Литература
-
Интегрированный урок литературы и музыки по рассказу К.Г. Паустовского "Старый повар". 6-й класс 2007
Содержанием урока по литературе для 6-го класса является анализ текста рассказа К.Г. Паустовского, а одной из главных его целей – развитие представлений учащихся о литературе и музыке как о видах искусства, их своеобразии и взаимосвязи. Эта цель достигается внимательным чтением рассказа, включающим работу со словом, и использованием на уроке музыкальных произведений, требующих работы над звуком. В процессе урока учитель касается некоторых моментов биографии Моцарта, знакомит ребят с клавесином – неизвестным им музыкальным инструментом, обращается к другим знакомым им литературным произведениям (например, к сказке Андерсена «Соловей»), расширяет знания учащихся о творчестве Паустовского.
-
Поэтика рассказа В.В. Набокова "Пасхальный дождь" 2007
Набоков - великолепный стилист, мастер метафоры и художественной формы. Он едва ли не последний писатель ХХ столетия, сумевший с помощью виртуозной словесной эквилибристики сохранить непрозрачность текста, зашифрованной и глубоко запрятанной тайны. В этом плане интересна поэтика рассказа «Пасхальный дождь», попытка исследования которой представлена в статье. Раннее произведение В.В. Набокова насыщено различными приёмами: литературными аллюзиями, запутанной, хитроумной игрой масками, приёмами одушевления вещи, зеркальных отражений, прямого и косвенного изображения героев, «потока сознания», снов.
-
Разработка нетрадиционного урока литературы в 11-м классе по теме: «Вера, Свобода, Любовь на страницах романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"» 2007
Нетрадиционный урок в 11-м классе по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" поднимает вопрос о вере, свободе и любви.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Последняя встреча Татьяны и Онегина" 2007
Урок обобщения и систематизации изученного материала по произведению А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Через рассмотрение любовной линии романа у учащихся формируются навык работы с текстом, умение давать нравственную оценку поступков героев романа и умение свободно аргументировать свои мысли; развиваются коммуникативные способности учащихся.
-
Тема урока: «М. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"». 7-й класс 2007
Задачи: показать особенности поэмы М. Лермонтова как лиро-эпического жанра и её связь с фольклором; показать мастерство Лермонтова - художника слова, особенности использования тропов в поэме; обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного, взаимоотношения опричников и простого народа, воспитание; обсудить проблему долга и чести в поэме; учить детей работать в группах постоянного и сменного состава.
-
Приемы развития критического мышления при изучении рассказа В. Солоухина "Мститель" 2007
Урок, создающий учащимся условия для формирования умения отстаивать свои позиции, убеждения, использовать личный жизненный опыт.
-
Анализ поэтического текста с помощью эйдос-конспекта. 5–7-е классы 2007
Художественный текст является импульсом к рождению образов в различных вариациях, представленных в сознании читателей. Диалог писателя и ученика скрыт от учителя. Эйдос-конспект (размышление, рожденное образностью художественного текста, сопровождаемое созданием учащимися собственных образов) показывает глубину понимания текста. Представлен опыт работы с эйдос-конспектами при анализе поэтического текста и урок на тему «Лирика М.Ю. Лермонтова» в 7-м классе.
-
Педагогическая мастерская по литературе в 11-м классе "И смех, и слезы…" по теме: "Сатира ХХ века" 2007
Педагогическая мастерская дает возможность идти за ребенком и доставлять ему радость постоянного интереса, преподавать то, что существенно важно для роста личности; искать пути совмещения свободы с дисциплиной, максимально сблизить учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия через способы подачи материала, способы деятельности учащихся, ценностные ориентиры.
-
Урок-путешествие по рассказам В.А. Осеевой: "Доброта нужна всем людям, пусть побольше добрых будет" 2007
Открытый урок-путешествие по рассказам В.А. Осеевой: «Доброта нужна всем людям, пусть побольше добрых будет» (5-м класс). Задачами урока являются: формирование и развитие положительных качеств личности на уроках чтения в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида; развитие умений выделять положительные черты характера действующих лиц, экспрессивной и импрессивной стороны речи.
-
Литературно-музыкальная композиция "М.Ю. Лермонтов и музыка" 2007
Школа XX века предусматривает современные формы работы с учащимися (подростками) в области литературного образования. Интегрированные уроки - одна из форм такой работы. Они актуальны для подростков, а их специфика - комплексное освоение различных видов искусства. Данный урок поможет учащимся взглянуть на великого поэта с другой стороны, а именно – не только как человека, одаренного от природы даром писать литературные произведения, но и как музыкального человека.
-
Тема урока: "Сатира и юмор в русской литературе, или Смех – лучшее лекарство" 2007
Урок литературы проходил в рамках валеологической декады в школе "Мы - за здоровый образ жизни". Цель данного урока - приобщить учащихся к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения; психологически настроить обучающихся на позитивное, то есть создать хорошее настроение, благоприятный микроклимат в коллективе.
-
Интегрированный урок по литературе в 9-м классе по теме: "Сопоставительный анализ эпизодов "Сцена прощания Андрея и Ирины" и "Сцена прощания Касьяна и Натальи" (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека" и повести Е. Носова "Усвятские шлемоносцы") 2007
Итак, Великая Отечественная... Почему именно эта тема? Война закончилась давно, боле 60 лет назад. Одни считают, что о ней говорить не просто нужно, а необходимо – ведь это наша история. Другие утверждают, что не стоит бередить былое. Третьи о войне не знают ничего. На уроке литературы произведения М. Шолохова и Е. Носова вернут нас в то страшное время.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "В конце концов он назвал себя Добрым" (по роману Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот") 2007
Данный урок – обобщение материала по произведению известного испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра, человека эпохи Возрождения, мечтающего о справедливости. Анализируя отдельные эпизоды, учащиеся постигают душевное величие Дон Кихота, его мужество и стойкость. Благородные порывы героя заставляют детей задуматься над актуальностью проблемы в наше время и дают почву для размышлений о долге и чести, справедливости и бескорыстии, рыцарстве и благородстве. Этому способствуют материалы, подобранные из газет и журналов сегодняшнего дня.
-
Анализ эпизода "Лунная ночь в Отрадном" из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2007
Анализ эпизода "Лунная ночь в Отрадном" из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" помогает ученикам понять внутренний мир Наташи Ростовой и Андрея Болконского, проследить зарождение симпатии и интереса между этими героями. Работая с текстом отрывка, находя в нём художественные средства выразительности языка, учащиеся постигают мастерство великого писателя.
-
Литературный вечер по сказке-повести А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" 2007
Внеклассной работе по предмету уделяется порой недостаточно времени. Но в младшем и среднем звене именно игровые формы организации жизнедеятельности школьников способствуют повышению интереса к изучаемому предмету. Внеурочных форм работы по литературе немало. Это и гостиные, и театральные встречи, и конкурсы знатоков произведений того или иного писателя, и конкурсы чтецов, и вечера и т.д. Данное мероприятие призвано познакомить учащихся с личностью известного детского писателя А.А. Милна.
-
Урок словесности на тему: "Роль изобразительно-выразительных средств в жизни человека" 2007
В статье представлен конспект урока словесности, посвященного выяснению роли изобразительно-выразительных средств. Урок реализует возможность приобщения к произведениям искусства, способствует воспитанию внимательного отношения к слову, развитию творческого воображения через частичный лингвистический анализ художественного текста, создание проблемной ситуации и др.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме: "Сравнительный анализ трех версий одного сюжета (на примере отрывка из "Повести временных лет", баллады А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и песни В.С. Высоцкого "Песня о вещем Олеге") 2007
Цель данного урока - создать условия для сопоставительной работы над тремя версиями одного сюжета: отрывка из "Повести временных лет", баллады А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и песни В.С. Высоцкого "Песня о вещем Олеге" и тем самым продолжить совершенствование навыков комплексного анализа художественного произведения и монологической речи учащихся.
-
Урок-путешествие по теме: "Скандинавская мифология. Сказание о путешествии Тора в Утгард". 6-й класс 2007
Есть в программе литературы темы, на изучение которых отводится всего один час. Как заинтересовать учащихся? Как сделать так, чтобы этот урок запомнился, а не остался обзорным? А может, отправиться в путешествие? Сами ученики становятся экскурсоводами в этом увлекательном деле, и вот уже нет места скуке, исчезла тоска ты сам погружаешься в мир скандинавских мифов, следишь за приключениями богов, гномов и великанов, постигаешь сложности модели мира.
-
Урок по теме: "Путешествие по Мещерской стороне". 5-й класс 2007
Данный урок – один из уроков по работе над жанрами художественных произведений. На уроке ребята познакомятся с ярким образцом русского очеркового творчества – циклом К.Г. Паустовского "Мещерская сторона". В процессе знакомства учащиеся почувствуют: автор стремится помочь читателю осознать себя частью природы, слиться с ней воедино, ощутить всю прелесть и "все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы". Учащиеся познакомятся с художественным миром очерков писателя, проявят внимание и наблюдательность, повторят изобразительно-выразительные средства. Важнейшим моментом урока должно стать желание совершить путешествие вслед за автором, узнать много нового и неведомого, пройти таинственными тропами обыкновенной земли, имя которой – Мещерская сторона. Все это позволит увидеть красоту родной природы и подготовить материал для своего будущего очерка.
-
Методическая разработка литературного праздника по сборнику рассказов В.П. Астафьева "Последний поклон" 2007
В разработке освещены основные этапы биографии В.П. Астафьева, составлены литературная викторина по рассказам, входящим в сборник "Последний поклон", инсценировка "За земляникой" по мотивам рассказов. Использован в качестве оформления интерьер, представляющий собой крестьянскую избу, репродукции с изображением картин сибирской природы. Продумано музыкальное сопровождение. Литературный праздник способствует развитию творческих способностей учащихся, помогает углубить интерес к литературе.
-
Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы 2007
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать своё слово, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор.
-
Поэтика абсурда. Чехов и Хармс 2007
Решение темы смерти в творчестве Хармса и Чехова («Вот какие большие огурцы продают теперь в магазинах!» и «Смерть чиновника»). Ситуация смерти лишена трагизма. Авторы как будто смеются над смертью. Человек умер, но его не жаль ни автору, ни читателям. Писатели смеются над жизнью, давно потерявшей смысл. Смерть только обнажает ничтожность и пустоту жизни. Оба писателя стремятся высмеять ограниченность человеческого существования, бессмысленность, мелочность жизни. Смех переходит в плач, переплетаются смешное и страшное, высокое и низкое, философия и быт. Создается абсурд.
-
Урок по литературе на тему: "Гармония природы и души". 10-й класс 2007
Введение регионального компонента Федерального образовательного стандарта по литературе создает условия для формирования внутренней потребности личности изучать литературу родного края. Задача уроков литературного краеведения – сформировать представление о литературе родного края, обогатить учащихся новыми знаниями по литературе Прикамья, наглядно продемонстрировать связь литературы с жизнью, помочь сформировать у учащихся литературно-теоретические понятия, образно представлять себе личность писателя.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Любовь в жизни Базарова" 2007
Данный урок можно использовать при изучении романа И. Тургенева "Отцы и дети". Любовная фабула занимает одну из стадий развития действия. Учащиеся уже знают, что движет главным героем. На уроке они видят нового человека – любящего Базарова. Для активизации деятельности учащихся применяются аудио- и видеозаписи, художественное слово.
-
Публицистический стиль. Жанровое разнообразие (урок словесности в 11-м классе) 2007
Урок проводится с целью сбора материала к защите проекта по теме. Учащиеся создают собственные тексты различных жанров публицистического стиля, используя концептуальную схему слова война, памятки. Каждая группа получает задание: написать небольшой текст в определенном жанре. 1-я группа пишет рецензию на книгу Е.В. Евграфовой "Живые – помните"; 2-я группа – эссе на тему: "Что несет в мир война?"; 3-я группа – репортаж с конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Никто не забыт, ничто не забыто"; 4-я группа – интервью с участником Великой Отечественной войны.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме: "Этот загадочный Шерлок Холмс" 2007
Предложенный вашему вниманию урок внеклассного чтения не только нацелен на углубление знаний литературоведческих понятий, но и способствует формированию интереса к произведениям Конан-Дойла, развитию воображения и творчества, осознанию учащимися, что детектив может быть не только "лёгким" жанром, но и серьёзным произведением, заставляющим мыслить. А творческие задания на уроке внеклассного чтения активизировали ребят: каждый мог проявить свои разнообразные способности в роли художника, актера, исследователя-литературоведа, вдумчивого читателя и критика.
-
Урок-викторина по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" 2007
Предлагаемая викторина проводится с целью проверки знания обучающимися текста пьесы А.Н. Островского "Бесприданница", готовности работы над анализом произведения. Викторина проводится посредством обращения к какому-либо ученику. Можно поделить учащихся на 6 групп, каждая группа будет представлять одного героя.
-
Конспект урока по теме: "Очерк жизни и творчества И.А. Бунина" 2007
В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством И.А.Бунина, развивают навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала; развивают культуру речи, память, мышление, творческие способности. Урок способствует формированию интереса к самостоятельному чтению произведений писателя.
-
Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо" 2007
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Я тоже была.." о личности и судьбе М.И. Цветаевой 2007
Поскольку ученики впервые встречаются с творчеством этого поэта, ведущей целью занятия является знакомство с личностью и судьбой Цветаевой, создание мотивации для дальнейшего изучения лирики Марины Ивановны, выяснение причины её трагического ухода из жизни. Урок иллюстрируется редкими фотографиями семьи Цветаевой, включает видеоклип (фрагмент из кинофильма "Ирония судьбы..." с исполнением романса М.Таривердиева на слова М.Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной..."), строится на основе развивающей технологии встречных усилий, рассчитанной на сотворчество ученика и учителя.