Подготовительный этап:
1. Маршрут.
Для этого класс разбивается на команды. Каждая команда выбирает командира (капитана). С ними и обсуждается маршрут.
- На поиски “Спящей царевны” В.А.Жуковского.
- Вслед за Русланом А.С.Пушкина.
- Ищем “Пропавшую грамоту” Н.В.Гоголя.
2. Распределение ролей.
Герои на станциях, штурманы (ведут записи, отмечают активность для дальнейшей оценки); архивариусы (авторы будущего журнала путешествия). Командиры экипажей руководят работой своей группы.
3. Выбор средства передвижения.
Проведение (ход) игры:
Звучит музыка Свиридова к повести Пашкина “Метель” (“Тройка”).
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
- Сегодня нам предстоит совершить удивительное путешествие и принять участие в поисках героев сказочных фантастических повествований русских писателей 19 в.
Первая на нашем пути станция “Дворец царя Матвея” (сказка В.А.Жуковского “Спящая царевна”). Можно продумать небольшое оформление.
Звучит музыка из русской народной сказки.
(Появляется В.А.Жуковский)
В.А.Жуковский:
Желаю здравствовать, господа! Разрешите представиться – В.А.Жуковский. Надеюсь, имя мое вам знакомо. Сделайте одолжение, расскажите, что известно вам обо мне.
(Команды отвечают. При правильном ответе команда получает дорожную марку, которая кладется в журнал).
Я рад, что и сказку мою вы вспомнили. Вот как раз о ней речь и пойдет. Героям моим помощь ваша требуется. Надеюсь, помочь не откажетесь. Да пусть они сами и расскажут.
Царь Матвей:
Я с царицею своей
Жил в согласье много лет,
А детей все нет как нет.
Раз царице добрый рак
Напророчил, что родит
Дочь прекрасную она.
Что сказал, сбылося в срок.
Я на радости такой
Закатил веселый пир.
На него я пригласил
Чародеек молодых.
Было ж всех двенадцать их.
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Я на праздник не позвал.
Горе мне! Пришла она!
И подарок принесла,
Обещав, что дочь моя
На шестнадцатом году
Ручку белую свою,
Уколов веретеном,
Вдруг умрет во цвете лет!
Я, беду чтоб отвести,
Запретил и прясть, и ткать,
Приказал, чтоб веретен
Духу не было в домах!
А предчувствие томит
И недоброе сулит.
В.А.Жуковский:
Ответьте, господа, кто перед вами? Что ждет его впереди? (В ближайшее время). А вот еще один герой.
Царский сын:
С свитой ловчих
Как-то раз
Забавлялся ловлей я.
Но от свиты вдруг отстал.
Вижу – бор, он темен, дик.
Тут навстречу мне старик.
Он поведал мне о том,
Что в чудесном боре том,
В зачарованном дворце
Спит царевна много лет.
Кто пытался ей помочь,
Погибал иль пропадал.
С той поры
И днем, и ночью
Думаю о ней одной.
Как помочь? Ведь есть же средства?
В.А.Жуковский:
Итак, кто перед вами? Подскажите, как он может помочь царевне?
(Подсчитываются жетоны. Если количество одинаково, то задается дополнительный вопрос). Кто первым ответил правильно, первым отправляется в путь и получает право первым отвечать на вопрос на следующей станции.
- Сколько лет проспала царевна?
- Что стало за эти годы с царем и царицей, придворными?
В.А.Жуковский:
В добрый путь!
Станция “Во дворце Владимира-Красно Солнышко”.
(Появляется Пушкин).
Пушкин:
У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том…
Добро пожаловать, милостивые господа, в мое Лукоморье. А скажите-ка мне, из какого произведения я только что строчки прочел? Многие считают, что “Руслан и Людмила” - сказка. Правы ли они?
Ну, раз с поэмой моей вы знакомы, значит, и помочь моим героям сумеете. А вот и они.
Кн.Владимир:
В толпе могучих сыновей,
С друзьями в гриднице высокой
Не так давно я пировал.
Меньшую дочь я выдавал
За князя храброго Руслана.
Но видно рок сулил, уж ночью
Людмила, ягодка моя, пропала.
Я был безутешен.
На зятя гневом распалясь,
Что не сумел сберечь супругу,
Я обещал ее тому,
Кто первым мне вернет Людмилу.
Но сердце ноет и болит…
Ведь знаю я, Руслан отважный
Не мог ни струсить, ни предать.
Так значит, дело здесь нечисто…
А.С.Пушкин:
Кто перед вами? Помогите князю, ответьте на его вопрос. Кто же похитил Людмилу и почему? Кто будет помогать Черномору и почему?
Руслан:
А я томился молчаливо,
И смысл, и память потеряв.
Сначала ехали мы вместе,
Четыре витязя, потом
Разъехались. Я шагом
Поехал тихо меж полей.
Потом пещера. В ней кудесник.
Он мне поведал, что волшебник
Коварный, хитрый Черномор
Похитил нежную Людмилу.
Я не боюсь ни битвы страшной,
Ни дальнего пути, но чары
Волшебника, боюсь, не в силах
Преодолеть я. Помогите!
А.С.Пушкин:
Посоветуйте, как поступить Руслану? Какая смертельная опасность ждет его на обратном пути? Как ведет себя Людмила в чертогах Черномора?
Дополнительный вопрос:
- Что случится с соперниками Руслана?
- Как поступят с Черномором?
Приключения близ Диканьки (“Пропавшая грамота”).
Н.В.Гоголь:
Добрый день, господа! Рад приветствовать вас на земле Малороссии. Удивительный здесь живет народ, талантливый, находчивый, веселый. А как любит разные удивительные истории. Одну такую историю рассказал мне дьячок Диканьской церкви Фома Григорьевич.
- Не припомните, как называлась история?
- А как назывался сборник, в который я ее включил?
- Кто высоко оценил этот сборник? Да вот и сам Фома Григорьевич.
Фома Григорьевич:
Доброго всем здоровьица, Панове! Премного благодарен, что вспомнили о дьячке Фоме Григорьевиче. Правду сказать, вниманьем хуторских наших не обижен. Пуще всего девчата и молодцы любят, когда я на вечерницы к ним явлюсь. А не припомните ли, с чего это такой интерес ко мне? И то верно, историй я знаю много. А скажите-ка мне, Панове, какие сказочки они чаще всего просят меня рассказать? Вот и правда! Покажитесь только на глаза им: “Фома Григорьич! Фома Григорьич! А нуте яку-нибудь страховинну казочку! А нуте! Нуте! И пойдут, и пойдут!
Есть у меня одна такая, как покойного деда однажды нарядил сам гетьман гонцом с грамотой к царице. Дед долго собираться не любил: грамоту в шапку зашил, вывел коня и был таков. На другой день был уже в Конотопе. На ту пору была там ярмарка. И встретил он там, на свою беду…
- Кого? Почему на беду?
Верно! Вот тебе и гетьманский гонец! Вот тебе и привез грамоту к царице! Да вот он и сам.
Дед:
Да, други, попал я в историю, хуже не придумаешь. Принялся я угощать черта такими прозвищами, что, думаю, ему не один раз чихалось тогда в пекле. Но бранью мало пособишь, а затылок, сколько не чесал, никак не мог ничего придумать. Что делать, люди добрые? Подскажите!
Н.В.Гоголь:
Итак, дайте совет, как поступить гонцу, чтобы грамоту найти.
Дополнительные вопросы:
- Почему был выбран именно этот гонец?
- В какую игру играли?
- Почему каждый год в один и тот же день жена гонца пускается вприсядку вопреки своей воли?
Подводятся итоги.
Штурманы вместе с архивариусами пишут отчет о путешествии.
Оценки по системе рейтинговой оценки.
Рейтинговое оценивание учащихся в ролевой игре.
Критерии и параметры | Ф.и. Уч-ся |
|
|
|
||||||||||||||||
Подготовительный этап | ||||||||||||||||||||
1.Ознакомление с ситуацией, построение ситуационной модели. | ||||||||||||||||||||
2. Разработка сценария, распределение ролей, формирование групп. | ||||||||||||||||||||
Игра | ||||||||||||||||||||
1. Определение ситуативной цели участников ситуации. | ||||||||||||||||||||
2. Корректировка речи в соответствии с ситуацией. | ||||||||||||||||||||
3. Соблюдение языковых норм словоупотребления. | ||||||||||||||||||||
4. Сохранение основной мысли при создании текста. | ||||||||||||||||||||
5. Практическое владение жанрами повествовательного и описательного рассказа, устного ответа. | ||||||||||||||||||||
6. Сохранение основной мысли в монологе и диалоге. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
7.Чувство уверенности и свободы при произнесении текста. | ||||||||||||||||||||
8. Умение слушать тему и основную мысль произносимого текста. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
итого | ||||||||||||||||||||
оценка |
3б-проявлено на творческом уровне | 0б-не проявлено | 10-13б-“3” |
2б-прявлено полностью | 18б и выше-“5” | 10б-“2” |
1б-прявлено частично | 14-13б-“4” |