Цель: Через анализ эпизода показать средства психологизма в романе “Преступление и наказание” и выявить роль образа Свидригайлова.
Задачи:
Образовательная:
- Определение роли мотива “двойничества” в романе.
- Знакомство с особенностями психологического мастерства писателя.
Развивающая:
- Совершенствование навыков анализа эпизода.
- Анализ эпизода как приём раскрытия психологического мастерства Достоевского.
- Анализ роли двойников в романе на основе анализа эпизода
Воспитывающая:
- Подведение учащихся к мысли о разрушающем воздействии на человека идеи о сверхчеловеке, идеи о вседозволенности.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вводное слово учителя.
В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента? Почему, например, Раскольникова за несколько минут до его признания в убийстве “старухи-чиновницы и сестры её Лизаветы” так поразило известие о самоубийстве Аркадия Ивановича Свидригайлова, на первый взгляд, совершенно постороннего для него человека? Нахождение ответа на этот вопрос и является задачей нашего урока.
В каком фрагменте романа можно найти ответ на него?
Психологи утверждают, что в развитии отношений людей велика роль первого впечатления, первой встречи. Поэтому вполне возможно, что ответ дан Достоевским в эпизоде “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”. Проанализируем этот эпизод, используя план анализа эпизода (план анализа эпизода заранее записан на доске и/или распечатан и разложен на партах).
План анализа эпизода
I. Вступление.
Идея художественного произведения.
II. Главная часть
1. Место рассматриваемого эпизода в художественном произведении.
2. Вид эпизода, его композиция и сюжет.
3. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущими и последующими эпизодами.
4. Содержательная функция эпизода.
- Раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение.
- Даётся представление о душевном состоянии персонажа.
- Звучит прямая или косвенная авторская оценка события, персонажа.
- Показан поворот во взаимоотношениях героев.
- Выражается авторский взгляд на те или иные проблемы
5. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.
III. Заключение.
Роль эпизода в произведении.
Аналитическая работа по тексту эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.
1. Вводная беседа.
1. 1. Что такое эпизод?
Эпизод (от греч. epeisodion – вставка) – небольшой отрывок, фрагмент, относительно завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
1. 2. Эпизод – только часть произведения, но в этой части сохраняются свойства целого. Темы, идеи, мотивы взаимодействуют в эпизоде, развившись и продолжая развиваться за его пределами. Для более-менее адекватного понимания фрагмента необходимо иметь представление о всём произведении в целом. Поэтому работу с текстом эпизода начнём с того, что вспомним, какова идея романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов людей: тварей дрожащих и право имеющих, – о праве последних на собственное усмотрение решать вопросы жизни и смерти других людей во имя общественного прогресса.
2. Характеристика эпизода.
2.1. Слово учителя.
Роман Достоевского “Преступление и наказание” пронизан христианскими идеями. В нём преломляется евангельское понятие греха-преступления и выведена “потребность Христа”. Действие часто строится на воспоминаниях, которые возникают отдельными, очень яркими вспышками, и выливаются в монологи-исповеди. Герой или его идея появляются и живут в романе задолго до их вступления в действие, что позволяет автору развернуть образ и развести лейтмотив по всему роману. Переживания героев, мотивы их поступков порой очень неясны, поэтому сами они не знают, что сделают в следующий момент. В своих признаниях они страстно стремятся объяснить и понять самих себя. Достоевскому очень важно разобраться во внутреннем мире своих героев, в причинах их поступков, в том, способны ли они к возрождению. Посмотрим, как это стремление реализуется в эпизоде “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.
2.2. Аналитическая беседа.
Каково расположение эпизода в романе?
Одно из звеньев цепи, ведущей Раскольникова к пониманию ошибочности его теории. – После эпизодов убийства, приезда родных, знакомства с Порфирием Петровичем.
Определите границы эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.
Конец VI главы третьей части – 1 глава четвёртой части.
Почему Достоевский разбивает эпизод, размещая его начало не просто в предыдущей главе – в предыдущей части?
В третьей части происходит встреча с родными, знакомство с Порфирием Петровичем, обвинение мещанина. Раскольников постепенно приходит к осознанию своей отчуждённости от людей. Завершает третью часть второй сон Раскольникова, похожий на явь, в котором он не может убить старуху, над ним все смеются; проснувшись, герой видит Свидригайлова. “Неужели это продолжение сна?” - эта реплика не случайна. В ней указание на письмо матери, в котором рассказано о преступлениях Свидригайлова, в ней понимание того, что грех, преступление объединили Раскольникова и Свидригайлова, в ней объяснение странного взаимопонимания между героями, устанавливающегося ещё до начала разговора: “Ну, говорите, чего вам надо? – А ведь я так и знал, что вы не спите, а только вид показываете…” В I главе четвёртой части – разговор о привидениях (символах греховности, голосе больной совести), являющихся Свидригайлову также объединяет героев.
Таким образом, Достоевский размывает границы между двумя эпизодами – “Вторым сном Раскольникова”, в котором он не может во второй раз убить Алёну Ивановну, и “Знакомством со Свидригайловым” - человеком, о преступлениях которого Раскольников узнал от родных. Героев связывает мотив греха, преступления. Этот приём позволяет писателю психологически обосновать странное взаимопонимание между незнакомыми людьми, знавшими друг о друге понаслышке, оправдать их странный разговор.
Определите вид эпизода.
Эпизод-диалог.
Выделите микротемы в диалоге.
- оправдания Свидригайлова по поводу преследований Дуни и смерти Марфы Петровны;
- прошлое Свидригайлова;
- привидения;
- образ вечности
- судьба Авдотьи Романовны
Анализ частей диалога.
Проанализируем каждую из частей диалога.
1. Оправдания Свидригайлова по поводу преследования Дуни и смерти Марфы Петровны
В первой части Свидригайлов сообщает о цели своего визита и тут же начинает оправдываться. Зачитайте наиболее интересные, по вашему мнению, аргументы Свидригайлова, с помощью которых он доказывает свою невиновность.
Свидригайлов оправдывает себя: “…Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то, а здраво судя?”
Лукавит: “Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?” (по форме напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: “тварь я дрожащая или право имею?” Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею права на сочувствие).
Какие рассуждения напоминают аргументы Свидригайлова?
Какую реакцию вызывают эти аргументы, так напоминающие его собственные, у Раскольникова?
Отвращение.
Итак, обратим внимание: мысли, напоминающие его же собственные, вызывают у Раскольникова отвращение. А какой приём использует Достоевский для выражения чувства своего героя? (авторскую ремарку: “С отвращением перебил Раскольников”; объём реплик: очень краткие, отрывистые реплики Раскольникова говорят о его нежелании вести беседу с гостем).
Как часто используется этот приём писателем? (типичный для данного эпизода).
Одинаково ли часто реплики Раскольникова и Свидригайлова сопровождаются ремарками?
Реплики какого участника диалога чаще сопровождают ремарки? (Раскольникова)
Какой из участников диалога говорит больше?
Почему же Достоевский так внимательно прослеживает психологическое состояние именно Раскольникова? (Это главный герой, создатель теории…)
Итак, мы выяснили, что у Раскольникова его же собственные мысли из уст другого человека вызывают отвращение. Мы знаем, что визит Свидригайлова важен Достоевскому для изображения психологического состояния своего главного героя. Но мы пока не нашли ответ на вопрос, почему же Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова. Поищем ответ в следующей части эпизода.
2. Прошлое Свидригайлова
Есть ли во второй части диалога смысловые переклички с предшествующими и последующими эпизодами? Прослеживаются ли параллели между героями?
Деньги. Объяснение происхождения денег, которые Свидригайлов предлагает Дуне, а затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а значит, чисты, на них нет крови. Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже “его настоящие”, полученные им от матери или за часы его отца.
По сути дела герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям, понимают, что делать добрые дела можно только чистыми средствами.
Свидригайлов, по оценке Раскольникова, – “на что-то твёрдо решившийся человек” - такое же впечатление производит на окружающих и сам Раскольников накануне преступления.
Рассказ Свидригайлова о “подстрекательных “немках”, оправдывающий насилие по отношению к ним: “…Эта точка зрения-то и есть настоящая гуманная…” – параллель теории Раскольникова и его преступления.
Итак, вторая часть диалога усиливает ощущение сходства собеседников, но ответа на наш вопрос тоже пока нет.
3. Привидения
Если в предыдущих частях показывается, что Раскольников и Свидригайлов имеют одинаковые взгляды на общественные отношения, то в третьей части Достоевский переводит разговор в область философии. В чём смысл рассуждений о существовании привидений?
Мотив болезни, связанный с образом Раскольникова, возникает и в речи Свидригайлова: “Это-то я без вас понимаю, что не здоров, хотя, право, не знаю чем; по-моему, я наверно, здоровее вас впятеро”.
Как вы думаете, о каком нездоровье идёт речь?
Болезнь души: “…Здоровый человек есть наиболее земной человек…”; “нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира”
Установите смысловые параллели с другими эпизодами.
Страшные сны Раскольникова, граничащие с явью – предсмертный сон самого Свидригайлова, видение погубленной девочки-утопленницы.
Роль этой, философской, части диалога заключается в том, что именно в ней развитие мысли о сходстве Раскольникова и Свидригайлова достигает кульминации. Свидригайлов говорит: “Между нами есть какая-то общая точка”. Только после того, как выявлено и доказано сходство героев, они переходят к разговору о вечности.
4. Образ вечности
Прочитайте и прокомментируйте эту часть диалога.
Раскольников: “Я не верю в будущую жизнь”
Свидригайлов: “…Одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность”.
С чем связана странная, болезненная реакция Раскольникова на слова Свидригайлова?
Болезненная реакция Раскольникова связана с тем, что он образ вечности представляет так же.
5. Судьба Авдотьи Романовны
Установите смысловые переклички 5-ой части с другими эпизодами романа.
Цель внешне благородной попытки расстроить свадьбу Дуни с Лужиным, заявленной как одна из причин визита, выясняется только в шестой части романа. Свидригайлов надеется устроить свою жизнь, не останавливаясь при этом перед подлостью и низостью. Он шантажирует Дуню (сцена у Ресслих).
Вояж за границу – самоубийство (уезжаю в Америку).
Почему же Раскольникова поразило известие о самоубийстве Свидригайлова?
Свидригайлов покончил жизнь самоубийством – добровольно ушёл в вечность, в комнатку с пауками?
Определите содержательную функцию эпизода.
Содержательная функция эпизода заключается в том, что в нём даётся представление о душевном состоянии Раскольникова, раскрывается мировоззрение героя и выражается косвенная авторская оценка теории о сверхчеловеке.
Определение роли эпизода.
Мы определили, что душевное состояние героя Достоевский раскрывает при помощи авторских ремарок, объёма реплик. Но исчерпываются ли этим средства и приёмы раскрытия внутреннего мира персонажа?
Обратим внимание на фразу Свидригайлова, которая завершается эпизод. В масштабе всего романа она приобретает символическое значение: “Я ведь от вас очень недалеко стою”.
Определение роли образа Свидригайлова в романе “Преступление и наказание”.
Каково отношение Свидригайлова к Раскольникову в системе образов романа?
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.
Каково эмоциональное отношение Раскольникова к своему двойнику?
Отвращение.
О чём свидетельствует негативное отношение Раскольникова к человеку, который разделяет его убеждения, по сути дела является его отражением?
О внутренней борьбе в душе главного героя, борьбе добра и зла, Бога и Демона.
Итак, при помощи образа Свидригайлова Достоевский показывает, что происходит в душе Раскольникова. А это значит, что образ двойника становится ещё одним приёмом проникновения во внутренний мир главного героя, раскрытия противоречий в нём.
Роль двойника в произведении.
Каково предназначение двойника – по сути дублёра главного героя – в произведении?
Михаил Михайлович Бахтин, филолог, изучавший творчество Достоевского, утверждал: люди, входящие в жизнь Раскольникова – “символы определённого жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают. Достаточно человеку появиться в его кругозоре, чтобы он тотчас же стал для него воплощённым разрешением его собственного вопроса, разрешением, не согласным с тем, к которому пришёл он сам”.
Символом решения какого идеологического вопроса становится Свидригайлов?
Вопрос о вариантах “исхода” – о самоубийстве.
IV. Подведение итогов.
Что открыл нам в романе “Преступление и наказание” анализ эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”?
Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи романа и более глубоко проникать в идею произведения. Роль двойника Свидригайлова в романе, как показывает анализ эпизода, заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу “всё позволено”.
V. Домашнее задание.
Подготовьте ответ на вопрос: “Есть ли у Раскольникова ещё двойники?” Докажите свою точку зрения.
Литература
- Золотарёва И. В. Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие. – М.: ВАКО, 2003.
- Сычёв Б. П. Сочинение – анализ эпизода. //Литература в школе. – 2003. - № 9. – С. 33 – 37.
- Павлова Н. И. Анализ эпизода. // Литература в школе. – 2003. - № 7. – С. 27 – 28.