Обобщающий урок по литературе XIX в.

Разделы: Литература


Цели:

  • закрепить изученное ранее;
  • учить умению обобщать материал;
  • развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
  • прививать интерес к слову;
  • обучать работать в группах;
  • развивать творческие способности.

Оформление: Запись “Собрание пестрых глав”, иллюстрации к произведениям писателей XIX века, портреты писателей, рисунки детей, экран “Учимся и играем”, тесты.

Названия команд 1;2;3;4.

Конкурс капитанов

Рисунки (домашнее зад. )

1 “…. ” 2 “…” 3 “…” 4 “…”
Что я знаю о классиках?        
Лови ошибку        
На сценической площадке.

(домашнее задание. )

       
Мастера слова.        

Ход урока

Вступительное слово учителя

Ребята! Сегодня мы проводим игру “Знатоки литературы”.

Нами изучен раздел “Литература XIX века”. Перед вами портреты великих писателей- классиков: М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, А. П. Чехова, Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Их произведения, заставляют многие поколения людей: думать, радоваться, грустить, учат нас жить по-совести.

Представляю членов нашего жюри, которое будет отражать результаты работы на экране.

В конце игры жюри отметит лучших актеров, теоретиков, мастеров слова, художников, знатоков во всех номинациях. УДАЧИ ВАМ, РЕБЯТА!

Проведение конкурсов:

Конкурс капитанов.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

  1. Какие произведения знаете?
  2. Его псевдоним.
  3. Место службы.
  4. Что читали генералы на острове?

А. С. Пушкин.

  1. Назовите произведения А. С. Пушкина.
  2. Кто смертельно ранил Пушкина?
  3. Кто выпускал бюллетени о состоянии здоровья поэта?
  4. Что лишнее? (Анапест, хорей, гипербола.)

М. Ю. Лермонтов

  1. Назовите годы жизни и родовое имение поэта.
  2. Какие произведения вы знаете?
  3. В каком городе и у подножья какай горы был убит М. Ю. Лермонтов?
  4. Что лишнее? (Роман, ямб, повесть.)

Н. В. Гоголь.

  1. Родовое имение Гоголя.
  2. В каком произведении Гоголя у героя черт украл шапку?
  3. Что просила у кузнеца Вакулы Оксана?
  4. Продолжи (Эпитет, гипербола, сравнение, …)

Н. А. Некрасов

  1. С какой рекой связано рождение поэта?
  2. Откуда строки: “Вот парадный подъезд, По торжественным дням…”
  3. Кто сказал о поэте “ Да вы, батенька, поэт, и поэт истинный!”

- Из какого произведения слова: “Все серые, карие, синие…глазки смешались, как в поле цветы”

- Что я знаю о классиках?

На столе представлены 5 билетов (1- Пушкин. 2 - Лермонтов. 3 - Чехов и т. д. , каждая команда вытягивает билет и определяет того, кто будет отвечать)

Конкурс “Лови ошибку”.

Билет №1:

  1. Эпитафия – стихотворение, посвященное женщине.
  2. Романс – небольшое лирическое произведение песенного типа.
  3. Элегия – грустное стихотворение

Билет №2:

  1. Рассказ – небольшое произведение, посвященное обычно отдельному событию из жизни героев. Рассказ – малая форма эпической литературы.
  2. Дактиль - //-//-//-//- (стихотворный размер с ударением на первом слоге.
  3. Гипербола – это сравнение.

Билет №3:

  1. Мандригал – надгробная стихотворная надпись.
  2. Гимн – хвалебная песнь богам (в античном мире).
    В наше время: торжественная песнь на возвышенную тему.
  3. Античный – древний.

Билет №4:

  1. Род – исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.
  2. Каллиграфия – правильная речь.
  3. Мольер – французский драматург.

Билет №5:

  1. Сказ – фольклорное эпическое произведение, построенное на точных зарисовках быта, нравов в форме разговорной речи.
  2. Годы жизни Лермонтова /1815-1851 /.
  3. Жанр – исторически сложившийся вид литературного произведения.

- Теперь мы хотели бы посмотреть, как команды выполнили домашнее задание. На сценической площадке . Кто из нас настоящий актер?

- Мы изучили много стихов наизусть. Желающие могут помочь своей команде заработать очки.

/Жюри подводит итоги. Учитель дает тестовую работу. /

Тестовая работа.

Антон Павлович Чехов /1860-XIX04/.

  1. Продолжи слова Чехова: “Краткость – сестра…”
  2. Как называется журнал, в котором Чехов поместил свои первые произведения?
  3. Небольшое по размеру шуточное произведение – это…
  4. Продолжи: “Жалобная книга ”,…
    /Назовите известные вам произведения А. П. Чехова./
  5. В православии: небольшая круглая булочка, используется для крещения это -…
  6. Из какого произведения слова: “Так ты кусаться ,окаянная. . ”
  7. Какую специальность еще имел Чехов?
  8. Псевдоним Чехова?
  9. Название произведения? Кто герой слов: “Тянул! Чтоб тебя на том свете потянуло…коли не умеешь рвать, так не берись!”
  10. Кто рвал зубы у дьячка?
  11. Продолжи: генерал Жигалов,повар генеральский Прохор…,
  12. Сколько раз меняет герой свое решение о том, что нужно делать с собой?

Михаил Юрьевич Лермонтов /1814-1841/.

  1. Откуда строки:
    “Погиб поэт! - невольник чести -
    Пал, оклеветанный молвой,” …
  2. Кто смертельно ранил Лермонтова?
  3. Где похоронен поэт?
  4. Кто его воспитывал?
  5. У подножья какой горы, и близ какого города был смертельно ранен поэт?
  6. Из какой поэмы строки:
    “ Москва! Москва! . . .
    Люблю тебя,как сын,
    Как русский, - сильно…”
  7. Какому историческому событию посвящено стихотворение “Бородино”?
  8. Кто лишний: Пушкин, Распутин, Лермонтов, Крылов, Репин.
  9. Назовите известные вам произведения М. Ю. Лермонтова.
  10. Мотивы веселья или одиночества звучат в стихах поэта?
  11. Где было написано стихотворение “Смерть поэта”?
  12. Романтический пафос произведений,был свойственен какому знаменитому английскому поэту? Перед его творчеством склоняли голову и Пушкин,и Лермонтов

Николай Алексеевич Некрасов /1821-1883/.

  1. Родовое имение. Какая река протекала возле усадьбы?
  2. Кому посвящено стихотворение Некрасова “Школьник”?
  3. Люди, тянущие баржу - это…
  4. Назовите картины художника Репина об этих людях.
  5. Кто был основателем русского журнала “Современник”?
  6. Редактором, какого журнала был Некрасов?
  7. Откуда строки:
    “Где народ, там и стон…
    Эх, сердечный,
    Что же значит твой стон…”
  8. Лишнее: эпитет, роман, повесть, рассказ.
  9. Продолжи: ямб, дактиль,…
  10. Продолжи: поэма“Кому на Руси жить…”
  11. Лишнее: парадный подъезд, церковь, лицей, мужики.
  12. Любитель несбыточных проектов - это…

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. /1826-1889/.

  1. Родовое имение.
  2. Учился ли писатель в лицее (Царское Село).
  3. Почему С-Щедрина назвали “Пушкиным тринадцатого выпуска” За что?
  4. В какой город, за какие произведения и на сколько лет был выслан писатель?
  5. В каком журнале появляются первые сказки С-Щедрина?
  6. Рядом с могилой какого писателя, похоронен С-Щедрин?
  7. Редактором какого журнала он был ?
  8. Сочетание фантастики с реальными бытовыми жизненными проявлениями-это. .
  9. Кем был Ювенал?
  10. Как одним словом можно назвать произведения искусства, в которых осмеиваются порочные явления действительности, содержится резкое обличение.
  11. “…один из здешних старожилов изобрел оригинальный способ приготовления ухи: взяв живого налима, предварительно его…”? Что увеличится у налима? Название произведения?
  12. Что выслали в конце сказки генералы мужику?
    /Повесть о том, как…/

Иван Сергеевич Тургенев.

  1. Продолжи: “Собака”, “Русский язык”,…
  2. Продолжи: “Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только …”
  3. Какой очерк определил судьбу писателя?
  4. В первом издании “ Стихотворений в прозе”, изданном при жизни автора, сколько было произведений?
  5. Родовое имение.
  6. Произведения, входящие в сборник “Записки охотника”.
  7. Имена мальчиков в “Бежином луге”
  8. Что надел себе на голову бочар Вавила, которого приняли за приведение?
  9. О ком в “ Бежином луге говорит автор: “Жаль, славный был парень!”
  10. Назовите произведение: “Ему отвели над кухней каморку. Он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, - истинно богатырскую кровать…”
  11. Продолжи: старая барыня, Капитон, Татьяна,…
  12. Что лишнее? Автор “ лишнего” произведения: “Ревизор”, “Мертвые души”, “Левша”, “Ночь пред Рождеством”.

Александр Сергеевич Пушкин. /1799-1837/.

  1. Годы жизни.
  2. Кто написал стихотворение “ Смерть поэта” . Кому оно посвящено?
  3. Где похоронен Пушкин? Название монастыря, реки.
  4. В каком местечке находился Пушкин, когда в Москве свирепствовала холера?
  5. Перечислите жанры лирики Пушкина.
  6. На кого написана была им эпиграмма?
    “Полу - милорд, полу - купец,
    Полу - мудрец, полу - невежда,
    Полу - подлец, но есть надежда
    Что будет полным наконец.
  7. Перечислите произведения, которые входят в сборник “Повести покойного… Белкина”
  8. Эпиграф к повести “Барышня – крестьянка”.
  9. Продолжи: Дубровский, Кирилл Петрович,…
  10. Как звали няню Пушкина? Где она жила?
  11. Лишнее убери: роман, рассказ, мадригал, повесть.
  12. Кто смертельно ранил Пушкина?

Николай Васильевич Гоголь /1802-1852/

  1. Продолжи “Вечера на хуторе близ…”
  2. Кто подсказал сюжет “Мертвых душ”и “Ревизора” Гоголю ?
  3. Какай художественный прием любил использовать Гоголь в своих произведениях?
    - “Редкая птица долетит до середины Днепра”
    - “Казацкие шаровары шире Черного моря”.
  4. Что украли в “Пропавшей грамоте” у деда черти?
  5. Продолжи: “На зеркало неча пенять, …”
  6. Имя, отчество Хлестакова?
  7. Как звали судью в “Ревизоре”?
  8. Назвать лишнее: Тарас Бульба, Бобчинский, Держиморда, Иван Кузьмич Шпекин.
  9. Кто говорит слова: “Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились … крысы . . . Пришли, понюхали - и пошли прочь”.
  10. Инкогнито - это значит?
  11. Лишнее: романс, мадригал, эпитафия, повесть, гимн.
  12. Найди ошибку? /Лермонтов - Тарханы, Пушкин – Спасское - Лутовиново,Гоголь - Васильевка,Тургенев - Михайловское/