Преподавание профильных и элективных курсов в общеобразовательных учреждениях предоставляет широкие возможности для формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся, позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов, удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Как в общеобразовательных школах, так и в школах с углубленным изучением изобразительного искусства целесообразно ввести элективный курс “Компьютерная графика и флористика”.
Данный курс рассчитан на обучающихся 9-х классов, содержит теоретическую и практическую части.
Основными задачами курса являются: формирование информационной культуры обучающихся
- раскрытие потенциала информационных и коммуникационных технологий, умение использовать их для решения познавательных задач;
- подготовка сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешной профессиональной и личной самореализации;
- раскрытие креативных способностей, подготовка к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира, развитие художественного мышления.
Основные понятия курса: композиция, эскиз, орнамент, светотеневые и тональные отношения, растровая графика, градиент, текстура, трехмерное преобразование, кадрирование, коллаж, фотомонтаж.
Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности флористики как вида искусства, о возможностях компьютерной графики при создании пейзажей, портретов, натюрмортов, коллажей.
Обучающиеся приобретут навыки по технологии создания произведений на основе сочетания компьютерной графики и флористики.
Организация уроков и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики, учитывающие основные положения Концепции модернизации российского образования: личностно ориентированное обучение, гуманизацию и гармонизацию учебно-воспитательного процесса, интегрированность предметов и методик, дифференцированный подход.
В программе содержатся 3 основных раздела:
- Основы компьютерной графики
- Основы флористического дизайна
- Сочетание компьютерной графики и флористики.
Курс отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения.
Курс способствует целенаправленному и последовательному развитию эмоционального мира ребёнка через приобщение к духовным ценностям, освоению мира сквозь призму искусства, очищению и просветлению души.
Элективный курс “Компьютерная графика и флористика”
Глава I. Основы компьютерной графики. | ||
Тема | Теория | Практика |
1.1. Компьютерная графика: векторная и растровая. | Особенности, достоинства и недостатки растровой графики. Сравнение растровой и векторной графики. | |
1.2. Форматы графических файлов. | Векторные и растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в различных форматах. | |
1.3. Рабочий экран программы Adobe Photoshop. | Особенности меню. Рабочее поле. Панели инструментов. Панель свойств. | |
1.4. Выделение областей изображения. | Использование инструментов выделения: “Лассо”, “Область”, “Волшебная палочка”. Параметры инструментов выделения. <Рисунок 1.4> | |
1.5. Цвет. Сочетаемость цветов. Цветовые модели. | Описание цветовых оттенков на экране монитора и принтера. Цветовые модели RGB и CMYK. Взаимосвязь цветовых моделей. | |
1.6. Использование инструментов рисования. | Выбор основного и фонового цветов. Инструменты рисования: кисть, библиотека кистей, создание новой кисти, карандаш. Параметры инструментов. | |
1.7. Текстовые эффекты. | Работа с текстом. Создание эффектов: 1) пишем льдом, золотом, маслом, огнем и т.д. <Рисунок1.71> 2) выдавливание из фона<Рисунок1.72> 3) разбиваем текст и т.д. |
|
1.8. Создание рамок. | Создание рамок, используя градиент, дополнительный канал, а также стандартные возможности Photoshop (формы). | |
1.9. Текстуры | Создание различных текстур: дерево, кирпичи, гранит, мрамор и т.д.<Рисунок1.9> | |
1.10. Имитация объема. | Имитируем объем. Тонкость применения фильтра 3D Transform (трехмерное преобразование) на примере шара с надписью. | |
1.11. Фотомонтаж. | Слияние фотографий. Коллаж из фотографий.<Рисунок1.11> | |
1.12. Печать готового изображения. | Первоначальные настройки изображения для печати. Задание параметров: ширина, высота, разрешение. Кадрирование. | |
Глава II. Основы флористического дизайна. | ||
Тема | Теория | Практика |
2.1. История флористики. | История зарождения и развития флористики: Древний Египет, остров Крит, Вавилон, Иерусалим, Греция, Рим; Европа 14в. (Англия, Германия, Голландия); 17в. Россия (Петр I), 20в. Ленинград. | |
2.2. Особенности прессованной флористики – “ошибана”. | 1997г. Нобуо Сучино Япония, 1960г. Россия Зинаида Мамонтова – основатель флористического дизайна. Современные тенденции. | |
2.3. Русская и зарубежная поэзия о флористики. | Художественные образы растений, цветов и насекомых. В.Гюго, А.С.Пушкин, И.Бунин, Набоков и т.д. (прослушивание аудиокассет). | |
2.4. Искусство натюрморта. | Изображение цветочных композиций в русской и зарубежной живописи 16–21вв. (А.Миньон, Отто Ван Стрик и т.д.) Просмотр видеоматериалов. | |
2.5. Флористика как вид искусства. Стили флористики. | Инструменты и материалы, необходимые для работы. “Коллаж”, “выпекание”, “квилт”, “рисунок стебельками”. | |
2.6. Цветовое решение, композиция, орнамент. | Ахроматические и хроматические цвета. Колорит. Контраст. | |
2.7. Узор в круге и квадрате. | Выполнение простейших орнаментов в геометрических фигурах. | |
2.8. Изображение бабочек из цветов и листьев. | Форма крыльев, цвет, расположение на плоскости. Создание поэтических этюдов к собственным картинам. <Рисунок2.8> | |
2.9. Изображение птиц и животных. | Форма, цвет, расположение на плоскости. Сочинение миниатюры от лица автора картины. | |
2.10. Изображение отдельных предметов. | Выполнение отдельных предметов для пейзажа и натюрморта: ваза, стол, дом, церковь и т.д. <Рисунок2.10> | |
2.11. Изображение фигур. | Элементы портрета, фигуры сказочных героев, людей. <Рисунок2.11> | |
2.12. Основы композиции. | Особенности построения букета, пейзажа; перспектива. | |
Глава III. Сочетание компьютерной графики и флористики. | ||
Тема | Компьютерная графика | Флористика |
3.1. Создание собственной текстуры. Постановка букета на полученном фоне. | Создание собственного градиента и текстуры. Подготовка основного фона для букета. | Постановка букета. Цветовое решение букета в зависимости от фона картины.<Рисунок3.1> |
3.2. Использование цвета, объема и бликов при создании вазы. Подбор подходящего букета. | Рисование различных видов ваз, с использованием цвета, объема, света и тени. | Создание эскиза, собирание букета, светотеневые и тональные отношения. |
3.3. Композиция “Вид из окна”. | Создание окон различных видов. Использование цвета, объема, света и тени. Подготовка окон для композиции. | Создание букета на окне с учетом положения их в пространстве и собственного объема. <Рисунок3.3> |
3.4. Натюрморт, пейзаж, портрет в различных геометрических формах: к круге, в овале, в квадрате, в треугольнике. | Создание фонового рисунка с использованием различных геометрических форм для натюрморта, пейзажа, портрета. | Создание орнамента в круге, квадрате, оформление композиционного центра. <Рисунок3.4> |
3.5. Аппликация на готовом пейзаже. | Подбор соответствующего пейзажа. Создание пейзажа в рамке. | Дополнение готового пейзажа образами животного и растительного мира. <Рисунок3.5> |
3.6. Дополнение природными материалами нарисованного пейзажа. | Создание эскиза для пейзажа с использованием инструментов рисования. | Дополнение пейзажа мелкими элементами: бабочками, цветами и т.д. <Рисунок 3.6> |
3.7. Дополнение флористического пейзажа деталями компьютерной графики. | Создание дополнительных деталей для пейзажа: бабочек, паучков, различных животных и т.д. | Создание пейзажа с учетом компьютерной графики. Например, картину летнего луга дополняют бабочки, созданные при помощи компьютерной графики. |
3.8. Создание флористических эффектов с фотографиями. | Обработка фотографий для создания флористических эффектов. | “Украшение” фотографий цветами, “обрамление” фотографий листьями. Проработка переднего плана. |
3.9. Сочетание компьютерной графики и флористики при создании коллажа. | Создание коллажа из двух и более фотографий. | От идеи композиции к поиску изобразительного решения каждого из элементов композиции. |