Пояснительная записка.
Данный курс вводится с целью расширения представлений по изображению исторической личности в литературе (на примере произведений Пушкина) и других видах искусства: живописи, скульптуре, музыке. В целом, курс способствует расширению культурологического кругозора и развитию интеллекта школьников. Он интегрирует литературу, историю, МХК, носит межпредметный характер. <Приложение 1>
На уроках в среднем звене под руководством учителя изучены такие произведения, как поэма “Полтава”, повесть “Капитанская дочка”, трагедия “Борис Годунов”. На примере этих произведений показаны взгляды Пушкина на роль личности в истории, взаимоотношения с народом, уяснено их влияние на судьбу государства, значение великих людей России в преобразованиях и намерениях в повышении престижа страны, а также раскрыты личностные качества, образы отдельных людей, столь важных для понимания и переосмысления истории. Задача учителя литературы – показать, как создается образ, какими художественными приемами достигается достоверность, рисуется реальная картина.
Для более полного представления о возможностях литературы как вида искусства по изображению личности в истории введен данный курс. Учащиеся самостоятельно и при поддержке учителя анализируют произведения, проводят параллели литературы и истории. Сравнивая личность, изображенную в литературном произведении, с портретом в живописи или источником, взятым из истории, ученик может самостоятельно сделать вывод о типизации, приемах обобщения, средствах, помогающих воссоздать реальный исторический характер средствами искусства, отметить черты, свойственные литературе при создании образа исторического деятеля.
Курс дает возможность учащимся негуманитарных классов почувствовать сладость “дыма Отечества”, проникнуться гордостью за своих великих соотечественников, чьи личности оказали влияние на судьбы русской истории. Но ведь не меньшее значение имеет и то, кто сумел донести сквозь пелену веков до нас их прекрасные лики, их деяния, кто в своем творчестве воплотил их образы. Поэты, писатели, художники, скульпторы оставили рукотворные памятники великим личностям. Их произведения литературы, живописи, скульптуры стали достойным вкладом в развитие мировой культуры, нашим представительством в мировом культурном пространстве.
Постичь их прелесть, осознать себя причастным к изучению русской культуры, воспылать гордостью за свою великую Родину может каждый ученик, пришедший на занятия данного элективного курса.
При обучении используются методы: погружения в художественную ткань произведения, лингвистический эксперимент, методы сопоставительного анализа и сравнительной характеристики героев. Применяются лекционно-семинарские формы занятий.
Задачи курса:
- Расширить представление школьников по творчеству Пушкина, в котором даны исторические личности.
- Формировать целостную картину историко-литературного процесса России через изучение произведений Пушкина.
- Развивать самостоятельность, любознательность, творчество учащихся.
- Воспитывать внимательного читателя, ценителя искусства, патриота отечественной литературы и истории.
В качестве контроля за знаниями гимназистов по окончании работы данного курса предполагается:
- создание самими учащимися интегрированных вопросов , включающих знания по литературе, истории, МХК (как известно, грамотно заданный вопрос означает не только желание пробудить интерес у собеседника, но и глубокое, вдумчивое проникновение в проблему, активную работу по ее переосмыслению, умение самостоятельно подбирать материал, анализировать и структурировать его до степени окончательной лаконичной формулировки вопроса);
- создание сценария интеллектуальной игры “Ай да Пушкин!”, что будет практическим завершением курса, даст возможность учащимся реализовать свои творческие способности и знания, полученные на занятиях курса по выбору.
Содержание программы.
Тема № 1. А.С. Пушкин о роли личности в истории. Повторение и обобщение изученного на примере поэмы “Полтава”, повести “Капитанская дочка”, трагедии “Борис Годунов”.
Тема № 2. Литературные приемы создания образа исторической личности: историческая конкретность, исторические реминисценции, комментарии, сравнительная характеристика героя-антигероя (антипода), типизация и индивидуализация характера, художественные тропы.
Тема № 3. Изображение Бориса Годунова в разных видах искусства.
Смутное время в России. Изображение Бориса Годунова в трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”. Царь и Самозванец. Версия Н. М. Карамзина об убийстве Дмитрия по приказанию
Б. Годунова в “Истории государства Российского”. Острый конфликт народа и власти. Иллюстрации Е.А. Кибрика и В.А. Фаворского. Отношение Бориса к сыну в произведении Пушкина и на иллюстрации А.Д. Кившенко “Царевич Федор показывает Борису карту России”. Сопоставление текста Пушкина и Карамзина о Борисе как страстном отце, который “своим семейственным счастием” доказывал, “сколь неизъяснимо слияние добра и зла в сердце человеческом”. Опера М.П. Мусоргского “Борис Годунов”. Ф. Шаляпин – прославленный исполнитель главной партии в опере.
Тема № 4. Изображение Пугачева в литературе и живописи.
Картина В.Г. Перова “Пугачевщина” (1879 г.), навеянная мотивами повести “Капитанская дочка”. Иллюстрации повести М.В. Нестерова (“Осада”, “Пугачев, освобождающий Машу от притязаний Швабрина”, и др.).
Акварели С.В. Иванова “Суд Пугачева”. Акцент на подробностях скорого суда пугачевцев. Роль детали (виселица, разорванная одежда арестованных, горящие гневом и жестокостью глаза Пугачева).
Сравнение сцены суда Пугачева в Белогорской крепости в интерпретации разными художниками: А.Н. Бенуа (1920), А.Ф. Пахомова (1944), М.С. Родионова (1949), С.В. Герасимова (1951), П.Л. Бунина, А.А. Пластова, С.В. Иванова (1960 – е годы).
Гравюра Н.И. Уткина с оригинала В.Л. Боровиковского и Т. Райта. Гравюры А.И. Усачева и Н.В. Фаворского.
Лирическая сторона повести в творчестве М.С. Родионовой. Тревожное настроение неожиданной встречи Гринева с Пугачевым во время метели, радостная взволнованность свидания Гринева с Машей.
Серия из 36 акварелей к повести “Капитанская дочка” С.В. Герасимова. Образ Пугачева в развитии. Загадочная фигура на постоялом дворе. Многофигурный разворот – Суд в Белогорской крепости - центр художественного решения повести и серии акварелей. Композиция сторон картины. Осанка, выражение лица предводителя восстания. “Мятежная сторона”: Пугачев глазами Гринева. Восхищение и уважение Гринева личностью вождя восставших крестьян. Ирония, театральность обстановки. Прием обрамления в серии акварелей: заставка – Пугачев на коне, концовка- миниатюра (крестьяне, встречающие Пугачева с хлебом и образами); финал – народная память о нем, а не казнь Пугачева.
Тема № 5. Личность Петра I.
Петр как царь- реформатор. Петр как человек. Роль петровских преобразований для страны, для народа, для отдельных представителей народа. Изображение Петра I в поэмах А.С. Пушкина “Полтава” и “Медный всадник”.
Изображение личности Петра в поэме “Полтава”. Отбор эпизодов для иллюстраций черной акварелью М.С. Родионова.
Памятник Фальконе “Медный всадник” - символ города на Неве. Инженерное новаторство скульптора в создании. Мастерское определение скульптуры в пространстве площади.
Иллюстрации поэмы “Медный всадник” художниками. Сходство и различие в изображении личности Петра мастерами слова и кисти. Отбор эпизодов литературных произведений для иллюстраций.
Гравюры А.Н. Бенуа. Заставка к поэме. Ключевые эпизоды. Петр и “маленький человек”.
Мастерство ксилографии Ф.Д. Константинова. Тонкий мастер пейзажа. Передача прелести городского пейзажа, чувств героев, внутреннего состояния. Особенности многофигурных композиций. Изображение “кумира на бронзовом коне”. Сравнение ксилографического изображения памятника Петру I с памятником Фальконе “Медный всадник”.
Тема № 6. Друзья Пушкина – великие современники.
“Лицейской дружбе верен я”. И.И. Пущин (“В альбом Пущину”, “Мой первый друг”, “Пущину”). “Записки о Пушкине” И.И. Пущина. В. К. Кюхельбекер. А. Дельвиг. А.Горчаков и др. в стихотворениях.
Д.В. Давыдов – герой Отечественной войны, поэт. Личность Давыдова в лирике Пушкина. Портреты Давыдова работы О. Кипренского, К. Гампельна. Литография И.А. Клюквина с оригинала Д. Доу.. Отражение неординарной личности Давыдова в переписке с друзьями.
П.А. Чаадаев. Его роль на становление Пушкина. “Философические письма”. Сравнение живописных портретов Чаадаева со стихотворными.
Пушкин и декабристы. Переписка с К.Ф. Рылеевым. М.С. Лунин. И.А. Анненков. Ф.Н.Глинка (“Ф.Н. Глинке”, 1922). Глинка – “К Пушкину”, 1819. Рисунок А.С. Пушкина “Эскизы разных лиц, замечательных по 14 декабря 1825 года” (1826 г.). Пушкин и П.Пестель, И. Пущин, В.Кюхельбекер, К.Рылеев, Н.Раевский, С.Трубецкой, С. Муравьев-Апостол, А.Раевский.
Тема № 7. Цари и высший свет.
Поэт и российские цари. Эпиграммы на Александра I, графа Воронцова, придворных и государственных чиновников. Стихотворения, посвященные Николаю I.
Тема № 8. Н.Н. Гончарова – Пушкина.
Личность Н.Н. Гончаровой - Пушкиной в творчестве поэта. Ее портреты А.П. Брюллова (1832), В. Гау (1842), И.К. Макарова (1849). < Приложение 2>
Требования к знаниям, умениям обучающихся.
Учебно-тематическое планирование.
№ п.п. |
Тема |
Часы |
Форма занятий |
Форма контроля |
1. | А.С. Пушкин о роли личности в истории. | 1 | Лекция | План |
2. | Художественные приемы создания исторической личности (на примере трагедии “Борис Годунов”, иллюстраций художников В.Фаворского, Е. Кибрика, оперы М. Мусоргского). | 1 | Лекция | Опорный конспект |
3. 3.1 3.2 3.3 |
Изображение Пугачева в “Капитанской
дочке” и живописи. Пугачев как вождь восстания и человек у Пушкина и В.Г. Перова (“Пугачевщина”). Интерпретация сцены суда Пугачева художниками. Гравюры на темы “Капитанской дочки”. Серия акварелей С.В. Герасимова к повести “Капитанская дочка”. |
3
1 1 1 |
Круглый стол | Тезисы выступлений |
4. 4.1 4.2 4.3 |
Личность Петра I. Петр I в поэме “Полтава” и иллюстрациях М.С. Родионова. Памятник “Медный всадник” в Петербурге как признание деяний Петра Великого. Изображение Петра I в поэме “Медный всадник” и на гравюрах А.Н. Бенуа, Ф.Д. Константинова. |
3 1 1
1 |
Заочное путешествие | Отчет по путешествию |
5. 5.1. 5.2 5.3 5.4 5.5 |
Современники Пушкина. Лицейские друзья. Декабристы. Д.В. Давыдов – поэт, герой войны. П.Я. Чаадаев. Цари и высший свет. |
7 2 1 1 1 1 |
Презентация проектов “Друзья Пушкина” |
Защита рефератов |
6 | Н.Н. Гончарова- Пушкина. О Натали |
2 | Заочное путешествие | Мини-сочинение |
7 | Представление вопросов, придуманных учащимися по окончании курса. | 2 | День вопросов и ответов | Открытая экспертиза и оценка вопросов |
8 | Обсуждение и составление варианта игры “Ай да Пушкин” или сценария вечера “Мой первый друг” | 2 | Моделирование вариантов результатов курса |
Проект сценария |
Контрольные вопросы.
- Каковы взгляды А.С. Пушкина на роль личности в истории?
- Какие исторические личности привлекли внимание А.С. Пушкина и чем?
- Чем привлекала внимание поэта личность Бориса Годунова? Как изображают царя Бориса Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, художники, М.Мусоргский?
- Почему восстание под предводительством Е. Пугачева Пушкин называет “бунтом бессмысленным и беспощадным”?
- Кто из художников иллюстрировал “Капитанскую дочку”?
- В чем разница иллюстраций одной и той же сцены “Суд Пугачева” художниками?
- Сравните творческую манеру русских художников М.С. Родионовой и С.В. Герасимова.
- Какие стороны личности Петра I (царя и человека) показал Пушкин в поэмах “Полтава” и “Медный всадник”?
- Какие иллюстрации поэмы “Медный всадник” вам нравятся? Чем?
- Почему скульптуру Фальконе “Медный всадник” называют визитной карточкой Санкт-Петербурга?
- Перечислите лицейских друзей Пушкина, чья личность отразилась в его творчестве.
- Кто из выпускников первого выпуска Лицея прославился в истории России? Чем?
- Проанализируйте стихотворение “Д.В. Давыдову”. Как в нем отразилась личность адресата?
- Какую роль в становлении Пушкина сыграл П.Я. Чаадаев.
- Докажите живой интерес Пушкина к философским взглядам Чаадаева на примере стихотворений, посвященных выдающемуся общественному деятелю.
- Охарактеризуйте эпиграммы А.С. Пушкина: адресаты, способы изображения и обличения.
- Если прочитать эпиграмму и сравнить ее с портретным изображением человека, на которого написана эта эпиграмма, какие черты вы найдете общие в двух портретах?
- Почему Н.Н. Гончарову- Пушкину мы отнесли к историческим личностям? Можно ли по дневникам, письмам рассказать о взаимоотношениях людей, об эпохе?
- Сравните портреты Н.Н. Пушкиной разных лет. В чем она изменилась и осталась прежней?
Литература для учащихся
- Друзья Пушкина.//Сост. Кунин В.В., в 2 томах. - М.: Правда,1985.
- А.С. Ляур. Жизнь и творчество А.С. Пушкина. // М.: Детская литература, 1979.
- Е.Н. Колокольцев. А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях. – М.: Просвещение, 1999
- Путеводитель по Петербургу.// Сост. Немировский И.В.- СПб: Академический проект, 1997
- Л.А. Черейский. Современники Пушкина.- СПб: Нева, 1999.
Литература для учителя
- Пушкин в школе. Пособие для учителей. // М.: Просвещение, 1978.
- Рисунки русских писателей.//Сост. Дуганов Р. – Москва: Советская Россия, 1988