Литературная игра "Умники и умницы" (по биографии и творчеству А.С. Пушкина) для учащихся 9-х классов

Разделы: Литература

Ключевые слова: умники и умницы


Игра проводится в 9-м классе после изучения темы “Жизнь и творчество А.С.Пушкина” в качестве итогового урока.

Цель: обобщить и углубить знания по данной теме, привлечь учащихся к поиску дополнительного материала при подготовке к игре.

В игре могут участвовать команды разных классов и одного класса. Количество участников в каждой команде - 2-5 человек. В игре три отборочных тура и финал, в котором выявляются победители. Перед каждым туром и финалом всем командам дается творческое задание, по результатам выполнения которого распределяются дорожки: красная, желтая и зеленая. На красной дорожке команде задается два вопроса, но команда не может ответить неверно, в этом случае она выбывает из игры. На желтой дорожке команда может ответить на три вопроса, причем один раз неправильно. На зеленой дорожке команда имеет возможность дважды дать неверный ответ. Побеждает команда, дважды ответившая правильно и сделавшая это первой.

Ответы на вопросы, а также творческие задания оценивает ареопаг, состоящий из преподавателей и, возможно, учащихся. Зрители тоже участвуют в игре: если команды затрудняются с ответами, то любой зритель может дать ответ на вопрос, за что получает “Орден Умника”. Зритель, набравший к концу игры набольшее количество “орденов”, получает приз, как и команда, ставшая победителем, остальные участники игры получают поощрительные призы.

Первый тур.

Творческое задание. Представьте, что вы А.С.Пушкин, вы пришли в издательство литературного журнала. Постарайтесь заинтересовать редактора и сделать так, чтобы ваши стихи напечатали.

При выполнении задания обязательны рассказ о себе, приветствие, прощание, чтение стихов.

Вопросы первого тура.

Для умников на красной дорожке:

  1. Как звали родителей А.С.Пушкина? (Сергей Львович Пушкин, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал)
  2. Январь 1815 г., в Лицее экзамен. Очередь доходит до Пушкина. Какое стихотворение читал Пушкин? (“Воспоминания в Царском Селе”)

Для умников на желтой дорожке:

  1. Когда и где родился Пушкин? (6 июня 1799 г., в Москве)
  2. Кто слушал Пушкина на экзамене в Лицее в январе 1815 года? (Г.Р.Державин)
  3. Как звали детей Пушкина? (Машка, Сашка, Гришка и Наташка – так называл детей сам Пушкин)

Для умников на зеленой дорожке:

  1. Кто научил Пушкина читать? (бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)
  2. В каком году был открыт Царскосельский Лицей? Каким царем? Кого туда направляли учиться? (19 октября 1811 года Александром I. Учились мальчики из дворянских семей).
  3. Кто посвятил Пушкину эти строки: “Победителю ученику от побежденного учителя”? (В.А.Жуковский)
  4. Какие повести были включены в книгу “Повести Белкина”? (“Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”, “Метель”, “Выстрел”, “Гробовщик”)

Второй тур.

Творческое задание. Прочтите наизусть стихотворение А.С.Пушкина.

Вопросы второго тура.

Для умников на красной дорожке:

  1. В какое литературное общество был принят А.С.Пушкин в 1816 г.? (В марте 1816г. Пушкин заочно был принят в “Арзамас”)
  2. Когда и где состоялась дуэль А.С.Пушкина с Дантесом? (1837 г. на Черной речке)

Для умников на желтой дорожке:

  1. Назовите всех героев поэмы “Руслан и Людмила”. (Руслан, Людмила, Фарлаф, Рогдай, Черномор, Наина, Ратмир, Финн)
  2. К какому царю Пушкин относился с большим уважением? Назовите хотя бы два произведения о нем. (Петр I. “Медный всадник”, “Полтава”)
  3. Какому событию посвящена поэма Пушкина “Полтава” и какое значение это событие имело для России? (Северная война со шведами. Был завоеван выход к Балтийскому морю, основан Санкт-Петербург)

Для умников на зеленой дорожке:

  1. Какое прозвище было у А.Пушкина в Лицее? (Француз)
  2. В каком году Пушкин закончил обучение в Лицее? (1817 г.)
  3. Назовите все сказки Пушкина. (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о золотой рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о медведихе”, “Сказка о царе Салтане”)
  4. Кто был по гороскопу Пушкин? (Близнецы)

Третий тур.

Творческое задание. Изобразите сцену встречи А.Пушкина и И.Пущина в Михайловском.

Вопросы третьего тура.

Для умников на красной дорожке:

  1. Где похоронен А.С.Пушкин? (В Псковской области, у восточной стены Святогорского монастыря)
  2. Какой журнал издавал Пушкин? (“Современник”)

Для умников на желтой дорожке:

  1. Какие танцы были модны во времена Пушкина? (мазурка, кадриль, вальс, полька)
  2. В 1825 г. было восстание декабристов. Участвовал ли Пушкин в этом восстании? (Нет, он был в это время в ссылке в Михайловском)
  3. Назовите жанры произведений Пушкина “Руслан и Людмила”, “Песнь о вещем Олеге”, “Выстрел”, “Борис Годунов”. (Соответственно: поэма, баллада, повесть, драма)

Для умников на зеленой дорожке:

  1. Первое прозаическое произведение А.Пушкина называлось “Арап Петра Великого”. О ком писал Пушкин и как связан этот человек с поэтом? (Дед Ибрагим Ганнибал)
  2. Как звали жену А.Пушкина? (Наталья Николаевна Гончарова)
  3. Какое природное явление легло в основу одной из повестей Пушкина? (Метель)
  4. Назовите произведения, в которых есть такие герои: Самсон Вырин, Фарлаф, Пимен, Минский. (Соответственно: “Станционный смотритель”, “Руслан и Людмила”, “Борис Годунов”, “Станционный смотритель”)

Финал.

Творческое задание. Прибыв из ссылки из Михайловского в 1826 г., Пушкин сразу предстал перед Николаем I и на вопрос царя, принял бы он участие в восстании декабристов, прямо ответил: “Непременно, государь! Все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем!”. Изобразите эту сцену.

Вопросы финала.

Для умников на красной дорожке:

  1. Почему в день рождения Пушкина в 1799 г. били в колокола? Какое событие отмечали в этот день? (Был праздник Вознесения и день рождения внучки императора Павла)
  2. В Лицее стало традицией в каждом выпуске выбирать своего Пушкина. В тринадцатом по счету выпуске это звание присвоили лицеисту, который стал потом известным писателем-сатириком, писавшим под псевдонимом. Назовите имя этого писателя. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

Для умников на желтой дорожке:

  1. Назовите пять фамилий лицеистов, с которыми учился Пушкин. (Пущин, Кюхельбекер, Горчаков, Дельвиг, Вольховский, Мартынов, Данзас, Матюшкин, Корф, Броглио)
  2. Где находится город Пушкин? Как он назывался? (Ленинградская область, ранее назывался Царское Село)
  3. Кто был секундантом Пушкина на дуэли? (Данзас)

Для умников на зеленой дорожке:

  1. Какие предметы изучали лицеисты? (Математика, словесность и риторика, история, география, языки: русский, латинский, немецкий, французский, танцы, плавание, фехтование, верховая езда)
  2. Назовите имена и фамилии лицеистов, у которых были прозвища: Жанно, Кюхля, Француз. (Соответственно: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Пушкин)
  3. Какое стихотворение посвятил Пушкин Пущину, живя в Михайловском? (“Мой первый друг, мой друг бесценный….”)
  4. Перечислите “Маленькие трагедии” Пушкина. (“Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Пир во время чумы”, “Каменный гость”)