игры и использованием проектной технологии.
-
Интегрированный урок по "Литературе" и "Человековедению" на тему: "Волевые качества личности. Мужество" 2006
В данной методической разработке предполагается урок по литературе. Чтобы провести такой урок необходимо проделать подготовительную работу со студентами. Во-первых, студенты изучают тему "Воля", "Волевые качества личности" где они рассматривают понятие воли, волевого действия, некоторых волевых качеств личности, проводят тестирование. Во-вторых, самостоятельно изучают дополнительную литературу по этой теме. В третьих, из числа студентов выбираются выступающие, которые работают со стихами, дополнительным материалом, заданиями. Они проводят подбор материала для своих выступлений. Параллельно этому педагогом вместе с мастерами готовится материал и проект. Все это согласовывается и доводится до окончательного результата.
-
Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с историей создания комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
-
Природные зоны России в произведениях русских писателей и поэтов 2006
В данной работе указан возможный вариант проведения заключительного урока, либо внеклассного интегрированного мероприятия по теме "Природные зоны России", работа предполагает введение литературного контекста, на основе которого и проводится этот литературно-географический вечер.
-
Тема урока: "Законы смешного в литературе" (В. Драгунский "Сверху вниз, наискосок!") 2006
Предлагаемый урок литературы во 2-м классе разработан по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Законы смешного в литературе". В.Драгунский "Сверху вниз, наискосок!" В уроке используется технология проблемного урока, работа учащихся в группах. Ученикам предлагаются разного вида задания для достижения цели урока.
-
Литературная игра "Умники и умницы" (по биографии и творчеству А.С. Пушкина) для учащихся 9-х классов 2006
Игра проводится в 9-м классе после изучения темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" в качестве итогового урока.
-
"Слово о В. Высоцком" — литературно-музыкальная композиция для учащихся 9–11-х классов 2006
"Слово о В.Высоцком" - литературно-музыкальная композиция, которая помогает создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника, понимания стиля и манеры поэта, для овладения учащимися художественными образами, выразительными средствами языка, умения отличать истинно прекрасное от подделки, для воспитания правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, чувствовать прекрасное, сострадать.
-
Обобщающий урок по литературе XIX в. 2006
Материалы урока "Литература XIX века" могут быть использованы учителями литературы в 7-м классе в урочное время и во внеклассной работе.
-
Открытый урок по пьесе А. Вампилова на тему: "Провинциальные анекдоты" 2006
Говоря о пьесах А.Вампилова, можно составить словарь: душевность, открытость, бескорыстие, целеустремленность.
-
Игровые технологии на уроках литературы в 5-м классе 2006
Данная форма проведения урока литературы способствует развитию таких качеств личности, которые обеспечивают ее самоопределение и самореализацию в современном обществе.
-
Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Первый снег" (2 часа) 2006
Урок-мастерская творческого письма (2 часа для учащихся 7-х классов). Через задания, логическое построение урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Используется парная, индивидуальная, групповая работа. В результате урока ученики готовы "высказать сердце" в виде дневниковой записи, а помогут им в этом наблюдения за первым снегом, которые заставят задуматься о многом. Провожу урок после изучения смысловых групп наречий.
-
Путь исканий Андрея Болконского. Урок-интервью 2006
Изучение одной из сложных тем по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" "Путь исканий Андрея Болконского" предлагается провести в форме урока-интервью. Урок проводится по четкому сценарию. В его подготовке участвуют не менее 15 учащихся. Роль учителя на данном уроке сводится к минимуму. Десятиклассники играют роли интервьюера, князя Андрея, повествователей, критиков и декламаторов.
-
Методика анализа романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина" в школе 2006
Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина" поможет осмыслить важность проблемы семьи и брака. Выбор пути анализа учителем в значительной степени определяется уровнем литературного развития школьников. Анализ "вслед за автором". Анализ образов - персонажей - самый привычный путь разбора. Выборочно направленный анализ как самостоятельный путь разбора. При изучении романа Л.Н. Толстого важно учитывать психолого-педагогические особенности учащихся старшего школьного возраста.
-
Урок-композиция "Любовь, любовь! — все в ней тайна…" 2006
Урок-композиция – первый урок по изучению произведения И.С.Тургенева «Ася» в 8-м классе – позволяет лучше узнать личность Тургенева, прочувствовать его возвышенную, но безответную любовь к П.Виардо. Уроку свойственны соединение художественного слова (отрывков писем и дневников, проясняющих историю создания «Аси») и музыки. На таком уроке дается предварительный комментарий, необходимый для восприятия произведения, и создается атмосфера чуткости и взволнованности, особый эмоциональный настрой.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме: "Наедине с природой" (по программе "Школа 2100" на основе очерка И.С. Тургеневе "Лес и степь") 2006
На примере очерка И.С.Тургенева «Лес и степь» показать благотворное влияние природы на человека. Цель урока: вызвать интерес учащихся к творчеству писателя; заинтересовать их необычностью повествования очерка; развивать творческие способности учащихся в умении видеть и слышать родную природу.
-
Тема урока: "Добро и Зло в творчестве Н.В. Гоголя". 9-й класс 2006
В течение последних пяти лет я работаю над методической темой "Нестандартные уроки в обучении русскому языку и литературе". Хочу предложить вниманию коллег фольклорный урок по литературе.
-
Урок поэзии в 8-м классе, посвященный 60-летию Великой Победы на тему: "Я сибирской породы". "Сибирь стояла под Москвою" 2006
Предлагаю урок поэзии в 8-м о сибирских поэтах И. Уткине и Дж. Алтаузене, погибших в годы Великой Отечественной войны. Урок посвящен 60-летию победы.
-
Курс по выбору "Изображение исторической личности в искусстве" 2006
Курс интегрирует литературу, историю, МХК, расширяет культурологический кругозор, дает возможность почувствовать сладость "дыма Отечества", проникнуться гордостью за мастеров, чьи личности оказали влияние на судьбы русской истории. Поэты, писатели, художники, скульпторы оставили рукотворные памятники великим личностям. Их произведения стали достойным вкладом в развитие культуры, нашим представительством в мировом культурном пространстве. Постичь их прелесть, осознать себя причастным к изучению русской культуры, воспылать гордостью за свою великую Родину может каждый ученик, пришедший на занятия.
-
Мультимедийный урок литературы в 5-м классе по теме: "В мире сказок" 2006
Данный урок проводится после изучения сказок, это обобщающий урок. Дети имеют представление о том, что такое фольклор, его жанры; в чём разница между народной и литературной сказкой. Ребята с большим удовольствием рисовали иллюстрации к прочитанным сказкам, сами сочиняли сказки. Итогом нашей работы был опрос. Данный вид работы вызвал огромный интерес у детишек. Для некоторых было открытием, что их родители, бабушки и дедушки с удовольствием читают сказки и сейчас.