Открытый урок по пьесе А. Вампилова на тему: "Провинциальные анекдоты"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить с творчеством А. Вампилова.
  2. Выяснить идейную направленность пьес А. Вампилова.

Предварительно ребята получают задание прочитать пьесу Вампилова “Провинциальные анекдоты” и приготовить сообщение по биографии драматурга.

Оборудование:

  • портрет А. Вампилова.
  • выставка пьес.

Самое выразительное, самое
Зажигающее слово со сцены —
Это слово правды жизни,
Правды человеческих чувств.

В. Розов

Ход урока

Вопрос:

Какая роль отводится А. Н. Островскому в развитии русского театра?

Ответ:

В 40-60-е годы театр существовал, но был беден его репертуар (водевили, мелодрамы, легкие пьесы), поэтому ни о какой прогрессивной роли театра нельзя было говорить. Очень редко, с изменениями, пройдя двойную цензуру, шли пьесы Гоголя Н. В., А. С. Грибоедова, Фонвизина. Но этого было недостаточно, чтобы действовать на умы и сердца молодых. Пьесы Островского, появившись на сцене, буквально всех потрясли. Они были необычны, правдивы. Вспомним пьесу “Гроза”. Это картина русской жизни. Так с приходом Островского появился русский национальный театр. И современные русские театры продолжают лучшие традиции театра А. Н. Островского, ставя пьесы А. Вампилова, М. Рощина, В. Розова, Алексея Арбузова (см. на эпиграф: почему именно эти слова?).

  • Что объединяет пьесы А. Вампилова и А. Островского?

а) Они (пьесы Островского) остроконфликтны, в пьесах Вампилова тоже есть конфликт, но он скрытый. Нам и предстоит его увидеть.

  • Как читать пьесы А. Островского? А. Вампилова? Почему?

а) Пьесы Вампилова нам ближе.

Прежде чем начать разговор о Вампилове, надо несколько слов сказать об Иркутской писательской организации, в которую входил драматург. Это одна из самых талантливых организаций. В нее входили В. Распутин, В. Шугаев, М. Сергеев, С. Иоффе, П. Реутский. Она была сплоченной и единой. А. Вампилов был ее душой, цементирующей силой.

  • Сообщение по биографии А. Вампилова (ребята).

(Биография очень короткая. Родился 19 августа 1937 г. в п. Кутулик Иркутской обл. в семье учителя. Отец рано умер. 1955 г. — студент иркутского университета. В студенческие годы его охотно печатали в областной молодежной газете “Советская молодежь”. 1961 г. — выпустил сборник юмористических рассказов течение обстоятельств”, затем начал писать одноактные пьесы. 1962 г.— поездка в Москву на семинар драматургов одноактных пьес, где была представлена пьеса “Двадцать минут с ангелом”.

1965 г. — принят в Союз писателей СССР. “Прощание в июне” — первая многоактная пьеса. Его пьесы с трудом находили дорогу на сцену. Начали их ставить, к сожалению, уже после его смерти. Главное его признание и слова — посмертные. Он не дожил до того дня, когда стал одним из самых репертуарных драматургов в театрах нашей страны, когда его пьесы стали ставить во многих театрах мира (1978 г. “Утиная охота” В Вашингтоне”).

Он утонул 17 августа 1972 г. в Байкале. Лодка, в которой он плыл, перевернулась, натолкнувшись на сплавное бревно. Но остались пьесы — пьесы являющиеся острым оружием в борьбе за человека, значит остался и он, любящий людей, верящий в добро. Интересен факт из биографии Вампилова: он страшно не любил тех, кто торгует цветами, по его мнению, они торгуют добром и красотой, а их надо дарить людям.

А преимущество драматурга над остальными в том, что он раньше других увидел недостатки в обществе (пьянство, бездуховность, взяточничество) и открыто об этом говорил.

“Все лучшие знаменитые писатели знамениты тем, что говорили правду. Ни больше, ни меньше — только правду. В двадцатом веке этого достаточно для того, чтобы прославиться. Ложь стала естественной, как воздух. Правда сделалась исключительной, парадоксальной, остроумной: “Говорите правду, и вы будете оригинальны”, — говорил Вампилов.

В. Г. Распутин сказал О. А. Вампилове и его творчестве замечательные слова: “Главный вопрос, который постоянно задевает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты преодолеть невозможное, превозмочь все то лживое, и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях”?

Петр Реутский на гибель А. Вампилова написал 23 сентября 1972 г. такое стихотворение:

Вспоминайте меня весело

Вспоминайте меня весело
Словом так, каким я был
Что ты, ива, ветви свесила?
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила
Много песен дорогих,
Только ветра песни полные
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости,
Я любил ее, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…

Слово учителя: (слова В. Распутина).

“Более 100 лет прошло после “Грозы” А. Н. Островского, героиня которой бунтом и гибелью добившись свободы, явили собой “луч свете в темном царстве”. Для человека 100 лет — небольшой срок, но уже сегоджня мы вынуждены говорить о новом неудобстве, в котором очутился человек: освободив один бок, он придавил другой. Духовная бедность исказила назначение жизни.

Как все изменилось со времен Катерины: темное царство превратилось в царство свободы, но куда исчезла духовность, почему на первом месте материальное благополучие”? Первая большая пьеса А. Вампилова “Прощание в июне” начинает тему, которая в общем виде звучит так: победит ли живая душа рутину жизни?

  • Говоря о пьесах А. Вампилова, можно составить такой словарь: душевность, открытость, сосредоточенность, бескорыстие, целеустремленность.
  • Объяснить лексическое значение слова “бескорыстие”.
  • Беседе по пьесе “Двадцать минут с ангелом” 1962 г.
  1. Кратко пересказать сюжет (какой случай лежит в основе).
  2. Почему такая реакция на поступок Хомутова?
  3. Прочитать сцену разговора c Хомутовым.
  4. Что произошло в сознании людей? (бескорыстие=сумасшествию).
  5. Когда все успокаиваются? (Когда Хомутов рассказывает, почему решил дать деньги).
  6. Зачитать последнюю сцену.
  7. Объясните название пьесы?

(Дать возможность высказаться ребятам о том, что хотел показать драматург этой пьесой).

  • Слово учителя: в ней А. Вампилов показал, к чему в своей конечной логике может привести процесс начавшегося нравственного разложения. В этой пьесе “Прощание в июне” Золотуев не верил, что не будет взяток, так и постояльцы “Тайги” не могут себе представить, чтобы кто-то просто так, “за здорово живешь” отдал свои деньги нуждающемуся в них человеку. А ведь это нормально. А если бы Хомутов прошел мимо — всем это было бы понятно.
  • Актуальна ли эта проблема сегодня? (привести примеры из жизни)

Вторая пьеса “История с метранпажем”.

Словарь “метранпаж (работник типографии, старший наборщик).

  1. Сюжет пьесы.
  2. Какие метаморфозы происходят с Калошиным? С чем это связано?
  3. Как данный случай характеризует человека, взаимоотношение в нашем обществе?
  4. Что хотел добиться Вампилов, создавая пьесу? Какую сторону человеческих отношений хотел затронуть? (не должность — а человек!)
  • О чем заставил задуматься Вампилов?

Заключение (слово учителя)

О Вампилове поэт Ан. Передреев сказал: “…. Он был один из тех людей, которые старались не взять что-то от жизни, а — дать”. И это верно.

Театр Вампилова — это проповедь добра, открытое добродетельное чувство к залу, нравственное созидание.

Доверенные герои Вампилова выживают в тех условиях, когда их унижают, гнут, а они не гнутся, а вновь распрямляются. Они — это источник света, неяркий, не режущий глаза, тот самый, при котором хорошо видно.