Нетрадиционные формы уроков - понятие очень широкое, многомерное. Основополагающая задача их - развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции
В нашей школе традиционно проводится литературная гостиная - нетрадиционная форма зачета. Проводится она во всех параллелях один - два раза в год и ориентирована не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика, поэтому и тема выбирается в зависимости от особенностей класса (познавательных способностей, индивидуальных качеств). Каждому ученику в этом зачете предоставляется право выбора формы самореализации: он может стать режиссером или сорежиссером, руководителем группы, сценаристом, художником, декоратором, фотографом, журналистом, редактором, но при этом ему необходимо выполнить определенное задание по изученной теме.
В нашей школе очень результативно и интересно проходили литературные гостиные по творчеству М.И. Цветаевой, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.С. Гумилева, В.М. Шукшина. Ниже прилагается сценарий одной из них.
Оформление:
- портрет М.А. Некрасова;
- строчки из стихотворения “Элегия”: “Я лиру посвятил народу своему...”;
- репродукция картины И. Репина “Бурлаки на Волге”.
Музыкальное оформление:
- аудиозапись народной песни “Тройка”.
- костюмы для героев из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, из поэмы “Русские женщины”.
Ход литературной гостиной
1 ведущий
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым –
Всему начало здесь, в краю моем родимом!
2 ведущий
С такой болью и горечью говорит о детских годах, проведенных под родительской кровлей, Николай Алексеевич Некрасов. Отец поэта, типичный помещик-крепостник, человек малообразованный и грубый, отличался деспотическим характером. В семье царила атмосфера страха.
1 ведущий
Некрасову посчастливилось вырасти на берегу великой русской реки, среди живописных полей, лугов, лесов. “О Волга!... колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?” - воскликнет Некрасов.
2 ведущий
Но и эта любовь подверглась тяжелому испытанию. Через много лет, в поэме “На Волге”, Некрасов расскажет о своей встрече с бурлаками, о том, как детское сердце ранила бурлацкая песня, запоминающая протяжный похоронный стон.
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца!
1 ведущий
Какая известная картина напоминает нам поэму Некрасова “На Волге?”
(Картина И. Репина “Бурлаки на Волге”) Учился Некрасов в Ярославской гимназии, которую не окончил.
В 1838 году Некрасов отправился в Петербург. Два желания принес юный провинциал в столицу: поступить в университет и ; стать поэтом. Он тогда уже писал стихи. Отец пророчил сыну военную карьеру, настаивал на поступление в Дворянский полк. Ослушание привело к разрыву: отец отказал в материальной помощи. Семнадцатилетний юноша оказался в незнакомом городе один, без средств, без родственников, без друзей. Трудно преувеличить бедствия, какие испытал поэт в первые годы самостоятельной жизни.
Сам он, вспоминая, рассказывал: “Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”.
2 ведущий
Первым руководителем и наставником поэта была его мать. Елена Андреевна представляла полную противоположность мужу по воспитанию, по характеру, по отношению к крепостным. С благодарным чувством Некрасов вспоминал те долгие зимние вечера, когда мать читала детям книги, музицировала, рассказывала, приоткрывая перед ними далекий, неведомый и прекрасный мир героических поступков, возвышенных страстей.
В каких произведениях Некрасов с благоговением рисует образ матери как идеал нравственной высоты? (В стихотворениях “Мать”, “Родина”, “Рыцарь на час”)
1 ведущий
В 1840 году вышла первая книжка стихов Некрасова. Как называл Некрасов свой первый сборник стихов? (“Мечты и звуки”)
2 ведущий
Это были незрелые стихи. К изданию этой книги начинающего поэта подталкивала нужда, надежда на заработок, хотя чутье уже тогда подсказывало ему несовершенство его юной музы.
1 ведущий
Кто был суровым критиком первых произведений Некрасова и его идейным учителем? (В.Г. Белинский)
2 ведущий
В это время состоялось знакомство Некрасова с Белинским, которое вскоре переросло в дружбу и определило весь дальнейший путь поэта. “Моя встреча с Белинским, - говорил Некрасов, - была для меня спасением...”
С именем Белинского связано развитие “натуральной школы” в русской литературе. Крупным вкладом в “натуральную школу” было художественное творчество Некрасова.
В 1845 году появилось стихотворение, о котором Белинский, прочитав его, сказал: “Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный”.
...Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот так, с охотой...
А, слышь, бить - так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку...
О каком стихотворении идет речь? (стихотворение “В дороге”)
1 ведущий
Во второй половине 40-х годов Некрасов написал ряд стихотворений, в которых отразил тяжелую жизнь городской и деревенской бедноты. К ним относятся: “Пьяница”, “Вино”, “Извозчик”, “Вор”, “Ванька”, “Проводы”, “Гробок”. В 50-х годах появляются новые стихотворения о крепостной деревне: “В деревне”, “Забытая деревня”, “Несжатая полоса”, “Влас”. Дума о народе, тревога за его судьбу, желание изменить и облегчить его участь - вот что лежит в основе всех этих стихов.
Кого изображает в следующих строках Некрасов: “Лицо являло след недавнего недуга стыда, отчаянья, моленья и испуга”? (Бедняка из стихотворения “Вор”)
2 ведущий
В 1847 году Некрасов создает одно из наиболее популярных стихотворений. И. С. Тургенев по поводу этого стихотворения сказал:
- Его стихотворение меня совершенно с ума свело, денно и нощно твержу я это удивительное произведение. О каком стихотворении идет речь?
(“Еду ли ночью по улице темной”)
1 ведущий
В 1848 году Белинский умер. Его преждевременная смерть тяжело переживалась Некрасовым. Вслед за этим ударом последовали другие. Царское правительство усилило репрессии против передовых писателей. Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной каторгой, Салтыков-Щедрин сослан в Вятку. За Островским учредили полицейский надзор, Герцен, еще раньше выехавший за границу, вынужден был перейти на положение политического эмигранта. В 1852 году арестовали и выслали в деревню Тургенева.
2 ведущий
Героическая личность часто выступает в поэзии в образах конкретных исторических лиц:
Чернышевского, Добролюбова, Шевченко.
Одно из стихотворений посвятил Некрасов Чернышевскому. Послушайте его:
Не говори: “Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!”
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских
“Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!”
Так мыслит он - и смерть ему любезна
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна...
Его еще покамест не распяли,
Но час придет - он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Царям земли напомнить о Христе.
Стихотворение с таким же названием есть у Пушкина, Лермонтова. Как оно называется? (“Пророк”)
1 ведущий
Муза Некрасова в это напряженное время бьет тревогу. “Размышления у парадного подъезда”.
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям...
Где было напечатано это стихотворение, запрещенное в России? (В газете “Колокол”, издаваемой Герценом за границей)
2 ведущий
В 1865 Н.А. Некрасов написал “Железную дорогу”. Поэт завершает 2 главу поэмы следующими строчка? Отчизну любезную... вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что господь ни пошлет!... Эти строчки - гимн труду и хвала народу.
1 ведущий
Много стихотворений Некрасов посвятил детям.
Играйте же дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Строчки из какого стихотворения вы услышали? Какие еще стихотворения Некрасов посвятил детям?
2 ведущий
Семидесятые годы знаменовались подъемом революционного движения в России. В его творчестве этого периода ведущее место заняли революционные мотивы. В 1870 он написал поэму “Дедушка”. Закончив “Дедушку”, Некрасов приступил к созданию поэмы “Русские женщины”.
Кому посвящены эти две поэмы?
(Декабристам и женам декабристов)
1 ведущий
Вершиной поэтической деятельности Некрасова справедливо считают поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Автор задумал показать народ при его вступлении в новый переломный период существования, “когда старое бесповоротно у всех на глазах рушилось, а новое только укладывалось...” А сейчас попробуйте узнать героев поэмы.
“Осанистая женщина,
Широкая и плотная...
Красива, волос с проседью,
Ресницы богатейшие
Сурова и смугла”?
Кто это?
(Матрена Тимофеевна, крестьянка).
“Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красоты
... кость широкая
Но сильно исхудалое лицо”?
(Гриша Добросклонов)
“Через леса дремучие
Через болота топкие
Пешком пришел, шельмец!
Один, как перст: фуражечка
Да тросточка, а в тросточке
Для уженья снаряд.
И был сначала тихонькой...”?
Кто это?
(Немец Фогель, управляющий)
2 ведущий
В последние годы своей жизни Некрасов тяжело болел, предчувствуя близкую смерть, в стихах этого периода он подвел итоги сделанного им.
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - “страдания народа”.
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.
Строчки из какого стихотворения, в которых содержится самооценка сделанного в жизни, взгляд на место поэта в обществе и обращение к потомкам, вы услышали? (“Элегия”)
1 ведущий
Умер Некрасов 8 января 1878 года.
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди!
В этих строчках обращает на себя внимание ясность цели и спокойное сознание исполненного долга.